Мостовский район, ст-ца. Костромская
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Костромской.
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол № 1
от 30 .08.2016 года
Председатель педсовета
_____________ Т. В. Кашминова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Ступень обучения (класс) основное общее, 8 - 9 классы
8 класс
Количество часов в неделю – 1 ч.
Общее количество в год – 34 ч.
9 класс
Количество часов в неделю – 1 ч.
Общее количество в год – 34 ч.
Уровень базовый
Учитель: Ткачева Нина Тимофеевна
Программа разработана на основе
базовой Программы. Типовые образовательные
программы под ред. В. В. Воронковой
Сборник № 1 «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4) Содержание учебного предмета, курса.
5) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
6) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально – этической и политико – правовой пропедевтики.
Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Содержание курса носит элементарный характер, но все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Предмет «Обществознание» включает в себя начальные сведения из целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, этики, права, экологии. Умению пользоваться этими знаниями в жизни обучающихся помогут размышления, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений различных проблем, возникающих в жизни человека и общества. Изучение курса будет способствовать самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Изучение предмета «Обществознание» поможет обучающимся специальной (коррекционной) школы разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию.
Рабочая программа по обществознанию, 8-9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Обществознание» составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Введение в обществознание, 8-9 кл., автор - составитель: Боголюбова Л.Н.- М.: Просвещение, 2005г.
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс обучения обществознанию неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение обществознанию носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
--- создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды деятельности на уроке (более подробно в 5 разделе)
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (рассказ учителя, высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему материалов, осмысление цели чтения; соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов материалов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту;
передавать основную мысль текста.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Обществознание» в средней школе выделяется:
в 8-м классе - 1 час в неделю, 34 часа в год
в 9-м классе - 1 час в неделю, 34 часа в год
Содержание учебного предмета, курса. (рабочие программы по классам)
8 класс
Пояснительная записка
Раздел «Государство, право, мораль» знакомит учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, даёт представление о праве и государстве, знакомит с понятием «государство», признаками государства, основными принципами правового государства.
Государство и право связано с этическими проблемами: понятие «права», право и закон, правовая ответственность, правонарушения, виды правонарушений, что такое мораль, основные нормы морали, «золотое правило» нравственности, функции морали в жизни человека и общества, правовой культурой. Содержание данного материала поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать своё поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел «Конституция Российской Федерации» знакомит учащихся с основами конституционного устройства РФ, даёт представление о Российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учащихся к теме «Права и обязанности гражданина РФ», являющейся основной для всего курса в 9 классе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учащихся, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей. На уроках обществознания учащиеся знакомятся с современной политической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания.
Цель:
Создавать условия для адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- формировать интерес к изучению предмета.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся;
4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Перечень разделов программы
Введение. Государство, право, мораль. Конституция Российской Федерации. Повторение.
Перечень тем, количество часов по темам
Введение (2 ч) Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Государство, право, мораль (15 ч) Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная, уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека. Конституция Российской Федерации (15 ч) Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президенства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации. Повторение – 2 ч
9 класс
Пояснительная записка
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии и направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.
Цель:
Создавать условия для адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- формировать интерес к изучению предмета.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся;
4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Перечень разделов программы
Повторение.
Права и обязанности гражданина России.
Основы уголовного права.
Повторение.
Перечень тем, количество часов по темам
Повторение (2 ч) Права и обязанности гражданина России (22 ч) Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказания за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям. Основы уголовного права (8 ч) Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Повторение – 2 ч
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
8 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Государство, право, мораль. | 15 |
3 | Конституция Российской Федерации. | 15 |
4 | Повторение. | 2 |
Итого | 34 |
| Введение. | 2ч. |
1 | Кто такой гражданин? | 1 |
2 | Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. | 1 |
| Государство, право, мораль. | 15ч |
3 | Что такое государство. | 1 |
4 | Что такое власть. | 1 |
5 | Право и роль права в жизни человека, общества и государства | 1 |
6 | Право и закон. | 1 |
7 | Правовая ответственность. | 1 |
8 | Правонарушение. | 1 |
9 | Презумпция невиновности. | 1 |
10 | Отрасли права. | 1 |
11 | Что такое мораль. | 1 |
12 | Основные нормы морали. | 1 |
13 | Функции морали в жизни человека и общества. | 1 |
14 | Моральная ответственность. | 1 |
15 | Общечеловеческие ценности. | 1 |
16 | Нравственные основы личной и общественной жизни человека. | 1 |
17 | Повторительно-обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Конституция Российской Федерации. | 15ч |
18 | Конституция Российской Федерации. | 1 |
19 | Основы конституционного строя. | 1 |
20 | Законодательная власть РФ. Органы законодательной власти. | 1 |
21 | Законодательная власть РФ. Принятие закона. | 1 |
22 | Исполнительная власть РФ. | 1 |
23 | Судебная власть РФ. | 1 |
24 | Местное самоуправление. Органы местного самоуправления. | 1 |
25 | Местное самоуправление. Принципы организации. | 1 |
26 | Правоохранительные органы РФ. Основные направления деятельности. | 1 |
27 | Правоохранительные органы РФ. Функции системы органов. | 1 |
28 | Институт президентства. Статус и функции Президента РФ. | 1 |
29 | Институт президентства. Полномочия Президента РФ. | 1 |
30 | Избирательная система. | 1 |
31 | Гражданство РФ. | 1 |
32 | Повторительно-обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Повторение. | 2ч |
33 | Государство, право, мораль. | 1 |
34 | Конституция РФ. | 1 |
9 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Повторение | 2 ч |
2 | Права и обязанности гражданина России | 22 ч |
3 | Основы уголовного права. | 8 ч |
4 | Повторение | 2 ч |
Итого | 34 |
| Повторение. | 2ч. |
1 | Государство, право, мораль. | 1 |
2 | Конституция РФ. | 1 |
| Права и обязанности гражданина России | 22ч |
3 | Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. | 1 |
4 | Основные конституционные права человека в РФ. | 1 |
5 | Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. | 1 |
6 | Трудолюбие как моральная категория. | 1 |
7 | Право на труд. Дисциплина труда. | 1 |
8 | Трудовой договор. | 1 |
9 | Порядок приема и оформления на работу. | 1 |
10 | Трудовые права несовершеннолетних. | 1 |
11 | Охрана труда. | 1 |
12 | Собственность и имущественные отношения. | 1 |
13 | Роль семьи в жизни человека и общества. | 1 |
14 | Правовые основы семейно-брачных отношений. | 1 |
15 | Права ребенка. Декларация прав ребенка. | 1 |
16 | Жилищные права. | 1 |
17 | Право на медицинское обслуживание. | 1 |
18 | Право на социальное обеспечение. | 1 |
19 | Право на духовную свободу, свободу убеждений. | 1 |
20 | Религиозные верования и их место в современном мире. | 1 |
21 | Свобода совести. | 1 |
22 | Право на образование. Самообразование. | 1 |
23 | Система образования в РФ. Куда пойти учиться? | 1 |
24 | Право на доступ к культурным ценностям. | 1 |
| Основы уголовного права. | 8ч |
25 | Понятие уголовного права. | 1 |
26 | Преступления – наиболее опасные преступления. | 1 |
27 | Ответственность за соучастие и участие в преступлении. | 1 |
28 | Наказания, его цели. | 1 |
29 | Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. | 1 |
30 | Прокуратура. Роль прокурора. | 1 |
31 | Конституционный суд. | 1 |
32 | Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. | 1 |
| Повторение. | 2ч |
33 | Права и обязанности гражданина России. | 1 |
34 | Основы уголовного права. | 1 |
Основные виды деятельности на уроках обществознания:
1.Работа с наглядно-дидактическими материалами:
- работа по схеме – умение чертить схемы, пересказывать материал с опорой на схему.
- заполнение таблицы - умение чертить таблицы, нахождение нужной информации в
тексте, для заполнения таблиц, пересказывать материал с опорой на таблицу.
- разгадывание кроссворда – развитие мыслительной деятельности, памяти.
2.Выполнение тестовых заданий – развитие умения анализировать, сопоставлять.
3.Работа с учебником – комментированное чтение, чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя.
4.Словарная работа – обязательный вид деятельности на каждом уроке, где учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в речи.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения.
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.3286-15)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.3286-15)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.3286-15)
В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.3286-15)
Программа обеспечивается УМК:
Введение в обществознание, 8-9 кл., автор - составитель: Боголюбова Л.Н.- М.: Просвещение, 2005г.
Обществоведение. Система уроков по программе В.В.Воронковой, 8 кл., автор – составитель: Гавриленко Н.Н.- Волгоград, издательство «Учитель». 2016.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сб.№1 гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
Пархоменко И.Т. Обществознание. Вопрос и ответ. Издательство «Учитель» 2004.
Боголюбова Л.Н. Введение в обществознание. Москва «Просвещение» 2006.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Москва РИОР 2008
Конвенция о правах ребенка. Москва РИОР 2007
Закон РФ «Об образовании» (по состоянию на 10.02.2008г). Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008
Жилищный кодекс РФ. Издательство «Омега – Л», 2007
Семейный кодекс РФ. Издательство «Омега – Л», 2006
Демонстрационные пособия
Таблицы, схемы.
Компьютерные программы и пособия.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по устным предметам.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
Оценка практических работ.
Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.
Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.
Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ).
2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010 г. - Сб. 1.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).
6. Устав ГБОУ школы-интерната ст-цы. Костромской.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей ______________ И.Ю.Михайлова
от « »______ 20_____г. №_____ « »______________ 20 _____г.
_______________ Н.Т.Ткачева