СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ для 8 -9 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по ОБЖ для 8 -9 классов 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 8 -9 классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена на заседании ШМО учителей

МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Протокол № 1

от 29. 08. 2016 года

Руководитель ШМО

_______ /Ширлина Е. П. /


Принята на

заседании педсовета

Протокол №1

от 30.08.2016 года

Согласована

Зам. директора по

УВР__________

/Яковлева Г. И./


Утверждена

Приказ № 1-63А

от 30.08.2016 года

Директор школы

________/Росихина Л. Н../




Рабочая программа

по ОБЖ

для 8 -9 классов











Учитель:

Быкова О.Е.


Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы «Основ безопасности жизнедеятельности» под редакцией С.Н Вангородский, М.И Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта В.Н. Латчука, В.В. Маркова, который включает учебник, методическое пособие






















Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 9 класс

Рабочая учебная программа по ОБЖ для 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» В.Н. Латчук, Б.И. Мишин.

Программа рассчитана на 34 учебных часа в год по 1 часу в неделю

Цели изучения курса ОБЖ в 9 классе:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта В.Н. Латчука, В.В. Маркова, который включает учебник, методическое пособие




























Содержание учебного курса по ОБЖ в 8 классе


Раздел 1. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Производственные аварии и катастрофы.

Понятие о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация ч с техногенного характера по масштабам распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.

Понятие об аварии и катастрофе. Основные типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии, пожары, взрывы, аварии с выбросом химически опасных веществ, аварии с выбросом. радиоактивных веществ, аварии с выбросом экологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий, аварии на энергетических системах, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на очистных сооружениях, гидродинамические аварии. Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории Российской Федерации.

Понятие о потенциально опасных объектах, основных причинах аварий и катастроф техногенного характера.

Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при техногенных авариях в местах проживания. Выяснение степени потенциальной опасности в местах жительства, перечень реально возможных ЧС и их опасность, принятие заблаговременных действий по предупредительному сигналу «Внимание всем» .

Пожары и взрывы.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понятие о пожаро- и взрывоопасном объекте. Промышленные предприятия ,относящиеся к пожаро - взрывоопасным объектам.

Общее сведения о взрыве. Классификация взрывов: подземные, наземные, воздушные, подводные и надводные. Механизм образования ударной волны при воздушном и наземном взрывах. Зоны действия взрыва: зона действия детонационной волны, зона действия воздушной ударной волны и её подзоны.

Общее сведения о пожаре. Понятие о процессе горения, условия его возникновения и прекращения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров: по внешним признакам горения, по месту возникновения. Понятие об отдельных и массовых пожарах. Три стадии развития пожара: начальная, разгорание, завершающая. Условия, способствующее распространению пожара, Линейное и объёмное распространение.

Основные причины возникновения пожара. Основные поражающие факторы пожара – первичный, вторичный фактор. Средства пожаротушения. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Авария с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.

Понятия об опасном химическом веществе. Понятия о химическом объекте, химической аварии. Виды аварий с выбросом СТЯВ. Классификация промышленных объектов по степени химической опасности.

Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм. Понятия и классификация СДЯВ по характер воздействия на человека и их характеристика.

Основные способы защиты населения от СДЯВ. Оповещение населения. Использование средств Основные причины аварий на химически опасных объектах. Последствия на химически опасных объектах. Понятие об очаге химического поражения и зоне химического заражения.

индивидуальной защиты. Классификация промышленных противогазов и респираторов. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно- марлевых повязок.

Укрытие людей в защитных сооружениях герметизация жилых помещений, последовательность её проведения. Особенности распространения СДЯВ в зданиях в зависимости от времени года. Способы эвакуации населения при авариях на химических объектах.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Понятие о радиационной аварии. Причины аварийна объектах с ядерными установками. Районы радиоактивного заражения

Местности в местах аварий и по следу облака. Зоны радиоактивного заражения: внешнего и внутреннего. Фазы аварий на радиационно-опасных объектах: начальная, ранняя, средняя, поздняя.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о «критическом органе». Группы критических органов. Понятие о степени лучевых поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

Что должен знать каждый, проживающий в непосредственной близости от радиационно-опасных объектах. Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации, при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты .Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания

Гидродинамические аварии.

Понятие о гидродинамических авариях. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамическом объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления Четыре зоны катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидродинамических сооружений и затоплением территорий. Волна прорыва и ее поражающи

Ее действие. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамических опасных объектах.

Правила безопасного поведения при оповещении об опасности разрушения плотины; при перемещении по местности, подвергшейся затоплению после схода воды. Действия населения при внезапном затоплении до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации.

Нарушение экологического равновесия .

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек .Экология и экологическая безопасность . Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 2 .Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами и бытовых отравлениях.

Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами.

Поступление СДЯВ в организм человека. Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки отравления. Первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистным водородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия . Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая помощь.

Поражение СДЯВ нейтропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи.

Поражение удушающими и нейтропными СДЯВ . Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь.

Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов; мышьяка; ртути; свинца ; меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов.

Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

Бытовые инсектициды, их опасность, признаки отравления и оказание первой медицинской помощи. Уксусная эссенция, ее опасность и признаки отравления. Неорганические кислоты, их опасность и признаки отравления. Нашатырный спирт , его опасность и признаки отравления.

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении уксусной кислотой, столовым уксусом, неорганическими кислотами, нашатырным спиртом, перекисью водорода и пергидролем.

Особенности отравления минеральными удобрениями и другими химикатами во время сельскохозяйственных работ. Оказание первой медицинской помощи до приезда скорой помощи: при попадании химикатов в дыхательные пути; при раздражении кожных покровов; при попадании химикатов в глаза.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Физическая культура и закаливание.

Занятие физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений и занятие спортом на развитие растущего организма. Оценка своей физической подготовленности. Развитие скоростных и силовых качеств, выносливости и гибкости.

Понятие о закаливании организма . Положительное влияние на здоровье человека. Принципы закаливания. Понятие об общем и местном закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Основы репродуктивного здоровья.

Аспекты ответственности .противоположных полов при сексуальных отношениях. Желанный ребенок. Признаки беременности .Понятие о родах. Опасность родов в подростковом возрасте Родившийся ребенок Повседневный уход за новорожденным.








Содержание учебного курса по ОБЖ в 9 классе


Раздел 1.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Организация Единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (РСЧС)

История РСЧС. Цели и основные задачи РСЧС. Структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства ликвидации ЧС.

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Правовая защита медицинского и духовного персонала. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Правовая защита военнопленных. Правовая защита гражданского населения. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Современный комплекс проблем безопасности Обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Перспективы развития ядерной энергетики в РФ и безопасность населения. Организация гражданской обороны в школе

Безопасное поведение в повседневной жизни Понятие о преступлении. Преступное поведение. Виды преступлений и наказания, предусмотренные УК РФ за их совершение. Ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления. Понятие о мошенничестве. Основные черты характера мошенников. Разновидности мошенничества. Правила защиты от мошенников. Правила дорожного движения и дорожно-транспортные аварии. Безопасность на улицах города. Внешние признаки и черты характера людей, способных совершать насильственные действия. Правила профилактики. Понятие терроризм. Захват заложников. Правила безопасного поведения в случае захвата заложников. Практическая работа. Способы самозащиты от хулиганов. Проверочная работа по теме « Безопасность человека»

Раздел 2.. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Профилактика травм в стар­шем школьном возрасте Понятие о травматизме. Виды травматизма. Основные причины травматизма в старшем школьном возрасте. Меры по профилактике травм в школе: на уроках в кабинетах физики, химии и на переменах. Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Меры безопасности при работе на компьютере. Организация рабочего места. Режим труда и отдыха

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях Перевязочные и лекарственные средства. Классификация ран. Предотвращение инфицирования и ускорение заживления раны. Понятие об антисептике. Антисептические средства и их применение. Асептические повязки и их назначение. Понятие о травматическом шоке, его причины и последствия. Реанимация. Техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Практическая работа. Обработка ран. Непрямой массаж сердца

Раздел 3. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Основы здорового образа жизни Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Оценка физических возможностей здоровья. Понятие о здоровом образе жизни.

Теории и методы оздоровления организма человека. Оздоровительная система П. К. Иванова. Оздоровительная система Г. С. Шаталовой и П. Брега. Факторы риска во внешней среде и внутренне среде организма человека.

Биологические ритмы организма человека, их влияние на состояние человека. Двигательная активность и здоровье. Биологические основы двигательной активности. Закаливание и здоровье. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека.

Гигиена кожи. Гигиена питания. Гигиена воды. Гигиена одежды. Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства.

Взаимоотношения полов. Ранние половые связи. Инфекции, передаваемые половым путём. СПИД и пути его передачи.

Факторы, разрушающие здо­ровье человека Понятие о табакокурении. Опасность табачного дыма для здоровья человека. Никотин и его опасность. Три стадии никотиновой зависимости. Понятие о пассивном курении. Способы отказа от курения

Злоупотребление алкоголем, как социальная проблема. Разрушающее действие алкоголя. Систематическое употребление алкоголя и социальная деградация личности. Развитие алкоголизма. Алкогольное отравление и его признаки. Первая медицинская помощь при алкогольном отравлении.

Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических веществ на организм человека. Развитие зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Признаки отравления лекарственными препаратами и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Понятие о болезнях, передаваемых половым путем. Пути передачи и профилактика болезней, передаваемых половым путем.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Действие ВИЧ на организм человека. Пути передачи ВИЧ и его профилактика.




























Планируемые результаты освоения учебного курса ОБЖ в 8-9 классах

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 -9 классов должны

знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;


уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.















Календарно – тематическое планирование по ОБЖ в 8 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

Факти

ческая


Безопасность и защита человека в ЧС техногенного характера.





1

Понятие аварии и катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера.

1




2

Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности при технических авариях.

1




3

Аварии на пожаро - взрывоопасных объектах.

1




4

Общие сведения о пожаре и взрыве

1




5

Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Причины их возникновения.

1




6

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах





7

Виды аварий на химически опасных объектах.

1




8

Опасные химические вещества и их поражающее действие на организм человека.

1




9

Причины, последствия и защита населения при авариях на химически опасных объектах.

1




10

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

1




11

Проверочная работа по теме «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ»

1




12

Виды аварий на радиационно опасных объектах


1




13

Последствия радиационных аварий.


1




14

Характер поражения людей и животных. Загрязнение сельскохозяйственных растений и продуктов питания


1




15

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

1




16

Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Их причины и последствия.

1




17

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.

1




18

Проверочная работа по темам «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» , «гидродинамические аварии»

1




19

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменения состава атмосферы.

1




20

Изменение состава гидросферы и суши.

1




21

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

1




22

Проверочная работа по теме «Нарушение экологического равновесия»

1





Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

1




23

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего действия.

1




24

Первая медицинская помощь при поражении химическими веществами общеядовитого действия.

1




25

Первая медицинская помощь при поражении химическими веществами удушающего, общеядовитого, нейтропного действия.

1




26

Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка.





27


Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.






Основы здорового образа жизни.





28

Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами и удобрениями.





29

Занятия физкультурой и спортом.





30

Закаливание организма





31

Основы репродуктивного здоровья подростков





32

Подготовка к итоговой контрольной работе.





33

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса





34

Заключительный урок.














































Календарно – тематическое планирование по ОБЖ в 9 классе


п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактичес

кая


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях





1

Организация (РСЧС)

1




2

Режимы функционирования, силы и средства РСЧС

1




3

Международное гуманитарное право

1




4

Защита жертв вооруженных конфликтов

1




5

Обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз

1




6

Перспективы развития ядерной энергетики в РФ и безопасность населения

1




7

Организация гражданской обороны в школе

1




8

Преступления и уголовная ответственность за них

1




9

Терроризм

1




10

Защита от мошенников

1




11

Безопасность девушек

1




12

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях

1




13

Проверочная работа по теме «Безопасность человека»

1





Основы медицинских знаний





14

Травматизм в старшем школьном возрасте и пути его предотвращения

1




15

Меры по профилактике травм в школе

1




16

Безопасное поведение дома и на улице

1




17

Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика

1




18

Травмы головы, позвоночника, спины

1




19

Травматический шок

1




20

Правила проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца

1




21

Проверочная работа по теме «Основы первой медицинской и реанимационной помощи»

1





Основы здорового образа жизни





22

Здоровье человека, общие понятия и определения

1




23

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья. Общие понятия и определения

1




24

Современные методы оздоровления

1




25

Факторы риска

1




26

Личная гигиена

1




27

Употребление табака и его влияние на здоровье человека

1




28

Алкоголь, его влияние на организм

1




29

Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья

1




30

Взаимоотношения полов. Ранние половые связи

1




31

Инфекции, передаваемые половым путём. СПИД и пути его передачи

1




32

Итоговая проверочная работа по разделу «Основы здорового образа жизни»

1




33

Итоговая проверочная работа за курс 9 класса

1




34

Заключительный урок

1




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!