Рабочая программа по музыке 5 -й класс
Хамуева Екатерина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по музыке для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Сведения о программе и обоснование выбора
В рабочей программе учитываются концептуальные положения примерной программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
музыки 5 класса.
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
Место предмета в базисном учебном плане.Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 5 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание курса 5 класса (тема года - «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Тематика уроков, как следует из учебного материала 5 класса, предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает.
Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры общие для литературы и музыки понятия - интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия - пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т. д.);
мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста
историей
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Ценностные ориентиры
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной
организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом
процессе.
И поскольку с января 2012 г.наша школа и является Казачьей кадетской, актуальным представляется включение музыкального фольклора в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков и учитель музыки может творчески подходить к содержанию данных тем, используя элементы казачьей музыкальной культуры. казачьи традиции.
Обучающиеся будут мотивированы на развитие личностного потенциала, приобретение более прочных знаний, воспитание чувства гордости к
малой Родине, формирование гражданственности, патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, наследие и традиции
В календарно-тематическое планирование внесены дополнения при изучении тем, учитывая региональный
компонент (использование краеведческого материала) Далее – Региональный компонент ( РК)
Содержание тем учебного курса.
Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.
Древний союз (3 часа)
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
Слово и музыка (3 часа)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
Песня (4 часа) (РК)
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.
Казачьи песни — народные песни, создававшиеся казаками Российской империи
Песни записанные в казачьей среде
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».
Хоровая музыка (2 часа) (РК)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».
Русские народные . песни про Забайкалье
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
Урок-обобщение (1 час)
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 10.
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.
. Балет (2 часа)
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».
Образы живописи в музыке (2 часа)
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
Пейзаж в музыке (2 часа)
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа) (РК)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Казачьи сказки
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» (1 час)
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23. Разучивание песен: Б. Окуджава «Пожелание друзьям».
Урок-концерт (1 час)
Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
музыки 5 класса.
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант; - тес
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Музыкаль ный материал | Элемент содержания | Умения и виды деятельности | Контрольно- оценочная деятельность | Требования к уровню подготовки учащихся | Региоанльный коимпонент Примечания | |
Общеучебн. | Специальн. | вид | форма | Р К | Прим. | |
1 | | Музыка рассказывает обо всём. | Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т). Пение: И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев «Гвоздь и подкова». . | Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Муз-ное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества. | Наблюдать, сравнивать | Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния | Входной | Устный опрос Хоровое пение | Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство. Вокально-хоровые навыки | | | |
Древний союз (3 часа) | |
2 | | Древний союз. Истоки. | Слушание: К. Дебюсси «Снег танцует»; П. Чайковский «Баркарола». Пение: П. Аедоницкий «Красно солнышко». | Муз. фантазии. Симфония - жанр симф. Инструмент. музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. | Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. | Текущий | Устный опрос | Знать, что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.). Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств. | | | |
3 | | Искусство открывает мир. | Слушание: М. Таривердиев «Маленький принц». Пение: Г. Струве «Музыка». Творч. задание: стихотворение о музыке. | Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств. | Сравнивать, анализировать | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. | Текущий | Взаимо-опрос | Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. | | | |
4 | | Искусства различны, тема едина. | Слушание: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой». | Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме | Сравнивать, анализировать | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства | Текущий | Хоровое пение Синквейн | Знать основные темы в ис-ве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, лит-ре, изобр. искусстве | | | |
Музыка и литература | | | | | | | | | |
Слово и музыка (3 часа) | |
5 | | Слово и музыка. Два великих начала искусства. | Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт «В путь». , В. Мюллер. «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха») (слушание) | Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка | Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. | Импровизировать по заданным параметрам. | Текущий | Устный опрос | Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении. | | | |
6 | | «Стань музыкою, слово». | М. Мусоргский. «Кот Матрос» (из вокального цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение) | . Цикл. Циклические формы в музыке - музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл= объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером | Высказывать своё мнение, работать с текс-том учебника, отвечать на поставленные вопросы. | Импровизировать по заданным параметрам. | Текущий | Синквейн | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки. | | | |
7 | | Музыка «дружит не только с поэзией. | Слушание: М. Мусоргский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская». Пение: А. Куклин «Песенка о песенке». | Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.); - литературный концерт; - эстрадный | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства | Текущий | Цифровой диктант | Знать понятие «песня без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; | | | |
Песня (4 часа) | |
8 | | Песня – верный спутник человека. | Слушание: В. Баснер «С чего начинается Родина?». Пение: Ю. Тугаринов «Если другом стала песня». | Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. | Текущий | Устный опрос | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера. | Казачьи песни — народные песни, создававшиеся казаками Российской империи, | | |
9 | | Заключитель-ный урок по теме «Слово и музыка» | Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся. | Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. | Контролировать и оценивать свою деятель-ность | Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач. | Итоговый | Кроссворд, музыкаль-ная викто-рина. | Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и умения, анализировать. | | | |
10 | | Мир русской песни. | Слушание: Р.н.п. «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон». Пение: А. Александров «Уж ты зимушка-зима». Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад | Русская нар. песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Нар. песня не имеет определённого автора, или автор не известен. ». | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Импровизировать по заданным параметрам | Текущий | Устный опрос | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | | | |
11 | | Песни народов мира. | Слушание: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Пение: П.н.п. «Висла» | Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня - душа народа | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. | Текущий | Муз –ный диктант | Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. | Песни записанные в казачьей среде | | |
Романс (2 часа) | |
12 | | Романса трепетные звуки. | Слушание: М. Глинка «Жаво-ронок». Пение: М. Глинка «Жаворонок». | Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. | Сравнивать, сопоставлять. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. | Текущий | Кроссворд | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. | | | |
13 | | Мир человеческих чувств. | Слушание: С. Рахманинов «Ночь печальна»; Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Пение: М. Глинка «Жаворонок». | Серенада – муз. композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Муз-ные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. | Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния | Темати-ческий | Тест по темам: «Песня «Романс». | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады | | | |
| |
14 | | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | Слушание: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град». Пение: Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно». | Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текс-том учебника, выделять главное. | Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния | Текущий | Устный опрос | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения, | Р. нар. песни про Забайкалье | | |
15 | | Что может изображать хоровая музыка. | Слушание: Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Пение: М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём». | Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне. Темой каждой песни являются библейские песни | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. | Текущий | Взаимо-опрос | Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. | | | |
16 | | Заключитель-ный урок по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». | Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся. | Выполнение творческой работы | Контролировать и оценивать свою деятель-ность | Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. | Итоговый | Тест | Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их авторов | | | |
II полугодие | |
Опера (2 часа) | |
17 | | Опера- самый значительный жанр вокаль-ной музыки. | Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Пение: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя». | Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом | Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Текущий | Устный опрос | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа. Уметь приводить примеры опер разных жанров, | | | |
18 | | Из чего состоит опера. | Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Сне-гурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». | Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. | Текущий | Устный опрос | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. . | | | |
Балет (2 часа) | |
19 | | Единство музыки и танца. | Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер «Песня менуэта». | Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико | Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Текущий | Устный опрос | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. | | | |
20 | | «Русские сезоны» в Париже. | Слушание: И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Пение: П. Чайковский | Русская балетная школа. Российский балет возник при царе Алексее. Это был спектакль, поставленный офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. | Темати-ческий | Тест по темам: «Опера», «Балет» | Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета. | | | |
Музыка звучит в литературе (2 часа) | |
21 | | Музыкальность слова. | К.-В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение | Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог | Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи. | Текущий | Устный опрос | Знать определение литер сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литерат произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. | | | |
22 | | Музыкальные сюжеты в литературе | Слушание: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер». . | Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков в мир искусства | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное. | Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. | Текущий | Синквейн | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, | | | |
Музыка и изобразительное искусство | |
Образы живописи в музыке (2 часа) | |
23 | | Живописность искусства. | Слушание: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо «Эхо». Пение: Г. Струве «Весёлое эхо». | Изобразительность - это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве | Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. | Текущий | Устный опрос | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произв, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле. | | | |
24 | | «Музыка – сестра живописи». | Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Пение: Е. Поплянова «Как поёшь?» | Средства выразительности в живописи и в музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен | Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. | Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. | Текущий | Синквейн | Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки. | | | |
Музыкальный портрет (2 часа) | |
25-26 | | Может ли музыка выразить характер человека? | Слушание: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: Г. Гладков «Песня о картинах». | Выразительность - вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная | Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Текущий | Синквейн | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов, «Могучая кучка». | | | |
27 | | Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке | М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение | Образ природы в живописи и в музыке. Выразительны средства. Выразительность отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д. | Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов,композиторов, изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; | | | |
Пейзаж в музыке (2 часа) | |
28 | 1 | «Музыкальные краски» в произведениях художников-импрессионистов (заключит. урок) | Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная». Пение: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». | . Творчество композиторов-импрессионистов. Музыкальный пейзажу импрессионистов - это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т | Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Сформировать понимание свое-образие изобрази-тельных свойств музыкальной ткани. Импровизировать по заданным параметрам. | Текущий | Устный опрос | Знать: имена и творческую биографию композиторов-импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводиь примеры «муз. картин» ,средства муз. выразительности. | | | |
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа) | |
29 | 1 | Волшебная красочность музыкальных сказок. | Слушание: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик». Пение: С. Никитин «Сказка по лесу идёт». | Роль сказки в музыке. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы | Сопоставлять, анализировать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Текущий | Кроссворд | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Казачьи сказки | | |
30 | 2 | Сказочные герои в музыке. | Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: А. Зацепин «Волшебник». | .Разные облики и образы сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные муз. интонации. Муз инструменты, помогающие воссоздать | Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откликаться на содержание услышанного произведения | Текущий | Синквейн | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. | | | |
31 | 3 | Тема богатырей в музыке. | Слушание: А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т); М. Мусоргский «Богатырские ворота». Пение: Былина о Добрыне Никитиче. | Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин - русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа. | Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собствен-ную точку зрения. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. | Текущий | Взаимоо-прос | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | | | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа) | |
32-33 | 1 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | П Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение) | Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение. | Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собстве-ную точку зрения. | Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства. | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение | Знать: музыкальные и живописные средства выразительности. Уметь определять средства музыкальной выразительности на слух. | | | |
34 | 1 | Подводим итоги. | Музыкальный материал, изученный в течение года | Понятие об эпизоде в музыке. Повторение знаний, понятий и определений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков. Подготовка к музыкальной викторине | Контролировать и оценивать свою деятель-ность | Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. | Итоговый | Тест, музыкаль-ная викторина | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка), полученные в процессе обучения за курс 5 класса. | | | |
35 | 1 | Заключитель-ный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». | | Слушание и пение по выбору учащихся. Выразительное исполнение с использованием полученных знаний и навыков | Музыкальная викторина Исполнение любимых песен. Слушание понравившихся произведений. | Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. | | Музыкальная викторина | Знать определения муз-ных понятий, объяснение муз. терминов, уметь определить на слух по фрагменту муз-ное произведение и его автора. | | | |
Методические пособия для учителя:
Сиренко, В. М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс [Текст] / В. М. Си- ренко. - М.: Владос, 2002.
Музыка в 5 классе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей. - Минск: Беларусь, 2007.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Затямнна, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст]: творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
. 7. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
. 8. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
. 9. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
.10. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
11. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
12. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
13. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
14 . Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.