СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Дона для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данной рабочей программы является то, что рабочая программа « История Донского края» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Дона для 10 класса»

Пояснительная записка к рабочей программе по Истории Донского края.


I. Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 10 «А» класса составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по истории; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

3. Основная образовательная программа основного общего образования ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.

4. Учебный план ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска на 2015-2016 учебный год.

5. Локальные акты ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.

6. Устав ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.

7. авторской программы Н. В. Самарина по истории Донского края 7-8 класс для образовательных учреждений под редакцией Н. В. Самарина. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2012г.

Целью изучения истории Донского края является формирование у обучающихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников, воспитать разносторонне развитую личность гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. Формировать у выпускников способность к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию в условиях многонационального своеобразия Ростовской области.

Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

  1. повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания истории в контексте новых целей российского образования;

  2. формировать ключевые компетенции обучающихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.

  3. дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

  4. сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных проблем;

  5. сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;

  6. способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;

  7. помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней;

  8. способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

  9. пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

  10. развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

  11. развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

  12. создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;

  13. формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.


II. Общая характеристика учебного предмета.

Региональный компонент государственного стандарта общего об­разования (История Донского края) разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:

  • деятельностный характер образования, направленность содер­жания образования на формирование общих учебных умений и на­выков, познавательной культуры личности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитар­ной направленности содержания образования;

  • формирование ключевых компетенций обучающихся;

  • усиление роли истории как дисциплины, обеспечивающей ус­пешную социализацию учащихся.

Базовыми основаниями формирования регионального компо­нента государственного стандарта общего образования (История Донского края) являются:

- целостность содержания образования, органичность включе­ния регионального компонента в базовый курс истории, обеспече­ние преемственности между ступенями образования;

- научность;

- типичность включенного регионального исторического мате­риала.;

- комплексность в раскрытии исторического материала;

- ориентация на практический, деятельностный, личностный подходы к формированию ключевых компетенций обучающихся сред­ствами содержания образования;

- сохранение альтернативности в подаче исторического материала;

III. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.

Рабочая программа по Истории Дона составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска на 2015-2016 уч. год и годовым календарным графиком и рассчитана на 34 учебные недели, 34 часа в год, 1 час в неделю.

Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 9 - 10 классах. Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории.

IV. Содержание программы.

Введение.

Раздел 1. Донской край в XVII веке.

Донские казаки в событиях российской Смуты н. 17в. Войско Донское и царская власть в 1 пол. 17в. Традиции военного быта казаков. Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в ХVII в. Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение. Социальные движения. Степан Разин. Кондратий Булавин – борец за казачьи вольности; Культура донского казачества в ХVII в. Православная церковь и казачество.

Раздел 2. Войско Донское и Приазовье в XVIII веке.

Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.

Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине ХVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.

Участие Войска Донского в войнах Российской империи в ХVIII в. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д. Ефремовы, И.М. Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.

Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.

Восстание донских казаков в1792-1794гг. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.

Культура края в ХVIII в. Старочеркасский музей-заповедник.

Повторение по теме: «Войско Донское и Приазовье в XVIII веке». Родной город (станица, село) в ХVIII в.

Раздел 3. Донской край в I пол. XIX века.

Система управления краем и его социальное развитие. Михаил Платов. Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812г. Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права. Гусары, уланы, кирасиры, авангард. Города Нижнего Дона и Приазовья в 1п.19в. Ростов. Новочеркасск. Нахичевань.

Раздел 4. Область Войска Донского в эпоху модернизации.

Либеральные реформы 1860-1870гг. на Дону. Военная реформа в Донской области. Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований. Донская область – район торгового земледелия. Население Донской области в 1860-1890 гг.

Этнический состав населения. Культура городов и станиц Дона во II пол.XIX века.

Повторение. Итоговый урок по курсу.


V. Тематическое планирование.


Тема

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Донской край в XVII веке.

6

3.

Войско Донское и Приазовье в XVIII веке.

8

4.

Донской край в I пол. XIX века.

7

5.

Область Войска Донского в эпоху модернизации.

10

6.

Повторение. Итоговый урок по курсу.

2

ИТОГО

34







VI. Календарно-тематическое планирование по истории Дона 10А класс. (34ч)

урока

Тема

Кол-во

часов

Определения

Коррекционная направленность

Форма контроля

Домашнее

задание

Дата

1.

Вводный урок


1


Развивать умения общаться, излагать свои мысли, ставить и разрешать проблемы.

Построение диалога

С. 4-5

2.09

РАЗДЕЛ 1. ДОНСКОЙ КРАЙ В XVII в. (6ч.)

2.

Донские казаки в событиях российской Смуты н. 17в.

1

М. Ф. Романов, ополчение

Развивать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение.

Устный опрос

П.1 з.1,2

стр. 12

9.09

3.

Войско Донское и царская власть в 1 пол. 17в.


1

Приказы, Азов.сидение

Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы.

Устный опрос

П.2 вопросы стр. 19 устно

16.09

4.-

5.


Социально- политические кризисы в России 2 п. 17в. и донское казачество.

Старообрядцы на Дону в к. 17в.



2

Степан Разин, «поход за зипунами»

Развивать умения самостоятельной работы при подготовке сообщений по теме

Творческое задание

П.3 сообщения

Вопросы стр. 25

23.09

30.09

6.-

7.

Культура донских казаков в 17в.

Традиции военного быта казаков.


2

Струг, казачьи городки

Развивать навыки определения понятий, разрешения проблемных задач.

Творческое задание

П.4 презентации

7.10

14.10

РАЗДЕЛ 2. ВОЙСКО ДОНСКОЕ И ПРИАЗОВЬЕ В XVIII в. (8ч.)

8.-

9.

Войско Донское в эпоху петровских преобразований.



2

Галера,

К. Булавин

Развивать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение.

Фронтальный опрос


П.5 вопросы

Стр. 46 задания

21.10

28.10

10.-

11.

Казаки на службе Российской империи в 18в.

Восстание донских казаков 1792-1794гг.


2

Атаманский полк, лава

Развивать умения обсуждать проблемные вопросы

Устный опрос


Пар. 6 вопросы устно

11.11

18.11

12.

Формирование донского дворянства и крепостных крестьян.


1

Ярмарка, хутор

Развивать умения формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач

Тест


Пар.7 определения

25.11

13.-

14.

Население Донской области и Приазовья.

Основание Ростова-на-Дону.


2

Калмыки, донские татары

Умение самостоятельно работать с информацией, творчески мыслить, делать выводы

Творческое задание

Пар.8 вопросы

стр. 68

2.12

9.12

15.

Повторение по теме: «Войско Донское и Приазовье в XVIII веке»

Родной город (станица, село) в ХVIII в.


1


Умение систематизировать, обобщать краеведческий материал, делать выводы

Творческое задание

Презентация

16.12

РАЗДЕЛ 3. ДОНСКОЙ КРАЙ В I пол. XIX в. (7ч.)

16.-

17.

Система управления краем и его социальное развитие.



2

М. Платов

Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы.

Устный опрос


Пар.9 вопросы

23.12

13.01

18.-

19.

Военная служба казаков.

Участие донцов в Отечественной войне 1812г.


2

Гусары, уланы, кирасиры, авангард

Развивать умения анализировать, сравнивать, объяснять понятия

Творческое задание

Пар.10 определения. В. 1,3,5

20.01

27.01

20.

Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права.


1

Мануфактура, отходники

Развивать умения анализировать, сравнивать, объяснять понятия, делать вывод

Работа с понятиями

Пар.11 вопросы

3.02

21.-

22.

Города Нижнего Дона и Приазовья в 1п.19в. Ростов. Новочеркасск


2

Градоначальство, Нахичевань

Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы.

Устный опрос


Пар.12 вопросы.


10.02

17.02

РАЗДЕЛ 4. ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ. (10ч.)

23.-


24.

Либеральные реформы 1860-1870гг. на Дону.

Военная реформа в Донской области.



2

Выкуп, община, уставная грамота

Развитие познавательной деятельности. Умение заполнять таблицу, делать вывод

Анализ табличного материала

Пар.13

Стр. 110 сост. таблицу

24.02

2.03

25.-

26.

Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований


2

Консерваторы, радикалы

Умение самостоятельно работать с дополнительными источниками

Устный опрос


П.14 вопросы

стр. 115

9.03

16.03

27.-

28.

Донская область – район торгового земледелия


2

Товарное хозяйство

Умение объяснять понятия, делать выводы

Устный опрос

Пар.15 вопросы

23.03

6.04

29.-

30.

Население Донской области в 1860-1890 гг.

Этнический состав населения


2

Стачка, нелегальный

Развивать умения представлять результаты индивидуальной работы в форме таблицы

Анализ табличного материала

П.16 стр. 133 сост. таблицу

13.04

20.04

31.-

32

Культура городов и станиц Дона во II пол.XIX века.


2

Конка

Развитие познавательной деятельности

Творческое задание

Пар.17 в.

стр. 145

27.04

4.05

33.-34.


Повторение. Итоговый урок по курсу.


2


Умение анализировать, сравнивать, обобщать исторический материал

Тест.

Контрольные вопросы


11.05

18.05


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.

  1. Учебник: Н. В. Самарина и О. Г. Витюк «История Донского края XVII-XIXвв.» – Ростов н/д «Донской издательский дом».2014г.

  2. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся. - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2003.

  3.  «История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.). 

  4. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.

  5. «История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использовании:

http://pr-bereg.narod.ru/info/st_033a.html

http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XVI-XIXbeg/Izm_v_str_upr.htm

http://www.don-history.ru/

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Аудиоколонки .

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер

5. Экран.

VIII. Результаты и система их оценки.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности обучающихся.

  2. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

  3. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

  4. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

  5. Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

В результате изучения региональной компонента по Истории Донского края выпускник должен:

знать/понимать

- гипотезы о происхождении донского казачества;

- казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав;

- основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;

- участие донских казаков в основных событиях XVII-XVIII вв. в России и на Дону;

- причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;

- основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв.;

- даты важнейших событий истории края ХIХ в.;

- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;

- основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;

В результате усвоения основных содержательных линий данного курса обучающиеся должны приобрести следующие

умения:

- осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;

- давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;

- давать характеристику личности исторических деятелей, связанных с историей нашего края;

- объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;

- использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

- представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, буклете, презентации.

Формы контроля уровня обучения

  • исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разно уровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • тексты с лакунами (пропусками);

  • «оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • контрольные работы

рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная), представление результатов проектной деятельности.


Контрольная работа №1 по теме:

« Донское казачество в 16-17 веках»

1 вариант.

  1. Какую роль сыграло казачество в Смутное время?

  2. Согласны ли вы с мнением ученых, называющих движение Степана Разина крестьянской войной? Свое мнение обоснуйте.

  3. В чем проявились военные традиции быта казаков?

  4. Дать определение понятиям:

Майдан, атаман ,голытьба, зимовая станица, утирка.

  1. Что означают эти даты:

1604-1613гг.; 1666г.; 1690г.;

2 вариант

1. Какую политику проводило царское правительство по отношению к донским казакам во второй половине 17 века?

2. Расскажите о попытках казаков взять турецкую крепость Азов. Что это давало России?

3. В чем проявились религиозные традиции казаков?

4. Дать определение понятиям:

Бабайка, чувяк, айдан, майдан, станица.

5. Что означают эти даты:

1613г.; 1637-1642гг.; 1670-1671гг.;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!