1. Роль и место дисциплины | Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию обучающихся младшего школьного возраста. Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся второго класса |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса разработана на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина //Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2012., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. |
4. Цели и задачи | Цель программы: Цель достигается решением ведущих взаимосвязанных задач: развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, духовной, классической и современной музыке; понимание обучающимися содержания простых (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); совершенствование умений и навыков хорового пения; расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах. воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. |
5. Специфика программы | Программа ориентирована на формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетических отклик на музыку. Младшие школьники уже на начальном этапе постижения музыкального искусства понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивается способность сопереживать, стать на позицию другого человека, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, обсуждать значимые для человека явления жизни и искусства. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. |
6. Основные содержательные линии курса | № | Название раздела | Кол-во часов | 1. | Россия – Родина моя | 3 часа | 2. | День, полный событий | 6 часов | 3. | О России петь – что стремиться в храм | 5 часов | 4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 часа | 5. | В музыкальном театре | 5 часов | 6. | В концертном зале | 5 часов | 7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 часов | | Итого: | 34 часа | |
7. Структура программы | Раздел I. Россия – Родина моя. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Раздел II. День, полный событий. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Раздел III. О России петь – что стремиться в храм. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. Раздел V. В музыкальном театре. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля оперного и балетного спектаклей. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал. Раздел VI. В концертном зале. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского. Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, понимание и оценка их, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - воспитание уважительного отношения к культуре других народов; - формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания. Предметные результаты: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. В результате изучения предмета «Музыка» обучающиеся 2 класса научатся: воспринимать музыку различных жанров и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально‑хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; различать звуки по высоте, интонировать простейшие мелодии legato. Получат возможность научиться: проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке; оформлять свою мысль о музыкальном произведении в речевое высказывание небольшого объема; участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; выражать свое восприятие музыки в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении; коллективно обсуждать услышанную музыку; доказывать собственное мнение, опираясь на музыкальный материал или собственный опыт. |
9. Формы организации учебного процесса | Основной формой организации учебного процесса является классно – урочная система. Предпочтительными на уроке являются парная, групповая, коллективная формы работы с обучающимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. |
10. Итоговый контроль | Формы и средства контроля. Контроль знаний, умений и навыков на уроках музыки осуществляется в форме: Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце первого и второго полугодия. |
11. Объем и сроки изучения | В соответствии с учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю), что составляет 34 урока. |
12.Материально-техническое оснащение | Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение (Критская Е.Д.). Учебники Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник. 2 класс Рабочие тетради Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс Методические пособия Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1–4 классы Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. Пособие для учителя. Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. Пособие для учителя. Технические средства Аудиторная доска. Интерактивная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Принтер. |
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Россия - Родина моя (3 ч) |
1 | Музыкальные образы родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: композитор-исполнитель - слушатель; жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно-образный анализ |
2 | Мелодия – душа музыки. Композитор – исполнитель – слушатель | Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев». Определение динамики как средства развития музыки. Сочинение ритмической партитуры, разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. Разучивание с шумовым оркестром с танцевальными движениями |
3 | Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины |
День, полный событий (6 ч) |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Исполнение марша. Имитация игры на музыкальных инструментах: “ансамбль скрипачей и виолончелистов”. Исполнение танцевальных движений |
5 | Природа и музыка. Прогулки | Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой Определение регистра. Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра |
6 | Танцы, танцы, танцы... | Песенность, танцевальность, маршевость. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Пластическое интонирование. Характерные особенности менуэта |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины | Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. Сравнение характера и средств выразительности – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук. Подбор знакомых фортепианных произведений, созвучных образам картин |
8 | Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. Сочиним колыбельные | Понятие музыкальной фразы. Характерные интонации колыбельных песен. Повторение колыбельных песен. Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода сходства и различия |
9 | Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий» | Урок в форме увлекательной игры-соревнования, игры-КВН |
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч) |
10 | Колокольные звоны России. Звучащие картины | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Определение характера и настроения их звучания, выделение метроритмической пульсации. Имитация игры на колоколах. Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Подбор звучания колокольных звонов |
11 | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский | Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. Сравнение образа Александра Невского на картинах. Вокализация тем, слушание, определение характера. Определение народных песнопений. Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах |
12 | Молитва. Музыка в православном храме | Интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста” |
13 | Праздник Православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения | Подготовка инсценировки новогоднего бала |
14 | Музыка на новогоднем празднике. Обобщение тем I полугодия | Инсценировка новогоднего бала |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | Тембры русских музыкальных инструментов. Викторина “Узнай голоса русских народных инструментов”. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями |
16 | Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа | Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями |
17 | Праздники русского народа. Проводы (Масленица) Масленичные песенки | Определение формы вариаций. Вокализация основной темы, сочинение слов к мелодии. Сравнение со звучанием народной песни-пляски. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок |
18 | Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки заклички | Песни-заклички. Урок-праздник: исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселая свистопляска (пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек), исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов |
В музыкальном театре (5 ч) |
19, 20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет | Определения оперы, хора, солистов. Разучивание песни. Пение заключительного хора “Семеро козлят”, знакомство с темами-характеристиками главных персонажей оперы – Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки, Малыша, мамы Козы (колыбельная), а также разучивание еще одного хора козлят “Целый день поем, играем”. Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок” |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | Определение балета, балерина, танцор. Свободное дирижирование. Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла |
22, 23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал | Увертюра, финал. Близость тем М.И.Глинки народным песням-былинам. Охарактеризовать музыку, определить основную идею оперы, провести параллели с сюжетом |
В концертном зале (5 ч) |
24 | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») | Тембровые характеристики. Знакомство с темой каждого из персонажей, выявление жанровых признаков и особенностей музыкального языка, положенных в основу музыкальных характеристик. Определение тембра |
25 | Обобщающий урок III четверти | Викторина |
26 | Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского | Прогулка по выставке художника Гартмана. Прослушивание пьес, определение характера, подбор названия. Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности |
27, 28 | Мир музыки В.А.Моцарта: увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Симфония № 40 | Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. Какие чувства передает композитор в своей музыке? Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”? Ролевая игра “Играем в дирижера” |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч) |
29 | Волшебник цветик-семицветик. Интонация – главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент – орган (И.-С. Бах) | Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Послушать, как вырастает из интонации музыка. Разучивание песни с опорой на интонацию колыбельной |
30 | Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов | Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Определение характера и изобразительных моментов |
31 | Песни, танцы и марши в музыке Д. Кабалевского. Лад (легенда) Природа и музыка. | Ладовые сопоставления мажора-минора. Имитация цокота копыт (удары кулачков, хлопки в ладоши). Изображение веселого танца клоунов на арене цирка, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, румбы и др.). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу. Разучивание двух мелодий, понятие мажора-минора |
32 | Мажор и минор в музыке | |
33 | Жанр инструментального концерта | Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского. Сочинение песен в жанре марша, танца, песни на заданные стихи |
34 | Мир композитора: С.Прокофьев и П.Чайковский. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии? | Определение стиля композитора. Беседа-игра “В гостях у композитора”. Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: “Детской музыки” Прокофьева и “Детского альбома” Чайковского по общим тематическим линиям. Составление афиши концерта. Сопоставление музыки двух композиторов: С. Прокофьева и П. Чайковского |
| Заключительный урок-концерт | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Россия - Родина моя (2 ч) | Знать/понимать: - жанры музыки (песня, танец, марш); - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.); - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов. Уметь: - выявлять жанровое начало музыки; - оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении | | Личностные - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». - уважение к своему народу, к своей родине. - освоение личностного смысла учения, желания учиться. - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место. - следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. - соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. - корректировать выполнение задания в дальнейшем. - оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. - сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. - подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. - определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. - находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | |
1 | Музыкальные образы родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки. Мелодия – душа музыки. | 1 | Урок изучения нового | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно-образный анализ Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев». Определение динамики как средства развития музыки. Сочинение ритмической партитуры, разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. Разучивание с шумовым оркестром с танцевальными движениями | Текущий | 8.09 | |
2 | Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины | 1 | Урок изучения нового | Текущий | 15.09 | |
День, полный событий (6 ч) | | |
3 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | Урок изучения нового | Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Исполнение марша. Имитация игры на музыкальных инструментах: “ансамбль скрипачей и виолончелистов”. Исполнение танцевальных движений | Текущий | 22.09 | |
4 | Природа и музыка. Прогулки | 1 | Урок изучения нового | Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой Определение регистра. Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра | Текущий | 29.09 | |
5 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | Урок изучения нового | Песенность, танцевальность, маршевость. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Пластическое интонирование. Характерные особенности менуэта | Текущий | 6.10 | |
6 | Эти разные марши. Звучащие картины | 1 | Урок изучения нового | Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. Сравнение характера и средств выразительности – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук. Подбор знакомых фортепианных произведений, созвучных образам картин | Текущий | 15.10 | |
7 | Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. Сочиним колыбельные | 1 | Урок изучения нового | Понятие музыкальной фразы. Характерные интонации колыбельных песен. Повторение колыбельных песен. Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода сходства и различия | Текущий | 20.10 | |
8 | Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий» | 1 | Урок обобще ния | Урок в форме увлекательной игры-соревнования, игры-КВН | Виктории на | 27.10 | |
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч) | | |
9 | Колокольные звоны России. Звучащие картины | 1 | Урок изучения нового | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Определение характера и настроения их звучания, выделение метроритмической пульсации. Имитация игры на колоколах. Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Подбор звучания колокольных звонов | Текущий | 10.11 | |
10 | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский | 1 | Урок изучения нового | Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. Сравнение образа Александра Невского на картинах. Вокализация тем, слушание, определение характера. Определение народных песнопений. Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах | Текущий | 17.11 | |
11 | Молитва. Музыка в православном храме | 1 | Урок изучения нового | Интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста” | Текущий | 24.11 | |
12 | Праздник Православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения | 1 | Урок изучения нового | Подготовка инсценировки новогоднего бала | Текущий | 1.12 | |
13 | Музыка на новогоднем празднике. Обобщение тем I полугодия | 1 | Урок обобще ния | Инсценировка новогоднего бала | Текущий | 8.12 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) | | |
14 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | 1 | Урок изучения нового | Тембры русских музыкальных инструментов. Викторина “Узнай голоса русских народных инструментов”. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями | Текущий | 15.12 | |
15 | Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа | 1 | Урок изучения нового | Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями | Текущий | 22.12 | |
16 | Праздники русского народа. Проводы (Масленица) Масленичные песенки | 1 | Урок изучения нового | Определение формы вариаций. Вокализация основной темы, сочинение слов к мелодии. Сравнение со звучанием народной песни-пляски. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок | Текущий | 29.12 | |
17 | Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки заклички | 1 | Урок изучения нового | Песни-заклички. Урок-праздник: исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселая свистопляска (пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек), исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов | Текущий | 12.01 | |
В музыкальном театре (5 ч) | | |
18- 19 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет | 2 | Урок изучения нового | Определения оперы, хора, солистов. Разучивание песни. Пение заключительного хора “Семеро козлят”, знакомство с темами-характеристиками главных персонажей оперы – Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки, Малыша, мамы Козы (колыбельная), а также разучивание еще одного хора козлят “Целый день поем, играем”. Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок” | Текущий | 19.01 26.01 | |
20 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | 1 | Урок изучения нового | Определение балета, балерина, танцор. Свободное дирижирование. Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла | Текущий | 2.02 | |
21-22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал | 2 | Урок изучения нового | Увертюра, финал. Близость тем М.И.Глинки народным песням-былинам. Охарактеризовать музыку, определить основную идею оперы, провести параллели с сюжетом | Текущий | 9.02 16.02 | |
В концертном зале (5 ч) | | |
23 | Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») | 1 | Урок изучения нового | Тембровые характеристики. Знакомство с темой каждого из персонажей, выявление жанровых признаков и особенностей музыкального языка, положенных в основу музыкальных характеристик. Определение тембра | Текущий | 2.03 | |
24 | Обобщающий урок III четверти | 1 | Урок обобще ния | Викторина | Виктории на | 9.03 | |
27 | Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского | 1 | Урок изучения нового | Прогулка по выставке художника Гартмана. Прослушивание пьес, определение характера, подбор названия. Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности | Текущий | 16.03 | |
28-29 | Мир музыки В.А.Моцарта: увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Симфония № 40 | 2 | Урок изучения нового | Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. Какие чувства передает композитор в своей музыке? Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”? Ролевая игра “Играем в дирижера” | Текущий | 6.04 13.04 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч) | | |
30 | Волшебник цветик-семицветик. Интонация – главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент – орган (И.-С. Бах) | 1 | Урок изучения нового | Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Послушать, как вырастает из интонации музыка. Разучивание песни с опорой на интонацию колыбельной | Текущий | 20.04 | |
31 | Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов | 1 | Урок изучения нового | Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Определение характера и изобразительных моментов | Текущий | 27.04 | |
32 | Песни, танцы и марши в музыке Д. Кабалевского. Лад (легенда) Природа и музыка. | 1 | Урок изучения нового | Ладовые сопоставления мажора-минора. Имитация цокота копыт (удары кулачков, хлопки в ладоши). Изображение веселого танца клоунов на арене цирка, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, румбы и др.). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу. Разучивание двух мелодий, понятие мажора-минора | Текущий | 4.05 | |
33-34 | Мажор и минор в музыке Жанр инструментального концерта | 1 | Урок изучения нового | Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского. Сочинение песен в жанре марша, танца, песни на заданные стихи | Текущий | 18.05 | |
35 | Мир композитора: С.Прокофьев и П.Чайковский. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | Урок изучения нового | Определение стиля композитора. Беседа-игра “В гостях у композитора”. Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: “Детской музыки” Прокофьева и “Детского альбома” Чайковского по общим тематическим линиям. Составление афиши концерта. Сопоставление музыки двух композиторов: С. Прокофьева и П. Чайковского | Текущий | 25.05 | |
| Заключительный урок-концерт | | | | | | | |
1) М. Мусоргский 2) С. Прокофьев
3) П. Чайковский 4) М.Глинка
М. Глинка Симфония № 40
С. Прокофьев опера «Свадьба Фигаро»
В.А. Моцарт Симфоническая сказка «Петя и Волк»