СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе учебника под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.»

Программа основного общего образования по Обществознанию
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова.

Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.


Преподавание обществознания осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

с приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

с приказом МОиН Ульяновской области «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области с 1 сентября 2013 года».


Статус документа.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа выполняет две основные ф у н к ц и и.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, но не задает последовательность обучения. Также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
П е р в ы й э т а п (5 - 6 классы) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
В т о р о й э т а п (7–9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Ц е л и.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:


развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в базисном учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 5, 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


Программа рассчитана на 175 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 18 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

 сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

 владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:

– на использование элементов причинно-следственного анализа;

– на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

– на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

– на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

– на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекват1но познавательной и коммуникативной ситуации;

– на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

– на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

– на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т. д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.


Основное содержание (140 часов)

П е р в ы й э т а п (5-6 классы)


Введение в обществознание (70=35+35 часов).

Человек и общество

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушения норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени – 9 часов.

В т о р о й э т а п (7–9 классы)

Основы обществознания (105 ч).

Общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятия правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Резерв учебного времени – 11 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 25 % учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

– извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

– формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

– наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

– оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

– участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

– совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать / понимать:

 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

 первичного анализа и использования социальной информации;

 сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознания


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по общество-знанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и сози­дательное участие в будущем в общественной и государствен­ной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в раз­витии различных сторон жизни общества, в благополучии и про­цветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремленик укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разно­образных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости под­держания гражданского мира и согласия и своей ответствен­ности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поко­лениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания вы­пускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки ре­зультата);

• умении объяснять явления и процессы социальной дейст­вительности с научных, социально-философских позиций; рас­сматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуа­ции, выбирать адекватные способы деятельности и модели по­ведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного ана­лиза;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной те­ме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуни­кативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных при­мерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт сво­ей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям совре­менной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основ­ной школы содержания программы по обществознанию явля­ются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механиз­мах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, по­литологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций яв­ления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в раз­личных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя ос­новные обществоведческие термины и понятия; преобразовы­вать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взгля­дам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим цен­ностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудо­вую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искус­ства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

оммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической ком­муникации, позволяющее осознанно воспринимать соответ­ствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном об­щении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;


Используемый учебно-методический материал:

1. Учебники:

- Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 20134

Дополнительная литература:

- Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... Методические разработки социаль­но-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

- Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические уп­ражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педаго­гическое агентство, 1996.

- Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психол. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

-Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразо­ват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.


  1. Нормативные документы:

а) Конституция РФ

б) Декларация прав человека

в) Конвенция о правах ребенка


























Календарно-тематическое планирование. Обществознание 8 класс

Учебник: «Обществознание 8 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова – М., «Просвящение», 2015г.


Тема урока

Предметные знания

УУД

Виды деятельности

Формы контроля

Д/з

1

Введение

Повторить знания.

Личностные: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; отношениях к человеку.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий

Задания в учебнике, работа по картинам

С.3-4

2

Гл.1 Личность и общество. Что делает человека человеком?

Сформировать представление, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность

Ценностно-мотивационные:

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§1

Составить

План п.1

3

Человек, общество, природа

Охарактеризовать понятие общество

Ценностно-мотивационные:

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил

Беседа, работа с заданиями учебника

Устный опрос

УП

§2 Анализ документа

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

Раскрыть сущностные признаки общества

Ценностно-мотивационные:

умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§3 Ответить на вопросы

5

Развитие общества

Раскрыть сущностные признаки общества

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Беседа, работа с заданиями учебника

Тестирование

УП

§4 Анализ документа

6

Как стать личностью

Сформировать представление о понятие “личность”

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания.

Работа с тестовыми заданиями

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§5 Анализ документа

7

Повторение. Тестовый контроль

Повторить и закрепить знания

Личностные: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Работа с учебником

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§3-5 Составить

План п.1

8

Гл. 2 Сферы духовной жизни.

Сфера духовной жизни

Охарактеризовать сферы духовной жизни человека.

Метапредметные: способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§6 Анализ документа

9

Мораль

Охарактеризо-вать три задачи морали – оценивать, регулировать, воспитывать

Метапредметные: способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§7 Составить

План п.1

10

Долг и совесть

Показать роль ценностей в жизни человека

Личностные: ценностные ориентиры, основанные на осознании необходимости под­держания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

§8 Анализ документа

11

Моральный выбор – это ответственность

Влияние моральных норм на развитие общества

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Беседа, работа с заданиями учебника

Тестирование

УП

§9 Анализ документа

12

Образование

Раскрыть значение образования в современном обществе

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания.

Работа с тестовыми заданиями

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§10 Анализ документа

13








14

Наука в современном обществе






Религия как одна из форм культуры



Роль научных знаний в мире







Воспитывать толерантное отношение к различным религиям

Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.



Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания


Работа с учебником








Работа с тестовыми заданиями

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам




Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§11 Анализ документа






Пр.12Составить план


15

Повторение. Тестовый контроль






Повторить и закрепить знания

Личностные: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Работа с учебником

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§6-12 Составить план


16

Гл. 3 Социальная сфера. Социальная структура общества

Сформировать представление о социальной структуре общества

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§13 Ответить на вопросы



17

Социальные статусы и роли

Дать представление о оциальном статусе и роли человека

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Устный опрос

УП

§14Ответить на вопросы

18

Нации и межнациональ-ные отношения

Сформировать представление о этнических группах

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§15 Составить

План1

19





20

Отклоняющееся поведение




Повторение. Тестовый контроль

Сформировать представление об отклоня-ющемся поведении


Повторить и закрепить знания

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания.



ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти



Работа с учебником





Работа с учебником

Практикум в учебнике, индивидуальные задания


Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§16




Парф. 13-16.

21

Гл. 4 Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества

Показать зависимость экономики от потребностей человека.

Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§17 Составить

План п.1

22

Главные вопросы экономики. Коррупция.

Показать особености функционирования основных экономических систем.

Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§18 Анализ документа

23

Собственность

Показать, как закон защищает право собственности. Рассказать об антикорруп-ционной деятельности государства

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания.

Беседа, работа с заданиями учебника

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§19 Ответить на вопросы

24

Рыночная экономика

Показать условия функционирования рынка.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Работа с учебником

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§20 Составить

План п.1

25

Производство – основа экономики.





Сформировать представление о производстве как основе экономики

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Работа с тестовыми заданиями

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§21 Составить

План п.1

26

Предпринима-тельская деятельность

Показать, что такое предпринимательская деятельность.

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§22 Ответить на вопросы

27

Роль государства в экономике

Сформировать представление о роли государства в экономике

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Устный опрос

УП

§23 Ответить на вопросы

28

Распределение доходов

Сформировать представление о распредел-ении доходов

ценностно-мотивационные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти

Беседа, работа с заданиями учебника

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§24 Составить

План п.1

29

Потребление

Сформировать представление о потреблении

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания.

Беседа, работа с заданиями учебника

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§25 Ответить на вопросы

30

Инфляция и семейная экономика

Сформировать представление об инфляции

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Работа с учебником

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам

УП

§26 Составить

План п.1

31

Безработица, ее причины и последствия

Сформировать представление о безработице

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания; Овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;

Работа с учебником

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§27 Анализ документа

32

Мировое хозяйство и международная торговля

Сформировать представление о мировом хозяйстве и международ-ной торговле

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Работа с тестовыми заданиями

Практикум в учебнике, индивидуальные задания

УП

§28 Составить

План п.1















33

Тестовый контроль

Контроль знаний

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

Работа с тестовыми заданиями

Работа с тестовыми заданиями

УП

§23-26 Ответить на вопросы

34-35

Итоговое повторение.

Повторить и закрепить знания

Метапредметные: умение выполнять познавательные и практические задания

Защита проекта

Защита проекта

УП

§1-26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!