СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 2 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа начального общего образования по музыке для 2-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Мини... истерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 2 класса»

Рабочая программа

по музыке

2-й класс



















Хамуева Екатерина Владимировна


Рабочая программа составлена на основе - Программа по музыке для общеобразовательных

учреждений 1-4 классы

Авторы В. В. Алеев (научный руководитель.) Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

Рабочая программа для ОУ В.В. Алеев, Т.И Науменко, Т.Н Кичак Музыка. 1-4 классы: .- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.- 107

Фонохрестоматия. 2 класс. Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак . «Музыка». 2 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.

Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по музыке для 2-го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой уча­щимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует развитию живой и выразительной речи детей.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

С января 2012 года наша школа является Казачьей кадетской, и поэтому в предметы и дополнительное образование включён так называемый «казачий компонент». Министерство образования и науки РФ занялось поиском формулировок и методических указаний для единой интерпретации термина «казачий компонент» в системе образования. Была создана рабочая группа по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по совершенствованию регионального казачьего компонента. Таким образом, как явление, официально, казачий этнокультурный компонент в учебном процессе появился совсем недавно. Но, неофициально - патриотизм, служение государству, историческая память и приверженность православной вере всегда лежали в основе культуры казачества. Образование с казачьим акцентом – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине.

  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

  • формирование мировоззренческой нравственной культуры.

  • гуманизация и гуманитаризация процесса образования.


И поскольку наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков и учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры. казачьи традиции.

Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к малой Родине, формирование гражданственности, патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, наследие и традиции.

Программа «Музыка», разработанная под научным руководством Алеева и т.д. в содержание учебного процесса по предмету казачий этнокультурный компонент практически не вводится. Это происходит в силу ряда причин: недостатка соответствующего программно-методического обеспечения, неготовности образовательных структур к обеспечению целостного включения в музыкальную культуру казачества, недостаточной разработанности педагогических технологий для реализации педагогического потенциала казачьего музыкального фольклора, незнание учителями музыкальных традиций, отсутствие методического опыта по их введению в учебный процесс, неумения анализировать музыкально-педагогическую действительность

В календарно-тематическое планирование внесены дополнения при изучении тем, учитывая региональный компонент (использование краеведческого материала) Далее – Региональный компонент ( РК)

Целью уроков музыки во 2 классе является – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых: хоровое пение; слушание музыки и размышление о ней; игра на детских музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения; пластическое интонирование; импровизация; музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса заключаются:

- в наличии интереса к предмету «Музыка»;

  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 2 класса;

  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и ми­норный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;

  • в понимании главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

  • в узнавании по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе).



По итогам освоения программы 2 класса обучающиеся должны:

- знать слова и мелодию Гимна России; смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- знать имена и произведения выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев, М.П. Мусоргский, И.С.Бах)

-уметь определять характер и настроение музыки; средства музыкальной выразительности с учетом терминов: мажорный и ми­норный лады (весело, грустно), мелодия, аккомпанемент;

-понимать главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

-уметь вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

-узнавать по изображениям различать на слух музыкальные инструменты;

-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе).

- уметь находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);

- уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять leqato, non leqato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

-музицирования на детских музыкальных инструментах;

-передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.


Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 1 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.


Рабочая программа по музыке для 2 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литера­турное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.


Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых: хоровое пение; слушание музыки и размышление о ней; игра на детских музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения; пластическое интонирование; импровизация; музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Во 2 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальная прогулка». По сравнению с 1 классом во 2 классе содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка – живопись - поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой уча­щимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

4. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.



Главная тема 2 класса - «Музыкальная прогулка».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


1. Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные , учебно-познавательные и внешние мотивы.

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

- развитие этических чувств.


2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

-умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений;

-понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров- оперы и балета;

-владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорны и минорный лады, нотные размеры, аккомпанемент;

-узнавание по изображениям и различие на слух тембров муз-ных инструментов, пройденных в 1 классе , а также органа и клавесина;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты:

-осуществеление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 2 класса;

Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литератуы и Изо по заданным в учебнике критериям;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,

  • волевая саморегуляция,

  • коррекция,

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Смысловое чтение,

  • Знаково – символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения




Содержание программы

Музыкальная прогулка (1час)

Что включает в себя поня­тие «музыкальная прогул­ка»? Стоит только прислу­шаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т- п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Музыкальные рей­сы — прогулки с концертом. Музыкальный салон


Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)

Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и ре­чевой интонации является важнейшей из основ, на ко­торых базируется вырази­тельность музыки, ее спо­собность воздействовать на слушателя. Значение инто­нации для передачи состоя­ний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.


Осенины (1час)

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички



Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)

Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматиче­ского искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический за­мысел. Общий характер му­зыки. Исполнители (опер­ные голоса). Либретто - ли­тературная основа оперы


В оперном театре (1час)

Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объе­диняющий музыку и драму, живопись и балет.


Осень: поэт, художник, композитор (1час) (РК)

Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.

Фото осенней природы Забайкалья


Весело - грустно (2часа)

Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звуко­ряд, а также мелодико-гармоническую основу му­зыкального произведения. Музыкальный строй - со­гласованное сочетание му­зыкальных звуков. У музы­ки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музы­ка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая му­зыка)


Озорные частушки (1час) (РК)

Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмо­ристического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца Казачьи частушки


Мелодия - душа музыки (1час)

Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа му­зыки. Мелодия - многосо­ставный элемент музыки. Мелодическая линия


Творчество В.-А. Моцарта (1час)

Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятель­ности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор




Музыкальная интонация (1час) (РК)

Основы музыкальной грамоты. Что называется интонацией в музыке. Интервал

в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста,

септима, октава Песня «Казачата»


Ноты долгие и короткие (1час)

Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие



Величественный орган (1час)

Орган - самый большой клавишный духовой инст­румент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные масте­ра. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиату­ра (мануаль). Инструмен­тальная полифония


Балет (1час)

Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцеваль­ных движений, жестов, ми­мики. Происхождение бале­та. Составные части балета. Балетные спектакли. Балет­ные исполнители. Балетные костюмы. Особенности ба­летной хореографии


Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)

Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет

в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рас­смотреть, какие музыкаль­ные образы характеризуют девочку, отважного Щел­кунчика, мышиного короля


Зима: поэт, художник, композитор (1час) (РК)

Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы? Фото зимней природы Забайкалья, соответствующей муз. произведениям


Музыкальный размер (2часа)

Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в му­зыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры


«Марш Черномора» (1час)

Жанры музыки. Различие жанров музыкальных про­изведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, ко­варного и злого волшебни­ка; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчи­ками; III ч. - повторение)


Инструмент-оркестр. Фортепиано (1час)

Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных ин­струментов (роялей и пиа­нино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможно­сти этого музыкального ин­струмента. Концерт как му­зыкальное произведение


Музыкальный аккомпанемент (1час)

Основы музыкальной гра­моты. Аккомпанемент - ин­струментальное или во­кальное сопровождение од­ного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту


Праздник бабушек и мам (1час)

Воплощение в музыке чув­ства, настроения, эмоцио­нального состояния челове­ка. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная от­крытка, музыкальное по­здравление


«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)

Великие композиторы, ве­ликие произведения. Про­должение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островско­го; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характери­стика героев


Диезы, бемоли, бекары (1час)

Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладо­вого звукоряда без измене­ния ее названия. Пять зна­ков альтерации: диез, бе­моль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар

«Где это видано...» (1час)

Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отноше­ния к природе, к жизни. Са­мовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная кару­сель. По-настоящему хоро­шая музыка характером своим всегда точно соответ­ствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить


Тема весны в музыкальных произведениях (1час)

Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов вес­на разная. Слушаем и анали­зируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы


Звуки-краски (1час)

Все звуки обладают собст­венной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окра­ски - тембр, благодаря ко­торому звучание одного ин­струмента или голоса отли­чается от другого


Звуки клавесина (1час)

Клавесин - щипковый кла­вишный инструмент. Меха­низм, устройство клавесина. Выразительные возможно­сти музыкального инстру­мента клавесина. Сходство и различие в звучании фор­тепиано и клавесина. Вы­дающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители

Тембры-краски (1час) (РК)

Свойство звуковой окра­ски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возмож­ности индивидуальных тем­бров (колокольчики) в соз­дании причудливо-фантастических образов. Секреты изготовления старинных казачьих инструментов 


«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)

Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватываю­щий разные стили, общим для которых являются про­стые, легкие и запоминаю­щиеся мелодии, исполняе­мые, как правило, под ак­компанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. По­пулярные исполнители. Во­кально-инструментальный ансамбль


Музыка из детских кинофильмов (1час)

Знакомство с музыкальны­ми произведениями из дет­ских кинофильмов. Извест­ные отечественные компо­зиторы - авторы современ­ной детской песни, их про­изведения для детского ки­нематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из ки­нофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.





Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)

Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Ита­лия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)


Всего 34 часа


Для реализации программного содержания используются:

  1. Алеев, В. В. Музыка. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2008.

  2. Алеев, В. В. Музыка. 2 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреж­дений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2010.

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля: устный опрос; творческое задание; самостоятельная работа; тест.



















Календарно – тематическое планирование

Музыка (34 ч.) Учебник «Музыка» 2 класс В.В. Алеев, Т.Н. Кичак


Дата

урока

Тема

Элементы основного и дополнительного содержания предмета

Универсальные учебные действия

Требования к уровню подготовки учащегося

Вид и формы контроля

Испоьзование краеведческого материала

Примечания


1

Музыкальная прогулка

Что включает в себя поня­тие «музыкальная прогул­ка»? Стоит только прислу­шаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т. п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Музыкальные рей­сы - прогулки с концертом. Музыкальный салон

Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т. п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Творческое задание: музыкально-ритмические движения.

С. Прокофьев. «Кузнечики и стре­козы» (из балета «Золушка») (слу­шание); В. Шаинский. «Мир похож на цветной луг»


Личностные: положительное отношение к предмету, желание осваивать новые виды деятельности, стремление к красоте.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим, участвовать в общей беседе.

Уметь выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать назва-ние произведений и их авторов; ясно, грамотно произносить текст, распреде-лять дыхание по фразам.

Наблюдать за объектами окружающего мира.

Хоровое пение.

Муз .игра




2

«Картинки с выставки»

Родство музыкальной и ре­чевой интонации является важнейшей из основ, на ко­торых базируется вырази­тельность музыки, ее спо­собность воздействовать на слушателя. Знакомство с творчеством композитора М. П. Мусоргского«Прогулка», «Из­бушка на курьих ножках» («Баба Яга»), «Балет не- вылупившихся птенцов»

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять операции анализа и сравнения;

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, осуществлять совместную деятельность в группе

Уметь э моцио-нально откликать-ся на музыку; соблюдать пев-чеескую установ-ку.

Обнаружение изменений, происходящих с объектом по результатам наблюдения


Устный опрос. Хоровое пение




3

Осенины

Календарные праздники.

Осенины.

Песни об осени, осенние заклички.

Музыкальные краски: регистры

«Осень». Русская народная песня.

«Урожайная» Филлипенко.

«Сказка про девочку Катю»

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в драматизации,

Познавательные: воспринимать музы­кальное произведе­ние и характеризо­вать его музыкаль­ные особенности

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы.

Уметь разыгры-вать народные песни, участво-вать в коллектив-ных играх-импровизациях.

Разыгрывать воображаемые ситуации; договариваться, распределять работу.

Устный опрос




4

Композитор – сказочник Н.А.Римский-Корсаков

Знакомство с творчеством русского

композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, Общий характер му­зыки. Исполнители(опер­ные голоса). Либретто - ли­тературная основа оперы

Личностные: положительное отношение к предмету

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности,

Познавательные: осуществлять операции анализа и сравнения;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, строить небольшие монологические высказывания.

Уметь выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.

Устный опрос. Хоровое пение




5

В оперном театре

Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. Пение и сценическое действие все­гда сопровождается инст­рументальным (обычно ор­кестровым) аккомпанемен­том.

Н.А. Римский-Корсаков «Океан - море синее» (хороводная песня) «Садко» (из оперы «Садко»)

Личностные: положительное отношение к предмету

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в драматизации,

Познавательные: осуществлять операции анализа и сравнения;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать понятия: опера, былина.

Уметь вниматель-но слушать музы-кальные произве-дения, запоминать название произве-дений и их авторов.

Устный опрос. Хоровое пение




6

Осень: поэт – композитор - художник

Осень глазами художников, поэтов, композиторов. У художников - краски, у композиторов - звуки, у поэтов – слова.

Чайковский. «Осенняя песнь», И.Ивенсен «Скворушка прощается

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в пластическом интонировании

Познавательные: осуществлять операции анализа и сравнения;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группе

Уметь выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств

Устный опрос. Хоровое пение

Фото осенней природы Забайкалья





7

Весело-грустно

Основы музыкальной грамоты. Музыкальный лад - со­гласованное сочетание му­зыкальных звуков. У музы­ки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музы­ка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая му­зыка)

Л. Бетховен, «Весело.Грустно». «Сурок»;

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

формировать замысел и реализовывать его в пластическом интонировании.

Познавательные: воспринимать музы­кальное произведе­ние и характеризо­вать его музыкаль­ные особенности.

Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь сравни-вать, выявлять развитие музыка-льного образа в несложных произведениях.

Знать понятия мажор и минор.

Умение решать творческие зада-чи на уровне импровизаций, сравнивать.

Устный опрос. Хоровое пение




8

«Мажор и минор»

Лад в музыке - сис­тема взаимоотношений зву­ков обычно в пределах ок­тавы, определяющая звуко­ряд, а также мелодико - гармоническую основу му­зыкального произведения.

Умение анализировать музыкальное произведение.

Д. Кабалевский. «Клоуны».

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности,

Познавательные: делать обобщения, выводы; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь сравни-вать, выявлять развитие музыка-льного образа в несложных произведениях.

Понимать, что мажор и минор – важное средство выражения раз-личных музыкаль-ных настроений.

Устный опрос. Хоровое пение

Слушание разнохарактерных казачьих мелодий



9




















Озорные частушки

Частушка - русский фольк­лорный жанр, короткая народная песня, обычно юмо­ристического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в инструментальном музицировании

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции классификации; делать обобщения, выводы;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Знать определение частушек, строение частушки, разнообразие их тематики, отличительные особенности.

Уметь исполнять частушки задорно, выразительно, дополняя элементами импровизации и театрализации

Устный опрос. Хоровое и сольное пение

Казачьи частушки



10

«Мелодия душа музыки!»

Основы музыкальной гра­моты. Мелодия - душа му­зыки. Мелодия - многосо­ставный элемент музыки. Мелодическая линия

В.А. Моцарт «Симфония № 40»

Личностные: положительное отношение к предмету

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы.

Знать что такое мелодия.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, динамика, лад) при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деяте Формирование умения вести сравнение приз-наков по одному или нескольким основаниям.льности


Устный опрос. Хоровое пение




11

«Вечный свет в музыке –имя тебе Моцарт!»

Знакомство с биографией

и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятель­ности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор.

Личностные: положительное отношение к предмету, желание приобретать новые знания и умения.

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в музыкальной импровизации

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции классификации;

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы.

Сформировать первые представ-ления об особен-ностях произведений Моцарта через слушание и пение. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении при игре на инструментах.

Умение решать творческие зада-чи.

Устный опрос. Хоровое пение




12

Музыкальная интонация

Основы музыкальной гра­моты. Что называется интонацией в музыке.

С. Прокофьев,А. Барто. «Болту­нья» (слушание); Е. Поплянова,

Н. Пикулева. «До­ждик» (пение)


Личностные: положительное отношение к предмету, желание приобретать новые знания и умения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции классификации;

Коммуникативные: умение участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Знать понятие –интонация.

Выявлять раз-личные по смыслу интонации.

Устный опрос. Хоровое и сольное пение

Песня «Казачата»



13

Ноты долгие и короткие

Основы музыкальной гра­моты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и ко­роткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шест­надцатые, тридцать вторые)

М. Мусоргский. «Картинки с выставки»)

«Лимож. Рынок». («Большая но­вость»), «Катакомбы».

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как представителя русской культуры,

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в инструментальном музицировании.

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции классификации;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать длительности нот. Понятие- сюита.

Уметь прохлопать ритм знакомой песни.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в импровизации.

Устный опрос. Хоровое пение




14

Величественный орган

Орган - самый большой клавишный духовой инст­румент. Органист. И.С. Бах. . Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга для органа»; И.-С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За рекою старый дом» (пение)

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в драматизации,

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

Коммуникативные: выработка привычки прислушиваться к окружающим, строить небольшие монологические высказывания.

Знать новые понятия: клавиа-тура, клавиши, педаль, басовый клюв; музыкаль-ные инструменты, внимательно слу-шать музыку и определять её характер.

Уметь исполнять вокальные произ-ведения с сопро-вождением и без него.

Устный опрос. Хоровое пение




15

«Балло означает «танцую»

Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцеваль­ных движений, жестов, ми­мики. Происхождение бале­та. Составные части балета. Балетные спектакли. Балет­ные исполнители. Балетные костюмы. С. Прокофьев. «Большой вальс», «Полночь» (из ба­лета «Золушка»);

Личностные: положительное отношение к предмету

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать новые понятия: бал, балет, артист балетат.

Уметь опреде-лять на слух основные жанры музыки; опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние, средства музыкальной выразительности

Устный опрос. Хоровое пение




16

Балет П.И.Чайковс-кого «Щелкунчик»

Жанры музыки. «Щелкунчик» - классика русских балетов, новаторское сочинение. Рас­смотреть, какие музыкаль­ные образы характеризуют девочку, отважного Щел­кунчика, мышиного короля

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в драматизации,

Познавательные: понимать информацию, представленную в модельной форме

Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, запоминать названия и авторов; размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять содержание.

Знать главнее отлич-е особ-сти муз-ного театр. жанра балета.


Устный опрос. Хоровое пение




17

Зима: поэт-художник -композитор

Выразительные возможно­сти музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?

С. Прокофьев. Ва­риации Феи зимы


Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды, желание осваивать новые виды деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.

Знать содержание и материал изученных произ-й, особ-сти изображения муз-ными звуками зимних пейзажей.

Устный опрос. Хоровое пение

Фото зимней природы Забайкалья, соответсвую-

щей муз. произведениям



18

Музыкальный размер


Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в му­зыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры



Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как представителя русской культуры,

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в инструментальном музицировании.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать понятия: музыкальный размер 3/4, такт, акцент.

Уметь прохлопать ритм знакомой песни в заданном размере

Устный опрос. Хоровое пение




19

Для чего нужен музыкальный размер?


Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в му­зыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте.

Слушание: П. Чайковский Полька из «Детского альбома»; Трепак из балета «Щелкунчик».

Пение: Г. Струве «Хор, хор, хор!».

Творческое задание: ритмический аккомпанемент к польке.

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как представителя русской культуры,

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в инструментальном музицировании.

Познавательные: слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции классификации;

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать понятия: музыкальный размер 2/4.

Уметь прохлопать ритм знакомой песни в заданном размере.


Устный опрос. Хоровое пение




20

Марш Черномора

Жанры музыки. В какой музыкальный спектакль ведет нас песня? Балет? Марш – жанр, который звучит и в опере и в балете. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки

Личностные: участвовать в творческом процессе;

Познавательные: понимать информацию, представленную в модельной форме

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

формировать замысел и реализовывать его в инструментальном музицировании

Коммуникативные: взаимодействие между учащимися; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Знать понятия: музыкальный размер 4/4. , жанры муз-ных произведений, выразительные особенности марша

Уметь определять на слух основные жанры музыки, размер.

Устный опрос. Хоровое пение




21

Инструмент-оркестр. Фортепиано

Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных ин­струментов (роялей и пиа­нино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможно­сти этого музыкального ин­струмента. Концерт как му­зыкальное произведение

Слушание: М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (в ф-ном исполнении).Пение: Н. Осминина «Пушкинские сказки».Творческое задание: игра «Живой рояль».

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды, желание осваивать новые виды деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Знать разновидности фортепиано, регистры ,происхождение слова –фортепиано, выразительные особенности звучания.

Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инст-рументов.

Устный опрос. Хоровое пение




22

Музыкальный аккомпанемент

Основы музыкальной гра­моты. Аккомпанемент –

ин­струментальное или во­кальное сопровождение од­ного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту

Слушание: П. Чайковский Вальс из «Детского альбома».

Пение: М. Славкин «Лошадка пони».

Творческое задание: придумать аккомпанемент к вальсу на детских музыка-льных инструментах, задание «Сравни».

Личностные: , желание приобретать новые знания и умения.

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные: взаимодействие между учащимися; строить небольшие монологические высказывания,

Знать выразите-льные и изобрази-тельные возмож-ности музыкального аккомпанемента; понятия ритм, ритмиче-ский рисунок, пауза. Уметь применять полученные знания в коллективном музицировании на элементарных музыкальных

Устный опрос. Хоровое пение




23

Праздник бабушек и мам

Воплощение в музыке чув­ства, настроения, эмоцио­нального состояния челове­ка. Праздничный концерт - музыкальная от­крытка, музыкальное по­здравление

П. Чайковский. «Мама»); М. Славкин, Е. Карганова. «Праздник бабушек и мам»

Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм,

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,

Уметь использовать приобретённые знания в повседневной жизниИспользование приобретённых знаний в повседневной жизни.

Устный опрос. Хоровое пение




24 25

«Снегурочка» -весенняя сказка Н.А.Римского-Корсакова

Великие композиторы. Про­должение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характери­стика героев

Слушание: Н. Римский-Корсаков вступление, песня и пляска птиц из оперы «Снегурочка».

Пение М. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости».

Творческое задание: ритмическая импровизация.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, формировать замысел и реализовывать его в музыкально-двигательной импровизации

Познавательные: осуществлять операции анализа, синтеза и сравнения;

Коммуникативные: совместный поиск ответа, умение слушать и отвечать на вопросы,

Знать понятия: опера, вступление.

Уметь внимательно слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение; прохлопать Рит-мический рисунок песни.

Устный опрос. Хоровое пение




26

Диезы, бемоли, бекары

Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладо­вого звукоряда без измене­ния ее названия. Пять зна­ков альтерации: диез, бе­моль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар


Личностные: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Познавательные: понимать информацию, представленную в модельной форме

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные: взаимодействие между учащимися; создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи

Знать понятия: диез, бемоль, бекар.

Уметь применять знания в практической деятельности

Умение решать творческие задачи, размышлять


Устный опрос. Хоровое пение




27

«Где это видано…»

Воплощение в музыке чувств, настроения, харак­тера человека, его отноше­ния к природе, к жизни. Са­мовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная кару­сель. По-настоящему хоро­шая музыка характером своим всегда точно соответ­ствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить. Слушание: В. Шаинский «Антошка» из мультфильма «Весёлая карусель». Пение: В. Шаинский «Антошка» из мультфильма «Весёлая карусель». Творческое задание: театрализация.

Познавательные: сравнение и классификация музыкальных произведений.

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы,

Знать слова сатира, юмор.

Уметь инсцени-ровать песню, осуществлять собственный музыкально-исполнительский замыс Умение договариваться, рас-пределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности ел.


Устный опрос. Хоровое пение




28

Тема весны в музыкальных пргоизведениях

Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в опи­сании весенней природы. У разных композиторов вес­на разная. Слушаем и анали­зируем, какими красками музыку весны рисуют композиторы. Э. Григ. «Утро»

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: понимать причинно-следственные связи различных этапов «музыкальной истории» произведения.

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы,

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в музыкально-двигательной импровизации.

Знать понятие крещендо.

Уметь выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.

Анализ результатов сравнения.

Устный опрос. Хоровое пение




29

Звуки -краски

Все звуки обладают собст­венной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окра­ски - тембр, благодаря ко­торому звучание одного ин­струмента или голоса отли­чается от другого

И.Стравинский Балет «Жар-птица»

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности,

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,

Знать общие представления о звуковых сочета-ниях, динамики, тембров в создании сказочных образов; диминуэндо.

Уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

Устный опрос. Хоровое пение




30

Звуки клавесина

Клавесин - щипковый кла­вишный инструмент. Меха­низм, устройство клавесина. Сходство и различие в звучании фор­тепиано и клавесина. Вы­дающиеся клавесинисты.

И-.С. Бах. Гавот I из французской увертюры си ми­нор (слушание); Й. Гайдн, «Старый добрый клавесин» (пение)

Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, выработка привычки прислушиваться к окружающим.

Знать название музыкального инструмента: клавесин; танец гавот.

Уметь определять клавесин по звучанию.

Определение способов контро-ля и оценки деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение




31

Тембры -краски

Свойство звуковой окра­ски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возмож­ности индивидуальных тем­бров (колокольчики) в соз­дании причудливо- фантастических образов. А. Зацепин, Л. Дербенев. «Песенка

о медведях» Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня дру­зей»

Личностные: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности,

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять операции анализа, синтеза и сравнения.

Коммуникативные: Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи при изучении музыкальных произведений, в которых люди совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких.

Знать названия музыкальных инс-трументов: орган, фортепиано, клавесин, арфа, флейта, колоколь-чики.

Уметь определять их по звучанию

Устный опрос. Хоровое пение

секреты изготовления старинных казачьих инструментов 



32

«Эту музыку легкую... называют эстрадною

Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватываю­щий разные стили, общим для которых являются про­стые, легкие и запоминаю­щиеся мелодии, исполняе­мые, как правило, под ак­компанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. По­пулярные исполнители. Во­кально-инструментальный ансамбль

А. Зацепин «Песенка о медведях».

Пение: Г. Гладков «Песенка друзей» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».



Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности,

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение доказательства;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах

Знать понятия: эстрада, эстрадная музыка, эстрад-ный оркестр.

Уметь различать классическую музыку от эстрадной.

Выявление с помощью срав-нения отдельных признаков.

Устный опрос. Хоровое пение




33

Музыка в детских кинофильмах

Знакомство с музыкальны­ми произведениями из дет­ских кинофильмов. Извест­ные отечественные компо­зиторы - авторы современ­ной детской песни, их про­изведения для детского ки­нематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из ки­нофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.

Познавательные: понимать информацию, представленную в модельной форме

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные: взаимодействие между учащимися; создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи

Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа; соблюдать в пении певческую установку.

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение




34

Крупнейшие оперные театры. Их роль в культуре

Какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре. Опера, балет. П.И. Чайковский. Музыка из балета «Лебединое озеро».Кто такой зритель, ре­жиссер, постанов­щик, артисты. Правила поведения в театре. Слушание: повторение произведений, прослушанных за год. Пение: повторение песенного материала. Вокальная импровизация детей на заданную тему

Личностные: стремление к красоте, воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве.

Познавательные: понимать причинно-следственные связи различных этапов «музыкальной истории» произведения.

Регулятивные: планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные: взаимодействие между учащимися; создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи

Знать элемен-тарные понятия в области музыка-льной грамоты.

Уметь через различные формы деятельности показать разно-образное звучание музыкальных произведений

Определение способов контро-ля и оценки деятельности

Устный опрос. Хоровое пение



Методические пособия для учителя:

    1. Музыка. 2 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 208 с.: ноты.

    2. Музыка. 2 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

    3. Музыка. 1-4 классы [Текст] : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

    4. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

    5. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

    6. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

      1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

      2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

      3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

      4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Компози­тор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

        1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki

        2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru

        3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

        4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!