СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте УМК ПНШ 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обучению чтению и письму по программе "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте УМК ПНШ 1 класс»

Ростовская область, Песчанокопский район, село Поливянка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поливянская средняя общеобразовательная школа №29

имени Героя Соиалистического труда В.С.Погорельцева





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «____» __________ 201 __г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ ПСОШ №29

имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

Приказ от___________ №____


_____________А.А.Гриднева

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по обучению грамоте

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) начальное общее 1 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 207

Учитель Некрасова Лидия Васильевна

(ФИО)

Программа разработана на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам, авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2011 г.,, издательство Академкнига/учебник, 2012

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)











2016 - 2017 учебный год



Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1) Федеральный Закон -273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2) Областной Закон «Об образовании в Ростовской области» №26-ЗС от 14.11. 2013 г.

3) ФГОС 2004 г. в редакции приказов №2643 от 10.11. 2011 г,, №69 от 31.01.2012 г.

4) Федеральный компонент (приказ Министерства образования РФ №1089 о 05.03. 2004)

5) Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №263 от 30.04. 2014 г. «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014- 2015 учебный год».

6) Образовательная программа МБОУ ПСОШ №29.

7) Положение о рабочей программе МБОУ ПСОШ№29 .


Раздел №1. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте».

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

- первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

- работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, 2, 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и 2); сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

- работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

- выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:

- понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками.

Личностные УУД

1. Самоопределение (система заданий, помогающая младшему школьнику определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»).

2. Смыслообразование (тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей).

3. Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость).

Познавательные УУД

Информационные (поиск и выделение необходимой информации).

Работа с текстом и иллюстрациями:

- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;

- поиск нужных слов (работа на цветном фоне – розовом, голубом, желтом).

Логические.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

- сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

- анализ парных звонких–глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких–глухих;

- обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й’] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

- обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков;

- выяснение общих черт непарных согласных.

Подведение под понятие:

- формирование понятия «звук» через анализ моделей;

- поэтапное формирование понятия «парный звонкий–глухой согласный» через систему сопоставлений;

- формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;

- формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.

Установление причинно-следственных связей:

- между разным звучанием мягкого и твердого согласного и использованием при этом разных букв для гласного звука;

- между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;

- между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Регулятивные УУД

- целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу);

- планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий);

- осуществление учебных действий (выполнять учебные действия);

- прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи);

- контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату);

- коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения);

- оценка (выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели);

- саморегуляция.

Коммуникативные УУД

- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь);

- планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности);

- взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию);

- управление коммуникацией (определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию).

Планируемые предметные результаты освоения курса к концу подготовительного периода.

Обучающиеся научатся:

- на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

- называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

Планируемые предметные результаты освоения курса к концу основного периода.

Обучающиеся научатся:

- различать звуки и буквы русского языка;

- различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

- определять на слух ударные и безударные гласные;

- делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

- определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

- обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), создавать звуковую схему – модель слова;

- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

- обозначать звуки буквами и условными значками;

- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

- при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

- конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;

- определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

- членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

- правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода.

Обучающиеся научатся:

- пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

- правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

- применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

- озаглавливать прослушанный текст;

- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.


Раздел №2. Содержание курса

Подготовительный период (22 ч)

Чтение (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Письмо (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Основной (звукобуквенный) период (168 ч)

Чтение (80 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква – это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости–звонкости и парные по твердости–мягкости).

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости–мягкости; обозначение их твердости–мягкости на письме при помощи гласных букв а, о, у, э, ы для твердых (-ма-, -мо-, -му-, -мэ-, -мы-) и и для мягких (-ми-). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом – ) фиксируются мягкие, другим (без апострофа – ) – твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (-ам-, -ун-, -ир-) и открытых слогов-слияний (-ма-, -ну-, -ри-) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, е и мягкого знака.

«Работа» (функция) букв я, ё, ю, е – обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] – яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] – баян, [р’исуй’у] – рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге с помощью букв я, ё, ю, е ([но] – -но-; [н’о] – -нё-; [ру] – -ру-; [р’у] – -рю-; [ла] – -ла-; [л’а] – -ля-; [мэ] – -мэ-; [м’э] – -ме-).

Мягкий знак, указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв я, ё, ю, е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Отличие звонких и глухих звуков [д] – [д’], [т] – [т’], [з] – [з’], [с] – [с’], [г] – [г’], [к] – [к’], [в] – [в’], [ф] – [ф’], [б] – [б’], [п] – [п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости–глухости звуков [д – т, д’ – т’, з – с, з’ – с’, г – к, г’ – к’, в – ф, в’ – ф’, б – п, б’ – п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости–мягкости). Например: Дима – Тима, Даня – Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произнесении минимальных пар слов, например: жар – шар, Луша – лужа, отличающихся звуками [ж] – [ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: -жи-, -ши-.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных мягкого и твердого знаков.

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков ь и ъ и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости–мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: -же-, -ше- (жесть, шесть); -шо-, -шё- (шорох, шёлк); -жо-, -жё- (обжора, жёлудь); -че- (честь); -чо-, -чё- (чох, чёлка); -ще- (щепка); -що-, -щё- (трещотка, щётка), -чк- (ручка, дочка), -чн- (точный, мучной), -чт- (мачта, почта), -щн- (хищник), -щр- (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

Письмо (88 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

Заключительный период (17 ч)

Чтение (2 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень их слогового прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Формирование умения находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало (с чего все начиналось), б) главная часть (что произошло с героями), в) заключение (чем все завершилось). Формирование умения передать отношение автора и свое (то есть читающего ученика) к описанным в тексте событиям.

Письмо (15 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.


Раздел №3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

В том числе

чтение

письмо

1

Подготовительный период

22

10

12

2

Основной звукобуквенный период

168

80

88

3

Заключительный период

17

2

15


Итого

207

92

115

Учебно-методическая литература


Для реализации цели и задач обучения грамоте по данной программе используется УМК издательства Академкнига/Учебник

- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2, № 3. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

для учителя:

- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

- Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука». – Ч.1/ авт-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012


































































































«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ / /

Протокол №____ от____

«___» _________ 201__г.



«Согласовано»

Заместитель директора по МР МБОУ ПСОШ №29

им. Героя Социалистического

труда В.С.Погорельцева

______/Панченко О.А./

«___» _________ 201__г.






15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!