СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ для 5 -6 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ для 5 -6 классов 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 5 -6 классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена на заседании ШМО учителей

МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Протокол № 1

от 29. 08. 2016 года

Руководитель ШМО

_______ /Ширлина Е. П. /


Принята на

заседании педсовета

Протокол №1

от 30.08.2016 года

Согласована

Зам. директора по

УВР__________

/Яковлева Г. И./


Утверждена

Приказ № 1-63А

от 30.08.2016 года

Директор школы

________/Росихина Л. Н../




Рабочая программа

по ОБЖ

для 5 -6 классов











Учитель:

Быкова О.Е.


Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по ОБЖ для 5- 6 -х классов разработана на основе авторской «Рабочей программы к предметной линии учебников В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.


На изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5-7 классах отводится по 1 часу в неделю. Срок реализации программы 3 года


Реализация рабочей программы осуществляется по следующим УМК:

- Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5 класс

- Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 5 класс

- Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. В. Латчук - Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 6 класс

- ВангородскийС.Н. , КузнецовМ.И. Латчук В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 7 класс

- ВангородскийС.Н. , КузнецовМ.И. Латчук В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 7 класс





















Содержание учебного курса ОБЖ в 5 классе


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях.

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.

Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения электрическим током.

Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры профилактики. Действия при первых признаках отравления.

Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва в квартире.

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.

Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить себя при возможности попадания в толпу.

Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как действовать при нападении собаки и в случае укуса

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И НА ТРАНСПОРТЕ

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности на дороге.

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла.

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при неизбежном столкновении.

Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде.

Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.

Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот). Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Психологические основы самозащиты. Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного поведения в случае нападения в подъезде или лифте.

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.

Как избежать опасных домогательств. Что считается домогательством. Правила безопасного поведения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).

Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.

Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту). Неоправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних условиях.

Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению экологической обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.

Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия опустынивания. Накопление в почве вредных веществ

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Фильтрующие противогазы. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ


Виды ранений, их причины и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила оказания первой помощи при различных видах ран.

Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).

Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Движение и здоровье. Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорно-двигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка движения на здоровье человека.

Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.

Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры по предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.

Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Развитие человеческого организма. Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа сальных и потовых желез).

Физическое и нравственное взросление человека. Почему важно заботиться о здоровье в подростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления











Содержание курса ОБЖ в 6 классе


Основы безопасности личности, общества и государства Экстремальные ситуации в природных условиях

Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании.

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.

Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.

Страх — главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.

Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.

Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.

Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.

Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы.

Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров,

Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.

Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.

Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки.

Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании).

Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Понятие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (заболевания, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране пребывания и др.).

Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера.Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Коллективные и индивидуальные средства защиты. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза на исправный в условиях зараженного воздуха.

Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников.

Взрывы в местах массового скопления людей. Места массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него.

Оказание первой помощи и здоровый образ жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи.

Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Укусы насекомых и их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при укусах ядовитого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита. Признаки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей.

Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.

Тепловой и солнечный удар. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их наступления.

Обморожения и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении.

Беда на воде. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи при утоплении.

Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв, вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и оказание первой помощи.

Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление переносных приспособлений.

Основы здорового образа жизни

Правильное питание — основа здорового образа жизни. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание.

Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде.

Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Важность соблюдения культуры питания и основные правила этикета.

Особенности подросткового возраста. Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.































Планируемые результаты освоения учебного курса ОБЖ в 5-6 классах

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Выпускник научится:

  • Классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

  • Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно – транспортных происшествий. Загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

  • Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

  • Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • Разрабатывать план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с учетом особенностей обстановки в регионе;

  • Руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Систематизировать основные положения нормативно – правовых актов РФ в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на национальную безопасность РФ;

  • Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

  • Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

Выпускник научится:

  • Характеризовать наличие повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • Анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

  • Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто встречающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать ее средства в конкретных ситуациях;

  • Анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых повреждений; выполнять в паре/втроем приемы оказания само – и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само – и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

  • Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования.

  • Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • Классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

















Календарно – тематическое планирование по ОБЖ в 6 классе.

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Характеристика видов деятельности

Примечание



по плану

фактиче

ская



Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Экстремальные ситуации в природных условиях (17 ч)

1

Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях

1



Получают представление о стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в природных условиях и их причинах


2

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

1



Получают представление о факторах и стрессорах выживания. Учатся преодолевать стрессоры выживания


3

Психологические основы выживания в природных условиях

2



Получают представление о психических познавательных процессах. Учатся управлять психическими познавательными процессами в экстремальных условиях и вырабатывать у себя психологическую установку на выживание


4

Страх — главный психологический враг

1



Получают представление о страхе и паническом поведении. Приобретают навыки по формированию волевых качеств, необходимых для преодоления страха


5

Подготовка к походу и поведение в природных условиях

1



Приобретают навыки, связанные с подготовкой к походу. Учатся правильно выполнять правила безопасности в природных условиях


6

Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности

1



Учатся подбирать одежду и обувь для похода и правильно ухаживать за ними в походных условиях


7

Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях

1



Изучают правила поведения в экстремальных ситуациях в природной среде


8

Действия при потере ориентировки

1



Учатся правильно действовать при порете ориентировки и отставании от группы


9-10

Способы ориентирования и определение направления движения

2



Обучаются определять стороны света различными способами и двигаться по азимуту


11

Техника движения в природных условиях

1



Знакомятся с техникой передвижения по различной местности, переправы через водоемы и преодоления болот


12

Сооружение временного жилища, добывание и использование огня

1



Получают представление о видах временных жилищ и способах их возведения. Учатся выбирать место для костра, добывать огонь и разводить костер, соблюдая правила пожарной безопасности


13

Обеспечение питанием и водой

1



Получают представление и навыки добывания воды и пищи в условиях автономного существования


14

Поиск и приготовление пищи

1



Приобретают знания и получают навыки приготовления пищи в полевых условиях


15

Особенности лыжных, водных и велосипедных походов

1



Знакомятся с правилами организации, проведения и безопасности лыжных, водных и велосипедных походов


16

Безопасность на водоемах

1



Изучают правила безопасного поведения на водоемах летом и зимой


17

Сигналы бедствия

1



Изучают правила передачи сигналов бедствия. Получают практические навыки в изготовлении и применение простейших сигнальных средств


Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме ( 2 ч

18

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме

1



Получают представление о факторах, влияющих на безопасность туризма. Изучают правила безопасного поведения туристов в зарубежных и внутренних поездках


19

Акклиматизация в различных природно-климатических условиях

1



Изучают влияние смены различных климатогеографических условий на состояние человека и основные правила адаптации к этим условиям


Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч)

20

Коллективные и индивидуальные средства защиты

1



Получают представление о видах защитных сооружений, их устройстве и порядке заполнения. Изучают правила поведения в убежище и пользования поврежденным противогазом


21

Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств

1



Изучают правила безопасного поведения людей, захваченных в качестве заложников в различных транспортных средствах


22

Взрывы в местах массового скопления людей

1



Изучают признаки, указывающие на возможную установку взрывного устройства, правила поведения при обнаружении этих признаков, при непосредственной угрозе взрыва и после взрыва


Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (12 ч)

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

23

Средства оказания первой помощи

1



Учатся правильно комплектовать походную аптечку средствами оказания первой помощи и при необходимости оказывать первую помощь, используя лекарственные растения


24

Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей

1



Учатся оказывать первую помощь при укусах насекомых и змей


25

Первая помощь при ожогах

1



Изучают термические и солнечные ожоги, их воздействие на организм человека. Учатся оказывать первую помощь при термических и солнечных ожогах


26

Тепловой и солнечный удар

1



Получают представление о тепловом и солнечном ударе. Изучают правила профилактики и оказания первой помощи


27

Обморожения и общее охлаждение организма

1



Приобретают знания о причинах и признаках обморожения и общем охлаждении организма. Учатся правильно оказывать первую помощь


28

Беда на воде

1



Учатся оказывать первую помощь при утоплении


29

Закрытые травмы

1



Получают представление о видах и признаках закрытых травм. Учатся оказывать первую помощь при закрытых травмах


30

Способы переноски пострадавших

1



Обучают различным способам переноски пострадавших с использованием подручных средств


Основы здорового образа жизни (4 ч)

31

Правильное питание — ­ основа здорового образа жизни

1



Получают представление об основах правильного питания


32

Значение белков, жиров и углеводов в питании человека

1



Приобретают знания о значении белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ для организма человека


33

Гигиена и культура питания

1



Узнают о гигиенических требованиях к питанию и режиме питания. Учатся соблюдать правила этикета при приеме пищи


34

Особенности подросткового возраста

1



Получают представление об особенностях своего развития и поведения. Учатся учитывать эти особенности при общении с окружающими людьми



Календарно – тематическое планирование по ОБЖ в 5 классе.

№п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Характеристика видов

деятельности


Примечание



по плану

фактиче

ская



Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (26 ч) Глава 1. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ(12ч.)

1

Особенности города как среды обитания человека.



1



Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах.



2

Системы обеспечения безопасности города.

1



Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»



3

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

1



Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту



4

Опасные факторы и причины пожаров

1



Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения



5

Правила поведения при пожаре. Эвакуация.

1





6

Затопление квартиры

1



Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении.



7

Электричество и электроприборы в квартире

1



Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами.



8

Опасные вещества и продукты питания

1



Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений.



9

Взрыв и обрушение дома.

1



Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения.



10

Безопасность в нестандартных ситуациях

1



Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях



11

Опасность толпы

1



Осваивают правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей.



12

Собака бывает кусачей

1



Осваивают правила безопасного поведения с животными



Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И НА ТРАНСПОРТЕ(6ч.)

13

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

1



Изучают основные положения правил дорожного движения



14

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

1



Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров



15

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.

1



Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро



16

Железнодорожный транспорт.

1



Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте.



17

Авиационный транспорт.

1



Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте



18

Морской и речной транспорт

1



Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте



Глава 3. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА(4ч.)

19

Психологические основы самозащиты

1



Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека.



20

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде.

1



Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде



21

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства

1



Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств.



22

Правила поведения при захвате в заложники

1



Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов



Глава 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ(2ч.)

23

Загрязнение воды и воздуха

1



Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой



24

Загрязнение почвы.

1





Глава 5. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (2ч.)

25

Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом

1



Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом.



26

Обобщение и контроль знаний






Раздел II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ(8ч.) Глава 6. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ(3ч.)

27

Виды ранений и их причины и оказание первой помощи.

1



Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи



28

Общая характеристика кровотечений.

1



Получают знания о видах кровотечений и их особенностях



29

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений

1



Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы



30

Движение и здоровье

1



Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья



31

Нарушения осанки и причины их возникновения

1



Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки



32

Телевизор и компьютер — друзья или враги

1



Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером


33

Физическое и нравственное взросление человека

1



Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом



34

Обобщение и контроль знаний

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!