СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ для 8-9 кл.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 8-9 классов на основе авторской программы А.Т. Смирнова 2012г., применительно для Учащихся Краснодарского края. Рабочая программа разработана на 2015-2016 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 8-9 кл.»

КАНЕВСКОЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ«ГИМНАЗИЯ»




УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета
_________________Л.И. Белая






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Уровень образования (класс): основное общее, 8-9класс


Количество часов: 8-9кл- по 34ч. (68ч.)


Учитель: Белькович А.Н.



Программа разработана на основе

Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы А.Т. Смирнов, М., «Просвещение», 2011г.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8—9 классов разработана в целях обеспечения гарантий в получении учащимися обязательного минимума образования, на основе:

    • Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г; с учётом требований к обязательному минимуму содержания основного образования,

    • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312),

    • Федеральной примерной программы основного общего образования по ОБЖ,

Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы А.Т. Смирнов, М., «Просвещение», 2011г.

В настоящей учебной программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и др.

Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (8-9 классы).

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  • Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасностях и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

- формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства


Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя три раздела.


Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 классы).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).

Раздел III (Р-III). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.


Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.


Раздел IV (Р- IV). Основы здорового образа жизни.

Раздел V (Р-V). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

  • эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;

  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

  • более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.


Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2012 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. « 690), а так же на Требованиях к результатам основной образовательной программы основного общего образования, предоставленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.



ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 8 по 9 класс из расчёта 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 68 ч).

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д. 





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

8-9кл.


Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения в жилом или общественном здании.

1.2 Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3 Безопасность в быту.

Особенности города ( населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе не природе.

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний( внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.


Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

3.1. Наиболее опасные террористические акты.

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стены.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения ( землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения ( ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населении. По безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций .

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуация.

Положение Конституции российской Федерации и федеральных законно в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) , ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций . Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

5.3. Основные мероприятия , проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирований чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения . Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивные здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстникам и. Взаимоотношение человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности .

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

. Раздел VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы медицинских знаний.

10.1 Основы медицинских знаний.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни, профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

11.1 Правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).


Тематическое планирование

8 класс


модуля

раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

Комплексная программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности , общества и государства

23

23

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

16

Тема 1

Пожарная безопасность

3

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

5

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

4

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

3

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

11

Р-III

Основы здорового образа жизни

8

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

3

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях..

4

3

Итоговое задание

Всего часов

35

34



9 класс


модуля,

наименование модулей, разделов, тем

Количество

раздела, часов

Комплексная программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности, общества и

государства

24

24

Р-I

Основы комплексной безопасности

12

12

Тема 1

Национальная безопасность России в

современном мире

4

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техно-

генного характера и национальная безопасность

России

3

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности

социального характера и национальная

безопасность России

4

4

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта

2

2

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения

страны от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени

3

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по

защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени

5

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и

наркобизнесом в Российской Федерации

4

4


Итоговое задание



М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа

жизни

11

10

Р-III

Основы здорового образа жизни

9

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное

здоровье

3

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления

репродуктивного здоровья

3

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой

медицинской помощи

2

1

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

1


Итоговое задание




Всего часов

35

34



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ п/п

Наименование

Кол-во

  1. Печатные пособия

1.

Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова}. — М.: Просвещение, 2012.


1

2.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8, 9 кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений / АТ. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.


По количеству учащихся

Нормативная и правовая литература

1

Конституция Российской Федерации


1

2

Уголовный кодекс Российской Федерации


1

3

Федеральный закон «О гражданской обороне»

1

4

Закон «Об образовании»

1

5

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

1

6

Федеральный закон «О пожарной безопасности»


1

7

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

1

8

Федеральный закон «О противодействии терроризму»


1

9

Периодические издания


2. Технические средства обучения

1.

Интерактивная доска.

1

2.

Компьютер.

1

3.

Мультимедийный проектор.

1

Учебно-практическое оборудование

1.

Робот-тренажер «Александр»

1

2

Ватно-марлевые повязки

2

3

Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

3

4

Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, и т. п.)

25

5

Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т

1

6

ОЗК

1

Оборудование класса.

1

Стенды.

9

2

Таблицы, плакаты.

8

Аудиовизуальные пособия

1

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

1

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

1

3

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения


1

4

Действия в зоне затопления

1







СОГЛАСОВАННО

Протокол заседании методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

26 августа 2015г. № 1

Руководитель МО__________

____________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Е.О. Плотникова

« 31» августа 2015 год