Пояснительная записка
(7 классы, ФГОС ООО)
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программы по обществознанию, включённой в её структуру.
Программа регламентируется следующими документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3 и Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.№ 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- приказом Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
- приказом министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704«О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
-приказом от 31.03. 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с действующими изменениями;
- приказом Министра образования Московской области от 18.04.2016 года № 1427 «Об утверждении учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2017-2018 учебный год»;
- учебным планом ЧОУ СОШ «Светлые Горы» на 2017-2018 учебный год;
- годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год.
В 2017-2018 учебном году на изучение обществознания в 7 классе на уровне основного общего образования отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю.
Учебник, используемый в учебном процессе - Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2014
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами учащихся формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
2) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
4) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
знание ряда ключевых понятий базовых по изучаемым темам
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
знание основных экономических и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Коммуникативными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3.Содержание тем учебного курса.
Вводный урок. 1ч.
Гл. 1. Регулирование поведения людей в обществе. 14час.
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.
Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Знать/понимать:
- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
- роль права в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
Уметь:
- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Глава. 2. Человек в экономических отношениях. 12 час.
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Знать/понимать:
- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
- роль экономики в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
Уметь:
- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
Глава 3. Человек и природа. 6час.
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Знать/понимать:
- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение экологических норм;
Уметь:
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на житейском опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обобщающее повторение. 2час.
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 12 |
3 | Человек в экономических отношениях | 14 |
4 | Человек и природа | 6 |
5 | Заключительный урок | 1 |
| Итого: | 35 |
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры-обсуждения, встречи с интересными людьми.
6.КТП (с указанием форм текущего (н-р, устный опрос, тест), промежуточного (н-р, проверочная работа, самостоятельная работа, тест), итогового контроля (н-р, контрольная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, тест).
№ урока | Наименования разделов и тем | Дата проведения План / факт |
Название изучаемого раздела (всего часов на ее изучение) |
-
| Вводный урок. Вводный инструктаж по технике безопасности на уроке | | |
Регулирование поведения людей в обществе (12 ч) |
-
| Что значит жить по правилам | | |
-
| Права и обязанности граждан | | |
-
| Права и обязанности граждан | | |
-
| Почему важно соблюдать законы | | |
-
| Почему важно соблюдать законы (проект) | | |
-
| Защита Отечества | | |
-
| Защита Отечества | | |
-
| Для чего нужна дисциплина | | |
-
| Виновен – отвечай | | |
-
| Кто стоит на страже закона | | |
-
| Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | | |
-
| ПОУ Регулирование поведения людей в обществе | | |
Человек в экономических отношений (14) |
-
| Экономика и ее основные участники | | |
-
| Экономика и ее основные участники | | |
-
| Мастерство работника | | |
-
| Производство, затраты, выручка, прибыль | | |
-
| Производство, затраты, выручка, прибыль | | |
-
| Виды и формы бизнеса | | |
-
| Виды и формы бизнеса (проект Бизнес-план) | | |
-
| Обмен, торговля, реклама | | |
-
| Деньги, их функции | | |
-
| Экономика семьи | | |
-
| Экономика семьи | | |
-
| Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | | |
-
| Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | | |
-
| ПОУ Человек в экономических отношениях | | |
Человек и природа (6 часов) |
-
| Человек – часть природы | | |
-
| Охранять природу – значит охранять жизнь | | |
-
| Законы на страже природы (проект) | | |
-
| Практикум по теме «Человек и природа» | | |
-
| Практикум по теме «Человек и природа» | | |
-
| ПОУ Человек и природа | | |
-
| Итоговое повтороение | | |
| Итого | ** часов | |