Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Губаревская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол №1 от «30» августа 2017г. | Принята педагогическим советом протокол №1 от «30»августа 2017г. | «Утверждаю» Директор школы _________Ю.А. Бирюков приказ № ______ от «____» августа 2017 г. |
Рабочая программа
по обществознанию (включая экономику и право) для 5 - 9 классов
на 2017-2018 учебный год
Программа ориентирована на использование предметной линии учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Составители: учителя истории и обществознания
Кудинова Лариса Александровна, ВКК
Шатова Татьяна Николаевна, ВКК
с. Губарево - 2017 г.
Личностные результаты
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
- место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
- заинтересованность в изучении своей национальной культуры.
Метапредметные результаты
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Количество часов для изучения предмета
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | 1 | 34 |
6 | 1 | 34 |
7 | 1 | 34 |
8 | 1 | 34 |
9 | 1 | 34 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Класс | Наименование раздела | Количество часов | Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. |
1 | 5 | Введение. | 1 | |
| | Человек | 6 | |
| | Семья | 6 | 2 |
| | Школа | 5 | 1 |
| | Труд | 6 | 1 |
| | Родина | 10 | 2 |
| | Итого: | 34 | 6 |
| 6 | Человек в социальном измерении. | 13 | 2 |
| | Человек среди людей. | 10 | 2 |
| | Нравственные основы жизни. | 11 | 2 |
| | Итого | 34 | 6 |
| 7 | Регулирование поведения людей в обществе. | 9 | 1 |
| | Человек в экономических отношениях. | 15 | 2 |
| | Человек и природа. | 10 | 2 |
| | Итого | 34 | 5 |
| 8 | Личность и общество. | 7 | 1 |
| | Сфера духовной культуры | 10 | 2 |
| | Экономика | 13 | 1 |
| | Социальная сфера. | 5 | 1 |
| | Итого | 34 | 5 |
| 9 | Введение | 1 | |
| | Политика | 15 | 2 |
| | Право | 17 | 3 |
| | Итоговое повторение | 1 | |
| | Итого | 34 | 5 |
| | | | |
| | Итого | 40 | 8 |
Содержание тем учебного курса
5 класс
Социальная сущность личности
Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
6 класс
Современное общество
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государствен-ное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
7 класс
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.
Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонаруше-ние.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолет-них.
Правоохранительные органы. Судебная система.
8 класс
Экономика и социальные отношения
Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постин-дустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональ-ных отношений в современной России. Понятие толерантности.
9 класс
Политика. Культура
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя поли-тика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические органи-зации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепара-тизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданс-кая активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 5 КЛАССЕ
34 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Тема урока | К-во часов | Тема проекта |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Загадка человека. | 1 | |
3 | Природа человека. | 1 | |
4 | Возраст человека. | 1 | |
| | | |
5 | Отрочество - особая пора. | 1 | |
6 | Почему человеком нельзя стать без общения. | 1 | |
7 | Семья и семейные отношения. | 1 | |
| | | |
8 | Семейное хозяйство. | 1 | «Роль техники в быту.» |
| | | |
9 | Здоровый образ жизни. Свободное время | 1 | |
10 | Практикум по теме «Семья». «Я и моя семья». | 1 | «Экономия семейных ресурсов». |
11 | Практикум по теме «Семья». Семейный досуг. | 1 | |
12 | Образование в жизни человека. | 1 | |
13 | Значение образования для общества. | 1 | |
14 | Образование и самообразование. | 1 | |
| | | |
15 | Умение учиться. | 1 | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | |
17 | Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. | 1 | |
| | | |
| | | |
18 | Труд - основа жизни. | 1 | |
19 | Труд в современной экономике. | 1 | |
20 | Труд и творчество. | 1 | |
21 | Творчество в искусстве. | 1 | |
22 | Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. | 1 | |
23 | Практикум по теме «Труд». Труд и его оценка. | 1 | |
24 | Наша Родина - Россия. | 1 | «Моя малая Родина» |
25 | Россия - Федеративное государство | 1 | |
26 | Государственные символы России: герб и флаг. | 1 | «Мой герб» |
27 | Государственные символы России. Государственные праздники. | 1 | |
28 | Гражданин России. | 1 | |
29 | Права и обязанности граждан РФ. | 1 | |
30 | Мы - многонациональный народ. | 1 | «Обычаи народов России» |
31 | Многонациональная культура России. | 1 | «Мы- многонациональный народ. Русский язык- язык многонационального общения» |
32 | Практикум по теме «Родина». Честь Российского флага. | 1 | |
33 | Практикум по теме «Родина». Толерантность - уважение людей любой национальности | 1 | |
34 | Обобщение по курсу обществознания | 1 | |
В 6 КЛАССЕ
34 ЧАСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Тема урока | К-во часов | Тема проекта |
1 | Введение. | 1 | |
2-3 | Человек-личность | 2 | |
4 | Человек познает мир | 1 | |
5 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | |
6 | Человек и его деятельность | 1 | Человек и его деятельность |
7 | Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность» | 1 | |
8-9 | Потребности человека | 2 | |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | |
12 | Человек в социальном измерении | 1 | Загадки наших имен |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении» | 1 | |
14-15 | Межличностные отношения | 2 | Люди- птицы: совы, жаворонки. голуби |
16-17 | Человек в группе | 2 | |
18-19 | Общение. | 2 | |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | |
22 | Практикум «Человек среди людей» | 1 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей» | 1 | |
24-25 | Человек славен добрыми делами» | 2 | Я и мой труд. Мы и наша школа |
26-27 | Будь смелым | 2 | |
28-29 | Человек и человечность | 2 | Кем быть |
30-31 | Нравственные основы жизни | 2 | Мои домашние питомцы |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
33-34 | Итоговое повторение | 2 | |