Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» с учетом примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России»1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс., 2013
- в 3 классе 68 часов, из них 6 контрольные работы, внутрипредметный модуль «Природа и мы» -18 часов
Срок реализации рабочей программы 1 год.
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;
Организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;
Огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;
Для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;
Золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира;
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов |
Как устроен мир (8 часов) |
1 | | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | 1 |
2 | | Входная административная контрольная работа. | 1 |
3 | | Человек. Ступеньки познания. | 1 |
4 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | 1 |
5 | | Общество. | 1 |
6 | | Мир глазами эколога. | 1 |
7 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Природа в опасности. Охрана природы. | 1 |
8 | | Обобщение знаний по теме: “Как устроен мир”.Проверочная работа. | 1 |
Эта удивительная природа (17 часов) |
9 | | Тела, вещества, частицы. | 1 |
10 | | Разнообразие веществ (лаборатория) | 1 |
11 | | Воздух и его охрана. | 1 |
12 | | Вода и жизнь. Свойства воды. (лаборатория) | 1 |
13 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Превращения и круговорот воды в природе. | 1 |
14 | | Тестирование.Берегите воду! | 1 |
15 | | Что такое почва? | 1 |
16 | | Разнообразие растений. | 1 |
17 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
18 | | Размножение и развитие растений. | 1 |
19 | | Охрана растений. | 1 |
20 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Разнообразие животных. | 1 |
21 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
22 | | Размножение и развитие животных. | 1 |
23 | | Охрана животных. | 1 |
24 | | В царстве грибов. | 1 |
25 | | Великий круговорот жизни | 1 |
Мы и наше здоровье (10 часов) |
26 | | Организм человека. | 1 |
27 | | Органы чувств. | 1 |
28 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Надёжная защита организма. | 1 |
29 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Опора тела и движение. | 1 |
30 | | Наше питание. Органы пишеварения. | 1 |
31 | | Тестирование за первое полугодие | 1 |
32 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект «Школа кулинаров» | 1 |
33 | | О дыхании, о движении крови | 1 |
34 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Умей предупреждать болезниЗдоровый образ жизни. | 1 |
35 | | Проверим себя и оценим свои результаты изучения раздела Как устроен мир. | 1 |
Наша безопасность (8 часов) |
36 | | Огонь, вода и газ. | 1 |
37 | | Дорожные знаки. | 1 |
38 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Чтобы путь был счастливым. | 1 |
39 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект «Кто нас защищает» | 1 |
40 | | Опасные места. | 1 |
41 | | Природа и наша безопасность. | 1 |
42 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Экологическая безопасность. | 1 |
43 | | Обобщение знаний по теме Наша безопасность. Проверочная работа | 1 |
Чему учит экономика (11 часов) |
44 | | Для чего нужна экономика? | 1 |
45 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
46 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Полезные ископаемые. | 1 |
47 | | Растениеводство. | 1 |
48 | | Животноводство. | 1 |
49 | | Какая бывает промышленность? | 1 |
50 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект « Экономика родного края» | 1 |
51 | | Что такое деньги? | 1 |
52 | | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 |
53 | | Экономика и экология. | 1 |
54 | | Обобщение знаний по разделу: “Чему учит экономика”. Проверочная работа | 1 |
Путешествие по городам и странам (13 часов) |
55 | | Золотое кольцо России. | 1 |
56 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Золотое кольцо России. | 1 |
57 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Проект «Музей путешествий» | 1 |
58 | | Наши ближайшие соседи. | 1 |
59 | | На севере Европы. | 1 |
60 | | На севере Европы. | 1 |
61 | | Что такое Бенилюкс? | 1 |
62 | | В центре Европы. | 1 |
63 | | В центре Европы. | 1 |
64 | | Путешествие по Франции и Великобритании. | 1 |
65 | | На юге Европы. | 1 |
66 | | Внутрипредметный модуль «Природа и мы» Самые интересные места мира. | 1 |
67 | | По знаменитым местам мира | 1 |
68 | | Итоговая административная контрольная работа | 1 |
Итого часов | 68 |