Пояснительная записка к рабочей программе по Истории Донского края.
I. Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 10 «А» класса составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по истории; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
3. Основная образовательная программа основного общего образования ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.
4. Учебный план ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска на 2015-2016 учебный год.
5. Локальные акты ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.
6. Устав ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска.
7. авторской программы Н. В. Самарина по истории Донского края 7-8 класс для образовательных учреждений под редакцией Н. В. Самарина. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2012г.
Целью изучения истории Донского края является формирование у обучающихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников, воспитать разносторонне развитую личность гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. Формировать у выпускников способность к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию в условиях многонационального своеобразия Ростовской области.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:
повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания истории в контексте новых целей российского образования;
формировать ключевые компетенции обучающихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.
дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных проблем;
сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;
способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней;
способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Региональный компонент государственного стандарта общего образования (История Донского края) разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, познавательной культуры личности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;
формирование ключевых компетенций обучающихся;
Базовыми основаниями формирования регионального компонента государственного стандарта общего образования (История Донского края) являются:
- целостность содержания образования, органичность включения регионального компонента в базовый курс истории, обеспечение преемственности между ступенями образования;
- научность;
- типичность включенного регионального исторического материала.;
- комплексность в раскрытии исторического материала;
- ориентация на практический, деятельностный, личностный подходы к формированию ключевых компетенций обучающихся средствами содержания образования;
- сохранение альтернативности в подаче исторического материала;
III. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
Рабочая программа по Истории Дона составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ РО школы – интерната VI вида г. Волгодонска на 2015-2016 уч. год и годовым календарным графиком и рассчитана на 34 учебные недели, 34 часа в год, 1 час в неделю.
Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 9 - 10 классах. Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории.
IV. Содержание программы.
Введение.
Раздел 1. Донской край в XVII веке.
Донские казаки в событиях российской Смуты н. 17в. Войско Донское и царская власть в 1 пол. 17в. Традиции военного быта казаков. Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в ХVII в. Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение. Социальные движения. Степан Разин. Кондратий Булавин – борец за казачьи вольности; Культура донского казачества в ХVII в. Православная церковь и казачество.
Раздел 2. Войско Донское и Приазовье в XVIII веке.
Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.
Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине ХVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.
Участие Войска Донского в войнах Российской империи в ХVIII в. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д. Ефремовы, И.М. Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.
Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.
Восстание донских казаков в1792-1794гг. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.
Культура края в ХVIII в. Старочеркасский музей-заповедник.
Повторение по теме: «Войско Донское и Приазовье в XVIII веке». Родной город (станица, село) в ХVIII в.
Раздел 3. Донской край в I пол. XIX века.
Система управления краем и его социальное развитие. Михаил Платов. Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812г. Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права. Гусары, уланы, кирасиры, авангард. Города Нижнего Дона и Приазовья в 1п.19в. Ростов. Новочеркасск. Нахичевань.
Раздел 4. Область Войска Донского в эпоху модернизации.
Либеральные реформы 1860-1870гг. на Дону. Военная реформа в Донской области. Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований. Донская область – район торгового земледелия. Население Донской области в 1860-1890 гг.
Этнический состав населения. Культура городов и станиц Дона во II пол.XIX века.
Повторение. Итоговый урок по курсу.
V. Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Донской край в XVII веке. | 6 |
3. | Войско Донское и Приазовье в XVIII веке. | 8 |
4. | Донской край в I пол. XIX века. | 7 |
5. | Область Войска Донского в эпоху модернизации. | 10 |
6. | Повторение. Итоговый урок по курсу. | 2 |
ИТОГО | 34 |
VI. Календарно-тематическое планирование по истории Дона 10А класс. (34ч)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Определения | Коррекционная направленность | Форма контроля | Домашнее задание | Дата |
1. | Вводный урок | 1 | | Развивать умения общаться, излагать свои мысли, ставить и разрешать проблемы. | Построение диалога | С. 4-5 | 2.09 |
РАЗДЕЛ 1. ДОНСКОЙ КРАЙ В XVII в. (6ч.) |
2. | Донские казаки в событиях российской Смуты н. 17в. | 1 | М. Ф. Романов, ополчение | Развивать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение. | Устный опрос | П.1 з.1,2 стр. 12 | 9.09 |
3. | Войско Донское и царская власть в 1 пол. 17в. | 1 | Приказы, Азов.сидение | Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы. | Устный опрос | П.2 вопросы стр. 19 устно | 16.09 |
4.- 5. | Социально- политические кризисы в России 2 п. 17в. и донское казачество. Старообрядцы на Дону в к. 17в. | 2 | Степан Разин, «поход за зипунами» | Развивать умения самостоятельной работы при подготовке сообщений по теме | Творческое задание | П.3 сообщения Вопросы стр. 25 | 23.09 30.09 |
6.- 7. | Культура донских казаков в 17в. Традиции военного быта казаков. | 2 | Струг, казачьи городки | Развивать навыки определения понятий, разрешения проблемных задач. | Творческое задание | П.4 презентации | 7.10 14.10 |
РАЗДЕЛ 2. ВОЙСКО ДОНСКОЕ И ПРИАЗОВЬЕ В XVIII в. (8ч.) |
8.- 9. | Войско Донское в эпоху петровских преобразований. | 2 | Галера, К. Булавин | Развивать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение. | Фронтальный опрос | П.5 вопросы Стр. 46 задания | 21.10 28.10 |
10.- 11. | Казаки на службе Российской империи в 18в. Восстание донских казаков 1792-1794гг. | 2 | Атаманский полк, лава | Развивать умения обсуждать проблемные вопросы | Устный опрос | Пар. 6 вопросы устно | 11.11 18.11 |
12. | Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. | 1 | Ярмарка, хутор | Развивать умения формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач | Тест | Пар.7 определения | 25.11 |
13.- 14. | Население Донской области и Приазовья. Основание Ростова-на-Дону. | 2 | Калмыки, донские татары | Умение самостоятельно работать с информацией, творчески мыслить, делать выводы | Творческое задание | Пар.8 вопросы стр. 68 | 2.12 9.12 |
15. | Повторение по теме: «Войско Донское и Приазовье в XVIII веке» Родной город (станица, село) в ХVIII в. | 1 | | Умение систематизировать, обобщать краеведческий материал, делать выводы | Творческое задание | Презентация | 16.12 |
РАЗДЕЛ 3. ДОНСКОЙ КРАЙ В I пол. XIX в. (7ч.) |
16.- 17. | Система управления краем и его социальное развитие. | 2 | М. Платов | Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы. | Устный опрос | Пар.9 вопросы | 23.12 13.01 |
18.- 19. | Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812г. | 2 | Гусары, уланы, кирасиры, авангард | Развивать умения анализировать, сравнивать, объяснять понятия | Творческое задание | Пар.10 определения. В. 1,3,5 | 20.01 27.01 |
20. | Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права. | 1 | Мануфактура, отходники | Развивать умения анализировать, сравнивать, объяснять понятия, делать вывод | Работа с понятиями | Пар.11 вопросы | 3.02 |
21.- 22. | Города Нижнего Дона и Приазовья в 1п.19в. Ростов. Новочеркасск | 2 | Градоначальство, Нахичевань | Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, делать выводы. | Устный опрос | Пар.12 вопросы. | 10.02 17.02 |
РАЗДЕЛ 4. ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ. (10ч.) |
23.- 24. | Либеральные реформы 1860-1870гг. на Дону. Военная реформа в Донской области. | 2 | Выкуп, община, уставная грамота | Развитие познавательной деятельности. Умение заполнять таблицу, делать вывод | Анализ табличного материала | Пар.13 Стр. 110 сост. таблицу | 24.02 2.03 |
25.- 26. | Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований | 2 | Консерваторы, радикалы | Умение самостоятельно работать с дополнительными источниками | Устный опрос | П.14 вопросы стр. 115 | 9.03 16.03 |
27.- 28. | Донская область – район торгового земледелия | 2 | Товарное хозяйство | Умение объяснять понятия, делать выводы | Устный опрос | Пар.15 вопросы | 23.03 6.04 |
29.- 30. | Население Донской области в 1860-1890 гг. Этнический состав населения | 2 | Стачка, нелегальный | Развивать умения представлять результаты индивидуальной работы в форме таблицы | Анализ табличного материала | П.16 стр. 133 сост. таблицу | 13.04 20.04 |
31.- 32 | Культура городов и станиц Дона во II пол.XIX века. | 2 | Конка | Развитие познавательной деятельности | Творческое задание | Пар.17 в. стр. 145 | 27.04 4.05 |
33.-34. | Повторение. Итоговый урок по курсу. | 2 | | Умение анализировать, сравнивать, обобщать исторический материал | Тест. Контрольные вопросы | | 11.05 18.05 |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
Учебник: Н. В. Самарина и О. Г. Витюк «История Донского края XVII-XIXвв.» – Ростов н/д «Донской издательский дом».2014г.
Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся. - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2003.
«История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).
История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
«История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использовании:
http://pr-bereg.narod.ru/info/st_033a.html
http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XVI-XIXbeg/Izm_v_str_upr.htm
http://www.don-history.ru/
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки .
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер
5. Экран.
VIII. Результаты и система их оценки.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности обучающихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
В результате изучения региональной компонента по Истории Донского края выпускник должен:
знать/понимать
- гипотезы о происхождении донского казачества;
- казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав;
- основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
- участие донских казаков в основных событиях XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
- причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв.;
- даты важнейших событий истории края ХIХ в.;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
- основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
В результате усвоения основных содержательных линий данного курса обучающиеся должны приобрести следующие
умения:
- осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;
- давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;
- давать характеристику личности исторических деятелей, связанных с историей нашего края;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;
- использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
- представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, буклете, презентации.
Формы контроля уровня обучения
исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;
анализ простейших исторических источников;
тесты (однотипные, комплексные, разно уровневые);
характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;
работа со шкалой времени;
творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;
тексты с лакунами (пропусками);
«оживление» картины, рассказ по картине;
историческое сочинение, эссе и т.п.
контрольные работы
рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная), представление результатов проектной деятельности.
Контрольная работа №1 по теме:
« Донское казачество в 16-17 веках»
1 вариант.
Какую роль сыграло казачество в Смутное время?
Согласны ли вы с мнением ученых, называющих движение Степана Разина крестьянской войной? Свое мнение обоснуйте.
В чем проявились военные традиции быта казаков?
Дать определение понятиям:
Майдан, атаман ,голытьба, зимовая станица, утирка.
Что означают эти даты:
1604-1613гг.; 1666г.; 1690г.;
2 вариант
1. Какую политику проводило царское правительство по отношению к донским казакам во второй половине 17 века?
2. Расскажите о попытках казаков взять турецкую крепость Азов. Что это давало России?
3. В чем проявились религиозные традиции казаков?
4. Дать определение понятиям:
Бабайка, чувяк, айдан, майдан, станица.
5. Что означают эти даты:
1613г.; 1637-1642гг.; 1670-1671гг.;