Программа по обществознанию предназначена для 10 класса средней школы. На изучение данного предмета предусмотрено по базисному учебному плану 68 часов, включая экономику и право.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне обучающийся должен:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Оценка «5» - выставляется, если ученик полностью выполнил все задания, показав при этом знания фактов, дат, умение оперировать понятиями, анализировать события, обосновывать личное мнение, аргументировать его. Обучающийся должен иметь хорошую литературную речь.
Оценка «4» - выставляется, если обучающийся выполнил все задания, но при этом допускает неточности, или нет уверенности в своей точке зрения. Речь должна быть литературной и грамотной.
Оценка «3» - выставляется, если задание выполнено, но нет последовательности, четкости и логики ответа. Нет уверенности в правильности собственного мнения, путается в терминологии, фактах. Культура речи слабая, обучающийся не умеет аргументировать.
Оценка «2» - выставляется, если обучающийся не справился с заданием, нет представления о фактах, датах, отсутствуют умения аргументировать, нет собственного мнения, т.е. ответ не соответствует требованиям.
№ | Тема урока | Кол час | Тип, вид урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы допол. Содержания | Д/З | Дата Проведения План/ факт |
1 | Введение | 1 | Вводный урок | Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием | Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Тести- рование | | Введение | |
2 | Раздел 1. Общество и человек (15 ч.) Глава 1.Общество Что такое общество | | Комбини-рованный
урок | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура ( вторая природа). Важнейшие институты общества | Знать понятия темы. Развивать умение высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы | Составление таблицы «Общественные науки» | | §1, задания |
|
3-4 | Общество как сложная динамическая система | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний (практикум) | Общество, страна, государство. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Глобальные экологические проблемы. Новаторство, традиции в культуре. Законодательство об охране памятников истории и культуры | Знать понятия темы. Развивать умение объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах | Составление плана «Особенности соц. Системы» | Традиции культуры в Архан-гельс-кой обл. Р\К. | §2, вопросы | |
5 | Общество | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Тестирование | | | |
6-7 | Глава 2. Человек Природа человека | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. | Знать примеры вредного воздействия человека на природу и разработанные человеком способы защиты природы | Практические задания | Проблемы экологии в Архангельске Р/К | §3, задания | |
8-9 | Человек как духовное существо | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Духовные ориентиры личности. Категорический императив. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Уметь характеризовать моральные ценности, объяснять сущность мировоззрения | Работа с документами; таблица «Типы мировоззрения» | | §4, задания | |
10-11 | Деятельность – способ существования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности | Характеризовать черты деятельности; -определять мотивы деятельности; -раскрывать на примерах многообразие видов деятельности | Составление схемы «Потребности человека» | Виды деятельности в Архангель-ской области
Р/К | §5, вопросы |
|
12-13 | Познание и знание | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Чувственное и рациональное познание. Агностицизм. Критерии истины. Особенности научного познания. Типы мировоззрения | Анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; -объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | Схема «Истина и ее критерии» | | §6, сообщения о познании | |
14-15 | Человек в системе социальных связей | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Биологическое и социальное в человеке. Социальное поведение и социализация личности. Познание человеком самого себя | Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; -определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации | | §7, задания |
|
16 | Общество и человек | | Повторительно-обобщающий урок | | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | | | | |
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.(38 часов) |
17-18 | Глава 3. Духовная культура Культура и духовная жизнь общества |
2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры. Проблемы современной отечественной культуры. Проблемы сохранения культурного наследия России | Знать понятия темы. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия |
Задания по карточкам, тест со свободными ответами | Культурное наследие Поморов Р/К | §8. задания | |
19-20 | Наука и образование | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок (практикум) | Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование. Роль науки в современном обществе. | Уметь объяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь объяснять особенности правового статуса ученика современной школы |
Тест на восстановление соответствия | История и разновидности университетов | §9, задания | |
21-22 | Мораль. Религия | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Категории морали. Особенности религии и религиозного мышления | Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества | Таблица «Мировые религии» | | §10, вопросы | |
23 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбини-рованный урок | Различные трактовки искусства. Критерии произведений искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства | Уметь анализировать произведения искусства; -пояснять, кто является субъектом художественной культуры | Составить схему «Искусство и его формы» | Культурная жизнь современной России | §11, подготовка к тест-ю |
|
24 | Духовная культура | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Тест | | | |
25-26 | Глава 4. Экономика Роль экономики в жизни общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитие экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение как основные экономические функции общества | Знать понятия темы. Уметь определять. Каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере | Составить словарик по теме | Отраслевая принадлежность хозяйственных единиц Архангельской обл. Р/К | §12, задания | |
27-28 | Экономическая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая свобода и социальная ответственность | Знать основные элементы экономической культуры; -объяснять в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | Работа с документами. Памятка «Этический кодекс предпринимателя» | | §13, документы | |
29 | Экономика | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Знать основные положения главы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач | | | |
30- | Глава 5. Социальная сфера Социальная структура общества | 1 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Социальная структура общества. Статус. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальная дифференциация | Анализировать социальный образ, имидж личности; - объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -разъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру общества | Составить схему «Социальная структура общества» | | §14, задания | |
3132-33 | Социальные взаимодействия | 3 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда | Знать понятия темы. Анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому | Решение проблемных заданий | Культура труда на предприятиях г.Архангельска
Р/К | §15, задания, мини - опрос | |
34-35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный конфликт | Знать понятия темы. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм | Составить таблицу «Виды социальных норм» | Роль права в жизни общества | §16, задания |
|
36-37 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления | Знать, что собой представляют межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры | Эссе « Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления» | Межнациональные отношения в Поморье
Р/К | §17, задания | |
38-39 | Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Семья как институт общества. И малая группа. Нуклеарная семья. Причины, повод, мотивы, последствия развода | Знать, что такое семья с социологической точки зрения. Уметь анализировать взаимоотношения в семье и находить грамотные варианты выхода их конфликтн ых жизненных ситуаций | Работать с материалами СМИ | Статистика разводов по Архангельской области Р/К | §18, задания | |
40-41 | Социальное развитие и молодежь | 2 | Урок - презентация Комбини-рованный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Презентации «Молодежные субкультуры» | Молодежная субкультура г. Архангельска Р/К | §19, презентации | |
42-43 | Социальная сфера | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | | Знать основные положения главы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Тестирование с несколькими вариантами ответов | | | |
44-45 | Глава 6. политическая сфера Политика и власть | 2 | Уроки изучения нового материала | Формы проявления внимания: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей | Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Составить схему «Политические институты» | Виды власти в г. Архангельске Р/К | §20, задания | |
46-47 | Политическая система | 2 | Уроки изучения нового материала | Структура и функции политической системы. Политические режимы. Внешние и внутренние функции государства | Знать основные признаки и функции государства, уметь их анализировать | Составить словарик по теме | Политическая элита в современной России | §21, вопросы |
|
48-49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Признаки гражданского общества. Понятие о правовом государстве и история его становления | Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества | Решение проблемных заданий | Политическая идеология | §22, задания |
|
| Экскурсия в городской ЗАГС | |
50-51 | Демократические выборы и политические партии | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала | Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы | Знать типологии политических партий. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем | Таблица «Политические партии, их программы» | Политические партии Архангельской обл.
Р/К | §23, задания | |
52-53 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Активность электората. Роль референдума в политической жизни | Знать основные понятия темы. Объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | Анализ материалов СМИ | Избирательные права | §24, задания | |
54 | Политическая сфера | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Знать основные положения главы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | | Тест | | |
55- 56 | Раздел 3. Глава 7. Право как особая система норм Право в системе социальных норм | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Социальные нормы. Функции и сущность права. Права и обязанности. Правовая культура. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия | Составить таблицу «Отрасли права» | | §25, таблица | |
57-58 | Источники права | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Основные источники права. Виды нормативных актов | Уметь пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права | Составить схему «Источники права» | Соц. Защита в г. Архангельске Р/К | §26, задания | |
59-60 | Правоотношения и правонарушения | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Понятия правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Развитие права в современной России | Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» | Составить таблицу «Виды юридической ответственности» | Конституционное судопроизводство | §27, таблица | |
61-62 | Современное российское законодательство | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления изученного материала (диспут0 | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право | Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права | Анализ документов | | §28, документы | |
63 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | Комбини-рованный урок | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение | Уметь объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры | Эссе «Правомерное поведение» | Роль права в жизни общества | §29, вопросы | |
64-65 | Общество в развитии | 2 | Урок–конференция Урок -презентация | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества Проблема общественного прогресса, его критерии и формы | Знать проявления глобализации в экономической сфере; Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития | Выполнение проблемных заданий | | §30, задания | |
66 | Человек и общество | 1 | Итоговый урок | | Знать основные положения главы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Тест | | Подготовка к к/р | |
67-68 | Человек и общество | 2 | Контрольный урок Итоговое занятие | | Знать основные положения главы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | | | | |
Итого 68 уроков Р/К- 12 К/Р-5 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Общество и человек (15ч). Глава 1. Общество (4 ч). Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. Глава 2. Человек (11 ч). Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (38 ч). Глава 3. Духовная культура (8 ч). Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Глава 4. Экономика (5 ч). Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Глава 5. Социальная сфера (14 ч). Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Глава 6. Политическая сфера (11ч). Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Раздел 3. Право. Глава 7. Право как особая система норм (11 ч). Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. Повторение (4часа)
1.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. – М.: Просвещение, 2011
2.Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч./авт.-сост. С.Н. Степаненко. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Обществознание, Архангельск 2006.,АОИППК.
4.Чернышева О.А. Обществознание. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.