СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 9 класс для коррекционной школы. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию (9 «А» класс).


Рабочая программа предмета «Обществознание» для 9 «А» класса составлена на основе авторской программы «Обществознание 8» , под ред.

Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение», 2014 г.


Результаты и система их оценки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание тем программы «Обществознание» для 9 «А» класса.

Введение. Что такое общество. (1ч)

Глава 1. Личность и общество. (6ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.

Глава 2. Сфера духовной культуры. (9ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.



Глава 3. Социальная сфера. (5ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.

Глава 4. Экономика. (12ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Модели эко­номических систем. Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение. (1ч)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 «А» класс. (34ч)

п/п

Тема урока

Форма контроля

Кол-во часов

Основные понятия

Коррекционная направленность

Домашнее

задание

Дата


1.

Вводное занятие. Что такое общество?

Построение диалога

1

Обществознание

Развивать умения общаться, излагать свои мысли.

Стр. 4-5

6.09


Глава I. Личность и общество. (6ч.)


2.

Что делает человека человеком?

Устный опрос


1

Общество, мышление, речь, деятельность

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

№ 1.

определения выучить

13.09


3.

Человек, общество, природа.

Опрос


1

Природа, ноосфера, человек разумный -Homo sapiens.

Развивать умение представлять материал в виде таблицы

№ 2. таблица «Человек-венец природы».

20.09


4.



Общество как форма жизнедеятельности людей.


Самостоятельная работа

Беседа.


1

Сферы жизни общества, социальные нормы

Умение анализировать, ставить и разрешать проблемы;

№ 3.

Вопросы 3, 5.

Задание

27.09


5.

Развитие общества.

Фронтальный опрос


1

Прогресс, регресс, реформа, революция, глобализация

Развивать умение работать со статистическими данными, делать выводы

№ 4.

Определения, вопросы

4.10


6.

Как стать личностью.

Защита проектов «Профессия моей мечты»


1

Личность, индивид, человек, мировоззрение, социализация

Развивать навыки работы в группе на основе товарищества, дисциплинированности

№ 5.

Подготовить рекламный плакат

11.10


7.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество».

Выполнение практикума



1


Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

Стр. 43 вопросы для повторения

18.10


Глава II. Сфера духовной культуры. (9ч.)


8.



Сфера духовной жизни.

Опрос-беседа


1

Культура личности, духовные ценности.

Умение сравнивать, обобщать, анализировать.

№ 6.

Вопросы, задания 4, 5

25.10


9.

Мораль.

Фронтальный опрос



1

Мораль, нравственность, воспитание

Умение сравнивать, обобщать, анализировать.

№ 7 вопросы, задания 1, 4, 5

8.11


10.

Долг и совесть.

Устный опрос

1

Моральный долг и общественный, совесть

Развивать умения работать с различными источниками получения информации

№ 8. эссе по заданию 3 стр.70

15.11


11.-

12.

Моральный выбор - это ответственность. Учимся поступать морально.

Лекция.

Практикум

2

Моральный выбор, свобода, самооценка, моральные знания

Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

№ 9 конспект

22.11

29.11


13.

Образование.

Защита проектов


1

Приоритетность образования, общее и профессиональное образование

Формировать умение доказывать и опровергать свою точку зрения

№ 10. Разработать проект по заданию 6

6.12


14.

Наука в современном обществе.

Устный опрос


1


Естествознание, человековедение, технознание.

Умение работать с документами, делать выводы

№ 11.

Вопросы устно

13.12


15.

Религия как одна из форм культуры.

Индивидуальная работа по карточкам


1

Церковь, секта, свобода совести.

Умение анализировать документы, ставить и разрешать проблемы

№ 12 вопросы, сообщения

20.12


16.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры».

Тест


1


Формировать умения работать с заданиями повышенной сложности.

Стр. 103 вопросы для повторения.

27.12


Глава III.Социальная сфера жизни общества. (5ч.)


17.

Социальная структура общества.

Тест


1

Социальная мобильность, социальные конфликты

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом, анализировать жизненные ситуации

№ 13 вопросы, составить соц. портрет

17.01


18.

Социальные статусы и роли

Практикум


1

Социальная роль, санкции, гендерные роли

Развивать навыки самостоятельной работы, развивать умение творчески мыслить

№ 14. Вопросы, задание 2

24.01


19.

Нации и межнациональные отношения.

Устный опрос.


1

Этнос, нации, национальность, традиции

Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации

№ 15. Задание 7 определение правил.

31.01



20.

Отклоняющееся поведение.

Фронтальный опрос


1

Алкоголизм, наркомания, дезорганизация

Развивать умения оценивать свою работу и деятельность одноклассников

№ 16. Вопросы, задание 4

7.02


21.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера».

Практикум стр. 141


1


Умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы

Стр. 140-вопросы для повторения

14.02


Глава IV .Экономика. (12ч.)


22.

Экономика и ее роль в жизни общества.

Анализ табличного материала


1

Потребности, ресурсы, экономические блага, свободные блага

Умение объяснять изученный материал.

№ 17.

Определения, таблица.

21.02


23.

Главные вопросы экономики.

Фронтальный опрос



1

Типы экономических систем, рынок, эффективность производства

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, структурировать учебный материал в виде схемы.

№ 18. Вопросы

Устно, составить схему

28.02


Устный опрос

1

Социальная структура, социальная группа, статус,

Развивать умение выражать свои мысли



24.

Собственность.

Письменная работа


1

Имущественные отношения, собственность

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

№ 19. Вопросы,

определения

7.03


25.

Рыночная экономика.

Беседа, дискуссия


1

Конкуренция, спрос и предложение, рыночное равновесие

Умение самостоятельно работать с предложенным материалом

№ 20.

вопросы

14.03


26.

Производство – основа экономики.

Устный опрос.

1

Товар, услуги, факторы производства, специализация

Развивать умение анализировать, ставить и разрешать проблемы.

№ 21, вопросы, задание 1, 4

28.03


27.

Предпринимательская деятельность.

Задание по карточкам


1

Предпринимательство, товарищество, АО, малое предприятие

Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия.

№ 22.

Вопросы, задание 2

4.04


28.

Роль государства в экономике.

Устный опрос.


1

Налог, государственный бюджет, облигация

Развивать умения обсуждать проблемные вопросы, умения общаться, излагать свои мысли.

№ 23 задание 1, 2,3

11.04


29.

Распределение доходов.

Устный опрос.


1

Доход, неравенство доходов,

Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

№ 24.

Вопросы, задание 2

18.04



30.

Потребление.

Фронтальный опрос


1

Потребление, страховые услуги, суверенитет потребителя

Развивать умения работать с различными источниками получения информации по данной теме, делать выводы

№ 25.

Вопросы, эссе «Жить по средствам».

25.04



31.

Инфляция и семейная экономика.

Творческие индивидуальные задания

1

Номинальный и реальный доходы, сбережения

Умение объяснять изученный материал. Учить практическому применению знаний.

№ 26 задание 2, 3

2.05


32.

Безработица, ее причины и последствия.

Анализ табличного материала

1

Безработица, занятость, центр занятости

Развивать навыки составления сравнительных таблиц.

№ 27 составить таблицу

16.05


33.

Мировое хозяйство и международная торговля.

Фронтальный опрос

1

Мировое хозяйство, внешнеторговая политика, курсы валют

Развивать умение анализировать, ставить и разрешать проблемы.

№ 28 вопросы

23.05


34.

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

Деловая игра

1


Умение обобщать и систематизировать материал, подводить итоги


30.05