СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих

документов:

-- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закона Республики Татарстан от22.07.2013г. №68-3РТ «Об образовании»;

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию

- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год

- Учебного плана МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;

- СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);

- Устава школы

Литература для учителя

 

1. Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознание. 5-11 класс. - М.: Просвещение, 2007

2.Л.Я.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Н.И.Городецкая и др.; Методические рекомендации ПО курсу «Введение в обществознание»: 8-9 класс. Часть 11. М.: Просвещение, 2005

 

Литература для учащихся

 

1.Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и другие; под редакцией Л.Н.Боголюбова. М. Просвещение.2005.

2. Я.В.Соколов Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов и их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин», 2003 3. Государственная символика РФ. М.: Экзамен. 2001

Используемые сокращения:

У – учебник

Д – доска

ММУ – мультимедиа обеспечение

РМ – раздаточный материал

Ко – конституция

ИД – интерактивная доска

Б - беседа

Л - лекция

Д - диспут

С – семинар

К – комбинированный


Данная программа предназначена для изучения обществознания в 9 классе основной школы.

Предлагаемая программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром .

которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

Содержание про граммы несколько шире обязательного минимума.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в течение 34 часов учебного времени.

Целями курса являются:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Содержание программы

 

Раздел 11. Гражданин. Мораль. Право.

Тема : Личность и мораль

 

Личность и моральная ответственность. Что такое личность?

Мораль и право - величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.

Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность.

Моральные ценности и идеалы.

Добро и зло - основные понятия этики. Добро - выражение положительных моральных явлений. Зло - нарушение морали. Критерий морального поведения.

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль - регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений.

Воспитательная роль морали.

Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль.

Брак, семья и мораль; Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье.

Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

 

Учащиеся должны:

Знать термины: личность, мораль

Объяснять: взаимосвязь свободы и ответственности

Характеризовать: понятие «личность», семью как малую группу, основные нормы правовых основ брака

Приводить примеры: проявления ответственности, морального выбора

Выделять в тексте: оценочные суждения о выборе жизненного пути, о моральном выборе.

 

Тема 2. Гражданин. Государство. Право

 

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право - особый регулятор общественных отношений. Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок.

Преступление. Правоохранительные органы.

Власть и право. Право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, инсТИ1)'Т президентства. Становление правового государства в РФ.

Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции.

Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

 

Учащиеся должны:

Знать термины: политическая власть, разделение властей, суверенитет, демократия, референдум, нормы права, закон.

Называть: основные отрасли права, органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ

Сравнивать: преступление и-административный проступок.

Характеризовать: государство, человека как гражданина, право, Конституцию как Основной Закон государства, нормы конституционного строя РФ, основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданское общество, правовое государство.

Приводить примеры: участия граждан в политической жизни, уголовной ответственности несовершеннолетних.

 

Тема 3. Права человека и гражданина

Гражданин - человек свободный и ответственный. Гражданин - человек, имеющий права и

ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы.

Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека - мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни.

Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек.

Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейнобрачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

Домашнее строительство. Личное и семейное потребление.

Личный и семейный бюджет. Деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении.

Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.

Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть?

Овладение умением совершенствовать самого себя.

 

Учащиеся должны:

 

Характеризовать: человека как гражданина, права человека, международное гуманитарное право.

Называть: важнейшие права ребенка.

Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека

 

Методическоеобеспечение

 

 

1. CD «Основы правовых знаний»8-9 класс»

2. CD «Обществознание. Практикум»

3. CD «Экономика и право.9-10 классы»

4. CD «Защита прав потребителя и антимонопольное законодательство»

 

Тематический план


Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Введение

1

1

-

2.

Гражданин. Государство. Право.

8

7

1

3.

Права человека и гражданина.

15

13

2

4.

Личность и мораль.

8

7

1

5.

Итоговое повторение

1

-

1


Всего

33

27

6


Резерв

1




Итого

34




Календарно-тематический план


дата

Тема урока

час

Требования стандарта

Оборудование

Форма урока

Д/З

Введение


Понятие об обществе как форме жизнедеят-ти людей

1

Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Современный мир и его проблемы.

У

Б

Познакомиться с учебником

Глава I. Гражданин. Государство. Право. (8ч)


Роль права в жизни человека, общества, государства

1

Повторить вопросы «социальные нормы», «гражданин», «гражданство». Выяснить каковы основные назначения права в обществе, чем определяется потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей

У§29 ММУ

Л

§29, термины


1

Д

§29, распределить санкции


Правовая ответственность

1

Узнать каковы признаки правонарушения, какие существуют виды правонарушений, раскрыть смысл понятия «правовая ответственность», узнать основные виды юридической ответственности.

У§30

ИД ММУ

К,

§30, вопросы после §, задание 1, 2

5-6


Правовое государство: право выше власти

1

Рассмотреть идеи о государстве, праве и положении человека существовали в античные времена, каковы важнейшие признаки правового государства

У§31 ИД

К, к/р

§31, вопросы, зад. 1 письм, 3 - устно

7


Гражданское общество и государство

1

Выяснить разницу между понятиями «общество» и «гражданское общество», каковы основные признаки и роль гражданского общества, определить существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Область деятельности местного самоуправления

У§32 ИД ММУ

Л+Б

§32, вопросы 1,3,5,8-10. подготовиться к т. дикт.

8


Конституция России.

1

Охарактеризовать Конституцию РФ как высший закон государства, историю создания, структуру документа

У§33, К ИД ММУ

К, тест

§33, Письм задания1, .4

9


Основы конституционного строя России.

1

Узнать что такое конституционный строй страны, каковы особенности конституционного строя РФ, основы статуса человека и гражданина в РФ.

У§34, конституция

Б

§34, подгот к ПОУ

Глава II. Права человека и гражданина.(15ч)

10


Гражданин – человек свободный и ответственный

1

Познакомиться с документами, открывшими историю прав человека, разобрать различные идеи о правах человека

У§35 ИД ММУ

Изуч нового

§35, вопросы после §

11-12


Всеобщая декларация прав человека

1

Познакомиться с общечеловеческими правовыми документами, что такое Декларация, охарактеризовать три группы прав человека

У§36, деклар. прав человека

К

§36,вопросы после §, 4 и 6 - письменно

13-14


Международное гуманитарное право

1

Узнать что такое гуманитарное право, кем и когда были приняты нормы гуманитарного права, в чем особенности международного гуманитарного права

У§37, ИД

Л

§37,вопросы после §

15-16


Частная и публичная жизнь гражданина

1

Выяснить что такое частная жизнь, что лежит в основе частного права, что такое публичная жизнь, какова суть публичного права

У§38 ИД

Л+Б

§38, вопросы, задания 1,5

17


Труд и трудовое право

1

Узнать, что значит труд в жизни человека и общества, что такое трудовое право

У§39, ИД закон о труде

К, тест

§39, вопросы, зад 2.

18


Собственность, предпринимательство и гражданское право

1

Что называют имущественными отношениями, какие из них регулируются гражданским правом, что означает право собственности, в чем сущность предпринимательства

У§40 ММУ

К

§40, вопросы. Задание 1.

19


Духовная жизнь

1

В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, слова и совести, что значит быть духовно богатым человеком

У§41 ММУ

Б

§41, вопросы. Зад 1, 5 письм

20


Свобода совести

1

Что такое религиозное верование, чем отличается религиозная вера от веры – интуиции. В чем притягательная сила религии, что означает право на свободу совести.

У§42 ММУ

К

§42, вопросы. Зад 1,3, 4

21


Семейное право

1

Нужна ли человеку семья, в чем сущность, цели и принципы семейного права, что такое брак, брачный договор. Права и обязанности ребенка, роль семьи в воспитании ребенка

У§43 ММУ

Л+Б, письм к/р

§43, вопросы. Задание 1,2,7 письм

22


Домашнее строительство

1

Что означает личное (семейное) потребление, какие группы потребителей существуют. Узнать виды индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности, как закон защищает права потребителей

У§44 ММУ ИД

К

§44, вопросы. Зад 2,6 письм

23


Социальные права человека

1

Какие права человека относятся к социальным, в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей, что такое «социальное государство». Назвать основные направления социальной политики нашего государства. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?


У§45 ММУ ИД

Л+Б

§45, вопросы. Подготовиться к диктанту

24


Политические права и свободы

1

Что дает человеку свобода собраний, какие объединения не разрешаются российским законодательством, как следует понимать свободу слова

У§46, Ко ММУ ИД

К

§46, вопросы. Зад 1,2,4

25


Право на образование

1

Значение образования в жизни человека и общества, кого мы называем культурным человеком, как им стать, правомерно ли в России существование платных учебных заведений

У§47, Ко, закон об образовании

Л+Б ИД

§47, вопросы.

26


Личность и личный выбор

1

Как стать личностью, что такое ценность, моральный выбор и моральный контроль

У§48 ИД ММУ

К

§48, вопросы. Зад 2 письм

27


Что такое мораль?

1

В чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль», зачем человеку мораль, что изучает наука этика

У§49 ИД ММУ

Б

§49, вопросы. Зад 3

28


Добро и зло

1

Какие различные значения понятия «добро». Что означает понятие «зло», в чем критерий морального поведения

У§50 ИД ММУ

Л+Б

§50, вопросы. Зад 2

29


Долг и совесть

1

Что такое долг и совесть, какое значение они имеют в жизни людей

У§51 ММУ

Б

§51, вопросы

30


Роль морали в жизни человека и общества

1

Как мораль регулирует отношения в обществе и деятельность людей, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека

У§52 ИД ММУ

К,к/р

§52

31


Нравственные основы брака и семьи

1

Раскрыть связь любви и морали. Что служит основой этой взаимосвязи, что служит моральной основой брака

У§53 ИД ММУ

Б

§53, вопросы.. подгот к термин дикт

32-33


Нравственная культура

1

Что такое гуманизм, гуманные отношения между людьми. Что такое нравственная культура

У§54 ИД ММУ

Л

§54, вопросы. Подгот к ПОУ

34


ПОУ: Личность и мораль

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

ИД

Зачет



35


Итоговый ПОУ

1

Систематизировать и обобщить полученные знания.

ИД

Письм к/р