СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 2 класса УМК "Перспектива"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа с календарно-тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 2 класса УМК "Перспектива"»



1. Роль и место дисциплины

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию обучающихся младшего школьного возраста.

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся второго класса

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса разработана на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина //Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2012., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.


4. Цели и задачи

Цель программы:

  • формирование фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры.

Цель достигается решением ведущих взаимосвязанных задач:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, духовной, классической и современной музыке;

  • понимание обучающимися содержания простых (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • совершенствование умений и навыков хорового пения; расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

  • воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов.


5. Специфика программы

Программа ориентирована на формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетических отклик на музыку. Младшие школьники уже на начальном этапе постижения музыкального искусства понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивается способность сопереживать, стать на позицию другого человека, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, обсуждать значимые для человека явления жизни и искусства. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.


6. Основные содержательные линии курса

Название раздела

Кол-во часов


1.

Россия – Родина моя

3 часа

2.

День, полный событий

6 часов

3.

О России петь – что стремиться в храм

5 часов

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4 часа

5.

В музыкальном театре

5 часов

6.

В концертном зале

5 часов

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6 часов


Итого:

34 часа


7. Структура программы

Раздел I. Россия – Родина моя.

Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Раздел II. День, полный событий.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Раздел III. О России петь – что стремиться в храм.

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Раздел V. В музыкальном театре.

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля оперного и балетного спектаклей. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.

Раздел VI. В концертном зале.

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.

Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

8. Требования к результатам

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, понимание и оценка их, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- воспитание уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания.

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

В результате изучения предмета «Музыка» обучающиеся 2 класса

научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству;

  • размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально‑хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • выявлять жанровое начало музыки;

  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • различать звуки по высоте, интонировать простейшие мелодии legato.

Получат возможность научиться:

  • проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке;

  • оформлять свою мысль о музыкальном произведении в речевое высказывание небольшого объема;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

  • участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • выражать свое восприятие музыки в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении;

  • коллективно обсуждать услышанную музыку; доказывать собственное мнение, опираясь на музыкальный материал или собственный опыт.


9. Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно – урочная система. Предпочтительными на уроке являются парная, групповая, коллективная формы работы с обучающимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

10. Итоговый контроль

Формы и средства контроля.

Контроль знаний, умений и навыков на уроках музыки осуществляется в форме:

  • устного опроса;

  • самостоятельной работы;

  • творческих заданий;

  • музыкальных викторин;

  • выразительного исполнения песен;

  • наблюдения;

  • тестирование.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце первого и второго полугодия.

11. Объем и сроки изучения

В соответствии с учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю), что составляет 34 урока.

12.Материально-техническое оснащение

Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.:

Просвещение (Критская Е.Д.).

Учебники

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник. 2 класс

  2. Рабочие тетради

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс

Методические пособия

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1–4 классы

  2. Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. Пособие для учителя.

  3. Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. Пособие для учителя.

Технические средства

Аудиторная доска.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Принтер.




Учебно-тематическое планирование по музыке во 2 классе

(учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

УМК «Перспектива»


п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Россия - Родина моя (3 ч)

1

Музыкальные образы родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: композитор-исполнитель - слушатель; жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно-образный анализ

2

Мелодия – душа музыки. Композитор – исполнитель – слушатель

Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев». Определение динамики как средства развития музыки. Сочинение ритмической партитуры, разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. Разучивание с шумовым оркестром с танцевальными движениями

3

Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины

День, полный событий (6 ч)

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Исполнение марша. Имитация игры на музыкальных инструментах: “ансамбль скрипачей и виолончелистов”. Исполнение танцевальных движений

5

Природа и музыка. Прогулки

Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой

Определение регистра. Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра

6

Танцы, танцы, танцы... 

Песенность, танцевальность, маршевость. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Пластическое интонирование.

Характерные особенности менуэта

7

Эти разные марши. Звучащие картины

Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. Сравнение характера и средств выразительности – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук. Подбор знакомых фортепианных произведений, созвучных образам картин

8

Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. Сочиним колыбельные

Понятие музыкальной фразы. Характерные интонации колыбельных песен.

Повторение колыбельных песен. Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода сходства и различия

9

Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий»

Урок в форме увлекательной игры-соревнования, игры-КВН

«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)

10

Колокольные звоны России. Звучащие картины

Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Определение характера и настроения их звучания, выделение метроритмической пульсации. Имитация игры на колоколах. Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Подбор звучания колокольных звонов

11

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский 

Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. Сравнение образа Александра Невского на картинах. Вокализация тем, слушание, определение характера. Определение народных песнопений. Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах

12

Молитва. Музыка в православном храме

Интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста”

13

Праздник Православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения

Подготовка инсценировки новогоднего бала


14

Музыка на новогоднем празднике. Обобщение тем I полугодия

Инсценировка новогоднего бала

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

Тембры русских музыкальных инструментов. Викторина “Узнай голоса русских народных инструментов”. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями

16

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями

17

Праздники русского народа. Проводы (Масленица) Масленичные песенки

Определение формы вариаций. Вокализация основной темы, сочинение слов к мелодии. Сравнение со звучанием народной песни-пляски. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок

18

Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки заклички

Песни-заклички. Урок-праздник: исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселая свистопляска (пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек), исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов

В музыкальном театре (5 ч)

19, 20

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет

Определения оперы, хора, солистов. Разучивание песни. Пение заключительного хора “Семеро козлят”, знакомство с темами-характеристиками главных персонажей оперы – Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки, Малыша, мамы Козы (колыбельная), а также разучивание еще одного хора козлят “Целый день поем, играем”. Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок”

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

Определение балета, балерина, танцор. Свободное дирижирование. Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла

22, 23

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал 

Увертюра, финал. Близость тем М.И.Глинки народным песням-былинам.

Охарактеризовать музыку, определить основную идею оперы, провести параллели с сюжетом

В концертном зале (5 ч)

24

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

Тембровые характеристики. Знакомство с темой каждого из персонажей, выявление жанровых признаков и особенностей музыкального языка, положенных в основу музыкальных характеристик. Определение тембра

25

Обобщающий урок III четверти

Викторина

26

Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского

Прогулка по выставке художника Гартмана. Прослушивание пьес, определение характера, подбор названия. Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности

27, 28

Мир музыки В.А.Моцарта: увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Симфония № 40

Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. Какие чувства передает композитор в своей музыке? Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”?

Ролевая игра “Играем в дирижера”

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч)

29

Волшебник цветик-семицветик. Интонация – главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент – орган (И.-С. Бах)

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Послушать, как вырастает из интонации музыка. Разучивание песни с опорой на интонацию колыбельной

30

Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов

Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности.

Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Определение характера и изобразительных моментов

31

Песни, танцы и марши в музыке

Д. Кабалевского. Лад (легенда) Природа и музыка.

Ладовые сопоставления мажора-минора. Имитация цокота копыт (удары кулачков, хлопки в ладоши). Изображение веселого танца клоунов на арене цирка, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, румбы и др.). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу.

Разучивание двух мелодий, понятие мажора-минора

32

Мажор и минор в музыке


33

Жанр инструментального концерта

Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени

П.И. Чайковского. Сочинение песен в жанре марша, танца, песни на заданные стихи

34

Мир композитора: С.Прокофьев и П.Чайковский. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии?

Определение стиля композитора. Беседа-игра “В гостях у композитора”.

Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: “Детской музыки” Прокофьева и “Детского альбома” Чайковского по общим тематическим линиям. Составление афиши концерта. Сопоставление музыки двух композиторов: С. Прокофьева и П. Чайковского


Заключительный урок-концерт 






Календарно-тематическое планирование уроков

музыки 2 класс

УМК «Перспектива»


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля





Универсальные учебные действия


Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Россия - Родина моя (2 ч)

Знать/понимать:

- жанры музыки (песня, танец, марш);

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.


Уметь:

- выявлять жанровое начало музыки;

- оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении



Личностные

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

- уважение к своему народу, к своей родине.

- освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

- корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)


1

Музыкальные образы родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки. Мелодия – душа музыки.

1

Урок изучения нового

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно-образный анализ

Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев». Определение динамики как средства развития музыки. Сочинение ритмической партитуры, разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений. Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев. Разучивание с шумовым оркестром с танцевальными движениями

Текущий

8.09



2

Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины

1

Урок изучения нового

Текущий

15.09


День, полный событий (6 ч)



3

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

Урок изучения нового

Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано». Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Исполнение марша. Имитация игры на музыкальных инструментах: “ансамбль скрипачей и виолончелистов”. Исполнение танцевальных движений

Текущий

22.09


4

Природа и музыка. Прогулки

1

Урок изучения нового

Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой

Определение регистра. Сопоставление средств музыкальной выразительности – интонации, мелодии, ритма, динамики, темпа, регистра

Текущий

29.09


5

Танцы, танцы, танцы... 

1

Урок изучения нового

Песенность, танцевальность, маршевость. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Пластическое интонирование.

Характерные особенности менуэта

Текущий

6.10


6

Эти разные марши. Звучащие картины

1

Урок изучения нового

Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. Сравнение характера и средств выразительности – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана и Маленьких Барабанчиков с помощью исполнения ритмического рисунка: притопами ног и хлопками рук. Подбор знакомых фортепианных произведений, созвучных образам картин

Текущий

15.10


7

Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен. Сочиним колыбельные

1

Урок изучения нового

Понятие музыкальной фразы. Характерные интонации колыбельных песен.

Повторение колыбельных песен. Сопоставление различных пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода сходства и различия

Текущий

20.10


8

Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий»

1

Урок обобще

ния

Урок в форме увлекательной игры-соревнования, игры-КВН

Виктории

на

27.10


«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)



9

Колокольные звоны России. Звучащие картины

1

Урок изучения нового

Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. Определение характера и настроения их звучания, выделение метроритмической пульсации. Имитация игры на колоколах. Знакомство с понятием музыкального пейзажа. Подбор звучания колокольных звонов

Текущий

10.11


10

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский 

1

Урок изучения нового

Определение жанра кантаты. Рассказ об Александре Невском. Сравнение образа Александра Невского на картинах. Вокализация тем, слушание, определение характера. Определение народных песнопений. Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах

Текущий

17.11


11

Молитва. Музыка в православном храме

1

Урок изучения нового

Интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста”

Текущий

24.11


12

Праздник Православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения

1

Урок изучения нового

Подготовка инсценировки новогоднего бала


Текущий

1.12


13

Музыка на новогоднем празднике. Обобщение тем I полугодия

1

Урок обобще

ния

Инсценировка новогоднего бала

Текущий

8.12


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)



14

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

1

Урок изучения нового

Тембры русских музыкальных инструментов. Викторина “Узнай голоса русских народных инструментов”. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями

Текущий

15.12


15

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

1

Урок изучения нового

Разучивание и разыгрывание по ролям с движениями. Повторение с инструментами шумового оркестра, с танцевальными движениями

Текущий

22.12


16

Праздники русского народа. Проводы (Масленица) Масленичные песенки

1

Урок изучения нового

Определение формы вариаций. Вокализация основной темы, сочинение слов к мелодии. Сравнение со звучанием народной песни-пляски. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок

Текущий

29.12


17

Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки заклички

1

Урок изучения нового

Песни-заклички. Урок-праздник: исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, веселая свистопляска (пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек), исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов

Текущий

12.01


В музыкальном театре (5 ч)



18- 19

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет

2

Урок изучения нового

Определения оперы, хора, солистов. Разучивание песни. Пение заключительного хора “Семеро козлят”, знакомство с темами-характеристиками главных персонажей оперы – Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки, Малыша, мамы Козы (колыбельная), а также разучивание еще одного хора козлят “Целый день поем, играем”. Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок”

Текущий

19.01

26.01


20

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

Урок изучения нового

Определение балета, балерина, танцор. Свободное дирижирование. Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла

Текущий

2.02


21-22

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал 

2

Урок изучения нового

Увертюра, финал. Близость тем М.И.Глинки народным песням-былинам.

Охарактеризовать музыку, определить основную идею оперы, провести параллели с сюжетом

Текущий

9.02

16.02


В концертном зале (5 ч)



23

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

1

Урок изучения нового

Тембровые характеристики. Знакомство с темой каждого из персонажей, выявление жанровых признаков и особенностей музыкального языка, положенных в основу музыкальных характеристик. Определение тембра

Текущий

2.03


24

Обобщающий урок III четверти

1

Урок обобще

ния

Викторина

Виктории

на

9.03


27

Музыкальные образы и сюжеты фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского

1

Урок изучения нового

Прогулка по выставке художника Гартмана. Прослушивание пьес, определение характера, подбор названия. Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности

Текущий

16.03


28-29

Мир музыки В.А.Моцарта: увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Симфония № 40

2

Урок изучения нового

Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта. Какие чувства передает композитор в своей музыке? Созвучны ли чувства композитора XVIII в. нам, слушателям XXI в.? Почему современный поэт В. Боков назвал Моцарта “нестареющим”?

Ролевая игра “Играем в дирижера”

Текущий

6.04

13.04


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч)



30

Волшебник цветик-семицветик. Интонация – главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент – орган (И.-С. Бах)

1

Урок изучения нового

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Послушать, как вырастает из интонации музыка. Разучивание песни с опорой на интонацию колыбельной

Текущий

20.04


31

Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов

1

Урок изучения нового

Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности.

Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Определение характера и изобразительных моментов

Текущий

27.04


32

Песни, танцы и марши в музыке

Д. Кабалевского. Лад (легенда) Природа и музыка.

1

Урок изучения нового

Ладовые сопоставления мажора-минора. Имитация цокота копыт (удары кулачков, хлопки в ладоши). Изображение веселого танца клоунов на арене цирка, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (бубен, барабан, ложки, румбы и др.). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу.

Разучивание двух мелодий, понятие мажора-минора

Текущий

4.05



33-34

Мажор и минор в музыке

Жанр инструментального концерта

1

Урок изучения нового

Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени

П.И. Чайковского. Сочинение песен в жанре марша, танца, песни на заданные стихи

Текущий

18.05


35

Мир композитора: С.Прокофьев и П.Чайковский. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии?

1

Урок изучения нового

Определение стиля композитора. Беседа-игра “В гостях у композитора”.

Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: “Детской музыки” Прокофьева и “Детского альбома” Чайковского по общим тематическим линиям. Составление афиши концерта. Сопоставление музыки двух композиторов: С. Прокофьева и П. Чайковского

Текущий

25.05



Заключительный урок-концерт 

















Итоговая контрольная работа 2 класс

1 полугодие


Тема раздела: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».


  1. Назовите, из каких двух слов складывается название музыкального инструмента – (форте и пиано).

  2. Какие русские композиторы написали детские пьесы для детей, которые рассказывают о событиях, произошедших в жизни ребенка? (С. Прокофьев, П. Чайковский).

  3. Ответьте на вопрос: Композитор – это …(человек, который сочиняет музыку).

  4. Какие средства в своей работе использует композитор?: … (Звуки).

  5. Каких святых Земли Русской, ты знаешь: (Александр Невский, Сергий Радонежский).

  6. Какой православный праздник в народе называют «Зимняя пасха?» - (Рождество Христово).

  7. Какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра народных инструментов?

  8. Фольклор – это

а) школьный праздник

б) симфоническая музыка

в) народное творчество
























Итоговый тест 2 класс

2 полугодие

Темы разделов: «В музыкальном театре», «В концертном зале».

  1. Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

  1. Найдите лишнее:

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

  1. Подчеркни правильный ответ.

Фольклор - это:

а) Русский народный костюм

б) «Народная мудрость»

в) Музыкальный инструмент

  1. Подчеркни правильный ответ.

Кто руководит оркестром?

а) Солист б) дирижер

в) Художественный руководитель г) Композитор

  1. Подчеркни правильный ответ.

Кто написал оперу «Руслан и Людмила»:

1) М. Мусоргский 2) С. Прокофьев

3) П. Чайковский 4) М.Глинка

  1. Соедини стрелками…

Кто написал музыкальное произведение?

М. Глинка Симфония № 40

С. Прокофьев опера «Свадьба Фигаро»

В.А. Моцарт Симфоническая сказка «Петя и Волк»