Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени генерала армии Черняховского И.Д.»
Согласовано на заседании ШМО протокол №1 от 27.08.2015г. Рассмотрена на заседании МС протокол №1 от 27.08.2015г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 22 ____________ Н.Н.Ломец Приказ от 27.08.2015г. №229 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание (включая экономику и право)»
6 класс
2015-2016 учебный год
| Составитель: учитель истории и обществознания Корнева О.А. |
г. Воронеж 2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы .
При разработке содержания и основ методики предмета для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. При изучении данного предмета используется учебник: Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 6 класс. М. Просвещение. 2013.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в 6 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
4. Содержание учебного предмета
Наименование тем учебной программы
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Человек в социальном измерении | 12 |
3. | Человек среди людей | 10 |
4. | Нравственные основы жизни | 8 |
5. | Итоговое повторение | 4 |
| Итого | 35 |
Характеристика основных содержательных линий
Введение (1 ч)
Введение. Как работать с учебником.
Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч)
Человек – личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практикум по теме: Человек в социальном измерении. Человек- личность.
Тема 2. Человек среди людей. (10 ч)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме: Человек среди людей.
Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме: Нравственные основы жизни.
Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч)
Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении. Повторение основных понятий, терминов, фактов.
Итоговое повторение по теме: Человек среди людей. Повторение основных понятий, терминов, фактов.
Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни. Повторение основных понятий, терминов, фактов.
Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
6. Календарно - тематическое планирование. 6 «А»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | фактически |
Введение (1 ч) |
1. | Введение | 1 | 02.09 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч) |
2. | Человек – личность | 1 | 09.09 | |
3. | Человек – личность | 1 | 16.09 | |
4. | Человек познает мир | 1 | 23.09 | |
5. | Человек познает мир | 1 | 30.09 | |
6. | Человек и его деятельность | 1 | 07.10 | |
7. | Человек и его деятельность | 1 | 14.10 | |
8. | Потребности человека | 1 | 21.10 | |
9. | Потребности человека | 1 | 28.10 | |
10. | На пути к жизненному успеху | 1 | 11.11 | |
11. | На пути к жизненному успеху | 1 | 18.11 | |
12. | Практикум по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 25.11 | |
13. | Практикум по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 02.12 | |
Тема 2. Человек среди людей. (10 ч) |
14. | Межличностные отношения | 1 | 09.12 | |
15. | Межличностные отношения | 1 | 16.12 | |
16. | Человек в группе | 1 | 23.12 | |
17. | Человек в группе | 1 | 13.01 | |
18. | Общение | 1 | 20.01 | |
19. | Общение | 1 | 27.01 | |
20. | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 03.02 | |
21. | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 10.02 | |
22. | Практикум по теме: Человек среди людей | 1 | 17.02 | |
23. | Практикум по теме: Человек среди людей | 1 | 24.02 | |
Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч) |
24. | Человек славен добрыми делами | 1 | 02.03 | |
25. | Человек славен добрыми делами | 1 | 09.03 | |
26. | Будь смелым | 1 | 16.03 | |
27. | Будь смелым | 1 | 23.03 | |
28. | Человек и человечность | 1 | 06.04 | |
29. | Человек и человечность | 1 | 13.04 | |
30. | Практикум по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 20.04 | |
31. | Практикум по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 27.04 | |
Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч) |
32. | Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 04.05 | |
33. | Итоговое повторение по теме: Человек среди людей | 1 | 11.05 | |
34. | Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 18.05 | |
35. | Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс. | 1 | 25.05 | |
Календарно - тематическое планирование. 6 «Б»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | фактически |
Введение (1 ч) |
1. | Введение | 1 | 02.09 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч) |
2. | Человек – личность | 1 | 09.09 | |
3. | Человек – личность | 1 | 16.09 | |
4. | Человек познает мир | 1 | 23.09 | |
5. | Человек познает мир | 1 | 30.09 | |
6. | Человек и его деятельность | 1 | 07.10 | |
7. | Человек и его деятельность | 1 | 14.10 | |
8. | Потребности человека | 1 | 21.10 | |
9. | Потребности человека | 1 | 28.10 | |
10. | На пути к жизненному успеху | 1 | 11.11 | |
11. | На пути к жизненному успеху | 1 | 18.11 | |
12. | Практикум по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 25.11 | |
13. | Практикум по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 02.12 | |
Тема 2. Человек среди людей. (10 ч) |
14. | Межличностные отношения | 1 | 09.12 | |
15. | Межличностные отношения | 1 | 16.12 | |
16. | Человек в группе | 1 | 23.12 | |
17. | Человек в группе | 1 | 13.01 | |
18. | Общение | 1 | 20.01 | |
19. | Общение | 1 | 27.01 | |
20. | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 03.02 | |
21. | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 10.02 | |
22. | Практикум по теме: Человек среди людей | 1 | 17.02 | |
23. | Практикум по теме: Человек среди людей | 1 | 24.02 | |
Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч) |
24. | Человек славен добрыми делами | 1 | 02.03 | |
25. | Человек славен добрыми делами | 1 | 09.03 | |
26. | Будь смелым | 1 | 16.03 | |
27. | Будь смелым | 1 | 23.03 | |
28. | Человек и человечность | 1 | 06.04 | |
29. | Человек и человечность | 1 | 13.04 | |
30. | Практикум по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 20.04 | |
31. | Практикум по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 27.04 | |
Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч) |
32. | Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении | 1 | 04.05 | |
33. | Итоговое повторение по теме: Человек среди людей | 1 | 11.05 | |
34. | Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни | 1 | 18.05 | |
35. | Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс. | 1 | 25.05 | |
7. Учебно-методическое обеспечение
Нормативные документы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
Авторская программа:
Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6-9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2009. – 46 с.
Учебники и учебные пособия
Обществознание : учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с.
Методические материалы
Боголюбов Л. Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. - № 4. — С. 17-24.
Боголюбов Л.Н. Итоговая аттестация в форме дискуссии : [ на уроке обществознания ] / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Открытая школа. — М., 2008. — № 2. — С. 63-66.
Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы : [преподавание обществознания] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 8. — С. 9-17.
Боголюбов Л.Н. Основные компоненты содержания обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2009. — № 8. — С. 17-25
Вяземский Е.Е. Методические рекомендации по изучению Конституции РФ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Вяземский , Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 9. — С. 37-39.
Методика преподавания обществознания в школе : Учеб. пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений / под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. — М. : Владос, 2002. — 304с.
Дидактический материал
Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях: 6 кл. / Л.Н. Боголюбов. — М. : Просвещение, 2008
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.— М. : Просвещение, 2002.
Наглядные пособия
Конституция Российской Федерации. — М. : РИПОЛ классик, 2007. —60 с.
Всеобщая декларация прав человека –
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Декларация прав ребенка-
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
Гражданский кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10164072/
Уголовный кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10108000/
Семейный кодекс Российской Федерации –
http://www.consultant.ru/popular/family/
Трудовой кодекс Российской Федерации –
http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - http://www.consultant.ru/popular/koap/
Интернет-ресурсы
Электронные библиотеки
INFOLIO. Университетская электронная библиотека -http://www.infoliolib.info/
Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам -http://www.gumer.info/
Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. - http://lib.ru/
Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73
Библиотека философского портала - http://www.philosophy.ru
Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ -http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Социально-гуманитарное и политологическое образование - http://humanities.edu.ru/
Электронная библиотека учебной литературы - http://www.alleng.ru/
Ресурсы по обществознанию, экономике и праву
«Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом - http://www.uznay-prezidenta.ru/
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации - http://www.gdezakon.ru/
Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения - http://www.levada.ru
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» - http://www.hro.org
Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти - www.gov.ru
Правовая база данных «Гарант» - http://www.garant.ru
Правовая база данных «Консультант-Плюс» - http://www.consultant.ru
Сайт «Конституция Российской Федерации» - http://www.constitution.ru/
Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения -http://www.wciom.ru
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации - www.mon.gov.ru