Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной общеообразовательной программы НОО ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отличительные особенности по сравнению с примерной программой:
в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования вводится внутрипредметный модуль «ОБЖ», расширяющий содержание предмета для достижения планируемых результатов.
Место предмета в учебном плане
Тематический план учебного курса составлен по варианту 1 примерного учебного плана – 33 учебные недели, 57 часов (20 практических работ) из них 1 часа на мониторинг, 1 час на комплексную проверочную работу, 4 часа проектной деятельности, 11 часов на внутрипредметный образовательный модуль «ОБЖ»
Особенности организации учебного процесса по предмету
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Для оптимизации образовательного процесса используются методики:
Исследовательская (проблемно-поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Рефлексивная
Особенностью данной технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Частично-поисковые методики.
Методика опережающего обучения.
Программой предусмотрено:
отметки в первом классе не ставятся;
учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна;
тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала;
Виды контроля
текущий
тематический
итоговый
Формы контроля
тест
самостоятельная работа
фронтальный опрос
проверка тетрадей
индивидуальный опрос
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Лабораторно -практические работы | Контроль ные работы |
1 | Введение | 1 | 1 | | |
| Задавайте вопросы. | | 1 | | |
2 | Что и кто? | 16 | 13 | 7 | |
2.1 | Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? | | 1 | | |
2.2 | Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина» | | 1 | | |
2.3 | Мониторинг | | 1 | | |
2.4 | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней. | | 1 | 1 | |
2.5 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | | 1 | 1 | |
2.6 | Что растет на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | | 1 | 1 | |
2.7 | Что растет на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | | 1 | 1 | |
2.8 | Что это за листья? Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием. | | 1 | 1 | |
2.9 | Кто такие насекомые? | | 1 | | |
2.10 | Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | | 1 | 1 | |
2.11 | Кто такие звери? Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. | | 1 | 1 | |
2.12 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Опасные предметы | 1 | | | |
2.13 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила работы с компьютером | 1 | | | |
2.14 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Опасности вокруг нас | 1 | | | |
2.15 | На что похожа наша планета? | | 1 | | |
2.16 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | | 1 | | |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 10 | 9 | |
3.1 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | | 1 | | |
3.2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа. Загрязнение и очистка воды. | | 1 | 1 | |
3.3 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила безопасности с электроприборами. Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | 1 | | 1 | |
3.4 | Как путешествует письмо. | | 1 | | |
3.5 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | | 1 | 1 | |
3.6 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения на льду Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | | 1 | |
3.7 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | | 1 | 1 | |
3.8 | Как живут животные? Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. | | 1 | 1 | |
3.9 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | | 1 | 1 | |
3.10 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | | 1 | 1 | |
3.11 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | | 1 | 1 | |
3.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | | 1 | | |
4 | Где и когда? | 11 | 8 | 2 | |
4.1 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | | 1 | | |
4.2 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения во время отдыха на природе | 1 | | | |
4.3 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения на каникулах. | 1 | | | |
4.4 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | | 1 | | |
4.5 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | | 1 | 1 | |
4.6 | Где зимуют птицы? | | 1 | 1 | |
4.7 | Когда появилась одежда? | | 1 | | |
4.8 | Комплексная контрольная работа | | | | 1 |
4.9 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Техника безопасности при езде на велосипеде. | 1 | | | |
4.10 | Когда ты станешь взрослым? | | 1 | | |
4.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | | | | |
5 | Почему и зачем? | 17 | 14 | 2 | |
5.1 | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | | 1 | | |
5.2 | Почему Луна бывает разной? | | 1 | | |
5.3 | Почему идет дождь и дует ветер? | | 1 | | |
5.4 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | | 1 | 1 | |
5.5 | Почему радуга разноцветная? | | 1 | | |
5.6 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | | 1 | | |
5.7 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения в лесу | 1 | | | |
5.8 | Зачем мы спим ночью? | | 1 | | |
5.9 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | | 1 | | |
5.10 | Зачем нам телефон и телевизор? | | 1 | 1 | |
5.11 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | | 1 | | |
5.12 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | | | |
5.13 | Зачем строят корабли? | | 1 | | |
5.14 | Зачем строят самолеты? | | 1 | | |
5.15 | Внутрипредметный модуль «ОБЖ» Правила поведения в морском и воздушном транспорте. | 1 | | | |
5.16 | Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | | 1 | | |
5.17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | 1 | | |
| Итого: внутрипредметный модуль проект практические работы | 57 11 4 20 | | | |
Содержание тем учебного курса
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж но рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби ли будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по езда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред ства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект:
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2014.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.
4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -
М. : Просвещение, 2010.
Методический комплект
1. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
2. Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы – М. : Просвещение, 2011.рабочие программы
4. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».
Технические средства (оборудование и приборы)
Компьютер
Мультимедийный аппарат
Дидактический материал
Оборудование «Развивающая среда»
Магнитные плакаты
Интернет-ресурсы
http://metodisty.ru, http://festival.1september.ru, ruhttp://viki.rdf.ru/
31