СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ основного общего образования, 5 класс (базовый уровень)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составлена для учащихся 5-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19». Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, под редакцией Ю.Л. Воробьева - Москва -2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ основного общего образования, 5 класс (базовый уровень)»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составлена для учащихся 5-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19». Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, под редакцией Ю.Л. Воробьева - Москва -2014.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс ФГОС Новый стандарт»: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И.Мишин; под ред. Ю.Л. Воробьева/.- М.: АСТ - Астрель, 2015. - 174 с.: ил

Основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) в общем образовании - это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Учебный предмет ОБЖ реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом» «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», « О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно - правовых актов в области безопасности.

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.


Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Главной целью курса по ОБЖ является подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объёме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само и взаимопомощи;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности;

- формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 - 1-4-й классы; 2 - 5-9-й классы; 3 - 10-11 -й классы) - средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) - профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) - ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом уровне, т.е. в 5-9-х классах.


Общая характеристика учебного предмета

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующим курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.


Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, особенностей своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- семинары и круглые столы;

- индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках военно-патриотического отряда «Северяне», детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).


Место учебного предмета в учебном плане

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 - 9 классах отводится по 35 часов в год (1 час в неделю)


Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты обучения:

■ усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

■ формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

■ усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

■ формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

■ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

■ развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

■ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

■ формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

■ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

■ формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Предметные результаты обучения:

■ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

■ формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

■ понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

■ понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

■ понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

■ формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

■ формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

■ понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

■ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

■ знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

■ умение оказать первую помощь пострадавшим;

■ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

■ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Метапредметные результаты обучения:

■ умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников и новых информационных технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;

■ овладение обучающимися умениями анализировать причины возникновения, последствия и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуаций;

■ освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

■ умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

■ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

■ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

■ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Содержание программы

Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 - 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

- оказание первой медицинской помощи;

- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Разделы программы в соответствии с содержанием материала в учебнике могут меняться местами.

В ходе изучения учебного материала количество часов, отведенное на разделы, может корректироваться по объективным причинам (карантин, болезнь учителя и т.д.).


Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

* описание источников опасности и их видов;

* основные понятия и терминология в области ОБЖ, классификация опасностей;

* естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

* стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

* техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

* безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

* опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

* ПП и способы ее оказания пострадавшим;

* опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.


Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях - 30 часов

Опасные и чрезвычайные ситуации - 5 часов

Опасные и чрезвычайные ситуации. Особенности города (поселка) как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (полиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности.

Аварийные ситуации в жилище. Безопасность современных жилищ - 5 часов

Современное жилище, его конструкция и особенности его жизнеобеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах. Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.). Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы.

Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания.

Безопасность в быту - 2 часа

Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Современный транспорт - зона повышенной опасности - 8 часов

Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке).

Опасные ситуации криминального (преступного) характера - 4 часа

Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе проживания, наиболее характерные случаи ее проявления.

Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях.

Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадионы, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами.

Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия - 5 часов

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины.

Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль над качеством продуктов и т.д.) и порядок их выполнения.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 5 часов.

Основы медицинских знаний- 4 часа

Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах. Правила здорового образа жизни.

Практическое занятие – 1 час

Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Правила оказания первой помощи при термических и химических ожогах.

Результаты усвоения компетентностей:

Показатель обучения по программе в общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритетавопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.


Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользования бытовыми приборами и инструментами;

• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Контроль качества образования по курсу ОБЖ.

Для 5 класса.

• проведение контрольного тестирования по пройденному материалу;

• проверочные работы;

• зачеты по практическим работам;

• сообщения учащихся по тематике.

Средства контроля и оценки результатов обучения:

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ - 1 балл;

- неполный ответ - 0,5 балла

- отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в ЧС

30 ч.

Раздел 2.

Основы ЗОЖ, медицинских знаний и ПП

5 ч.


Итого:

35 ч.















Тематическое планирование

Основы безопасности жизнедеятельности

5 класс


п/

п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)

Учебное обеспечение

Предметные

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные

Раздел I. Личная безопасность в повседневной жизни – 30 часов.

Опасные и чрезвычайные ситуации – 5 часов

1

Опасные и

чрезвычайные

ситуации

Распознавать места

возможных

опасностей.

Осмыслить и запомнить понятия «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», Крупномасштабная ситуация или ЧС»

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Уметь контролировать ситуацию

Учебник 5 класса ОБЖ

под ред. Воробьева Ю.Л.

§1


2

Главные правила ОБЖ

Осмыслить и запомнить главные правила ОБЖ. Рассказать об опасных случаях из своей жизни, которых могло не произойти при применении главных правил ОБЖ

Уметь найти выход из сложной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Уметь контролировать ситуацию

§2

3

Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Выполнить проверочную работу № 1по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации и главные правила

ОБЖ» Ответить на вопросы и задания из учебника

Распознавать характерные криминогенные ситуации.

Подобрать народные пословицы, соответствующие теме

Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь вести себя при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.

Уметь контролировать ситуацию

§3

4

Опасности в городе и в сельской местности.

Распознавать опасны е места, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; Запоминание правил безопасного поведения на улице.

Решение ситуационных задач. Ответы на вопросы и задания из учебника.

Уметь избегать опасных

домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь вести себя при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.

Уметь

контролировать

ситуацию

§5

5

Какие службы защищают население.

Какие сигналы оповещают нас об опасностях

Запоминание служб, входящих в систему обеспечения безопасности города.

Записывание номеров телефонов и содержание информации при их вызове.

Ответы на вопросы учебника.

Выполнить практическое задание

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Знать порядок вызова соответствующей службы.

§4

Аварийные ситуации в жилище. Безопасность современных жилищ – 5 часов

6

Опасные ситуации в жилище.

Выявлять характерные опасные ситуации в жилище.

Объяснять причины их возникновения.

Решать ситуационные задачи. Ответы на вопросы и задания из учебника

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог.

Уметь противодействовать злоумышленнику.

§6

7

Пожары в жилище.

Выполнить контрольную работу-тест № 1 «Правила безопасного поведения в быту»

Распознавать наиболее частые причины пожаров.

Выявление опасных спутников огня.

Работа с учебником, иллюстрациями.

Решение ситуационных задач.

Знать о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Уметь правильно действовать в случае пожара в доме

§7

8

Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров.

Знать виды сигналов оповещения при пожаре. Рассказать, какие виды сигналов имеются в нашей школе, где они расположены.

Работа с учебником, иллюстрациями.

Решение ситуационных задач.

Выполнить практическое задание по эвакуации из класса при звуке пожарной сигнализации.

Знать о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Уметь правильно действовать в случае пожара в доме

§8,9

9

Опасные газы.

Утечка газа

Выполнить контрольную работу-тест № 2 «Правила безопасного поведения в быту».

Осмыслить и запомнить действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы

Знать правила пользования газовыми приборами первой помощи при отравлении газом

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную..

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Уметь правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа.

§10

10

Затопление жилища.

Разрушение зданий.

Запоминание правил поведения при затоплении жилища, разрушении здания.

Выполнить в тетради план- схему действий при возможном затоплении.

Знание правил безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций зданий.

Работа с учебником.

Решение ситуационных задач.

Знать основные причины затопления жилища и меры по предотвращению; правила поведения при затоплении жилища.

Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях.

Р:Применять

установленные

рекомендации.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы.

Уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

Уметь действовать при взрыве в квартире (доме).

§11,12

11

Опасные вещества в быту.

Выявление путей попадания опасных веществ в организм человека.

Определять степень опасности бытовых химических препаратов.

Запомнить правила обращения с ними.

Знать в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную..

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Уметь правильно обращаться с опасными веществами.

§13,

с. 54-59

12

Другие виды отравлений

Знакомство с понятием «пестициды».

Запомнить действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними. Осмыслить, какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.

Иметь представление, в чем заключается опасность средств бытовой химии, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную..

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Уметь правильно обращаться с опасными веществами

§13,

с. 60-64

Современный транспорт – зона повышенной опасности – 8 часов

13

Опасные ситуации на дорогах

Выполнить контрольную работу-тест № 3 «Правила безопасного поведения в быту»

Вспомнить основные рекомендации для пешеходов.

Запомнить понятия «тормозной путь», «остановочный путь» машины. Работа с учебником.

Решение ситуационных задач.

Составить схему безопасного пути в школу.

Знать элементы дороги. Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Давать определение понятиям.

К: Ставить вопросы

Сформулировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

§14

14

Безопасность в общественном и личном транспорте

Знание основных видов опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро)

Запомнить правила безопасного поведения.

Решение ситуационных задач.

Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.

§15

15

Правила поведения в метро

Знакомство с понятиями «турникет», «эскалатор»

Знание правил безопасного поведения пассажиров при пользовании подземным транспортом

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения при пользовании подземным транспортом

§16

16

Другие

опасности на улицах.

Толпа.

Гололед.

Выполнить контрольную работу-тест № 4 «Опасные ситуации на дорогах и в метро»

Запомнить правила безопасного поведения при попадании в толпу.

Знать простые приемы увеличения сцепления обуви со льдом.

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь действовать

самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения

§22

(с.123-126)

§19

(с.102-103)

17

Правила поведения на железнодорожном транспорте

Запомнить правила безопасного поведения пассажиров при следовании ж/д транспортом.

Выявить основные причины опасных ситуаций на ж/д

Выполнить задания учебника


Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях в ж/д транспорте.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь действовать

самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила

безопасного поведения в ж/д транспорте

§17

18

Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.

Выявить основные причины опасных ситуаций на воде и водном транспорте

Запомнить правила при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна

Ответы на вопросы

Уметь пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь действовать

самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте.

§18

19

Опасный лёд

Выявить основные причины опасных ситуаций на льду водоёмов.

Запомнить правила поведения на льду водоемов

Овладеть приёмами самоспасения и помощи при попадании в полынью

Знать правила безопасного поведения во время гололеда.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Устанавливать аналогии.

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на льду водоемов.

§19,

с. 97-102

20

Аварийные ситуации на воздушном

транспорте

Выявить основные причины опасных ситуаций на воздушном транспорте

Запомнить правила поведения на воздушном транспорте

Знать правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь действовать

самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать

основные правила

безопасного поведения на авиационном транспорте.

§20

Опасные ситуации криминального (преступного) характера – 4 часа

21

Как уберечь себя от преступлений.

Выполнить контрольную работу-тест № 5 «Опасные ситуации на ж/д, водном, авиа транспорте и льду водоёмов»

Объяснять основные отличия между «жертвами» и «нежертвами»

Выявлять характерные криминогенные ситуации.

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р:Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Аргументировать свою точку зрения.

Уметь противодействовать

злоумышленнику.

рабочая тетрадь

22

Как защитить свой дом.

Выявлять характерные криминогенные ситуации Запомнить прав ила поведения если в дом пытается попасть посторонний человек

Записать в тетрадь телефоны служб экстренной помощи Выяснить, что необходимо предусмотреть заранее, если в квартире нет телефона

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Аргументировать свою точку зрения.

Уметь противодействовать

злоумышленнику

§21

23

Криминальные ситуации на улице и в других

общественных местах.

Распознавать опасное время суток и опасные места, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности.

Запомнить правила безопасного поведения на улице.

Решение ситуационных задачи

Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников

Р: Применять установленные рекомендации

П: Знать как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения.

Уметь противодействовать

злоумышленнику.

§22

24

Как защитить себя при угрозе террористического акта

Выполнить контрольную работу-тест № 6 «Прочие опасные ситуации»

Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха).

Запомнить правила поведения при угрозе теракта

Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Владеть понятиями и приемами

самозащиты.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

Знать о манере поведения и о языке жестов.

§23

Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия - 5 часов

25

Причины нарушения экологического равновесия.

Знакомство с понятием «экология».

Рассуждения как промышленные предприятия, автотранспорт, население нарушают экологическое равновесие.

Знать как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь характеризовать,

объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать

Осознавать необходимость положительного отношения к экологии.

§24

26

Загрязнение воздуха.

Знакомство с понятием «смог» Знать об опасных газах и других примесях в воздухе

Рассуждения об отличиях воздуха в городах и сельской местности.

Знать, как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей.

Иметь представление о требованиях, предъявляемых к воздуху, способах очистки воздуха в быту

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Умение характеризовать,

объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать

Осознавать необходимость положительного отношения к экологии.

§25

27

Загрязнение воды.

Осмыслить значение чистой воды для сохранения здоровья. Определять способы получения чистой воды.

Выполнить практическую работу «Очищение воды кипячением, фильтрацией, вымораживанием»

Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь характеризовать,

объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

Осознавать необходимость положительного отношения к экологии.

§26

28

Загрязнение почвы.

Знакомство с понятием «эрозия почвы.

Выяснить значение почвы в жизни людей.

Знать источники загрязнения почвы.

Высказать свое мнение о способах защиты почвы

Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами.

Р: Применять установленные

рекомендации

П: Уметь характеризовать,

объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.

Осознавать необходимость положительного отношения к экологии.

§27

29

Продукты под контролем

Знакомство с понятием «экологически чистые продукты».

Знать о вреде нитратов. Запомнить советы, помогающие не навредить здоровью.

Иметь

представление в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественны е продукты питания, и как избежать пищевого отравления.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Знать правила, помогающие сохранить здоровье.

§28

30

Безопасный

компьютер

Изучить, как правильно организовать рабочее место у компьютера.

Знакомство с отрицательным воздействием компьютера на человека.

Объяснять, как компьютер помогает в учебе, какое место занимает в жизни современного человека. Составить схему рабочего места персонального компьютера с указанием необходимого расстояния.

Знать правила работы с компьютером

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдать гигиену.

К: Аргументировать точку зрения

Владеть основными безопасными навыками работы за компьютером

§29

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 5 часов.

31

Что следует знать об оказании первой помощи.

Изучить основные правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. Запомнить виды кровотечений. Ответы на вопросы учебника

Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Уметь работать в группе.

Владеть правилами оказания первой помощи

§30

32

Помощь при

термических и химических ожогах

Знакомство с видами ожогов, отличием их друг от друга. Изучить основные правила оказания первой помощи при термических и химических ожогах.

Ответы на вопросы учебника

Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при химических ожогах

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Уметь работать в группе.

Владеть правилами оказания первой помощи

§31

33

Правила здорового образа жизни

Выполнить проверочную работу по теме «Оказание ПП при кровотечениях и ожогах».

Осмыслить правила здорового образа жизни.

Рассуждения о необходимости соблюдения режима дня.

Составить в тетради свой режим дня, обосновывая все его этапы с точки зрения поддержки здорового образа жизни.

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Р: Преобразовывать практическую задачу в

познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Уметь работать в группе.

Стремиться осознанно вести здоровый образ жизни.

§32

34

Практическое занятие.

Овладеть практическими методами оказания ПП.

Обосновать свои действия по оказанию ПП

Уметь оказывать ПП

Р: Преобразовывать практическую задачу в

познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Уметь работать в группе.

Владеть правилами оказания первой помощи


35

Обобщающий урок

Итоговая контрольная работа






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства оснащения:

- учебно-методическая литература

- компьютер, проектор, экран

- средства программного обеспечения и контроля знаний

- плакаты, таблицы

-средства индивидуальной защиты

- мультимедийные пособия

Учебно-методическая литература:

Нормативно-правовые документы

- Конституция Российской Федерации

- Правила дорожного движения РФ

- Федеральный закон «О гражданской обороне»

- Закон «Об образовании»

- Федеральный закон «О пожарной безопасности»

- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Учебная литература

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности» поурочные разработки

  • Учебник по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5 класса

  • Электронные образовательные ресурсы по предмету ОБЖ

Внеучебная деятельность:

Проекты

- Разработать программу защиты растений в городе

- Предложить программу по сохранению чистой воды в водоемах области

- Составить план противопожарных мероприятий в школе и дома

-Провести анализ возможных ситуаций на улице. Разработать комплекс мер по их предотвращению

Литература для учителя, учащихся

- Примерная программа по учебным предметам "Основы безопасности жизнедеятельности", 5-9 классы, 2-е издание, доработанное, Москва, издательство Просвещение-2011, ФГОС

- Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор программы Воробьев Ю.Л. заслуженный спасатель РФ, Герой России) издательство АСТ. Астрель. Москва.2011.

- Учебник для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Воробьева Ю.Л. Издательство АСТ. «Астрель», Москва 2015г.,

- Рабочая тетрадь по ОБЖ для 5 класса под редакцией Воробьева Ю.Л.

- Дидактический материал по «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа»,

- ИОР «Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ»

- ЭОР по предмету (презентации и видеофильмы).


















Лист

корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

































































28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!