МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» 02.03
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол №1 от «___» августа 2016 г. Руководитель МО: _______(Дябина Н.В.) | Согласована на МС школы протокол № 1 от «___» августа 2016г. Зам.директора по УВР:_________ (Хмелевская Л.Н.) | Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1 от «___» августа 2016 г. Председатель: _______(Бородина Е.Е.) | Утверждаю Директор школы: ________(Хмелевская Т.П.) приказ № от «__» _________2016 г. |
Рабочая программа по немецкому языку
__3__класс
Количество часов: 68 (2 часа в неделю)
Учитель: Дябина Наталья Викторовна.
с. Заречье.
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными целями начального обучения окружающего мира являются:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
3 класс (68 ч.)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир» (7 часов), в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа» (19 часов). В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье» (10 часов), нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность» (8 часов), в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика» (12 часов). Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам» (12 часов), которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока | Вид работы | Тема |
7 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» |
8 | Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» |
9 | Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» |
10 | Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» |
11 | Практическая работа №4 «Свойства воды» | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» |
12 | Практическая работа №5 «Круговорот воды» | Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды» |
14 | Практическая работа №6 «Состав почвы» | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» |
17 | Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» |
18 | Итоговый тест за 1 четверть | Охрана растений |
26 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» |
29 | Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» | Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» |
31 | Итоговый тест за 2 четверть | Наше питание |
33 | Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» |
36 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» |
44 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» |
47 | Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» |
48 | Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» |
51 | Итоговый тест за 3 четверть | Наши проекты: «Экономика родного края» |
56 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» |
60 | Итоговая диагностическая работа. | Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа. |
66 | Итоговый тест за 4 четверть | На юге Европы |
67 | Итоговый тест за учебный год | По знаменитым местам мира |
68 | Проверочная работа | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» |
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
|
Как устроен мир 7 часов |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | | |
2. | Человек. | 1 | | |
3. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | | |
4. | Общество | 1 | | |
5. | Что такое экология | 1 | | |
6. | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 | | |
Эта удивительная природа 19 ч. |
8. | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | | |
9. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование продуктов на содержание крахмала» | 1 | | |
10 | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | | |
11 | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 | | |
12 | Превращение и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды» | 1 | | |
13 | Берегите воду! | 1 | | |
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | 1 | | |
15. | Разнообразие растений | 1 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | | |
17. | Размножение и развитие растений Практическая рабо-та №7«Размножение и развитие растений» | 1 | | |
18. | Охрана растений Проверочная работа | 1 | | |
19. | Разнообразие животных | 1 | | |
20. | Кто что ест | 1 | | |
21. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 | | |
22 | Размножение и развитие животных | 1 | | |
23. | Охрана животных | 1 | | |
24 | В царстве грибов | 1 | | |
25 | Великий круговорот жизни | 1 | | |
26. | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 | | |
Наше здоровье 10 ч. |
27 | Организм человека | 1 | | |
28. | Органы чувств | 1 | | |
29. | Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Исследуем нашу кожу» | 1 | | |
30. | Опора тела и движение | 1 | | |
31. | Наше питание. Итоговый тест за 1 полугодие. | 1 | | |
32. | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 | | |
33. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | | |
34. | Умей предупреждать болезни. | 1 | | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | | |
36 | Обобщение зхнаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | | | |
Наша безопасность 8 ч. |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | | |
39 | Дорожные знаки. | 1 | | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 | | |
41. | Опасные места | 1 | | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | | |
43 | Экологическая безопасность | 1 | | |
44. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 | | |
Чему учит экономика 12 ч. |
45. | Для чего нужна экономика | 1 | | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | | |
48 | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | | |
49 | Животноводство. | 1 | | |
50 | Какая бывает промышленность | 1 | | |
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 | | |
52 | Что такое деньги | 1 | | |
53 | Государственный бюджет | 1 | | |
54 | Семейный бюджет | 1 | | |
55. | Экономика и экология. | 1 | | |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 | | |
Путешествия по городам и странам 10 ч. |
57 | Золотое кольцо России. | 3 | | |
58 | Золотое кольцо России. Коллективное заполнение таблицы. | | |
59 | Золотое кольцо России. Самостоятельная работа в рабочей тетради. | | |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий». Итоговая диагностическая работа. | 1 | | |
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | | |
62 | На севере Европы | 1 | | |
63. | Что такое Бенилюкс | 1 | | |
64. | В центре Европы | 1 | | |
65 | По Франции и Великобритании | 1 | | |
66. | На юге Европы | 1 | | |
67 | По знаменитым местам мира | 1 | | |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. | 1 | | |
| Итого | 68 ч. | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
4. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013.
5. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
6. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
8. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
9. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.
10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
11. Яценко И.Ф., КИМы «Окружающий мир»
Наглядные пособия:
Натуральные живые пособия – комнатные растения;
Гербарии; коллекции насекомых;
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
Глобус;
Географические и исторические карты;
Таблицы
Живая и неживая природа. Зима.
Живая и неживая природа. Весна.
Живая и неживая природа. Лето.
Живая и неживая природа. Осень.
Деревья. Кустарники. Травы.
Ядовитые растения и грибы.
Ориентирование. Стороны горизонта.
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)