СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 1 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 1 класса»


Рабочая программа

по музыке

1-й класс
















Хамуева Екатерина Владимировна



Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой уча­щимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В календарно-тематическое планирование внесены дополнения при изучении тем, учитывая региональный компонент (использование краеведческого материала) Далее – Региональный компонент ( РК)

Целью уроков музыки в 1 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника


.Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса заключаются:

 в наличии интереса к предмету «Музыка»;

-    в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 1 класса;

-    во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро, медлен­но), динамики (громко, тихо);

-    в узнавании некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, ар­фа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

-    в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко
и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).


Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.



Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 1 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа в год (1 час в неделю).

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.


Рабочая программа по музыке для 1 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литера­турное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.


Реализация задач

Осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главны­ми из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально- ритмические движения, пластическое интони­рование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Программа рассчитана на учащихся русских школ и поэтому в программу внесены некоторые изменения, связанные с тем, что мы живём в многонациональной республике, где живут и трудятся народы разной национальности. Основным направлением программы является формирование интереса к национальной культуре средствами музыкального искусства.

С января 2012 года наша школа является Казачьей кадетской, и поэтому в предметы и дополнительное образование включён так называемый «казачий компонент». Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая группа по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по совершенствованию регионального казачьего компонента. Таким образом, как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине.

  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

  • формирование мировоззренческой нравственной культуры.

  • гуманизация и гуманитаризация процесса образования.



И поскольку наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков и учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры. казачьи традиции.

Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к малой Родине, формирование гражданственности, патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, наследие и традиции.

Программа «Музыка», разработанная под научным руководством Алеева и т.д. в содержание учебного процесса по предмету казачий этнокультурный компонент практически не вводится. Это происходит в силу ряда причин: недостатка соответствующего программно-методического обеспечения, неготовности образовательных структур к обеспечению целостного включения в музыкальную культуру казачества, недостаточной разработанности педагогических технологий для реализации педагогического потенциала казачьего музыкального фольклора, незнание учителями музыкальных традиций, отсутствие методического опыта по их введению в учебный процесс, неумения анализировать музыкально-педагогическую действительность.

Моя тема самообразования «Технология проблемного обучения как средство патриотического воспитания» соответствует методической теме работы школы: « Использование в образовательном процессе культуры и традиций казачества».

Патриотическое воспитание на моих уроках осуществляется через:

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;

- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

- знакомство с культурой , традициями Забайкальского казачества.

В начальных классах в процессе реализации темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские» – поются под ход коня.

Раскрывая тему жанрового многообразия музыки, обращаюсь к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно указываю на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием , где есть элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.


Главная тема 1 класса - «Музыка, музыка всюду нам слышна...».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Содержание учебного предмета «Музыка»

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Изучение казачьей музыкальной культуры, традиций и обрядов.








Содержание программы

1 класс (33 часа)

Тема года:» «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

1.«Нас в школу приглашают задорные звонки» (урок-экскурсия)

2.«Музыка, музыка всюду нам слышна» (урок-путешествие)

Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с  мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко).

3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» (урок-прогулка)

Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.

4. Краски осени. (урок- виртуальное путешествие) (РК)

Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах. Людей искусства по-прежнему неудержимо влечет к себе природа. Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Характерные особенности и отличия осенней природы на просторах центральной части России от природы Забайкалья.. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.

5 «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» (урок-игра) (РК) (2 часа)

Продолжение темы об осенней природе в Забайкалье. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

6 Музыкальное эхо (урок-загадка)

Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке. Средства  музыкальной  выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки.

7. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! (урок-концерт) (2 часа)

Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп (быстрый - медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке. 

8. «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.

9. Ноги сами в пляс пустились. (РК)

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Казачьи пляски. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно).

Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. 

10. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.

11. Марш деревянных солдатиков.

Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации.

12. Детский альбом П.И. Чайковского.

Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий  музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.

13. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. (РК)

В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Казачья сказка «Петрусь- мальчонка русский»

14. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

Любимый праздник детворы – Новый год. Именно  на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции.  Музыкальный инструмент - челеста.

15.Зимние игры. (РК) . (2 часа)

Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку! Казачьи зимние игры

Особенности казачьих игр.


16. « Водят ноты хоровод…»

Музыкальная   азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много  узнать и многому  научиться. В музыке есть свои музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд.


17. «Кто-кто в теремочке живёт?»

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными героями русской народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лисичка, зайка, медведь).

18. Весёлый праздник Масленица. ( 2 часа)

Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих  времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

18. Где живут ноты?

Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

19. Весенний вальс. (РК)

Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Образ матери-казачки в искусстве..

20. Природа просыпается.

Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность картин.

21. В детском музыкальном театре.

Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства!  В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.




22 Мелодии и краски весны.

Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания художественного образа: поэтического, музыкального, живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии.

23. Мелодии дня.

Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.

24. Музыкальные инструменты. Тембры краски.

Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр, выразительные возможности.

25. Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться.

26. На концерте.

Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям.


27. Но на свете почему-то торжествует доброта (музыка в мультфильмах).

Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка в м /фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение, характер, поступки.



29. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.

Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист.

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»


1 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре других народов;

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.




Методы музыкального образования и воспитания младших школьников:

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод концентричности организации музыкального материала;

  • метод игры;

  • метод создания «композиций»;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • стилевой подход;

  • метод восхождения от частного к общему;

  • творческий метод;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод художественного контекста.



Формирование универсальных учебных действий:

Личностные ууд.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

  • Действие смыслообразования.

  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли.

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.


Регулятивные ууд

  • Целеполагание.

  • Волевая саморегуляция.

  • Коррекция.

  • Оценка качества и уровня усвоения.



Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.

  • Смысловое чтение.

  • Знаково – символическое моделирование.

  • Выделение и формулирование учебной цели.


Логические:

  • Анализ объектов.

  • Синтез, как составление целого из частей.

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

  • Построение логической цепи рассуждения.




Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тесты-презентации;

- тест-игра.

Контрольно-измерительные материалы.
  • Тестовые задания на знание авторов и название исполняемых музыкальных произведений.

  • Полугодовая проверка вокального диапазона учащихся.

  • Проверка знаний текста песен.

  • Проверка ритмической основы исполняемых музыкальных произведений.

  • Задания на определение частей в музыке.

  • Задания на знание музыкальных инструментов.


По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся

научатся:


- понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);

- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,

балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,

треугольник, металлофон, аккордеон);

- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,

игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно

выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать

дирижерский жест.


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

- исполнять знакомые песни;

- участвовать в коллективном пении;

- музицировать на детских музыкальных инструментах;

- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,

импровизацию, изобразительными средствами.


По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся


получат возможность научиться:


-высказывать собственные наблюдения о музыке;

-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения;

-разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического твор­чества (прибаутки,

скороговор­ки, загадки, хороводы, игры);

-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

-участвовать в коллективной творческой деятельности;

-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной

речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных

видах музыки.


Стандарты второго поколения


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. 2е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2е изд. М.: Просвещение,

2009. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. 2е изд. М.: Просвещение,

2010. (Стандарты второго поколения).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2е изд. М.: Просвещение, 2010.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский,

С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,

М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения


Литература


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Музыка. 1 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 144 с. : ноты.

  2. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

  3. Музыка. 1-4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

  4. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.

  5. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

  6. Куруишна, Т. А. Музыка. 1-6 классы : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!