СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089),  примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»



Согласовано на

заседании ШМО

протокол №1 от 27.08.2015г.


Рассмотрена на заседании МС

протокол №1 от 27.08.2015г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

____________ Н.Н.Ломец

Приказ от 27.08.2015г. №229








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Обществознание (включая экономику и право)»

6 класс

2015-2016 учебный год








Составитель:

учитель истории и обществознания

Корнева О.А.









г. Воронеж 2015

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы .

При разработке содержания и основ методики предмета для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. При изучении данного предмета используется учебник: Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 6 класс. М. Просвещение. 2013.


Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.



Задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
    помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах.


2. Общая характеристика учебного предмета


Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в 6 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
























4. Содержание учебного предмета


Наименование тем учебной программы


Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Человек в социальном измерении

12

3.

Человек среди людей

10

4.

Нравственные основы жизни

8

5.

Итоговое повторение

4


Итого

35



Характеристика основных содержательных линий


Введение (1 ч)


Введение. Как работать с учебником.


Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч)


Человек – личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Практикум по теме: Человек в социальном измерении. Человек- личность.


Тема 2. Человек среди людей. (10 ч)


Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практикум по теме: Человек среди людей.


Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч)


Человек славен добрыми делами. Доброе значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человек и человечность. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Практикум по теме: Нравственные основы жизни.


Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч)


Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении. Повторение основных понятий, терминов, фактов.

Итоговое повторение по теме: Человек среди людей. Повторение основных понятий, терминов, фактов.

Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни. Повторение основных понятий, терминов, фактов.

Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс.



















5. Требования к уровню подготовки учащихся


Знать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.




6. Календарно - тематическое планирование. 6 «А»


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

фактически

Введение (1 ч)

1.

Введение

1

02.09


Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч)

2.

Человек – личность

1

09.09


3.

Человек – личность

1

16.09


4.

Человек познает мир

1

23.09


5.

Человек познает мир

1

30.09


6.

Человек и его деятельность

1

07.10


7.

Человек и его деятельность

1

14.10


8.

Потребности человека

1

21.10


9.

Потребности человека

1

28.10


10.

На пути к жизненному успеху

1

11.11


11.

На пути к жизненному успеху

1

18.11


12.

Практикум по теме: Человек в социальном измерении

1

25.11


13.

Практикум по теме: Человек в социальном измерении

1

02.12


Тема 2. Человек среди людей. (10 ч)

14.

Межличностные отношения

1

09.12


15.

Межличностные отношения

1

16.12


16.

Человек в группе

1

23.12


17.

Человек в группе

1

13.01


18.

Общение

1

20.01


19.

Общение

1

27.01


20.

Конфликты в межличностных отношениях

1

03.02


21.

Конфликты в межличностных отношениях

1

10.02


22.

Практикум по теме: Человек среди людей

1

17.02


23.

Практикум по теме: Человек среди людей

1

24.02


Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч)

24.

Человек славен добрыми делами

1

02.03


25.

Человек славен добрыми делами

1

09.03


26.

Будь смелым

1

16.03


27.

Будь смелым

1

23.03


28.

Человек и человечность

1

06.04


29.

Человек и человечность

1

13.04


30.

Практикум по теме: Нравственные основы жизни

1

20.04


31.

Практикум по теме: Нравственные основы жизни

1

27.04


Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч)

32.

Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении

1

04.05


33.

Итоговое повторение по теме: Человек среди людей

1

11.05


34.

Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни

1

18.05


35.

Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс.

1

25.05



































Календарно - тематическое планирование. 6 «Б»


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

фактически

Введение (1 ч)

1.

Введение

1

02.09


Тема 1. Человек в социальном измерении. (12 ч)

2.

Человек – личность

1

09.09


3.

Человек – личность

1

16.09


4.

Человек познает мир

1

23.09


5.

Человек познает мир

1

30.09


6.

Человек и его деятельность

1

07.10


7.

Человек и его деятельность

1

14.10


8.

Потребности человека

1

21.10


9.

Потребности человека

1

28.10


10.

На пути к жизненному успеху

1

11.11


11.

На пути к жизненному успеху

1

18.11


12.

Практикум по теме: Человек в социальном измерении

1

25.11


13.

Практикум по теме: Человек в социальном измерении

1

02.12


Тема 2. Человек среди людей. (10 ч)

14.

Межличностные отношения

1

09.12


15.

Межличностные отношения

1

16.12


16.

Человек в группе

1

23.12


17.

Человек в группе

1

13.01


18.

Общение

1

20.01


19.

Общение

1

27.01


20.

Конфликты в межличностных отношениях

1

03.02


21.

Конфликты в межличностных отношениях

1

10.02


22.

Практикум по теме: Человек среди людей

1

17.02


23.

Практикум по теме: Человек среди людей

1

24.02


Тема 3. Нравственные основы жизни. (8 ч)

24.

Человек славен добрыми делами

1

02.03


25.

Человек славен добрыми делами

1

09.03


26.

Будь смелым

1

16.03


27.

Будь смелым

1

23.03


28.

Человек и человечность

1

06.04


29.

Человек и человечность

1

13.04


30.

Практикум по теме: Нравственные основы жизни

1

20.04


31.

Практикум по теме: Нравственные основы жизни

1

27.04


Тема 4. Итоговое повторение. (4 ч)

32.

Итоговое повторение по теме: Человек в социальном измерении

1

04.05


33.

Итоговое повторение по теме: Человек среди людей

1

11.05


34.

Итоговое повторение по теме: Нравственные основы жизни

1

18.05


35.

Итоговое повторение курса обществознания за 6 класс.

1

25.05



































7. Учебно-методическое обеспечение


Нормативные документы:


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

  2. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)


Авторская программа:


  1. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6-9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2009. – 46 с.


Учебники и учебные пособия


  1. Обществознание : учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. 



Методические материалы


  1. Боголюбов Л. Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. - № 4. — С. 17-24.

  2. Боголюбов Л.Н. Итоговая аттестация в форме дискуссии : [ на уроке обществознания ] / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Открытая школа. — М., 2008. — № 2. — С. 63-66.

  3. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы : [преподавание обществознания] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 8. — С. 9-17.

  4. Боголюбов Л.Н. Основные компоненты содержания обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2009. — № 8. — С. 17-25

  5. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации по изучению Конституции РФ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Вяземский , Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 9. — С. 37-39. 

  6. Методика преподавания обществознания в школе : Учеб. пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений / под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. — М. : Владос, 2002. — 304с. 

Дидактический материал


  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях: 6 кл. / Л.Н. Боголюбов. — М. : Просвещение, 2008

  2. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.— М. : Просвещение, 2002.


Наглядные пособия


  1. Конституция Российской Федерации. — М. : РИПОЛ классик, 2007. —60 с.

  2. Всеобщая декларация прав человека –

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

  1. Декларация прав ребенка-

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10164072/

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10108000/

  3. Семейный кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/family/

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - http://www.consultant.ru/popular/koap/


Интернет-ресурсы


Электронные библиотеки

  1. INFOLIO. Университетская электронная библиотека -http://www.infoliolib.info/

  2. Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам -http://www.gumer.info/

  3. Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. - http://lib.ru/

  4. Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

  5. Библиотека философского портала - http://www.philosophy.ru

  6. Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ -http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

  7. Социально-гуманитарное и политологическое образование - http://humanities.edu.ru/

  8. Электронная библиотека учебной литературы - http://www.alleng.ru/


Ресурсы по обществознанию, экономике и праву

  1. «Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом - http://www.uznay-prezidenta.ru/

  2. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации - http://www.gdezakon.ru/

  3. Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения - http://www.levada.ru

  4. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» - http://www.hro.org

  5. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти - www.gov.ru

  6. Правовая база данных «Гарант» - http://www.garant.ru

  7. Правовая база данных «Консультант-Плюс» - http://www.consultant.ru

  8. Сайт «Конституция Российской Федерации» - http://www.constitution.ru/

  9. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения -http://www.wciom.ru

  10. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации - www.mon.gov.ru