Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию (9 «А» класс).
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 9 «А» класса составлена на основе авторской программы «Обществознание 8» , под ред.
Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение», 2014 г.
Результаты и система их оценки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание тем программы «Обществознание» для 9 «А» класса.
Введение. Что такое общество. (1ч)
Глава 1. Личность и общество. (6ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Глава 2. Сфера духовной культуры. (9ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава 3. Социальная сфера. (5ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава 4. Экономика. (12ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение. (1ч)
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 «А» класс. (34ч)
№ п/п | Тема урока | Форма контроля | Кол-во часов | Основные понятия | Коррекционная направленность | Домашнее задание | Дата | |
1. | Вводное занятие. Что такое общество? | Построение диалога | 1 | Обществознание | Развивать умения общаться, излагать свои мысли. | Стр. 4-5 | 6.09 | |
Глава I. Личность и общество. (6ч.) | |
2. | Что делает человека человеком? | Устный опрос | 1 | Общество, мышление, речь, деятельность | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | № 1. определения выучить | 13.09 | |
3. | Человек, общество, природа. | Опрос | 1 | Природа, ноосфера, человек разумный -Homo sapiens. | Развивать умение представлять материал в виде таблицы | № 2. таблица «Человек-венец природы». | 20.09 | |
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Самостоятельная работа Беседа. | 1 | Сферы жизни общества, социальные нормы | Умение анализировать, ставить и разрешать проблемы; | № 3. Вопросы 3, 5. Задание | 27.09 | |
5. | Развитие общества. | Фронтальный опрос | 1 | Прогресс, регресс, реформа, революция, глобализация | Развивать умение работать со статистическими данными, делать выводы | № 4. Определения, вопросы | 4.10 | |
6. | Как стать личностью. | Защита проектов «Профессия моей мечты» | 1 | Личность, индивид, человек, мировоззрение, социализация | Развивать навыки работы в группе на основе товарищества, дисциплинированности | № 5. Подготовить рекламный плакат | 11.10 | |
7. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество». | Выполнение практикума | 1 | | Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы. | Стр. 43 вопросы для повторения | 18.10 | |
Глава II. Сфера духовной культуры. (9ч.) | |
8. | Сфера духовной жизни. | Опрос-беседа | 1 | Культура личности, духовные ценности. | Умение сравнивать, обобщать, анализировать. | № 6. Вопросы, задания 4, 5 | 25.10 | |
9. | Мораль. | Фронтальный опрос | 1 | Мораль, нравственность, воспитание | Умение сравнивать, обобщать, анализировать. | № 7 вопросы, задания 1, 4, 5 | 8.11 | |
10. | Долг и совесть. | Устный опрос | 1 | Моральный долг и общественный, совесть | Развивать умения работать с различными источниками получения информации | № 8. эссе по заданию 3 стр.70 | 15.11 | |
11.- 12. | Моральный выбор - это ответственность. Учимся поступать морально. | Лекция. Практикум | 2 | Моральный выбор, свобода, самооценка, моральные знания | Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы. | № 9 конспект | 22.11 29.11 | |
13. | Образование. | Защита проектов | 1 | Приоритетность образования, общее и профессиональное образование | Формировать умение доказывать и опровергать свою точку зрения | № 10. Разработать проект по заданию 6 | 6.12 | |
14. | Наука в современном обществе. | Устный опрос | 1 | Естествознание, человековедение, технознание. | Умение работать с документами, делать выводы | № 11. Вопросы устно | 13.12 | |
15. | Религия как одна из форм культуры. | Индивидуальная работа по карточкам | 1 | Церковь, секта, свобода совести. | Умение анализировать документы, ставить и разрешать проблемы | № 12 вопросы, сообщения | 20.12 | |
16. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры». | Тест | 1 | | Формировать умения работать с заданиями повышенной сложности. | Стр. 103 вопросы для повторения. | 27.12 | |
Глава III.Социальная сфера жизни общества. (5ч.) | |
17. | Социальная структура общества. | Тест | 1 | Социальная мобильность, социальные конфликты | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом, анализировать жизненные ситуации | № 13 вопросы, составить соц. портрет | 17.01 | |
18. | Социальные статусы и роли | Практикум | 1 | Социальная роль, санкции, гендерные роли | Развивать навыки самостоятельной работы, развивать умение творчески мыслить | № 14. Вопросы, задание 2 | 24.01 | |
19. | Нации и межнациональные отношения. | Устный опрос. | 1 | Этнос, нации, национальность, традиции | Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации | № 15. Задание 7 определение правил. | 31.01 | |
20. | Отклоняющееся поведение. | Фронтальный опрос | 1 | Алкоголизм, наркомания, дезорганизация | Развивать умения оценивать свою работу и деятельность одноклассников | № 16. Вопросы, задание 4 | 7.02 | |
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера». | Практикум стр. 141 | 1 | | Умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы | Стр. 140-вопросы для повторения | 14.02 | |
Глава IV .Экономика. (12ч.) | |
22. | Экономика и ее роль в жизни общества. | Анализ табличного материала | 1 | Потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага | Умение объяснять изученный материал. | № 17. Определения, таблица. | 21.02 | |
23. | Главные вопросы экономики. | Фронтальный опрос | 1 | Типы экономических систем, рынок, эффективность производства | Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, структурировать учебный материал в виде схемы. | № 18. Вопросы Устно, составить схему | 28.02 | | Устный опрос | 1 | Социальная структура, социальная группа, статус, | Развивать умение выражать свои мысли | | |
24. | Собственность. | Письменная работа | 1 | Имущественные отношения, собственность | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | № 19. Вопросы, определения | 7.03 | |
25. | Рыночная экономика. | Беседа, дискуссия | 1 | Конкуренция, спрос и предложение, рыночное равновесие | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | № 20. вопросы | 14.03 | |
26. | Производство – основа экономики. | Устный опрос. | 1 | Товар, услуги, факторы производства, специализация | Развивать умение анализировать, ставить и разрешать проблемы. | № 21, вопросы, задание 1, 4 | 28.03 | |
27. | Предпринимательская деятельность. | Задание по карточкам | 1 | Предпринимательство, товарищество, АО, малое предприятие | Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия. | № 22. Вопросы, задание 2 | 4.04 | |
28. | Роль государства в экономике. | Устный опрос. | 1 | Налог, государственный бюджет, облигация | Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, умения общаться, излагать свои мысли. | № 23 задание 1, 2,3 | 11.04 | |
29. | Распределение доходов. | Устный опрос. | 1 | Доход, неравенство доходов, | Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации. | № 24. Вопросы, задание 2 | 18.04 | |
30. | Потребление. | Фронтальный опрос | 1 | Потребление, страховые услуги, суверенитет потребителя | Развивать умения работать с различными источниками получения информации по данной теме, делать выводы | № 25. Вопросы, эссе «Жить по средствам». | 25.04 | |
31. | Инфляция и семейная экономика. | Творческие индивидуальные задания | 1 | Номинальный и реальный доходы, сбережения | Умение объяснять изученный материал. Учить практическому применению знаний. | № 26 задание 2, 3 | 2.05 | |
32. | Безработица, ее причины и последствия. | Анализ табличного материала | 1 | Безработица, занятость, центр занятости | Развивать навыки составления сравнительных таблиц. | № 27 составить таблицу | 16.05 | |
33. | Мировое хозяйство и международная торговля. | Фронтальный опрос | 1 | Мировое хозяйство, внешнеторговая политика, курсы валют | Развивать умение анализировать, ставить и разрешать проблемы. | № 28 вопросы | 23.05 | |
34. | Повторительно-обобщающий урок по курсу. | Деловая игра | 1 | | Умение обобщать и систематизировать материал, подводить итоги | | 30.05 | |