основная общеобразовательная школа Ярминский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа села Маядык муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Рук. МО Заместитель зав.филиалом по УВР Директор МБОУ СОШ с.Маядык
________/Тимирбаев А.А./ _________/Султангирова Н.Д/ ________/Ишалин А.И./
Протокол №___ от______ 2017 г «____»__________2017 г. Приказ №___ от ______2017 г.
Рабочая программа
Предмет: обществознание
Класс: 6-9
Срок реализации: 2017-2021 годы
Учитель: Алексеев Николай Вениаминович
с. Ярмино-2017
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Маядык муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Маядык, приказ № 91 от 28.08.2015 г.;
-Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253); с внесенными изменениями (приказ Минобрнауки от 5.07.2017 г. № 629)
- положения о рабочей программе;
-учебного плана МБОУ СОШ с. Маядык на 2017 - 2018 учебный год;
- программы: Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, Москва «Просвещение» 2015 г.
Настоящая рабочая программа обеспечена учебниками: учеб. для 6 кл, общеобразовательных учреждений / ( Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.
Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение», 2016 г.
учеб. для 7 кл, общеобразовательных учреждений / ( Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение».
учеб. для 8 кл, общеобразовательных учреждений / ( Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение.
учеб. для 9 кл, общеобразовательных учреждений / ( Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: «Просвещение».
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Ученик научится:
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Ученик получит возможность научиться:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного материала.
6класс
Тема 1. Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
7 класс
Тема 1. Человек и другие люди
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Уузнать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Итоговое повторение и обобщение
8 класс
Тема1.Личность и общество
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Что такое природа. Мораль. Моральные знания. Критический анализ помыслов и поступков. Долг и совесть. Образование и наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры.
Тема 3. Экономика
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия. Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика, деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие. Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения. Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе. Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений. Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Итоговое повторение
9 класс
Тема 1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение
Тематическое планирование 6 класс
№ | Разделы, темы | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Введение | Раскрывать значение, использование термина «обществознание» Иметь представление о связи обществознания с другими науками. |
2 | Человек – личность. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности |
3 | Человек познаёт мир | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. |
4 | Человек и его деятельность | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности |
5 | Потребности человека | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств |
6 | На пути к жизнен ному успеху | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа |
7 | Межличностные отношения | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание |
9 | Человек в группе | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства |
10 | Общение | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться |
11 | Конфликты в межличностных отношениях | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
12 | Человек славен добрыми делами | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали |
13 | Будь смелым | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла |
14 | Человек и человечность | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Разделы, темы | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Отношения между людьми | Узнать особенности межличностных отношений, их виды, научиться привести примеры личных и официальных отношений |
2 | Ты и твои товарищи. Малая группа | Узнать признаки и типы малой группы, причины объединения в группы; научиться составить схему по тексту; научиться работать с текстом учебника |
3 | Зачем люди общаются. | Узнать что такое общение, каковы его цели, каковы средства общения Научиться характеризовать особенности общения со сверстниками и младшими |
4 | Межличностный конфликт. | Узнать понятие межличностный конфликт, его причины, стадии конфликта и пути выхода из него; научиться привести примеры, работать с текстом учебника |
5 | Что значит жить по правилам | Узнать типы социальных норм: обычаи, обряд, привычка, ритуал, правила этикета, роль правил в жизни человека. Научиться работать в группе; научиться привести примеры, работать с текстом учебника |
6 | Права и обязанности граждан | Узнать что такое право, Конституция, Права человека, классификацию прав человека. Научиться работать с текстом учебника, источником, научиться составить таблицу по тексту , приводить примеры |
7 | Кто и как обеспечивает твои права | Узнать какие органы защищают права детей: научиться работать с тестом учебника, источником, научиться переводить информацию из текстовой формы в таблицу понимать взаимосвязь прав и обязанностей |
8 | Почему важно соблюдать закон | Узнать понятия «порядок, Конституция, справедливость, правовой нигилизм»; научиться работать с текстом учебника |
9 | Защита Отечества | Узнать структуру Вооруженных Сил, понятие «конституционная обязанность» |
10 | Военная служба | Узнать особенности военной службы, общие и должностные обязанности военнослужащих, понятия долг и обязанность. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы |
11 | Что такое дисциплина | Узнать понятие и виды дисциплин, особенности специальной дисциплины. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы |
12 | Внешняя и внутренняя дисциплина | Узнать понятие внутренняя и внешняя дисциплина; Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы |
13 | Виновен - отвечай | Узнать понятие противозаконное поведение, его признаки, виды правонарушений, их отличия, виды наказаний для несовершеннолетних; Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы |
14 | Кто стоит на страже закона | Узнать какие органы называют правоохранительными, их назначение. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, научиться работать с таблицей |
15 | Полиция | Узнать полномочия полиции, их назначение, подразделения полиции. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться работать с таблицей |
16 | Что такое экономика | Узнать понятия экономика, производительность труда, натуральное и товарное хозяйство, основные сферы экономики. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться работать с таблицей |
17 | Основные участники экономики | Узнать понятия экономика, натуральное и товарное хозяйство, потребительские мотивы Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться работать с таблицей |
18 | Золотые руки работника | Узнать понятия мастер, квалификация, из чего складывается мастерство работника. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы |
19 | Труд и зарплата. Количество и качество труда | Узнать понятия труд, зарплата, чем определяется размер зарплаты, количество и качество труда. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
20 | Что и как производить. | Узнать понятия постоянные и переменные затраты производства, разделение труда. Научиться привести примеры ,осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
21 | Прибыль. | Узнать понятия прибыль, выручка. Научиться решать экономические задачи, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
22 | Что такое бизнес. Виды бизнеса | Узнать понятия бизнес, его виды. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
23 | Формы бизнеса | Узнать формы бизнеса. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, научиться составить схему по тексту |
24 | Обмен, торговля. | Узнать понятия рынок, товар, стоимость, бартер, торговля и её формы. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, научиться составить схему по тексту |
25 | Реклама- двигатель торговли | Узнать что такое реклама, формы. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, критически оценивать рекламу, работать в группе |
26 | Как деньги стали деньгами. | Узнать что такое деньги и историю их появления. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
27 | Деньги и их функции | Узнать функции денег. Научиться привести примеры, осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
28 | Экономика семьи. | Узнать ресурсы семьи, их виды, источники дохода семьи, условия труда несовершеннолетних . Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить таблицу по тексту |
29 | Семейный бюджет | Узнать понятие бюджет, обязательные и произвольные расходы семьи. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
30 | Воздействие человека на природу | Узнать понятие экология, причины загрязнений окружающей среды. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, научиться составить схему по тексту |
31 | Закон на страже природы | Узнать правила экологической морали. Научиться осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , научиться составить схему по тексту |
32 | Итоговое повторение | Узнать основные положения темы, научиться применить знания при работе с текстами |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Разделы, темы | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Вводный урок. Человек в обществе. | Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Научиться работать в малых группах для решения учебных задач. |
2 | Личность. | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Узнать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.. |
4 | Развитие общества. | Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. |
5 | Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. | Называть примеры глобальных проблем человечества, негативного и позитивного влияния человечества на природу, называть организации, которые занимаются предотвращением и решением глобальных проблем, приводить примеры взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных проблем. Узнать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи Анализировать проблемную ситуацию. |
6 | Личность и общество. | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека. |
7 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы | Давать определение понятия: культура. характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. |
8 | Мораль. Патриотизм и гражданственность. | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». |
9 | Долг и совесть. | Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. |
10 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. | Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. |
11 | Образование в условиях информационного общества. | Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. |
12 | Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Объяснять понятия наука, этика науки. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире. |
13 | Религия как одна из форм культуры. | Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. |
14 | Духовная сфера общества. |
15 | Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Научиться объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. |
16 | Основные вопросы экономики. Экономические системы и собственность. | Узнать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система. Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы. |
17 | Право собственности. | Узнать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности. |
18 | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. | Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. |
19 | Производство. Товары и услуги. | Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. |
20 | Предпринимательская деятельность. | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Научиться анализировать тип предпринимателя. Узнать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. |
21 | Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Научиться ориентироваться в системе налогообложения, анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. |
22 | Распределение и неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | Объяснять сущность бюджета. Научиться составлять личный или семейный бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы. |
23 | Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя. | Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Узнать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Работать с материалами СМИ. |
24 | Инфляция и семейная экономика. | Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. |
25 | Безработица, ее причины и последствия. | Узнать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами. |
26 | Мировое хозяйство и Международная торговля. Внешнеторговая политика. | Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока. |
27 | Повторительно-обобщающий урок – практикум. | Узнать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. Научиться составлять и читать таблицы, схемы, графики. |
28 | Социальная структура общества. | Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Научиться анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. |
29 | Социальный статус и социальная роль. | Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Научиться анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. |
30 | Межнациональные и межконфессиональные отношения. | Узнать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. |
31 | Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни. | Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. |
32 | Социальная структура российского общества | Узнать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. Научиться: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Разделы, темы | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 | Вводный урок | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
2 | Политика и власть | Характеризовать власть и политику как социальные явления |
3 | Государство | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства |
4 | Политические режимы | Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства |
5 | Правовое государство | Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей |
6 | Гражданское общество и государство | Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление |
7 | Участие граждан в политической жизни | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности |
8 | Политические партии и движения | Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности |
9 | Практикум по теме «Политика» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Научиться объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекпатно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Научиться выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности |
10 | Роль права в жизни общества и государства | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства |
11 | Правоотношения и субъекты права | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений |
12 | Правонарушения и юридическая ответственность | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности |
13 | Правоохранительные органы | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов |
14 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя | Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина |
15 | Права и свободы человека и гражданина | Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) |
16 | Гражданские правоотношения | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры зашиты прав потребителей |
17 | Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях |
18 | Семейные правоотношения | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа |
19 | Административные правоотношения | Определять сферу общественных отношений. регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний |
20 | Уголовно-правовые отношения | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних |
21 | Социальные права | Называть основные социальные нрава человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства |
22 | Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» |
23 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование |
24 | Практикум по теме «Право» | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Научиться применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |