СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Настоящая программа по музыке для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса»





Рабочая программа по музыке 5 -й класс
















Хамуева Екатерина Владимировна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по музыке для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.

Сведения о программе и обоснование выбора

В рабочей программе учитываются концептуальные положения примерной программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

музыки 5 класса.

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

    • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

    • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

    • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

    • знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);



Место предмета в базисном учебном плане.Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 5 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Содержание курса 5 класса (тема года - «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности - музыкаль­ный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Тематика уроков, как следует из учебного материала 5 класса, преду­сматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

  • с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры общие для литературы и музыки понятия - интонация, предложение, фраза);

  • изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для му­зыки и живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);

  • мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фор­мирование культуры анализа текста

  • историей

  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, при­родой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении ма­териала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Ценностные ориентиры

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школь­никами как история развития человеческой памяти, величай­шее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к па­мятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образо­вания в основной школе.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым

многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной

организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом

процессе.

И поскольку с января 2012 г.наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков и учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры. казачьи традиции.

Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к

малой Родине, формирование гражданственности, патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, наследие и традиции


В календарно-тематическое планирование внесены дополнения при изучении тем, учитывая региональный

компонент (использование краеведческого материала) Далее – Региональный компонент ( РК)


Содержание тем учебного курса.

Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.


Древний союз (3 часа)

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».


Слово и музыка (3 часа)

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»


Песня (4 часа) (РК)

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Казачьи песни — народные песни, создававшиеся казаками Российской империи

Песни записанные в казачьей среде

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».


Романс (2 часа)

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».


Хоровая музыка (2 часа) (РК)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Русские народные . песни про Забайкалье

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

Урок-обобщение (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 10.


Опера (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.


. Балет (2 часа)

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».


Музыка звучит в литературе (2 часа)

Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».


Образы живописи в музыке (2 часа)

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».


Музыкальный портрет (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».


Пейзаж в музыке (2 часа)

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».


Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа) (РК)

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Казачьи сказки

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».


Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23. Разучивание песен: Б. Окуджава «Пожелание друзьям».


Урок-концерт (1 час)

Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс

музыки 5 класса.

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

    • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

    • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

    • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

    • знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);



Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант; - тес



Календарно-тематическое планирование


п/п

в разделе

Тема урока

Музыкаль

ный материал

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-

оценочная деятельность

Требования к уровню подготовки учащихся

Региоанльный коимпонент

Примечания


Общеучебн.

Специальн.

вид

форма

Р К

Прим.


1


Музыка рассказывает обо всём.

Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т).

Пение: И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев «Гвоздь и подкова».

.

Музыка задевает струны нашей души. Музы­ка - гармония нашей души. Как влияет музыка на на­строение? Восприятие му­зыки. Эмоциональная от­зывчивость на музыку. Муз-ное воплощение. Музыка как часть духовно­го опыта человечества.


Наблюдать, сравнивать

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния

Входной

Устный опрос

Хоровое пение

Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.

Вокально-хоровые навыки





Древний союз (3 часа)


2


Древний союз.

Истоки.

Слушание: К. Дебюсси «Снег танцует»; П. Чайковский «Баркарола».

Пение: П. Аедоницкий «Красно солнышко».

Муз. фантазии.

Симфония - жанр симф. Инструмент.

музыки; музыкальное сочи­нение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голо­сов.

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению.

Текущий

Устный опрос

Знать, что является источниками вдохно­вения для компози­торов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.). Знать виды искусст­ва; о роли музыки в семье искусств.




3


Искусство открывает мир.

Слушание: М. Таривердиев «Маленький принц».

Пение: Г. Струве «Музыка». Творч. задание: стихотворение о музыке.

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художе­ственном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств.

Сравнивать, анализировать

Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению.

Текущий

Взаимо-опрос

Знать виды искусст­ва; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произве­дения, используя приобретенные вокально-хоровые на­выки.




4


Искусства различны, тема едина.

Слушание: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».



Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно ус­ловно называть искусством, если

исполнитель вкладыва­ет в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

Сравнивать, анализировать

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

Текущий

Хоровое пение

Синквейн

Знать основные темы в ис-ве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, лит-ре, изобр. искусстве





Музыка и литература










Слово и музыка (3 часа)


5


Слово и му­зыка.

Два великих начала искусства.

Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт «В путь».

, В. Мюл­лер. «В путь» (из вокального

цикла «Прекрасная

мельничиха»)

(слушание)

Музыка - вид искусства,

художественным материа­лом которого является звук, особым образом организо­ванный во времени. О чем говорит музыка

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Импровизировать по заданным параметрам.

Текущий

Устный опрос

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризо­вать сочетание фор­мы, характера, со­держания и средств выразительности в произведении.




6


«Стань музыкою, слово».

М. Мусоргский.

«Кот Матрос»

(из вокального

цикла «Детская») (слушание); Аме­риканская народ­ная песня «Весе­лый мельник» (пение)

. Цикл. Циклические формы

в музыке - музыкальные

формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл=

объединение

и целых произведений, каждое из кото­рых может обладать или не обладать циклическим характером

Высказывать своё мнение, работать с текс-том учебника, отвечать на поставленные вопросы.

Импровизировать по заданным параметрам.

Текущий

Синквейн

Знать о различных жанрах вокальной

музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки.




7


Музыка «дружит не только с поэзией.

Слушание: М. Мусоргский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».

Пение: А. Куклин «Песенка о песенке».


Концерт, публичное высту­пление артистов по опреде­ленной, заранее составлен­ной программе. Виды кон­церта: музыкальный (симфони­ческий, камерный, форте­пианный, скрипичный и др.);

- литературный концерт;

- эстрадный

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

Текущий

Цифровой диктант

Знать понятие «пес­ня без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;




Песня (4 часа)


8


Песня – верный спутник человека.

Слушание: В. Баснер «С чего начинается Родина?».

Пение: Ю. Тугаринов «Если другом стала песня».

Песня - наиболее простая

и распространенная форма

вокальной музыки, объеди­няющая поэтический текст с несложной, легко запоми­нающейся мелодией.







Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Текущий

Устный опрос


Знать характеристи­ку и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного ха­рактера.

Казачьи песни — народные песни, создававшиеся казаками Российской империи,



9


Заключитель-ный урок по теме «Слово и музыка»

Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся.

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникно­вение и взаимосвязь с лите­ратурой.




Контролировать и оценивать свою деятель-ность

Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач.

Итоговый

Кроссворд, музыкаль-ная викто-рина.

Знать изученные по­нятия.

Уметь применять полученные знания

и умения, анализиро­вать.




10


Мир русской песни.

Слушание: Р.н.п. «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон».

Пение: А. Александров «Уж ты зимушка-зима».

Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад


Русская нар.

песня-песня, слова и музыка кото­рой сложились исторически в ходе развития русской

культуры. Нар. песня не имеет определённого ав­тора, или автор не известен.



».

Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Импровизировать по заданным параметрам

Текущий

Устный опрос

Знать основные при­знаки народной пес­ни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, ис­полнять протяжно песню напевного характера.




11


Песни народов мира.

Слушание: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Пение: П.н.п. «Висла»

Тематика, содержание, мо­тивы, характерные особен­ности и средства музыкаль­ной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа




Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Текущий

Муз –ный диктант

Знать характеристи­ку и отличия народ­ных песен мира.

Уметь приводить примеры песен на­родов мира; испол­нять выразительно песню, чисто инто­нируя мелодию.

Песни записанные в казачьей среде



Романс (2 часа)


12


Романса трепетные звуки.

Слушание: М. Глинка «Жаво-ронок».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».

Жанр романса. Виды ро­мансов (городской, быто­вой, цыганский, песня-ро­манс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Ро­манс - камерное музыкально-поэтическое произведе­ние для голоса с инструмен­тальным сопровождением.

Сравнивать, сопоставлять.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Текущий

Кроссворд

Знать определение романса, виды ро­мансов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авто­ров, исполнителей.





13


Мир человеческих чувств.

Слушание: С. Рахманинов «Ночь печальна»; Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».


Серенада – муз. композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, ман­долины, обращенная к возлюбленной. Муз-ные инструменты, сопровож­дающие пение серенады: лютни, гитары, мандоли­ны.

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния

Темати-ческий

Тест по темам: «Песня «Романс».

Знать определение серенады, музыкаль­ный характер и чув­ства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады






14


Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Слушание: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град».

Пение: Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, жен­ский хор. По манере пе­ния различают: академи­ческие и народные хоры; по количеству участни­ков: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональ­ные, любительские, цер­ковные

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текс-том учебника, выделять главное.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния

Текущий

Устный опрос

Знать виды хоров, хоровых произведе­ний, авторов хоровых произведений и из­вестные хоровые кол­лективы; понятия церковное пение, хра­мовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкаль­ном настроении; ис­полнять хоровые пес­ни одноголосно в ан­самбле (стройно), ис­пользуя певческое дыхание, приемы звуковедения,

Р. нар. песни про Забайкалье



15


Что может изображать хоровая музыка.

Слушание: Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Пение: М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём».

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни


Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Текущий

Взаимо-опрос

Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, наде­жды; о том, что и какими средствами изображается в хо­ровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музы­ки по темам и жан­рам; слушать и ха­рактеризовать во­кальные произведе­ния.




16


Заключитель-ный урок по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся.


Выполнение творческой работы

Контролировать и оценивать свою деятель-ность

Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении.

Итоговый

Тест

Знать названия изученных произведе­ний и их композито­ров; определение понятий, рассмот­ренных на уроках.

Уметь на слух вос­принимать музы­кальные произведе­ния по запомнивши­мся темам, фрагмен­там и называть их авторов




II полугодие




Опера (2 часа)



17


Опера- самый значительный жанр вокаль-ной музыки.

Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Пение: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опе­ра - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровожда­ются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом

Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Текущий

Устный опрос

Знать определение оперы, историю ро­ждения этого жанра вокальной музыки, виды оперного ис­кусства, участников и создателей опер­ного действа.

Уметь приводить примеры опер раз­ных жанров,




18


Из чего состоит опера.

Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Сне-гурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды».

Синтез искусств при созда­нии оперного произведе­ния. Части оперы: увертю­ра, пролог, действия, во­кальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцеваль­ные эпизоды. Оперные го­лоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Текущий

Устный опрос

Знать виды искус­ства, синтез которых позволяет компози­торам создать оперу; знать родоначальни­ка русской оперы, части оперы и состав действий.





.




Балет (2 часа)




19


Единство музыки и танца.

Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер «Песня менуэта».


Жанры балетного искусст­ва: балет-сказка, балет-симфония; драматический ба­лет; модерн-балет; сюжет­ный балет. Хореография. Дивертисмент. Сцениче­ские костюмы артистов ба­лета: пуанты, пачка, трико

Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Текущий

Устный опрос

Знать определение

балета, историю соз­дания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержа­ние балета.




20


«Русские сезоны» в Париже.

Слушание: И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».

Пение: П. Чайковский

Русская балетная школа.

Российский балет возник

при царе Алексее. Это был

спектакль, поставленный

офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опе­ра и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают веду­щее положение в мире

Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Темати-ческий

Тест по темам: «Опера», «Балет»

Знать, что такое ба­лет, особенности балетных школ ми­ра, жанры балета, имена известных авторов балетов, по­становщиков, балет­мейстеров, выдаю­щихся артистов ба­лета.





Музыка звучит в литературе (2 часа)


21


Музыкальность слова.

К.-В. Глюк. «Жа­лоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зим­ний вечер» (хоро­вое пение

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи.

Текущий

Устный опрос

Знать определение литер сю­жета, из каких час­тей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литерат про­изведении, характе­ризовать, как соче­таются воедино сло­во и музыка.




22


Музыкальные сюжеты в литературе

Слушание: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

.

Изобразительность в боль­шей степени присуща лите­ратуре, живописи, фотогра­фии. В музыке изображение реальности чаще всего свя­зано с воссозданием или имитацией с помощью зву­ков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музы­кальных звуков в художе­ственное слово, окру­жающих нас звуков в мир искусства

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное.

Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Текущий

Синквейн

Знать, из каких час­тей состоит сюжет, в каких литератур­ных произведениях действия разворачи­ваются на основе му­зыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и ли­тературы,




Музыка и изобразительное искусство


Образы живописи в музыке (2 часа)


23


Живописность искусства.

Слушание: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо «Эхо».

Пение: Г. Струве «Весёлое эхо».

Изобразительность - это наглядность, конкрет­ность изображаемых дей­ствий, поступков челове­ка, предметов и явлений реальной и фантастиче­ской действительности. Средства выразительно­сти в искусстве

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Текущий

Устный опрос

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музы­кального произв, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.





24


«Музыка – сестра живописи».

Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный».

Пение: Е. Поплянова «Как поёшь?»


Средства выразительно­сти в живописи и в музы­ке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, ху­дожественной фотогра­фии. Музыка, звучащая с полотен

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения.

Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Текущий

Синквейн

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образ­ности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу кото­рых составляет изо­бражение музыки.




Музыкальный портрет (2 часа)


25-26


Может ли музыка выразить характер человека?

Слушание: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки».

Пение: Г. Гладков «Песня о картинах».


Выразительность - вто­рая сторона художест­венного образа, отражение внутреннего состоя­ния, переживания ху­дожником изображаемо­го явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музы­ке, композиторы опре­деляют названия своих произведений. Музыка программная

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Текущий

Синквейн

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содруже­стве музыкантов, кри­тиков, художников, ли­тераторов, «Могучая кучка».





27


Образы при­роды в твор­честве музыкантов. Пей­заж в музыке

М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснеж­ник» (из фортепи­анного цикла «Вре­мена года»); Рус­ская народная пес­ня «Ты река ли моя...» (хоровое пение

Образ природы в живо­писи и в музыке. Вырази­тельны средства. Выра­зительность отражение внутреннего состояния, переживания художни­ком изображаемого явле­ния. Музыка обладает силой наибольшего эмо­ционального воздействия на человека. Изобрази­тельные возможности музыки заключены в способности к различ­ным звуковым имитаци­ям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Текущий

Устный опрос. Хоровое пение

Знать определение по­нятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов,ком­позиторов, изобра­жающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора;




Пейзаж в музыке (2 часа)


28

1

«Музыкаль­ные краски»

в произведениях художников-импрессионистов (заключит. урок)


Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная».

Пение: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».


. Творчество композиторов-импрессионистов. Музыкальный пейзажу импрессионистов - это прежде всего кра­сочность, зримость, жи­вописность. Живопис­ность присутствует и в названиях их произве­дений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Сформировать понимание свое-образие изобрази-тельных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным параметрам.

Текущий

Устный опрос

Знать: имена и творче­скую биографию композиторов-импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь приводиь примеры «муз. картин» ,средства муз. выразительности.




Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)


29

1

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Слушание: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Пение: С. Никитин «Сказка по лесу идёт».

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает ска­зочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небыва­лую красочность, таин­ственность, волшебство, индивидуальную окра­ску. Музыкальные сказ­ки и их авторы

Сопоставлять, анализировать,

работать с текстом учеб-ника, выделять главное.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Текущий

Кроссворд

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышан­ный образ.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Казачьи сказки



30

2

Сказочные герои в музыке.

Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: А. Зацепин «Волшебник».

.Разные облики и образы

сказочных героев, во­площенные в музыке. Все богатство мира ска­зок получило свое зву­ковое выражение. Ха­рактерные сказочные муз. интона­ции. Муз инструменты, помогающие воссоздать

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения

Текущий

Синквейн

Уметь охарактеризо­вать сказочный персо­наж, определяя образ и настроение музыки.




31

3

Тема богатырей в музыке.

Слушание: А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т); М. Мусоргский «Богатырские ворота».

Пение: Былина о Добрыне Никитиче.


Взаимосвязь музыки с живописью, литерату­рой, театральным искус­ством. Любовь и уваже­ние к искусству, к роди­не через знакомство с героями былин - рус­скими богатырями. Музыкальная характери­стика сказочного персо­нажа.

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме.

Текущий

Взаимоо-прос

Уметь определить общие черты «бога­тырской» темы в му­зыкальных произве­дениях; воспроизво­дить на слух и анали­зировать музыкаль­ные сказки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.




Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)


32-33

1

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

П Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с орке­стром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звезд­ная река» (хоровое пение)

Создание композитором музыкального и художе­ственного образа. Сред­ства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собстве-ную точку зрения.

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение

Знать: музыкальные и живописные сред­ства выразительно­сти.

Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух.




34

1


Подводим итоги.

Музыкальный материал, изученный в течение года

Понятие об эпизоде в му­зыке. Повторение зна­ний, понятий и опреде­лений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навы­ков. Подготовка к музы­кальной викторине

Контролировать и оценивать свою деятель-ность

Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении.

Итоговый

Тест, музыкаль-ная викторина

Уметь проявить зна­ния, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка), получен­ные в процессе обучения за курс 5 класса.




35

1

Заключитель-ный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».


Слушание и пение по выбору учащихся.

Выразительное исполнение с использованием полученных знаний и навыков

Музыкальная викторина Исполнение любимых песен. Слушание понравившихся произведений.

Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении.


Музыкальная викторина

Знать определения муз-ных понятий, объяснение муз. терминов, уметь определить на слух по фрагменту муз-ное произведение и его автора.







Методические пособия для учителя:

    1. Сиренко, В. М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс [Текст] / В. М. Си- ренко. - М.: Владос, 2002.

    2. Музыка в 5 классе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей. - Минск: Бела­русь, 2007.

    3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

    4. Затямнна, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

    5. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст]: творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

    6. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

. 7. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

. 8. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

. 9. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

.10. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

11. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

12. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

13. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

14 . Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!