Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности
для __10___ класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель: Бильдуев Зоригто Владимирович
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – В. Н. Латчук, С. Н. Вонгородский, В. В. Марков), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. В. Н. Латчука. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа. Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни, защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. На уроках рассмотрены правила поведения в условиях вынужденного автономного существования, рассказано о задачах гражданской обороны, дана характеристика современных средств поражения, рассмотрены правила личной гигиены. Раздел «Основы военной службы» знакомит учащихся со структурой и боевыми традициями ВС РФ, понятиями о воинской обязанности, правами и ответственностью военнослужащих и требованиями, предъявляемыми к защитникам Отечества.
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, воспитание личности, способной адаптироваться в условиях наиболее опасных видах деятельности, при выполнении конституционного долга по защите Отечества, интересов общества и государства
Учебно-методический комплект включает в себя:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – М: Дрофа, 2013;
- Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: тетрадь на печатной основе для учащихся 10класс/ Иванюков М.И..-.-Саратов: Лицей.2009.
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Дата |
Тема урока | Количество часов |
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измери- тели |
Домашнее задание |
план | факт |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 13 ч. |
1 | 07.09 | | Правила ТБ на занятия в школе. Правила дорожного движения. Порядок действий в случае эвакуации из здания школы и других многолюдных мест. | 1 | Правила безопасного поведения на занятиях ОБЖ, физической культуры, физики, химии, технологии, информатики. Требования ПДД к пешеходам, велосипедистам, водителям мопедов. Правила безопасности на общественном и железнодорожном транспорте. | Знать правила безопасного поведения на занятиях в школе, правила дорожного движения. Уметь выполнять правила безопасного поведения в общественных местах, положения ПДД. | Тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Изучение инструкций |
2 | 14.09 | | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. Основные действия вынужденного автономного существования. первоочередные действия потерпевших бедствие. | 1 | Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь подавать сигналы бедствия и организовывать действия по обеспечению безопасности в случае автономного существования в природных условиях | Тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. § 1.1 Задания: 1-3 |
3 | 21.09 | | Автономное существование человека в условиях природной среды. | 1 | Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. | Знать о способах ориентирования Уметь ориентироваться на местности | Опрос, практическая работа: Ориентирование на местности. (20 мин) | Глава 1. § 1.2 Задания: 4 |
4 | 28.09 | | Автономное существование человека в условиях природной среды. | | Добывание огня, добывание и пищи и воды, способы приготовления пищи. Виды и назначение костров, | Знать о способах добывания огня, пищи, воды. О способах возведения временных укрытий. Владеть основными навыками добывания огня, пищи и воды, возведения временных | Тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация, практическая работа (15 мин.) | Глава 1. § 1.2 Задания: 6-7 |
5 | 05.10 | | Автономное существование человека в условиях природной среды. | 1 | Оборудование временного жилища. виды и назначение временных укрытий. | Знать о способах возведения временных укрытий. Владеть основными навыками возведения временных. | Решение ситуационных задач, практическая работа (15 мин.) | Глава 1. § 1.2 Задания: 5 |
6 | 12.10 | | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | Город (поселок) ка источник опасностей. возможные криминогенные ситуации. Три правила личной безопасности: предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать. | Знать о видах возможных криминогенных ситуаций, основные правила безопасного поведения в общественных местах. Уметь самостоятельно просчитывать вероятность опасных ситуаций, составлять правильный алгоритм действий.. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 2. Задания: 8-12 |
7 | 19.10 | | Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 1 | Понятие уголовной ответственности, преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | Знать об особенностях уголовной ответственностьи несовершеннолетних Уметь оценивать правовую сторону своих действий и действий сверстников | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 3. § 3.1 Задания: 13-14 |
8 | 26.10 | | Уголовная ответственность за различные виды преступлений | 1 | Виды преступлений за которые наступает уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности преступлений совершаемых несовершеннолетними и их последствия. Динамика преступлений несовершеннолетних по Пуровскому району. | Знать о преступлениях, которые влекут уголовную ответственность несовершеннолетних Уметь оценивать правовую сторону своих действий и действий сверстников | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 3. § 3.2-3.3 Задания: индивидуальные задания по карточкам |
9 | 02.11 | | Контрольная работа по темам: "Автономное существование человека в условиях природной среды", "Уголовная ответственность несовершеннолетних". | 1 | | | Тестовые задания, ситуационные задачи | Нет заданий |
10 | 16.11 | | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера. | 1 | ЧС природного характера, виды, причины возникновения. Защита населения и порядок действий в ЧС природного характера. | Знать виды ЧС природного характера, их поражающие факторы и особенности Уметь правильно действовать в случае возникновения ЧС природного характера | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 4. Задания: 16-17 |
11 | 23.11 | | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 | ЧС техногенного характера, виды, причины возникновения. Защита населения и порядок действий в ЧС техногенного характера. | Знать виды ЧС техногенного характера, их поражающие факторы и особенности Уметь правильно действовать в случае возникновения ЧС техногенного характера | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 4. Задания: 15 |
12 | 30.11 | | Законодательные и нормативные акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. | 1 | Законодательство РФ в области области обеспечения безопасности личности, общества и государства. | Знать основные законодательные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства Уметь ориентироваться в законодательной базе и самостоятельно вести поиск необходимых нормативных актов | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 5. Задания: 18-32 |
13 | 07.12 | | Гражданская оборона, предназначение и задачи, структура и органы управления. | 1 | Гражданская оборона, история становления и развития, предназначение и задачи, структура и органы управления | Знать о задачах, структуре и органах управления ГО. Иметь представление о роли и месте ГО в жизнедеятельности государства | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 6. § 6.1 Задания: 23 |
14 | 14.12 | | Организация защиты учащихся образовательных организаций от ЧС в мирное и военное время. | 1 | Организация К ЧС в образовательном учреждении, структура, функции. Порядок дествий должностных лиц и учащихся по сигналам ГО и ЧС.. | Знать об организации КЧС и ГО в школе. Иметь действовать по различным сигналам ГО и ЧС | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 6. § 6.2 Задания: 24 |
15 | 21.12 | | Контрольная работа по теме "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" | 1 | | | Тестовые задания, ситуационные задачи | Нет заданий |
16 | 28.12 | | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие и его боевые свойства | 1 | Ядерное оружие. История создания и развития. боевые свойства и поражающие факторы. Защита от поражающих факторов ЯО. Ограничения в области ядерных вооружений. | Знать о свойствах и поражающих факторах ЯО, способах защиты от них. Уметь действовать при угрозе и применении ЯО. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 7. § 7.1 Задания: 25-26 |
17 | 18.01 2014 | | Химическое оружие. | 1 | Химическое оружие. История создания и развития. Виды боевых отравляющих веществ, их свойства и поражающие факторы. Защита от поражающих факторов ХО. Ограничения в области химических вооружений | Знать о свойствах и поражающих факторах ХО, способах защиты от них. Уметь действовать при угрозе и применении ХО. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 7. § 7.2 Задания: 27 |
18 | 25.01 | | Бактериологическое (биологическое) оружие. | 1 | Бактериологическое (биологическое) оружие. История создания и развития, свойства и поражающие факторы. Защита от поражающих факторов БО. Ограничения в области бактериологического (биологического) оружия. | Знать о свойствах и поражающих факторах БО, способах защиты от них. Уметь действовать при угрозе и применении БО. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 7. § 7.3 Задания: 28 |
19 | 01.02 | | Современные обычные средства поражения. | 1 | Современные средства поражения, виды, боевые свойства и поражающие факторы. Ограничения в области современных обычных средств поражения в соответствии с МГП. | Знать о свойствах и поражающих факторах ОСП, способах защиты от них. Уметь действовать при угрозе и возникновении локальных вооруженных конфликтов, террористических актов. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 7. § 7.4 Задания: 29-30 |
20 | 08.02 | | Основные мероприятия РСЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время. оповещение, организация инженерной защиты. Средства коллективной защиты населения от поражающих факторов ЧС. | 1 | Мероприятия РСЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время. Система оповещение населения. Организация инженерной защиты, накопление сил и средств. Пропаганда знаний в области ЧС. Прогнозирование ЧС.. | Знать об основные мероприятия РСЧС и ГО в мирное и военное время Уметь действовать по сигналам ГО и ЧС. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 8. § 8.1-8.2 Задания: 31-34 |
21 | 15.02 | | Средства индивидуальной защиты населения. Организация и ведение аварино-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС. | 1 | Средства индивидуальной защиты населения. Аварино-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС | Знать средства индивидуальной защиты Уметь правильно пользоваться противогазом, респиратором, ВМП, ППМ, ОЗК. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 8. § 8.3-8.4 Задания: 35-37 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – х ч. |
22 | 22.02 | | Основные инфекционные заболевания и их профилактика. | 1 | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний (ИЗ). возникновение и распространение ИЗ. Иммунитет. Профилактика ИЗ. | Знать основные ИЗ, требования гигиены по предупреждению возникновения и распространения ИЗ. Иметь представление о поведении и действиях при появлении симптомов ИЗ. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. Задания: 39-43 |
23 | 01.03 | | Значение двигательной активности для здоровья человека | 1 | Двигательная активность. Основные показатели тренированности организма. Сердечно-дыхательная выносливость. Мышечная сила. Скоростные качества. | Знать основные показатели тренированности организма, их оптимальные значения и способы тренировки. Уметь определять основные показатели тренированности организма и правильно тренировать их. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 2. Задания: 44-46 |
24 | 08.03 | | Значение двигательной активности для здоровья человека. Практическое занятие | 1 | Двигательная активность. Основные показатели тренированности организма. Сердечно-дыхательная выносливость. Мышечная сила. Скоростные качества. | Знать основные показатели тренированности организма, их оптимальные значения и способы тренировки. Уметь определять основные показатели тренированности организма и правильно тренировать их | Опрос, тестовые задания, интерактивная презентация, определение показателей физического состояния организма. | Глава 2. Задания: подготовка к контрольной работе |
25 | 15.03 | | Контрольная работа по темам: "Современные средства поражения и их поражающие факторы", "Основные инфекционные заболевания и их профилактика" | 1 | | | Тестовые задания | Нет заданий |
Основы военной службы – х ч. |
26 | 22.03 | | История создания Вооруженных Сил России. | 1 | История создания ВС РФ. Войско Древней Руси. Княжеские дружины. реформы Петра I. Военные реформы Милютина и последующие военные реформы. Создание РККА. РККА и Советская Армия в годы ВОВ. Развитие ВС в послевоенный период. Содание ВС Российской Федерации. Военное реформирование ВС РФ. | Знать основные события в истории развития ВС РФ. Иметь представление о цели и задачах реформирования ВС РФ. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. § 1.1 Задания: в тетради составить таблицу: "Основные этапы формирования и развития ВС РФ". |
27 | 05.04 | | Дни воинской Славы России | 1 | Федеральный закон "О победных днях (днях Воинской Славы)". Города-герои. Города воинской славы. | Знать дни воинской славы России, Города-Герои, Города воинской Славы.. Иметь представление о значении увековечивания ратной славы для воспитания будущих поколений граждан и для современного российского общества в целом. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. § 1.1 Задания: в тетради составить таблицы: "Дни воинской славы России", "Города-герои и Города воинской славы России". |
28 | 12.04 | | . Организационная структура ВС РФ. Виды ВС и рода войск, история их создания и предназначение. Другие войска и формирования и органы, их состав и предназначение | 1 | Центральный аппарат управления ВС РФ. Виды ВС и рода войск. Другие войска и формирование. Их назначение, состав и вооружение. | Знать организацию ВС РФ. Иметь представление об особенностях прохождения службы в различных видах и родах войск ВС РФ | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. § 1.2, 1.4 Задания: 47-48 |
29 | 19.04 | | . Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. | 1 | Функции и задачи ВС РФ. Роль и место ВС в обеспечении национальной безопасности. миротворческие операции ВС РФ. | Знать Функции и задачи ВС РФ. Иметь представление об роли ВС РФ в ядерном сдерживании, поддержании мира и стабильности, выполнении миротворческих функций в локальных конфликтах | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 1. § 1.3 Задания: в тетради составить таблицу (схему): "Функции и основные задачи ВС РФ" |
30 | 26.04 | | Воинская обязанность. организация воинского учета. организация медицинского освидетельствования и осмотра при постановке на воинский учет. | 1 | Понятие о воинской обязанности. законодательство РФ в области военной службы. Организация воинского учета. обязанность граждан РФ по защите Отечества. | Знать требования законодательства РФ о военно службе. Обязанности граждан по воинскому учету. Иметь представление о порядке постановке на воинский учет | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 2. § 2.1 Задания: в тетради составить таблицы: "Воинские звания ВС РФ " |
31 | 03.05 | | Обязательная и добровольная подготовка к военной службе | 1 | Обязательная подготовка к военной службе, порядок ее прохождения. Добровольная подготовка к военной службе, порядок ее прохождения. | Знать о требованиях к обязательной военной подготовки, порядке прохождения обязательной и добровольной военной подготовки Иметь представление о военно-учетных специальностях и требованиях предъявляемых к ним. | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Глава 2. § 2.3-2.4 Задания: выполнение заданий по индивидуальным картам |
32 | 10.05 | | . Порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту. | 1 | Призыв на военную службу и порядок прохождения службы по призыву. Поступление на военную службу по контракту. Отличия, специфика и особенности прохождения военной службы по контракту. | Знать порядок призыва и прохождения военной службы Иметь представление о порядке поступления на военную службу по контракту | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Нет заданий |
33 | 17.05 | | Военно-учебные заведения. порядок поступления, условия обучения. | 1 | | | Опрос, тестовые задания, ситуационные задачи, интерактивная презентация | Нет заданий |
34 | 24.05 | | Тренировка и выполнение нормативов по огневой подготовке и защите от оружия массового поращения. | 1 | Устройство, неполная разборка, сборка АК-74, Назначение, устройство, порядок использования противогаза. Назначение, устройство, порядок использования ОЗК. | Знать назначение, устройство, характеристики, порядок и правила пользования АК-74, противогазом и ОЗК Иметь производить неполную разборку, сборку АК-?;, снаряжать магазин патронами, пользоваться противогазом и ОЗК | Тренировка и выполнение нормативов: 1. Неполная разборка, сборка ММГ АК-74; 2. Снаряжение магазина патронами; 3. Одевание противогаза; 4. Одевание ОЗК. | Подготовка к контрольной работе. |
35 | 31.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | | Тестовые задания, ситуационные задачи | Нет заданий |