Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 82 г.Владивостока»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 82
физической культуры и ОБЖ ___________________ _____________
протокол № 5 от
Приказ № ____ от
« 25 » мая 2016г. «___»___________2016г. «_____»____________ 2016г.
Рабочая программа по ОБЖ
(базовый уровень)
8, 10-11 классы
Срок реализации данной программы: 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни» / Под общей редакцией А.Т.Смирнова
Программу составил: Думлер Валерий Владимирович
Владивосток
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни» / Под общей редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 год и составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.):
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации.
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми на изучение курса ОБЖ в 8, 10 – 11 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса
(федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 8-й класс; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 8, 10-11-х классах.
Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 8-м классе основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (8 кл.):
описание источников опасности и их видов;
основные понятия и терминология в области ОБЖ, классификация опасностей;
техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ;
опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях; уголовная ответственность несовершеннолетних;
первая медицинская помощь и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образование. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и заболеваний, передаваемых половым путём (ЗППП);
оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
основные руководящие документы в области обороны и службы в ВС РФ;
обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно -тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения курсу ОБЖ строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ, следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», Спартакиады по военно-прикладным видам спорта, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной рабочей программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в «Требованиях к уровню подготовки выпускников».
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Контроль качества образования по курсу ОБЖ
Для 8 класса
проведение тестирования по пройденному материалу;
самостоятельные работы; письменный опрос;
семинары, круглые столы;
зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
сообщения учащихся по тематике.
Для 10, 11 классов
тестирование (10,11 класс); письменный опрос;
рефераты и их защита (10, 11 класс);
самостоятельные работы, семинары (10, 11 класс);
умение проводить диагностику простых заболеваний, оказывать НМС и ИВЛ пострадавшим (10, 11 класс).
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Перечень учебно – методического комплекта
Программа: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни/ Под общей редакцией А. Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 год. – 110с.
Учебники: Основы безопасности жизнедеятельности: комплект учебников для учащихся 5-11 кл. общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов (и др); под ред. Ю. Л. Воробьёва – Астрель, Москва, 2014.
УМК учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Азбука выживания А.В. Гостюшин 2000г.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Мишин Б.И. Обучение в 5-11 классах по учебникам «ОБЖ» под ред. Ю.Л.Воробьёва. 5-11 классы/Б.И.Мишин, М.В.Юрьева. – Москва: Астрель, 2014.
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006.
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2007г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5-11кл. К учебнику под ред.Ю.Л.Воробьёва.-Астрель. 2007.
Тематическое планирование уроков по ОБЖ
8 класс - 34 урока
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дом. задание | Вводимые понятия | Дата |
Раздел I. Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека |
1 четверть – 8 уроков |
Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера |
1 | Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера | Изучение нового материала | Введ-е, §1 | ЧС техн-го хар-ра, авария, катастрофа, ЧС локальная, местная, территориальная, федеральная, глобальная. | |
2 | Источники ЧС техногенного характера и их последствия | Комбини- рованный | §2 | Транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом ОХВ, РВ, БОВ, гидродинамические | |
3 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | Комбини- рованный | §3 | | |
Глава 2. Пожары и взрывы |
4 | Пожары | Комбини- рованный | §4 | Пожароопасные объекты, пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник воспламенения, огненный шторм. | |
5 | Взрывы | Комбини- рованный | §5 | Взрыв, взрывоопасный объект, террористический акт, признаки наличия взрывных устройств. | |
6 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | Комбини- рованный | §6 | Первичные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов | |
7 | Последствия пожаров и взрывов | Комбини- рованный | §7 | | |
8 | Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | Комбини- рованный | §1 - §8 | Эвакуация. Действия при обнаружении возгорания | |
|
2 четверть – 7 уроков |
Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ |
9 | Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | Изучение нового материала | §9 - 10 | АХОВ, ХОО. Аммиак, хлор Характеристика АХОВ | |
10 | Причины и последствия аварий на ХОО. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | Комбини- рованный | §11-12 | Зона химического заражения. ИСЗ, КСЗ; противогазы изолирующие, фильтрующие; респираторы; герметизация | |
11 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | Комбини- рованный | §13 | Химические ожоги кислотой и щёлочью | |
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. |
12 | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. | Изучение нового материала | §14 | Ионизирующее излучение, радиоактивность, радиационно - опасный объект, радиационная авария | |
13 | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | Комбини- рованный | §15 | Доза, период полураспада, лучевая болезнь | |
14 | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях, принципы защиты. Правила поведения, действия населения при РА авариях и РА загрязнении местности | Комбини- рованный | §9 -17 | Радионуклеиды. Стабильный йод | |
15 | Обобщающий урок по гл.1,2,3,4. | Проверка знаний | | | |
3 четверть – 11 уроков |
Глава 5. Гидродинамические аварии |
16 | ГДА и гидротехнические сооружения. | Изучение нового материала | §18 | ГДА; плотина, бьеф, гидроузел | |
17 | Причины и виды ГДА, последствия ГДА, | Комбини- рованный | §19 - 20 | Напорный фронт, прорыв, проран, волна прорыва, катастрофическое затопление | |
18 | Меры по защите населения от последствий ГДА. Правила поведения при угрозе и во время ГДА | Комбини- рованный | §21 | Правила поведения при угрозе затопления и при аварии на ГТС | |
Глава 6. Нарушение экологического равновесия |
19 | Экология и экологическая безопасность | Изучение нового материала | §22 | Экология, биосфера, техносфера, экосистема, экологическая катастрофа, экологическая безопасность | |
20 | Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы | Комбини- рованный | §23-24 | Мутагенез; загрязнение; атмосфера | |
21 | Загрязнение почв, | Комбини- рованный | §25 | литосфера | |
22 | Загрязнение природных вод | Комбини- рованный | §26 | гидросфера | |
23 | Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России | Комбини- рованный | §22-27 | ПДК, шум, электромагнитное излучение | |
24 | Обобщающий урок по гл.6: «Нарушение экологического равновесия» | Проверка знаний | Подго- товка к контр. работе §1-27 | | |
25 | Контрольная работа по 1 разделу | Проверка знаний | | | |
26 | Анализ итогов контрольной работы. НМС, ИВЛ | | с.172-175 | Наружный массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких | |
4 четверть - 8 уроков |
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах |
1(27) | Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения | Изучение нового материала | §28-29 | ПДД | |
2(28) | Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка | Комбини- рованный | §30-31 | Регулируемый (нерегулируемый) перекрёсток. Обязанности водителя | |
3(29) | Экстремальные ситуации аварийного характера | Комбини- рованный | §32 | | |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1(30) 2(31) | Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. | Изучение нового материала | Конс- пект | Преступление, наказание | |
3(32) | Как уберечь себя от преступлений | Комбини- рованный | Конс- пект. Подго-товка к контр. работе | Самооборона, превышение пределов С. | |
Подведение итогов по курсу ОБЖ |
1(33) | Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ за 8 класс | Проверка знаний | | | |
2(34) | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Подведение итогов за год. Инструктаж по ТБ при купании на водоёмах. Первая помощь утопающему | Урок- беседа. Работа над ошибками | | | |