ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273–ФЗ (ред. от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г №373 (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от08.06.2015г. №576, от 28.12.2015г. №1529, от 26.01.2016г. №38, от 05.07.2017г. №629 );
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011 г.;
Авторская программа по учебному предмету «Музыкальное искусство», авторы Л.В.Школяр, В.А.Школяр – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» М. – Вентана-граф, 2012г.;
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденная приказом директора от 12.08.2015г. №79;
Учебный план МОБУ СОШ с. Васильевка на данный учебный год, утвержденный приказом директора от 24.08.2017г. №89;
Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Васильевка с изменениями и дополнениями от 24.08.2016г. №90;
Устав МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденный 18.03.2015г.
Общая характеристика
Реализация учебной программы обеспечивается учебником
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. Учебник «Музыка». Издательский центр «Вентана – Граф», М. – 2014 г. и учебными пособиями
Реализация программы:
-по предмету «Музыка» - до 2018 г.
-по курсу 4 класс – 2017-2018 уч.г.
Цель уроков музыки в начальной школе - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека - творца.
2.Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
5.Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
6.Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему,
7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
Место предмета «Музыка»
в учебном плане МОБУ СОШ с. Васильевка
Программа по музыке создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ с. Васильевка на преподавание музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа. В рабочей программе предусмотрена, что составляет 10 % от программы (всего – 34 часа, этнокультурная направленность – 4 часа). При изучении конкретных тем на уроке используется краеведческий материал, отражающий культурное наследие башкирского народа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
12.6. Технология:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
4 класс
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Музыка»;
представление о причинах успеха в учебе;
общее представление о моральных нормах поведения;
осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Музыка», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам музыки (быть готовым к каждому уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения музыки в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
составлять план действий для решения несложных учебных задач;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя музыкальную терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Познавательные:
Учащийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
выделять в музыке несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов, выделять жанры музыки;
под руководством учителя проводить аналогию с русской музыкой;
понимать отношения между понятиями и эмоциональным восприятием;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, символом и пр.);
строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
осознавать смысл межпредметных понятий: интонационность, романс, знамённый распев и т.д.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения);
строить рассуждения о музыкальных произведениях;
выделять существенные признаки объектов;
под руководством учителя давать характеристики изучаемым музыкальным произведениям;
понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых музыкальных произведений и формулировать выводы;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
воспринимать различные точки зрения;
понимать необходимость вежливого общения с другими людьми; 4.
контролировать свои действия в классе;
слушать партнера; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
формулировать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
6. знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов ( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка и др.);
уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Учащийся получит возможность научиться:
знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно- образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоции и мыслей человека.
Интонации музыкальные речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности( мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и т.д.). Музыкальная речь как способ отношения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор- исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской., смешанны. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально- поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
Музыка в жизни человека | 6 | 8 | 2 | 12 |
Основные закономерности музыкального искусства. | 24 | 20 | 24 | 5 |
Музыкальная картина мира. | 3 | 6 | 8 | 17 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
4 класс
Раздел, тема | Количество часов |
Музыкальная партитура мира | 4 |
Голос России | 4 |
Путешествие во времени и пространстве | 5 |
Музыкальное общение без границ | 10 |
Музыкальный салон | 2 |
Мы поём | 9 |
Итого | 34 |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Тема урока | Дата
| Прим |
план | факт | |
Музыкальная партитура мира – 4ч. |
1 | Многоцветие звучащего пространства | 04.09 | | ЭН Музыка башкирского народа |
2 | Многоцветие звучащего пространства | 11.09 | | ЭН Народные песни моего народа |
3 | Музыка, доступная для всех людей | 18.09 | | |
4 | Музыка, доступная для всех людей | 25.09 | | |
Голос России – 4ч. |
5 | Что это значит – слышать голос России? | 02.10 | | |
6 | Я – часть России | 09.10 | | |
7 | Я – часть России | 16.10 | | |
8 | Гимн России | 23.10 | | |
Путешествие во времени и пространстве – 5ч. |
9 | Иные песни поют и там, и тут | 06.11 | | |
10 | Планета Бах | 13.11 | | |
11 | Весёлое имя – Моцарт | 20.11 | | ЭН Праздники моего народа |
12 | Разум, увенчанный гением | 27.11 | | |
13 | Планета Батховен | 04.12 | | |
Музыкальное общение без границ – 10ч. |
14 | Вариации на тему | 11.12 | | |
15 | Глинка в Испании | 18.12 | | |
16 | Италия глазами русских художников «Итальянское каприччио» | 25.12 | | |
17 | П.И.Чайковский | 15.01 | | |
18 | Восточный ветер | 22.01 | | |
19 | Вокруг света с Н.А.Римским – Корсаковым | 29.01 | | |
20 | Восточные мотивы | 05.02 | | |
21 | Русский восток | 12.02 | | |
22 | Обобщение | 19.02 | | |
23 | Урок - концерт | 26.01 | | |
Музыкальный салон – 2ч. |
24 | Музыкальный салон. Русские композиторы | 05.03 | | |
25 | Музыкальный салон. Зарубежные композиторы | 12.03 | | ЭН Музыкал ьные инструменты моего края |
Мы поём – 9ч. |
26 | В путь (Ф.Шуберт, сл. В.Мюллера) | 19.03 | | |
27 | Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» (В.-А. Моцарт, сл. П.Чайковского) | 02.04 | | |
28 | Моё солнышко (итальянская народная песня) | 09.04 | | |
29 | Санта Лючия (итальянская народная песня) | 16.04 | | |
30 | Лебедь (Э.Григ, сл. Н Соколова) | 23.04 | | |
31 | Фонарный столб (Д.Кабалевский, сл. В.Викторова) | 30.04 | | |
32 | Как мне маме объяснить (французская народная песня) | 07.05 | | |
33 | Обобщение | 14.05 | | |
34 | Урок - концерт | 21.05 | | |
13