от «____» августа 2014 г от «____ » августа 2014г. от «_______» августа 2014 г
Руководитель ШМО ______________ Ракова Н.В.. _________ Осипова И.Д.
_____________Айбулова С.Б..
Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ю. Лазебникова
Обществознание входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательный.
Особенности преподавания предмета «Обществознания» рассмотрены в методическом письме Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2005 г.).
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.
Первый этап обучения обществознанию (6-7 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени основного общего образования на базовом уровне из расчета 1 учебный час в неделю.
Курс включает изучение двух тем.
Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процессов складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг политических проблем современного общества.
Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И Матвеева составлена на основе:
- федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию.
- учебника «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И.
Рабочая программа для 9-ого класса составлена из расчета 34 часов, 2 часа отведены как резервное время с целью повторения пройденного материала и подготовки к экзамену. При подготовке к ГИА по обществознанию:
- особое внимание уделять использованию в образовательном процессе заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,
- выполнять задания, направленные на анализ информации, представленной в виде диаграммы или таблицы;
- уделить внимание развитию фундаментального умения (компетенции) работать с социальной информацией, представленной в различном виде и в разных знаковых системах;
классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации;
отрабатывать умение интегрировать обществоведческие знания, опираться на межпредметные и внутрикурсовые связи.
- учитывались возрастные и физиологические особенности учеников (количество видов деятельности на уроках);
-профилактика оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность учеников;
1. социальные свойства человека, виды его взаимодействий с другими людьми;
2. сущность общества как формы совместной деятельности людей.
№ | Дата | Название раздела, тема | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь | Информационно-методическое обеспечение (таблицы, презентации, сайты и т.д.) | д/з |
1 | | Введение в курс | Изучение нового материала | Краткая характеристика изучаемого курса. Структура учебника. Работа с понятиями, документами, справочными материалами | Знать: назначение предмета Уметь: ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника; выражать собственное отношение к изучению предмета | Учебник. Словари. Интернет ресурсы. Режим доступа: http://www.pro shkolu.ru/user/galsto nok/file/651848/ | Учебник СТР.4-5 Повторение курса за 8класс. Определения. |
2
2 | | Входная диагностика | Контроль ный урок | Основное содержание раздела за7класс | Знать: определение основных понятий, применение понятий в устной и письменной речи. Уметь: давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, решение практических познавательных задач | Тестирование. | Повторить «Основные сферы жизни общества» |
Глава 1. ПОЛИТИКА (11 ч.) |
3 (31) | | Политика и власть | Урок - исследование | Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Что входит в сферу политики. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь | Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку | § 1. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу |
4-5 (2-3) | | Государство | Комбинированный | Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик: президентская, парламентская. Монархия абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей | Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью | Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества» | §2. Рабочая тетрадь вопросы к параграфу |
6 (4) | | «Политические режимы» | Комбинированный | Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире. | Знать сущность политических режимов Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Схема «Политические режимы», «Формы правления» | §3, учебный проект «Идеальное государство» |
7-8 (5-6) | | Уроки 5-6. Правовое государство | Комбинированный | Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства. | Знать признаки и сущность правового государства. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация | §4. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
9 - 10 (7-8) | | Урок 7. Гражданское общество и государство | Урок-практикум | Понятия «общество» и «гражданское общество». Основные признаки гражданского общества. Роль гражданского общества в отношении личности и государства. Общественные организации - основа гражданского общества. Различия между государственным и местным самоуправлением. Формы осуществления местного самоуправления | Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Статистические данные | §5. Рабочая тетрадь, задание рубрики «В классе и дома» |
11 (9) | | Урок 8. Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Выборы и референдум – возможность влияния на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность ограничения политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма | Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе. Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Пакет с дополнительным материалом | §6. Рабочая тетрадь, задание рубрики «В классе и дома» |
12 (10) | | Уроки 9. Политические партии и движения | Семинар | Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политической партии. Многопартийность | Знать причины возникновения, признаки и особенности партий. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Схема | §7. Рабочая тетрадь 5, вопросы к параграфу |
13 (11) | | Урок 10. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» | Повторения и обобщения | Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения | Знать основные положения темы «Политика» Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение | Презентация к уроку | Найти в интернете понятие «Право» |
Глава 2. Право (18 ч.) |
14 | | Право Урок практикум 1 | Изучения нового материала | Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное право. Норма права. Отличительные особенности нормы права. Виды законов. Система законодательства. Право и закон. | Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница» | §8. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
15 | | Правоотношения и субъекты права 2 | Урок-практикум | Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений». Субъективное право. Участники правоотношений. Понятия «Дееспособность» и «правоспособность». | Знать элементы правоотношений их сущность и особенности. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные | Таблица «Дееспособность»Презентация к уроку | §9. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
16-17 | | Правонарушения и юридическая ответственность 3-4 | Урок-практикум | Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности: уголовная. административная, дисциплинарная, гражданская. | Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | Схема «Виды юридической ответственности» | §10. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
18 | | Правоохранительные органы 5 | Комбинированный | Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата. | Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные | Пакет с дидактическим материалом | §11. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
19-20 | | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 6-7 | Урок-практикум | Конституция - закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции: нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина. | Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни. Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | Схемы «Жизненные блага» | §12,13. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
21-22 | | Права и свободы человека и гражданина 8-9 | Уроки лабораторного типа | Права человека – высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка | Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека. Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | Схема «Классификация прав человека» | §14 - 15. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
23-24 | | Гражданские правоотношения 10-11 | Комбинированный | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей. | Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии | Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» | §16. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
25 | | Право на труд. Трудовые правоотношения 12 | Уроки с элементами деловая игра | Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой. | Знать основы трудовых правоотношений. Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Пакет документов | §17. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
26 | | Семейные правоотношения 13 | Уроки с элементами деловая игра | Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим имущества супругов | Знать основы семейных правоотношений Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | Таблица, презентация | §18. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
27 | | Административные правонарушения 14 | | Что такое административные правонарушения . Особенности административных правонарушенийПонятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость. | Знать основы административных отношений Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Схема «Виды административных наказаний» | §19. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
28 | | Уголовно-правовые отношения 15 | Урок исследование | Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость. | Знать основы уголовно-правовых отношений Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Схема «Виды административных наказаний» | §20. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
29 | | Социальные права 16 | Урок деловая игра | Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья | Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики. Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | Материал Конституции РФ | §21. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
30 | | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 17 | Урок лабораторного типа | Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного права. | Знать основы международного гуманитарного права Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы | Документы | §22. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
3 | | Правовое регулирование отношений в сфере образования 18 | Урок исследование | Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования. | Знать основы правового регулирования в сфере образования Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ | Документы к параграфу | §23. Рабочая тетрадь, вопросы к параграфу |
Итоговые уроки 3 часа |
32 | | Обобщение и систематизация по теме «Право» Урок обобщения | Урок обобщения | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование отношений в сфере образования | Знать теоретические и практические основы темы «Право» Объяснять взаимосвязи изученных правых объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы | Дидактический материал | Подготовка к контрольной работе |
33 | | Контрольный урок | Урок контроля | Систематизация | Проверка ЗУН | Кимы. Подготовка к ГИА | Повторение |
34 | | Итоговый урок | | | Подведение итогов | | Задание на лето |
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011
- Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2014г;
- Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс. М.: Просвещение, 2014
1. «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2014 г);
2. Рабочая тетрадь. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
3. Справочник школьника. Под ред./ Барабанова В.В. (М.: Астрель, 2013 г.)