Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №69»
| | |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №__ от 30.08.2017 г. Обсуждено на ШМО | СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР _________/ Коренькова Г.В/
Рабочая программа | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ«СОШ№69» ____________/С.В.Журавлева / |
Предмет: Обществознание
Класс 11
Всего часов 70
Количество часов в неделю 2
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089), Основной образовательной программы среднего общего образования МОАУ «СОШ №69».
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Раздел 2.Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты)
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Раздел 3.. Содержание тем учебного предмета, курса
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие общественного прогресса. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Мировая экономика. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое участие. Политическое лидерство.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НАСЛЕДОВАНИЕ. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Раздел 4. Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Экономическая жизнь общества | 21 |
3 | Социально-политическая и духовная жизнь | 23 |
4 | Правовая сфера | 16 |
5 | Контрольные уроки | 3 |
6 | Итоговое обобщение | 5 |
Итого: | 70 |
5.Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дидактическая единица стандарта | Повторение (подготовка к ЕГЭ) | Дата |
1 | Строение общества: элементы и подсистемы | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. | КИМы ЕГЭ | |
2 | Многовариантность общественного развития. | Многовариантность общественного развития. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие общественного прогресса. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | | |
3 | Входная контрольная работа | | | |
4 | Экономика и экономическая наука | Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. | П.1-2 | |
5 | Экономический рост и развитие | Экономический рост и развитие. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. | КИМы ЕГЭ. П.3 | |
6 | Рыночные отношения в экономике | Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. | КИМы ЕГЭ П.4 | |
7 | Конкуренция и монополия | Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. | КИМы ЕГЭ | |
8 | Роль фирм в экономике | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. | КИМы ЕГЭ П.5 | |
9 | Налоговая система | Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | КИМы ЕГЭ П.5 | |
10 | Бизнес в экономике | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | КИМы ЕГЭ | |
11 | Правовой режим предпринимательства | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | КИМы ЕГЭ П.6 | |
12 | Основы маркетинга и менеджмента | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. | КИМы ЕГЭ | |
13 | Источники финансирования бизнеса | Основные источники финансирования бизнеса. | КИМы ЕГЭ.П.7 | |
14 | Роль государства в экономике | Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | КИМы ЕГЭ | |
15 | Основы денежной и бюджетной политики | Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. | П.8 | |
16 | Банковская система | Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | КИМы ЕГЭ | |
17 | Финансовые институты | Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | КИМы ЕГЭ П.9 | |
18 | Рынок труда | Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. | КИМы ЕГЭ | |
19 | Государственная политика в области занятости | Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. | КИМы ЕГЭ П.10 | |
20 | Мировая экономика | Мировая экономика. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. | КИМы ЕГЭ | |
21 | Глобальные проблемы экономики | Глобальные экономические проблемы. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. | КИМы ЕГЭ П.11 | |
22 | Экономическая культура | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | КИМы ЕГЭ | |
23 | Защита прав потребителя | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | КИМы ЕГЭ П.11 | |
24 | Обобщение по теме «Экономическая жизнь общества» | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. | КИМы ЕГЭ | |
25 | Промежуточная контрольная работа по 1 разделу | | КИМы ЕГЭ | |
26 | Социальная структура общества | Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. | КИМы ЕГЭ П.12 | |
27 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Виды социальных норм. Социальный контроль. | КИМы ЕГЭ П.13 | |
28 | Нации и межнациональные отношения | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | КИМы ЕГЭ | |
29 | Религиозные объединения и организации в РФ. | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | КИМы ЕГЭ П.15 | |
30 | Семья и быт | Семья и брак. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. | КИМы ЕГЭ П.16-17 | |
31 | Демографическая ситуация в РФ | ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. | КИМы ЕГЭ П.19 | |
32 | Молодежь в современном мире | Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. | КИМы ЕГЭ | |
33 | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида | Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. | КИМы ЕГЭ П.18 | |
34 | Политическая система | Политика как общественное явление. Понятие власти. | КИМы ЕГЭ | |
35 | Государство и его функции | Государство, его функции. Политическая система. | КИМы ЕГЭ П.20-21 | |
36 | Типология политических режимов | Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. | КИМы ЕГЭ П.22 | |
37 | Правовое государство и Гражданское общество | Гражданское общество и государство. | КИМы ЕГЭ П.23 | |
38 | Политические партии и системы | Политические партии и движения. | КИМы ЕГЭ | |
39 | Политическая идеология | ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. | КИМы ЕГЭ П.24 | |
40 | Политическая элита | Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. | КИМы ЕГЭ | |
41 | Особенности формирования элиты в современной России | Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. | КИМы ЕГЭ. П.25 | |
42 | Политическое сознание, идеология, психология | Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое участие. Политическое лидерство. | П.26 | |
43 | Современный терроризм | | | |
44 | Многообразие политического поведения | Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Избирательная кампания в Российской Федерации. | КИМы ЕГЭ | |
45 | Многообразие политического поведения | Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Избирательная кампания в Российской Федерации. | П.27 | |
46 | Роль СМИ в политической жизни | Средства массовой информации в политической системе общества. | КИМы ЕГЭ | |
47 | Политическая культура | Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое участие. Политическое лидерство. | КИМы ЕГЭ П.28 | |
48 | Обобщение по теме «Социальная и политическая жизнь общества» | | КИМы ЕГЭ П.13-28 | |
49-50 | Правовая сфера общества | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | КИМы ЕГЭ | |
51-52 | Конституционное устройство РФ | | Конституция РФ | |
53-54 | Гражданин, его права и обязанности | Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. | КИМы ЕГЭ | |
55-56 | Отрасли права. Гражданское право | Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НАСЛЕДОВАНИЕ. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ. | КИМы ЕГЭ | |
57-58 | Семейное право | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | | |
59-60 | Трудовое право | ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. | КИМы ЕГЭ | |
61-62 | Административное и экологическое право | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. | КИМы ЕГЭ | |
63 | Уголовное право | Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО. | КИМы ЕГЭ | |
64 | Международное право | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | КИМы ЕГЭ | |
65 | Итоговая контрольная работа | | | |
66-70 | Итоговое обобщение по курсу. Подготовка к ЕГЭ | | КИМы ЕГЭ | |
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Литература для учителя |
1.1 | Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко, С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г |
1.2 | Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.11кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г |
1.3 | Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2009г. |
1.4 | Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»11 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г. |
1.5 | Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2011 |
1.6 | Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2016г. |
2 | Литература для ученика |
2.1 | Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2016г. |
3 | Технические средства обучения |
3.1 | Компьютер (ноутбук) |
3.2 | Мультимедийный проектор |
3.3 | Экран |
4 | Электронные образовательные ресурсы |
4.1 | Наименование сайтов |
| Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебно - тренировочные материалы для подготовки обучающихся / ФИПИ |
4.2 | Наименование электронных пособий |
4.3 | 1-С Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. |
5 | Оборудование |
5.1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
5.2 | Стол учительский со стулом |
5.3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий |
Оценочные материалы
Входная контрольная работа по обществознанию 11класс
Вариант 1.
1. Под обществом понимается
1) обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира
2) определённая группа людей, объединившихся для совместного выполнения деятельности
3) динамическая саморазвивающаяся система
2.Унитарное государство
1)Представляет собой союз суверенных государств,
2)Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах,
3)Предполагает существование собственных конституций в территориях,
4)Исключает любые формы суверенности входящих в него территорий.
3.Какая из указанных функций относится к функциям государства?
Защита интересов страны на международной арене,
Выдвижение кандидата на выборах,
Регулирование деятельности частных предприятий,
Представительство интересов определенного блока социальных сил.
4.Какой признак отличает республику от других форм правления?
Наличие главы государства,
Выборность главы государства,
Передача верховной власти по наследству,
Наличие аппарата управления.
5.К формам территориально – государственного устройства относится
Демократия,
Республика,
Федерация,
Монархия.
6. Какой закон в любом государстве имеет высшую юридическую силу?
1) Уголовный кодекс;
2) Гражданский кодекс
3) Конституция страны
4)Постановления правительства
7. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
быстрое развитие промышленности
преобладание рутинных технологий
внедрение в производство научных достижений
интенсивное развитие информационных технологий
8. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
формирование кастовой системы в Индии
строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
издание Иваном Грозным в 1550 г. нового Судебника
9. С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
присоединения РФ к конвенции о правах ребёнка
распространение информационных технологий в современном обществе
ликвидация сословных привилегий
договора о нераспространении ядерного оружия
10. Что свойственно постиндустриальному обществу?
Активное развитие народной культуры
Информатизация всех сфер общества
Переход к производящему хозяйству
4)Осуществление промышленного переворота
11. Каким образом была принята ныне действующая Конституция России?
1) утвердил парламент страны;
2) утвердил президент страны;
3) утвердил народ страны на всероссийском референдуме.
12. Укажите явления, не относящиеся к формам правления:
1) республика;
2) парламентская монархия;
3) абсолютная монархия;
4) конфедерация.
13. Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти.
Б. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.
1) верно А . 2) верно Б 3)верно А и Б 4)оба суждения неверны
14. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2)закрепляется многообразие форм собственности
3)церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4)политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека
15. Совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой, называется…
А)обычаем
Б)правом
В)законом
Г)моралью
16.К основным элементам структуры правовой нормы относятся…
А)гипотеза, диспозиция, санкция
Б)гипотеза, преюдиция, санкция
В) преамбула, диспозиция, санкция
17. Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), наносящее вред общественным отношениям и влекущее за собой __________
А)наказание
Б)юридическую ответственность
В)общественное порицание
Г) отстранение от занимаемой должности
18. Запишите слово, пропущенное в схеме.
«Государственная власть РФ».
Президент РФ | | Правительство РФ | | | | Суды РФ |
19 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «динамика общества».
1)прогресс 2)регресс 3) глобализация 4) революция 5) реформы 6)цивилизация
Найдите и укажите цифры, под которыми указаны термины, «выпадающие из этого ряда.
20. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП ОБЩЕСТВА
A) сословная структура общества 1) аграрное
Б) серийное производство това- 2) индустриальное
ров массового потребления
B) выдвижение на первый план 3) постиндустриальное
сферы услуг
Г) ведущая роль информации в жизни общества
21. Найдите в предложенном списке характерные черты доиндустриального (аграрного) общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) преобладающая роль сельского хозяйства
2) большая роль религии и церкви
3) развитие промышленности
4) сословное деление общества
5) высокий уровень развития науки
6) преобладание городского населения над сельским
22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Важнейший признак ___________(1) – наличие вины. Виновным человек будет признан, если будет установлено, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был ________(2): совершать его или воздержаться от этого. Различают две формы вины: умысел и __________(3). Виновное, общественно опасное деяние всегда порождает вредоносные ___________(4). Кроме вины в характеристику данного деяния включают также____________(5) – внутреннее побуждение к совершению противоправного деяния. Последняя составляющая противоправного деяния, как правило, подразумевает наличие____________(6) – конечного результата, к которому стремился индивид, осуществляя виновное деяние».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место, пробелов.
A) неосторожность Е) небрежность
Б) последствие Ж) мотив
B) ценность 3) вариант
Г) цель И) выбор
Д) правонарушение
23. Прочитайте текст и выполните задания к нему .
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учеными все новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
На протяжении всей истории становления и развития науки одни ее достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия ученых помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстраненно лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он все же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т.е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечет за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идет об информатизации
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведет к скорой смене цивилизационного развития... Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырье и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.(В. Садовничий)
1. Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор?
2. Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.
З. Какой прогноз развития человечества в XXI в. дает автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобальные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми автором процессами.
4. Предположите, какие принципы могут стать основой «морального измерения науки». Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три принципа.
Вариант 2
1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4)преобладание частной формы собственности
2. Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту:
А) гарантирует право на инакомыслие;
Б) ликвидируются конституционные права и свободы;
В) граждане грамотно и эффективно участвуют в политической жизни;
Г) существуют судебные и иные правоохранительные органы.
3. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,
преобладание коллективных начал над частными отличают
традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные
способности человека, поощряются инициатива и
предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Обществом в широком смысле слова называют:
1) объединение людей по интересам
2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6. Функцией любого государства является
сохранение целостности общества
установление связей между предприятиями различных отраслей
помощь нетрудоспособным гражданам
осуществление демократических преобразований
7. В стране Z созданы условия для рыночной экономики; права и свободы индивида имеют конституционные гарантии, выборы в органы власти проходят на альтернативной основе. Какому политическому режиму присущи эти черты?
авторитарному
тоталитарному
демократическому
теократическому
8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?
А. Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами. Б. Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства.
верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
9. Высший юридической силой на территории России обладают(-ет)
федеральные законы РФ
Конституция РФ
указы Президента РФ
постановления Правительства РФ
10. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны?
А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
11. Вопросы власти, государства решаются в:
1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере
12.К основным элементам структуры правовой нормы относятся…
А)гипотеза, диспозиция, санкция
Б)гипотеза, преюдиция, санкция
В) преамбула, диспозиция, санкция
13. Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), наносящее вред общественным отношениям и влекущее за собой __________
А)наказание
Б)юридическую ответственность
В)общественное порицание
Г) отстранение от занимаемой должности
14.Под термином «вина» в юриспруденции понимается…
А)антиобщественное поведение любого лица
Б)противоправное поведение вменяемого лица
В)психическое отношение субъекта права к содеянному
Г) незаконное действие субъекта права
15. Что из перечисленного характеризует общество как динамическую систему?
1) зарождение буржуазных отношений в крепостнической России;
2) общество является частью материального мира;
3) общество состоит из экономической, политической, социальной и духовной сфер (подсистем);
4) природа обеспечивает общество необходимыми для жизни ресурсами.
16. Воздействие общества на природу отражает пример
1) обнаружение ранее неизвестной древней народности
2) дебаты кандидатов в парламент страны
3) захоронение радиоактивных отходов
4) реформа аграрного сектора экономики
17. Индустриальное общество характеризует признак
1) ведущая роль средств информации
2) преобладание промышленности
3) отсутствие разделения труда
4) решающее значение сферы услуг в экономике
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ветви власти | Высшие органы государственной власти РФ |
Законодательная | Федеральное Собрание РФ |
Исполнительная | |
19. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите цифры, под которыми указаны термины не связанные с понятием « традиционное общество».
1)Ручной труд; 2)сословия; 3)индивидуальный труд; 4)автоматизация; 5)монархия. 6)глобализация
20. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА | ТИП ОБЩЕСТВА |
А) высокая социальная мобильность Б) деспотическое государство В) неразделенность административной власти Г) признание демократических прав и свобод личности Д) включенность всех в коллектив | Традиционное общество Индустриальное общество |
21. Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества, запишите цифры,под которыми они указаны.
Преимущественное развитие тяжелой промышленности
Медленные темпы социального развития
Жесткая, иерархическая структура общества
Развития система общественного разделения труда
Высокая социальная мобильность населения
Преобладание в экономике аграрного сектора
22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»
А) целостность Б) система В) общество | Г) социальные блага Д) сфера Е) производство | Ж) культура З) социальные институты И) деятельность |
Прочитайте текст и выполните задания
Уже античные мыслители полагали, что государственная власть должна основываться на праве, а право, по Аристотелю, есть олицетворение политической справедливости. Любая власть, отрицающая право, это власть, не знающая меры, и поэтому власть произвольная, деспотическая. Ведь только право может дать меру власти и меру подчинения ей. Государство, не основанное на праве и законе, - извращённая неправильная форма, даже если в этом государстве правит большинство народа. (…..).
Античные идеи получили развитие и в эпоху средневековья, и особенно в новое время, когда молодая буржуазия боролась против феодального, абсолютистского государства. Тогда были заложены основы многих политико-правовых представлений, которые без колебаний следует отнести к общечеловеческим ценностям. Это идеи народе, как источнике государственной власти, о необходимости правового её характера, о неотчуждаемых правах и свободах личности и разделении властей как условии для обеспечения, о независимой правоохранительной роли суда… В русле гуманистической традиции право стало рассматриваться как сила, противостоящая деспотизму и произволу, как воплощение справедливости, добра и общего блага, как мера свободы и принцип всеобщего равенства. Но самое главное достижение раннебуржуазной политико-правовой мысли заключается, пожалуй, в том, что античная идея господства права была дополнена концепцией прав и свобод личности, которая стала основой всех теорий либерализма.
Основная задача либерализма – устранение всех препятствий, мешающих существованию и развитию индивидуальной свободы. Независимый, автономный индивид стал рассматриваться как высшая ценность, а правовое государство – как воплощение идей либерализма. Так. Само существование государства оправдывалось лишь в случае его безусловного служения интересам человека, орхране его прав. Знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина гласила: «Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Эти права составляют основу гражданского общества. А.В Поляков И.Ю. Козлихин
23. Какие определения права приводятся в тексте. Укажите не менее трёх определений.
24. Какие основы современных политико-правовых представлений были заложены в Новое время? Назовите не менее трёх основ.
25. На основании текста и знания обществоведческого курса опишите, как связаны между собой власть, право и государство. Укажите не менее трёх взаимосвязей. Раскройте одну из них на примере.
26. Авторы говорят о «концепции прав и свобод личности, которая стала основой всех теорий либерализма». На основе текста и знаний обществоведческого курса назовите три группы прав человека и гражданина и приведите примеры к каждой из них.
1 -18 задание по 1 баллу, 19 -24 по 2 балла, 25-27 задание – 3 балла
3- 15 - 20
4 – 24 – 29
5 – 30- 39
Промежуточный контроль за I полугодие
"Экономическая сфера жизни общества". 11 класс.
ВАРИАНТ 1.
Часть 1
1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?
А) распределения б) потребления в) обмена г) производства.
2. Экономические системы различаются:
А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.
3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:
А) финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом
г) экономическим расчетом.
4. Верны ли суждения:
А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.
Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.
А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.
5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:
А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан
в) используются только для сокращения государственного долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.
6. Государство в рыночной экономике:
А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.
7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:
А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.
8. К рынку экономических ресурсов относится:
А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.
9. К расходам государственного бюджета относится:
А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение
г) акцизы.
10. Верны ли суждения:
А. Основной целью деятельности Банка России ( Центробанка) является получение прибыли.
Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.
А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.
11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:
А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.
12. Рост спроса на услуги бухгалтеров отражает ситуацию на рынке:
А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.
13. Верны ли суждения:
А. В процессе приватизации государственная собственность переходит в частную собственность.
Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.
А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.
14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов - это:
А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.
15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:
А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы
г) увеличение объемов кредитов.
Часть2
1.Заполните пропущенное слово в схеме:
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Традиционная Командная Рыночная ______________.
2. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.
ПРИМЕРЫ: 1. токарный станок 2. каменный уголь 3. наладчик оборудования 4. офис фирмы
5. менеджер.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: А) земля Б) труд В) капитал.
3. Перечислите функции Центрального Банка РФ ( не менее трех).
4. На трех примерах раскройте негативные последствия рыночной экономики.
5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
« Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства. Под этим понятием мы понимаем вид хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Данная особенность делает предпринимательство очень привлекательным для самых широких слоев населения, что позволяет выделить несколько социально значимых функций коммерческой деятельности.
Во-первых, предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, в том числе в отрасли- локомотивы, что способствует развитию национальной экономики в целом.
Во-вторых, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест, что решает проблему избытка рабочей силы и структурной безработицы.
В-третьих, субъекты предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства непосредственно зависит от успешного развития коммерческих организаций.
В-четвертых, становление предпринимательства способствует появлению в российском обществе многочисленного среднего класса, который может стать основой стабильного развития России.
Развитие экономики в первую очередь зависит от успехов бизнесменов в производственной сфере, поскольку именно здесь создаются как средства производства, так и предметы потребления, что позволяет насытить рынок
товарами, преимущественно отечественного производителя.
Ни для кого не секрет, что большинство российских предпринимателей- производственников страдает от нехватки оборотных средств вообще, и от отсутствия денежных средств, в частности. К этому можно добавить моральный и физический износ фондов, и мы увидим картину состояния российской промышленности.
В связи с этим мы выделяем среди всего множества направлений поддержки предпринимательства как основное - капитальные вложения в развитие производства со стороны государства»
5-1. Какие четыре социально значимые функции предпринимательства выделяет автор документа?
5-2. Описывая состояние российской промышленности, автор называет проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели- производственники. Укажите две из этих проблем.
5-3. В тексте сформулирована одна особенность предпринимательской деятельности- направленность на получение прибыли. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три другие характерные особенности этой деятельности.
ВАРИАНТ 2.
1. Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом- это:
А) приватизация б) кооперация в) собственность г) национализация.
2. В рыночной экономике в отличие от командной государство:
А) поддерживает конкуренцию производителей б) устанавливает необходимые объемы производства в) регулирует ценообразование г) перераспределяет ресурсы между предприятиями.
3. Частная собственность является основой:
А) рыночной экономики б) командно- административной экономики в) традиционной
Г) плановой.
4. В связи с сокращением промышленного производства произошел рост числа безработных. Это пример проявления рынка:
А) услуг б) средств производства в) фондового г) труда.
5. Верны ли суждения:
А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.
Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.
А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.
6. Какую экономическую функцию государства характеризует изменение ставки прямого налога:
А) производства б) распределения в) защиты прав собственности г) перераспределения доходов.
7. Основным источником дохода коммерческого банка является:
А) сдача в аренду недвижимости б) оплата населением через банк коммунальных услуг
в) налоговые отчисления г) плата за предоставленный кредит.
8. К ценным бумагам относится:
А) дивиденд б) кредитная карта в) валюта г) акция.
9. К фазам экономического цикла относится:
А) дефляция б) девальвация в) депрессия г) дефолт.
10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях:
А) по низкой цене удается продать товаров больше, чем по высокой б) при высокой цене удается продать столько же товаров, сколько и по низкой в) количество проданных товаров зависит не столько от цены, сколько от их качества г) при низкой цене удается продать товаров меньше, чем при высокой.
11. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным:
А) профицитом б) дефицитом в) кредитом г) ассигнованием.
12. Экстенсивный путь экономического развития предполагает:
А) вовлечение в производство все большего количества ресурсов б) повышение производительности труда в) совершенствование технологии г) сокращение числа занятых в производстве.
13. Основным инструментом денежно- кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование:
А) учетной ставки банковского процента б) гос. расходов и доходов в) размера минимальной оплаты труда г) ставки подоходного налога.
14. Верны ли суждения:
А. В ВВП входит стоимость только конечных товаров и услуг.
Б. В ВВП входит стоимость промежуточных товаров и услуг.
А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.
15. Из государственного бюджета финансируется (-ются):
А) независимые СМИ б) проекты индивидуального строительства в) судебная система
Г) фермерские хозяйства.
Часть 2
16. Заполните пропущенное в схеме:
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Труд Земля ____________ Предпринимательские способности.
17. Установить соответствие ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) вправе выпускать ценные бумаги 2) управление осуществляется выборными представителями 3) основано на личном трудовом участии граждан 4) право работника на часть дохода сохраняется и после увольнения 5) прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием.
ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ:
А) акционерное общество Б) производственный кооператив.
18. Перечислите функции Центрального Банка РФ ( не менее трех).
19. На трех примерах раскройте негативные последствия рыночной экономики.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
« Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства. Под этим понятием мы понимаем вид хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Данная особенность делает предпринимательство очень привлекательным для самых широких слоев населения, что позволяет выделить несколько социально значимых функций коммерческой деятельности.
Во-первых, предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, в том числе в отрасли- локомотивы, что способствует развитию национальной экономики в целом.
Во-вторых, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест, что решает проблему избытка рабочей силы и структурной безработицы.
В-третьих, субъекты предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства непосредственно зависит от успешного развития коммерческих организаций.
В-четвертых, становление предпринимательства способствует появлению в российском обществе многочисленного среднего класса, который может стать основой стабильного развития России.
Развитие экономики в первую очередь зависит от успехов бизнесменов в производственной сфере, поскольку именно здесь создаются как средства производства, так и предметы потребления, что позволяет насытить рынок
товарами, преимущественно отечественного производителя.
Ни для кого не секрет, что большинство российских предпринимателей- производственников страдает от нехватки оборотных средств вообще, и от отсутствия денежных средств, в частности. К этому можно добавить моральный и физический износ фондов, и мы увидим картину состояния российской промышленности.
В связи с этим мы выделяем среди всего множества направлений поддержки предпринимательства как основное - капитальные вложения в развитие производства со стороны государства»
20. Какие четыре социально значимые функции предпринимательства выделяет автор документа?
21. Описывая состояние российской промышленности, автор называет проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели- производственники. Укажите две из этих проблем.
22. В тексте сформулирована одна особенность предпринимательской деятельности- направленность на получение прибыли. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три другие характерные особенности этой деятельности.Критерии оценивания.
1-15 – 1 балл
16-17 – 2 балла
18-19 – 3 балла
20-22 – 2 балла
5 – 27 - 31
4 – 19 -26
3 – 13 - 18
ВАРИАНТ 1
Задания части 1 : 1-а; 2- б; 3- в; 4- в; 5-г; 6- а; 7-б; 8-а; 9-б; 10-б; 11-а; 12-б; 13- в ; 14-а; 15- а.
Задания части 2: 16- смешанная; 17- ВАБВБ.
18:например: 1) централизованное распределение ресурсов 2) преобладание государственной собственности 3) плановое производство ,
19:например: 1) родители получают заработную плату 2) семья сдает в аренду квартиру бабушки
3) у отца есть акции предприятия, на котором он работает.
20: нет: «Усиление роли правительства представляет серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»; « Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно так же не может отдать свою роль в развитии».
21: в первом тексте автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, так как о ведет к нестабильности семейной жизни. Автор второго текста положительно оценивает эту функцию, так как это способствует установлению равноправия.
22. Например: -инфляция; - Снижение производительности труда; - упадок научно- исследовательских работ; - снижение рождаемости; - нестабильность развития и т.д.
Необоснованность: например, в РФ закон об установлении материнского капитала за рождение второго ребенка привел к росту рождаемости: упадок научно- исследовательских работ- это следствие недофинансирования науки.
ВАРИАНТ 2
Задания части 1: 1-в; 2- а; 3- а; 4- г; 5-в; 6- г; 7-г; 8-г; 9-в; 10-а; 11-а; 12-а; 13- а; 14-а; 15- в.
Задания части 2: 16-капитал; 17-ААБАБ.
18:например: 1) эмиссия 2) регулирование экономики государства через денежно- кредитную политику 3) контроль деятельности коммерческих банков.
19: Например: 1) разрыв в уровне доходов богатых и бедных увеличивается 2) цикличность развития, сопровождаемая кризисами ( кризис 2008-2010 гг) 3) банкротство предприятий.
20: -привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства;- созданию многочисленных рабочих мест, что решает проблему избытка рабочей силы и структурной безработицы; - уплата крупных налогов; - появлению в российском обществе многочисленного среднего класса, который может стать основой стабильного развития России.
21;- нехватка оборотных средств вообще, отсутствие денежных средств, в частности;- моральный и физический износ фондов.
22: например:1) независимая, самостоятельная, 2) рисковая 3) материальная ответственность за свою деятельность.
Итоговая контрольная работа
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП ОБЩЕСТВА | ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
... | Большинство работающих занято в сельском хозяйстве |
Индустриальное | Большинство работающих занято в промышленности |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
школьный класс | трудовой коллектив | родительская семья |
агент социализации | СМИ | |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) конкуренция производителей | 2) многообразие форм собственности | 3) дефицит товаров |
4) спрос | 5) предложение | 6) директивность |
4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений | 2) выдвижение и обоснование гипотез |
3) создание логической модели изучаемого объекта | 4) описание изучаемых явлений |
5) проведение научного эксперимента | 6) объяснение существующих взаимосвязей |
5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
A) премьера телесериала Б) конкурс фольклорных коллективов B) празднование дня Ивана Купалы Г) скандал с участием поп-звезды Д) переиздание детектива-бестселлера | 1) массовая 2) народная |
6. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.
2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.
3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.
4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.
5) Развитие навыков сбора и обработки информации.
6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.
7. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ценных бумагах заключены определённые имущественные права.
2) Ценные бумаги являются объектом купли-продажи.
3) Все ценные бумаги являются законным платёжным средством.
4) Ценные бумаги могут существовать только в формах, определённых законом.
5) Правом выпуска ценных бумаг обладают исключительно государство, муниципальные образования и юридические лица.
8. Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА |
А) 1 см рабочего объёма двигателя Б) легковой автомобиль В) заработная плата Г) земельный участок Д) Борис Михайлович | 1) субъект налога 2) объект налога 3) источник уплаты налога 4) единица налогообложения |
9. Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная
2) скрытая
3) фрикционная
4) добровольная
5) циклическая
6) открытая
10.
На рисунке отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена услуг, Q — количество услуг). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) увеличением количества салонов красоты
2) существенным снижением доходов населения
3) модой на сложные причёски у женщин
4) увеличением доходности салонов красоты
11. Выберите верные суждения о процессе глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
2) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс.
3) Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.
4) Процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира.
5) Одним из проявлений глобализации является вестернизация.
12. Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.
2) Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.
3) Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.
4) Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.
5) Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.
13. Выберите верные суждения о партийных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Партийная система определяется положением политических партий в политической системе, характером взаимодействия между ними и типом самих партий.
2) Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть.
3) При двухпартийной системе отсутствует конкуренция между двумя основными партиями.
4) При двухпартийной системе запрещается деятельность оппозиционных политических партий.
5) Наличие той или иной партийной системы обусловлено множеством факторов — историческими традициями, уровнем политической культуры, расстановкой политических сил.
14. Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Б) утверждает военную доктрину страны В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики Д) осуществляет управление государственной собственностью | 1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Конституционный Суд |
15. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Парламент является постоянно действующим органом.
2) Парламент может отправить правительство в отставку.
3) Правительство несет ответственность перед президентом.
4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.
5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.
6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.
16. Что из перечисленного характеризует закреплённую в Конституции России свободу слова и мысли?
1) гарантии доступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования
2) запрет принудительного труда
3) право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности
4) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
5) запрет цензуры
17. Найдите в приведенном списке отличительные признаки кооператива. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности
2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации
3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна
4) генеральный директор на практике чаще всего исполнительного органа коммерческой выступает в качестве единоличного организации
5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации
18. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ |
А) обязательные работы Б) предупреждение В) замечание Г) выговор Д) возмещение убытков | 1) административные наказания 2) дисциплинарные взыскания 3) способы защиты гражданских прав |
19. Татьяна и Леонид познакомились во время вступительных испытаний в университет и решили заключить брак сразу после поступления. Однако у них возникли сомнения, может ли данный брак быть зарегистрирован. Какие могут быть препятствия для регистрации брака в общем порядке?
1) Брачующиеся не достигли возраста 18 лет.
2) У будущих супругов отсутствуют источники доходов.
3) Один из брачующихся не является гражданином России.
4) Брачующиеся состоят в близком родстве.
5) Медосмотр, который прошли будущие супруги, выявил у одного из них наследственное заболевание.
6) Один из будущих супругов вступает в брак по принуждению родственников.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ___________(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает________(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается.
Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется_____________(Е) власти».
1) трудовой договор | 2) рыночная цена | 3) экономические границы |
4) безработица | 5) наёмные работники | 6) прожиточный минимум |
7) законодательные органы | 8) безопасность труда | 9) профессия |
Прочитайте текст и выполните задания
Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение
Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.
21. Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?
22. В чём, по мнению авторов, практически воплощается правовая культура? Какие пять причин противоправного поведения названы в тексте?
23. Проиллюстрируйте примерами любые три названные авторами мотива правового поведения (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).
24. Как общество и государство могут повлиять на формирование у людей правового сознания и правового поведения? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите три способа.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов, и одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов.
41