СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы была использована авторская программа Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Д. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень / Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004г. (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089) в действующей редакции «Обществознание» и БУПу 2004 г. (утвержден приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312) в действующей редакции, «Универсальное обучение (непрофильное обучение)» и составлена с учетом гимназического компонента и частичной интеграцией требований ФГОС (развитие УУД). При составлении рабочей программы была использована авторская программа Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Д. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень / Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2012. В программе интегрированы основные подходы, заявленные в Региональном учебном плане Московской области, в образовательной программе гимназии, а также требования ФГОС по истории в части развития УУД (элементы). По учебному плану МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» - 68 ч.
УМК: Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс: базовый уровень – М.: Просвещение, 2013. – (Академический учебник).
Гимназический компонент
Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии. Гимназический компонент в преподавании курса «Обществознание» использует возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала, но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель преподавания обществознания в СПГ – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Обществознание» и гимназического образования в целом – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Отсюда, ожидаемые результаты:
Развитие качеств личности;
Активное участие гимназистов в общественной жизни;
Участие в реализации социальных проектов;
Развитие умения поиска информации в большом объеме данных;
Толерантное отношение к оппоненту;
Способность противостоять манипулированию;
Способность формулировать, обосновывать, отстаивать свою позицию;
Знание и использование правовых механизмов.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной общественно-политической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Документы.
Основными документами, лежащими в основе разработки программы являются:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 № 17/59-П;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 №5)
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 №2)
Приказ Министра образования Московской области от 15.04.2016 №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных учреждений Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253
Протокола заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 года (решение о включении 3 линий УМК по истории России)
Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334.
Цели и задачи изучения курса.
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
· знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
· уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
Планируемые результаты
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать некоторые экономические термины;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ | Тема | УУД
| Основные понятия |
| Вводный урок Предмет курса | Повторение |
|
| Что такое общество. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле слова. Основные признаки общества. Науки об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Общество и культура. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
| Знать основные признаки общества; понятия: «общество», «страна», «государство», знать и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметь характеризовать глобальные проблемы современности, проблемы сохранения культурного наследия; объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, приводить примеры вредного воздействия человека и общества на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки. | Общество, деятельность, общественные отношения, культура, вторая природа, общественные науки
|
| Общество как сложная динамическая система. Понятие и принципы системы. Особенности социальной системы. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество как динамическая система. Человек как основной элемент общества. Сферы жизни общества: понятие и основное содержание. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
| Знать элементы и подсистемы общества; основные институты общества. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное, решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ | Система, сферы жизни общества
|
| Социальные институты. Понятие и признаки социального института. Функции социальных институтов. Основные институты общества. Главные и неглавные институты общества. | Знать понятие, признаки, функции социального института. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. | Социальный институт |
| Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Основные классификации обществ. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории: содержание, дискуссия. Типология цивилизаций. Цельность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Субъективный фактор в истории. | Знать, что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности. Уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника | Ноосфера, этногенез, биосфера, пассионарность, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, глобальные проблемы, формация, цивилизация, базис, надстройка |
| Общественный прогресс. Взгляды на направленность общественного развития. Понятие прогресса и регресса. Критерии прогресса. Относительность и противоречивость прогресса. Характер общественного развития. Реформа и революция. Понятие и виды модернизации. Угрозы и вызовы XXI века. | Знать, что основные понятия темы. Уметь соотносить теоретический материал урока и современную политическую обстановку в мире, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника | Прогресс, регресс, реформа, революция, модернизация прогресс, регресс, эволюция, реформа, революция, «революция сверху», модернизация |
| Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Основные отличия человека от животного. Личность и индивид. Социальная ответственность. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
| Знать, теории происхождения человека, роль социального фактора в формировании личности, характеризовать основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке;. Уметь аргументировать гипотезу, корректно относиться к иным позициям, понимать и принимать свою социальную ответственность; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Антропегенез, homo habilis, homo erectus, homo sapiens, человек – биосоциальное существо, мышление, речь, язык, социальная ответственность |
| Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Ценностные ориентиры личности. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Категорический императив морали. Истина, добро, красота как высшие человеческие ценности. Совесть. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Формирование нравственных начал в человеке.
| Знать, основные понятия темы Уметь связывать теоретический материал и идеальные понятия темы с общественной жизнью и выбранной собственной позицией; высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения и понимать свой тип мировоззрения.. | Мировоззрение, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм, обыденное мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, ценностные ориентации, мораль, идеал, категорический императив, совесть, патриотизм, гражданственность, самовоспитание в сфере нравственности |
| Мировоззрение и его роль в жизни человека. Понятие и структура мировоззрения. Носители и пути формирования мировоззрения. Классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Научное мировоззрение. Роль мировоззрения в жизни человека. | Деятельность, цель, средства и результаты деятельности, действия, субъект и объект деятельности, творчество, сознание
| |
| Деятельность как способ существования людей. Понятие, субъект и объект деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животного. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Понятие и особенности игры, учения и труда. Материальная и духовная деятельность. Творческая деятельность. Сознание и деятельность. Свобода и деятельность. Общение и коммуникация. Виды и функции общения | Знать, что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей. Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания, давать нравственную оценку деятельности. | Игра, учение, труд, общение, коммуникация |
| Мотивы человеческой деятельности. Понятие мотива человеческой деятельности. Потребности, интересы и способности в человеческой деятельности. Биологические, социальные и духовные потребности человека. Деятельность и воля. Цель, мотив, способы деятельности, результат. Смысл жизни: понятие, концепции. Смысл и цель жизни: сходство и различие. Счастье. Нравственный выбор. | Мотив, потребность, интерес, воля, цель, смысл жизни, счастье | |
| Философия. Философия: понятие, предмет, функции, место среди других наук. История философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Движение, пространство, время.
| Знать роль философии среди других наук, основные понятия темы; основные философские школы, основной вопрос философии. Уметь характеризовать основные направления философии; определять свою позицию и корректно относиться к иной позиции; видеть метапредметные связи и применять знание темы при изучении физики, химии, биологии, истории, литературы. | Философия, атомизм, эйдос, патристика, схоластика, «врожденные идеи», «вещь в себе», «абсолютный дух», истмат, диамат, позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, субстанция, онтология, гносеология, дуализм, материя, материализм, идеализм, вульгарный материализм, движение, покой, пространство, время |
| Сознание. Понятие. Постановка проблемы в философии. Соотношение материи и сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как функция головного мозга. Общественная природа сознания. Формы сознания. Структура сознания. Самосознание. | Знать основные понятия темы. Уметь видеть метапредметные связи и применять знание темы при изучении биологии, истории, литературы. | Бессознательное, сознание |
| Диалектика Диалектика и метафизика. Всеобщий характер взаимосвязи явлений действительности. Основные категории диалектики. Законы диалектики. Дедукция и индукция.
| Знать основные понятия темы. Уметь применять в учении общественной жизни диалектический подход, видеть метапредметные связи и применять знание темы при изучении физики, биологии, истории, литературы.. | Диалектика, детерминизм, индетерминизм, развитие, принцип причинности, единичное, общее, сущность, явление, форма, содержание, случайность, необходимость, возможность, действительность, причина, следствие, необходимость, случайность, количество, качество, мера, противоположности, дедукция, индукция |
| Познание и знание. Понятия знания и познания. Теория познания. Агностицизм. Истина и её критерии. Абсолютная и относительная истина. Практика как ведущий критерий истины. Истина и заблуждение. Формы и особенности чувственного познания. Ощущение, восприятие, представление. Формы и особенности рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Эмпиризм и рационализм. Интуиция.
| Знать проблемы познаваемости мира; что такое наука; что представляет собой знание и процесс познания. Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира. | Мышление, познание, эмпиризм, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, гностицизм, агностицизм, скептицизм, оптимизм, истина, абсолютная истина, относительная истина, практика, заблуждение, знание, наука, понятие, категория, закон, гипотеза, теория, факт, проблема, метод
|
| Многообразие видов и форм человеческого знания. Виды знаний. Мифологическое и религиозное знание. Практическое знание и здравый смысл. Особенности научного познания. Социальное и гуманитарное знание. Познание средствами искусства. Паранаука.
| Миф, религия, практическое знание, народная мудрость, здравый смысл, научное познание, искусство, художественный образ, паранаука, социальное знание, гуманитарное знание | |
| Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий и характерные признаки. Факторы, влияющие на формирование личности. Социальное поведение. | Знать основные понятия темы, связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка. Уметь выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Индивид, индивидуальность, личность, обычаи, социальные действия |
| Социализация личности. Понятие и цели социализации. Агенты социализации. Первичная и вторичная социализация. Сферы расширения и углубления социализации индивида. Самосознание и самореализация. Факторы социального поведения. Познание человеком самого себя. Самооценка. | Социализация, агенты социализации, самосознание, самореализация | |
| Свобода и ответственность в жизни человека. Различное понимание свободы в истории общественной мысли. Свобода и необходимость. Свобода как выбор. Единство свободы и ответственности личности. | Свобода, необходимость, ответственность | |
| Культура и духовная жизнь общества Понятие и содержание духовной жизни общества. Виды духовной деятельности человека. Духовная жизнь личности. Культура: понятие, функции. Культурология как наука о культуре. Развитие культуры. Традиции и новаторство. Функции культуры. | Знать, что такое массовая, народная и элитарная культура, что такое этикет, его происхождение и правила Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия.
| Духовная жизнь общества, духовные ценности, культура, культурология, искусство, традиции, новаторство
|
| Формы и разновидности культуры. Материальная и духовная культура. Многообразие культур. Диалог культур. Народная, массовая и элитарная культуры. Средства массовой информации. Субкультура и контркультура. Этикет. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. | Народная, массовая и элитарная культуры, СМИ, субкультура, контркультура
| |
| Наука и образование. Понятие, виды, функции. Роль науки в современном мире. Уровни научного познания. Формы и методы научного познания. Этика ученого. Понятие, цели и функции образования. Система образования в России. Модернизация системы образования в РФ. Непрерывное образование и самообразование.
| Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, роль образования в современном мире, систему образования в РФ, закон «Об образовании». Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения, разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия4 решать проблемные задачи по актуальным социальным проблемам. | Наука, научный факт, эмпирический закон, научная проблема, гипотеза, теория, метод, образование, самообразование |
| Мораль и религия. Мораль, ее категории. Принципы и нормы морали, категории долга. Этика как теория морали. Понятие, виды, функции религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в жизни общества. Веротерпимость. Атеизм. Религия в Российской Федерации.
| Знать роль морали в жизни человека и общества; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий. Иметь представление о фетишизме, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия. | Мораль, этика, нормы морали, золотое правило морали, религия, церковь, вера, атеизм, тотемизм, фетишизм, анимизм, буддизм, христианство, ислам |
| Искусство и духовная жизнь. Понятие и особенности искусства. Виды и основные направления искусства. Эстетическая культура. Духовная жизнь человека. Тенденции духовной жизни современной России.
| Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает. | Искусство, художественный образ, художественное творчество, эстетика, эстетическая культура |
| Роль экономики в жизни общества. Что такое экономика. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Основные ресурсы экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. | Знать, что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе. Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство. Уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества4 решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. | Экономика, уровень жизни, экономический механизм, оптимальная национальная стратегия, производство, обмен, потребление, распределение |
| Экономическая культура. Сущность и структура экономической культуры. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. | Знать основные элементы экономической культуры. Уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности; от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственного ценного поведения человека в экономике. | Экономическая культура личности, экономические знания, экономические отношения, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода, ответственность |
| Многообразие социальных групп. Понятие и признаки социальной группы. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа. Понятие социального статуса. Общая характеристика социальных статусов, их виды. Люмпены и маргиналы. Социальная роль. Социальные интересы.
| Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять, подкрепляя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности, положение человека в обществе; работать с текстом учебника, выделять главное, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью. | Социальная группа, большие и малые группы, социальный статус, социальная роль, сословие, социальный класс, молодежь, люмпены, маргиналы |
| Социальная структура и социальная стратификация общества. Социальная дифференциация (стратификация) и социальное неравенство. Понятия социальной структуры. Понятие социальной стратификации и ее критерии. Исторические типы стратификации. Социальная мобильность.
| Социальная структура, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, страта, социальная роль | |
| Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Способы решения и пути выхода из социального конфликта. Неравенство, богатство и бедность. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Социальные аспекты труда. Культура труда
| Знать, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают. Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни и отдельные социальные группы людей. | Социальные отношения, социальное взаимодействие, противоречие, социальный конфликт
|
| Социальные нормы и социальный контроль. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм и их характеристика. Способы регулирования общественных отношений социальными нормами. Социальный контроль и самоконтроль.
| Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальных проблемам. | Социальная норма, обычай, традиция, мораль, право, религия, эстетика, этикет
|
| Отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Типы девиантного поведения. Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации. Социальный контроль. Формальные и неформальные санкции.
| Девиантное поведение, преступность, преступление | |
| Нации и национальные отношения. Этнические общности, понятие и виды. Проблема этногенеза. Концепция этноса и природы Л.Гумилева. Субэтносы, метаэтносы. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национализм. Национальная политика. Принципы национальной политики в РФ. Культура межнациональных отношений.
| Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения, современнее межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей. | Нация, этнос, субэтнос, национальное самосознание, интеграция, дифференциация, этноцентризм, космополитизм, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид, национальная политика
|
| Семья и быт. Семья как социальный институт. Брак. Жизненный цикл семьи и ее функции. Эволюция семьи в историческом развитии. Типология семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе: распределение ролей и проблема лидерства, развод. Бытовые отношения. | Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей, семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | Семья, брак, патриархальная семья, матриархальная семья, партнерская семья, нуклеарная семья, бытовые отношения |
| Молодежь в современном обществе. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы. | Молодежь, молодежная субкультура |
| Политика и политические отношения. Понятие, виды, источники и ресурсы власти. Понятие политики. Становление власти в качестве политического института общества. Политика и мораль. Легитимность власти. Анархия. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Власть, политика, политические институты, политические отношения |
| Политическая власть. Понятие власти и ее сущность. Происхождение власти и ее виды. Понятие и виды политической власти. Функции политической власти, принципы ее устойчивости. Разделение властей. Борьба за власть.
| Власть, политическая власть, легитимность, анархия
| |
| Политическая система. Понятие политической системы. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы: понятие, классификация. Политическая жизнь современной России. | Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим, типы существующих политических режимов. Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства, виды монополии, виды политических | Политическая система, государство, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, парламентаризм |
| Гражданское общество и правовое государство. Понятие и основные черты гражданского общества. Гражданин и гражданственность. Местное самоуправление. Правовое государство, его признаки. Международные документы о правах человека. Защита прав человека. Черты тоталитарного государства. Средства массовой информации в политике. | Знать признаки гражданского общества, признаки правового государства, черты тоталитарного режима. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: что такое гражданское общество? Что представляет собой институт гражданства, кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое государство, каковы его основные признаки, взаимоотношения государства и общества. | Гражданское общество, гражданин, гражданство, правовое государство, местное самоуправление |
| Демократические выборы. Понятие выборов и их классификация. Значение выборов. Избирательная система, избирательное право и избирательная кампания. Понятие и стадии избирательного процесса. Основные принципы демократического избирательного права. Типы избирательных систем. | Знать, что представляет собой политическая система. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной политических систем, типологии политических партий и их сущность. | Выборы, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, избирательное право избирательная кампания, избирательный процесс, избирательная система |
| Политические партии. Многопартийность. Основные типы политических идеологий. Понятие и признаки политической партии. Виды политических партий. Понятие и типы партийных систем. Партийная система в современной России. Понятие и признаки политических движений. Политический плюрализм. | Многопартийность, партийная система, консерватизм, либерализм, радикализм, политическая партия, политическое движение, плюрализм | |
| Участие граждан в политической жизни. Понятие и особенности политического процесса. Виды и формы политических процессов. Понятие и виды политического участия. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни общества. Абсентеизм. Политическая культура. | Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны. Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. | Политический процесс, политическое участие, собрание, демонстрация, шествие, митинг, пикетирование, выборы, референдум, абсентеизм |
| Право в системе социальных норм. Социальные нормы. Понятие, признаки и функции права. Основные теории происхождения права. Право и мораль. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. | Знать, чем отличаются подходы к определению права; общее и специфика морали и права; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, его различные значения. | Социальная норма, право, позитивное право, естественное право, мораль |
| Норма права. Понятие и структура нормы права. Виды правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | Норма права, гипотеза, диспозиция, санкция | |
| Система права. Понятие системы права. Понятие отрасли, подотрасли и института права. Основные отрасли и институты права. Публичное и частное право | Знать основные понятия темы, предмет отраслей права Уметь определять, нормами отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений. | Система права, отрасль права, подотрасль права, институт права, публичное и частное право |
| Источники (формы) права. Понятие «источник права». Основные источники права: правовой обычай , судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право. Нормативно-правовой акт как главный источник и форма права. Виды нормативно-правовых актов: законные и подзаконные акты. Конституция в иерархии нормативных актов. | Источник (форма) права, правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт, конституция | |
| Правоотношения. Понятие и признаки правоотношения. Виды правоотношений. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | Знать, основные понятия темы. Уметь раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правоотношений | Правоотношение, судебная защита, конституционные суды, суды общей компетенции, арбитражные суды |
| Правонарушение. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния. Причины правонарушений: теории и реальность. | Знать, основные понятия темы. Уметь объяснять различия между проступком и преступлением, называть главные черты преступления
| Правонарушение, состав правонарушения, преступление, проступок |
| Юридическая ответственность. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. | Знать, основные понятия темы. Уметь называть основные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы. | Юридическая ответственность, государственное принуждение, законность, справедливость, неотвратимость |
| Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. | Знать общие черты и специфику отраслей российского права. Уметь применять социально - экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Отрасль права, конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное, право, уголовное право, экологическое право |
| Предпосылки правомерного поведения. Правовое сознание (правосознание). Понятие правовой культуры. Правовая культура личности. Правовая культура общества. Понятие, признаки и виды правомерного поведения
| Знать основные элементы правосознания; каким образом взаимодействуют право и правосознание. Уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника. | Правосознание, правовая культура, правомерное поведение, дееспособность |
| Итоговый урок. Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины. | Знать материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины. Уметь применять полученные знания в общественной жизни |
|
Организация контроля
Обязательные формы и методы контроля |
|
Внеурочная деятельность |
|
Государственные нормы оценки знаний.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход по организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы, участие в дискуссии, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, умение анализировать явления окружающей жизни. При оценке знаний учащихся учитываются требования, предъявляемые при проверке их знаний в ходе ЕГЭ.
Оценка «два» | Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. Комплекс знаний и умений, проверяемый на экзамене, освоен недостаточно. Освоены лишь единичные элементы содержания истории. Нет знания и понимания значительной или основной части программного материала в пределах поставленных вопросов или в наличии только слабо сформированные и неполные знания. Отсутствует умение применять их к решению конкретных вопросов. При ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не могут быть исправить даже при помощи учителя. Полностью не усвоил материал. Ответ отсутствует. Письменная работа не выполнена или не сдана.
|
Оценка «три» | Усвоено основное содержание учебного материала, имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Отдельные умения недостаточно сформированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Освоена определенная часть элементов содержания и проверяемых умений. В том числе – поиск информации в источнике, хронология событий, факты, понятия. Частично выполнены отдельные задания на соотнесение двух рядов информации, умение группировать факты. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дано неточное, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допущены ошибки при их изложении. Существуют затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Ответ дается неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но нет достаточного понимания отдельных положений, имеющих важное значение в этом тексте.
|
Оценка «четыре» | Показано знание всего изученного программного материала. В усвоении материала присутствуют незначительные ошибки и недочеты, изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Допущены незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и учащийся может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Дан правильный ответ на дополнительные вопросы учителя. Нет достаточного навыка работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками. Допущены негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
|
Оценка «пять» | Материал усвоен в полном объеме, показано глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей, изложение логичное, последовательное, четкое, используется специальная терминология, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с ответом. Материал излагается литературным языком, при ответе учащийся не повторяет дословно текст учебника, дается правильный и обстоятельный ответ на дополнительные вопросы учителя. По всем разделам освоен весь комплекс знаний и умений, проверяемых в заданиях базового и повышенного уровня. Умение составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами. Самостоятельное и аргументированное проведение анализа, обобщения, подведение итогов. Умение проводить межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; Самостоятельное и рациональное использование справочные материалы, учебника, дополнительной литературы, первоисточников, СМИ, и других информационных ресурсов. Самостоятельное применение полученных знаний в решении проблем на творческом уровне. Допускается не более одного недочета, который легко исправляется по требованию учителя. |
Оценивание письменных ответов
Оценка "5" - 100 -90%
Оценка "4" - 89- 70%
Оценка "3" - 69-45%
Оценка "2" - 44-0%
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо учитывать:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни и личного опыта) не в контексте задания. Работа не выполнена, работа не сдана.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Для учащихся
Обязательные
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 10 класс: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – (Академический учебник)
Конституция Российской Федерации. Последнее издание
Дополнительные
Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Любое издание
Баранов П.А. Право: 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам «Экономика» и «Право» курса «Обществознание» для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. / Российский фонд правовых реформ . – М.: Вита-Пресс, 2000.
Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М., 2000
Липсиц И.В. Экономика в 2-х томах. М.: Вита-Пресс, 1997
Моисеев Е.Г. Обществознание. М.: Проспект, 2015
Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Новая волна – Оникс, 1999.
Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах / Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. и др.; Российский фонд правовых реформ. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. – 3-е изд. М., 2006
Шемаханова И.А. Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ+CD. М.: АСТ, 2014
2.Подготовка к ЕГЭ
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.
ЕГЭ 2017. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др.
ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум по выполению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2017. Чернышева О.В., Пазин Р.В.
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тренировочные задания. Рутковская Е.Л., Котова О.А. и др.
Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
Обществознание.. ЕГЭ. 10-11 классы. Учимся писать мини-сочинение. Тетрадь-тренажер. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Учимся писать план развернутого ответа. Тетрадь-тренажер. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ. 9-11 классы. Задания с графиками, диаграммами и таблицами. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ. Лабезникова А.Ю., Кролькова Е.С., Рутковская Е.Л.
ЕГЭ – 2017. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Лабезникова А.Ю., Кролькова Е.С., Рутковская Е.Л.
ЕГЭ. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е.
Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. О.А.Чернышева. Изд. «Легион»
ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В., Семке Н.Н.
3. Для учителя
Конституция Российской Федерации. Последнее издание
Административный кодекс
Гражданский кодекс
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
Автономов В.А. Экономика: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007.
Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 1998
Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
Гречко П.К. Введение в обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2001
Давлетшина Н.В., Кимлик Б.Б., Кларк Р.Дж., Рэй Д.У. Д Демократия: государство и общество. М., 1995
Двигалева А.А. Обществознание. СПб., 2005
Иванова Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2004.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Любое издание
Козырев Г.И. Введение в политологию: Учебное пособие для вузов. М., 2004
Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание: Пособие для абитуриентов. М., 2001
Краченко А.И. Социология. – М., 2001
Левита Р.Я. История экономических учений. М., 1995
Липсиц И. В. – Экономика. - М.: Омега- Л, 2004.
Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Эксмо, 2009
Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов. / Под ред. Е.А.Суровой (Всероссийская государственная налоговая академия). М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов вузов. / Под ред. Ю.Ю.Петрунина. М., 2001
Обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы. / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2005
Политология. Энциклопедический словарь./ Под ред. Ю.И.Аверьянова. М., 1993
Самуэльсон П. Экономика. Любое издание
Тавадов Г.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2002
Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996
Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2015
Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. М., 2001
4.Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.uznay-prezienta.ru –Президент России – гражданам школьного возраста
http://www.rsnet.ru – Судебная власть Российской Федерации
http://www.jurizdat.ru – Собрание законодательства Российской Федерации
http://www.ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http://www.jur-words.info/ - Юридический словарь
http://eyu.sci-lib.com/ - Энциклопедия юриста
http://law-enc.net/ - Большой юридический словарь ОНЛАЙН
http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс
http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html - Философский словарь
http://mirslovarei.com/yura - Мир словарей
http://slovari-online.ru/ - Словари online
http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал
http://ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал единого государственного экзамена
http://www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
25