СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс к учебнику Боголюбова Л.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс»

Пояснительная записка.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.


Общая характеристика рабочей программы.

Данная рабочая программа предназначена для 10 -11 классов, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) в 10 и 70 часов (2 часа в неделю) в 11 классе. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования по обществознанию (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа,2004), программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание. 10-11 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)

В 10 классе дается целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.


Цели:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущности особенности социально-гуманитарного познания.

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.







 Учебно-методический комплект:

- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов - М.: Просвещение, 2016.

- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов - М.: Просвещение, 2016.

- Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. Базовый уровень/О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Просвещение, 2016

- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая - М.: Просвещение, 2017.

- Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова - М.: Просвещение, 2016.

- Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 11 класс. Базовый уровень/О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Просвещение, 2016





Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов


10 класс

70

1

Человек в обществе

21

2

Духовная культура

16

3

Правовое  регулирование общественных отношений

33


11 класс

70

4

Экономическая жизнь общества

25

5

Социальная сфера

15

6

Политическая жизнь общества.

20

7

Резерв

10







Содержание тем курса.

10 класс (70 часов)

Человек в обществе (21 ч)

  Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.



Духовная культура (16 ч)

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

 Правовое  регулирование общественных отношений (33 ч)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

11 класс (70 часов)

Экономическая жизнь общества (25 часов)

Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Виды экономической деятельности. Экономика и уровень жизни, основные экономические показатели. Макроэкономика и микроэкономика.

Влияние экономики на социальную структуру общества. Цели государственной экономической политики. Сущность экономической культуры. Деловая этика. Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики в жизни общества.

Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи. Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.

Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.

Экономические ресурсы производства. Факторы производства и факторные доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом процессе. Приватизация, национализация собственности.

Типы экономических систем. Экономические отношения. Производитель и потребитель в экономике.

Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка. Инфраструктура рынка. Особенности современной экономики России.

Конкуренция. Виды конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его инструменты. Виды ценных бумаг. Особенности развития фондового рынка в современной России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Государство и его роль в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая политика.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика государства. Госбюджет. Государственный долг.

Структура налогов. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая политика государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобализация экономики в современном обществе. Экономическая модернизация современной России.

Экономика потребителя. Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи.

Уровень жизни. Экономические реформы в России. Пути экономического роста.

Экономическая культура. Культура производителя и потребителя. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономическая свобода и ответственность.

Социальная сфера (15 часов)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Политическая жизнь общества (20 часов)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство.

Резерв:10 часов


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах

  • Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

  • Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

  • Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

  • Формулирование полученных результатов;

  • Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;

















Перечень учебно-методической литературы:

1. Обществознание. Поурочные разработки.10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: проф. уровень/Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик, Л. Н. Боголюбов и др.-М.: Просвещение, 2011.

2. Обществознание. Поурочные разработки.11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: проф. уровень/Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик, Л. Н. Боголюбов и др.-М.: Просвещение, 2011.

3. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.- М.: ВАКО, 2011.

4. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.- М.: ВАКО, 2011.

5. Обществознание. Практикум.10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: проф. уровень/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Л. Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.

6. Обществознание. Практикум.11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: проф. уровень/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Л. Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.

7. Обществознание: учебное пособие для абитуриентов; под ред. Ю. Ю. Петрунина - М.: КДУ, 2014.

8. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2011.

9. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2012.

10. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2011.

11. Школьный словарь по обществознанию; под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2011

12. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998.

13. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебник для 10-11 классов. – М., 1997.

14. О самом главном: Книга для чтения и размышления о ценностях жизни, об этике и праве в 7-9 кл. / Сост. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг. – СПб., 1998.

15. Гуревич П.С. Основы культуроведения: Учебник для 10–11 классов. – М., 2002.

16. Зверев А.Т. Экология: Практикум. 10-11 классы – М., 2002.

17. Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника. 10 класс. – М., 2001.

18. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9-11 классы. – М., 2000.

19. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для 10-11 классов. – М., 2002.

20. Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций и мира: Учебник для 10-11 классов. – М., 1998-2002.

21. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской и советской культуры XX века: Учебное пособие для 9 класса. – М., 2002.

22. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв.; Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв.; Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в. – М., 1998-2002.

23. Соколов Э.В. Культурология: Очерки истории культур: Пособие для старшеклассников. – М., 1994.

24. Боголюбов Л.Н. и др. Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы. – М., 2002.

25. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994.

26. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М., 2001.

27. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 10-11 классов. – М., 2001.

28. Крижанская В.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1999.

29. Социологический словарь. - Казань, 1997

30. Данилова Г.И. и др. Мировая художественная культура: Учебник. 10 класс. – М., 1999-2001; Мировая художественная культура: Учебник. 11 класс. – М., 1999-2001.

31. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие: 10-11 классы. - М., 2001.

32. Еремин В. и др. Естествознание: Книга для чтения. 10-11 классы. – М., 2000.

33. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. – М., 2001.

34. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебник. 10-11 классы. – М., 1998.

35. Малышевский А.Ф. Мир человека: Учебник для 10-11 классов. – М., 1997.

36. Научное знание и мир человека. – М., 1989.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!