СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Основанием для разработки данной программы служат:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.1999 г. № 56);
  2. Базисный учебный план  (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312);
  3. Образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования в Республике Коми (Указ Главы Республики Коми от 13.07.2001 за № 301);
  4. Программы курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.И.Кравченко.М.: «Русское слово», 2006 г. допущено Министерством образования Российской Федерации, 4-е издание
  5. Учебник:И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 9  класс. - М.: Русское слово, 2013;

Программа выполняет две основные функции:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета
  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучение, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Предмет изучается в 9 классе в качестве обязательного в количестве 35 учебных часов, по 1 часу в неделю. Содержание программы направлено на знакомство учащихся с политической и духовной сферой общества, правовыми вопросами, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку, на освоение учащимися знаний, формирование навыков и умений на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программы учебного курса.

Основными целями изучения обществознания является:

·     развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

·     воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·     освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

·     овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

·     формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Данные цели курса реализуются  посредством следующих задач:

  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям национальной культуры;
  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях;
  • выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческих знаний.

Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учетом специфики вечерних общеобразовательных школ.

            В вечерней общеобразовательной школе при изучении учебного курса по обществознанию ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в дневных общеобразовательных школах. Однако особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. В связи с этим программа по обществознанию составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового, приведение знаний в систему.

            Расширение целей связано еще и с попыткой адаптировать на постепенный переход изучения обществознания к новым стандартам, связанных с модернизацией образования в соответствии с письмом Минобрнауки России от 06.02.10 г. № 97:

- обеспечение условий для понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней.

 

Обязательный минимум содержания учебного материала:

            Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.

            Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.

 

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета

№ темы

Тема учебного материала

Кол-во часов

Контр. работы и зачеты

9 класс

1

Политическая сфера

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Государство. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Какие бывают государства. Формы государства. Политический режим.

Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Участие партий в выборах.

16

1

2

Человек и его права

Право. Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Закон и власть. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Федеративное устройство России. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Гражданство. Права, свободы человека и гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Право и имущественные отношения. Правовые основы гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Право и труд. Трудовые отношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетних. Право, семья, ребенок. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Преступление. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний. Основные понятия: право, норма права, отрасли права, Федеральное собрание, правительство, суд, прокуратура, полиция, адвокатура, гражданство, имущественные отношения, право собственности, договор, сделка, иск, потребитель, трудовое право, правоспособность, дееспособность. Правонарушение, административный проступок, уголовное преступление.

13

1

3

Духовная сфера

Что такое культура. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культурное наследие. Культурные универсалии. Нормы и формы культуры. Социальные ценности и нормы. Мораль, формы культуры. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства. Образование. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Наука. Ее значение в жизни современного общества. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Основные понятия: культура, культурный комплекс, манеры, обычаи, традиции, мораль, санкции, элитарная культура, народная, массовая культура, религия, архаические религии, мировые религии, искусство, образование, ученик, наука, ученый

5

1

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок

Подведение итогов пройденного курса обществознания в 9 классе

1

 

 

Итого

35

 

 

Формы промежуточной, итоговой аттестации:

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, уроки-практикумы, тест, понятийный диктант, «круглый стол», мини-социальные ученические проекты.

Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, защита проекта,  зачет

 

Перечень обязательных практических работ

№  зачета

Тема зачета

Количество работ

1

Политическая сфера общества

1

2

Человек и его права

1

3

Духовная сфера

1

 

 

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

 3) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

5) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

 корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

7) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

8) умение давать определения понятиям, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

 устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

10) смысловое чтение;

11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

 формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирование и регуляции своей деятельности; 

умение пользоваться устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

13) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

14) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения обществознания (включая экономику и право)- «Политико-правовая сфера»

Ученик должен

 

Знать термины:

  • «государственный аппарат»
  • «публичное право»
  • «частное право»
  • «правовые акты»
  • «правоотношения»

Перечислять

  • Признаки, функции, формы государства
  • Основные черты гражданского общества
  • Источники права
  • Основные отрасли и институты права
  • Основные международные документы по правам человека

Определять понятия:

  • «государство»
  • «правовое государство»
  • «гражданское общество»
  • «трудовой договор»
  • «административный проступок»
  • «преступление»
  • «правонарушение»

Описывать

  • Местное самоуправление
  • Систему судебной защиты  прав граждан
  • Гражданское общество
  • Государственное право
  • Административное право
  • Гражданское право
  • Трудовое право
  • Уголовное право

Сравнивать

  • Избирательные системы
  • Политические режимы
  • Публичное и частное право
  • Формы государства
  •  
  • Роль государства в политической системе
  • Место конституции в иерархии нормативных актов
  • Роль права в системе социальных норм
  • Связь правового государства и гражданского общества
  •  
  • Власть, ее происхождение и виды
  • Политическую идеологию, политическую культуру
  • Юридическую ответственность
  • Правовые акты

Приводить примеры

  • Правонарушений
  • Норм государственного права
  • Норм административного права
  • Норм гражданского права
  • Норм трудового права
  • Норм семейного права
  • Норм уголовного права

 

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·            полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·            общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·            нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·            реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

·            первичного анализа и использования социальной  информации;

·            сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

Критерии и нормы оценки знаний учащихся 9 класса по обществознанию

            Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

            Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложен логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

            Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

            Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

            Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

 

Учебно-методический комплекс для обучающегося:

1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2013

 

Дополнительная литература:

Нормативные документы:

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция о правах ребенка.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!