СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир для 1 - 4 классов, УМК "Школа России""

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, УМК "Школа России"»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 3-а класса по окружающему миру

составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014 г на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1-4 классов, УМК «Школа России».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир»: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

На изучение курса отводится ___61_ час из расчета __2_ часа в неделю.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, проверочные работы.

Изучение предмета в 3__классе направлено на достижение следующей цели:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).



2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе.

Изменение общего количества учебных часов с_68 до _ 61 __ обусловлено учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год.

п/п

Раздел

Количество часов
(авторская программа)

Количество часов

(рабочая программа)

1

Как устроен мир

7

7

2

Эта удивительная природа

19

19

3

Мы и наше здоровье

10

10

4

Наша безопасность

8

7

5

Чему учит экономика

12

12

6

Путешествие по городам и странам

12

6


Итого

68

61



3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА:

В ходе изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

● узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

● описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

● сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

● проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

● использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

● использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

● обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

● определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

● понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

● использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

● осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

● пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

● выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

● различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

● различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

● используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

● использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

● осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

● ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

● наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

● проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

● определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» выпускник научится:

● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

● составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

● следовать правилам здорового образа жизни;

● соблюдать правила противопожарной безопасности;

● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Планируемые Результаты изучения программы у учащихся


Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Номера уроков

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примеча

ние

По плану

Фактически

I триместр

Как устроен мир(7 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей.

Экскурсия №1

«Природа вокруг нас» (урок «открытия» нового знания)

1

01.09



2

Человек (урок «открытия» нового знания)

1

05.09



3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля)

1

08.09



4

Общество (урок «открытия» нового знания)

1

12.09



5

Что такое экология? (урок «открытия» нового знания)

1

15.09



6

Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания)

1

19.09



7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Проверочная работа №1(урок отработки умений и рефлексии)

1

22.09



Эта удивительная природа (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания)

1

26.09



9

Разнообразие веществ.

Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок «открытия» нового знания)

1

29.09



10

Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания)

1

03.10



11

Вода.

Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок «открытия» нового знания)

1

13.10



12

Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания)

1

17.10



13

Берегите воду (урок «открытия» нового знания)

1

20.10



14

Что такое почва?

Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок «открытия» нового знания)

1

24.10



15

Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания)

1

27.10



16

Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания)

1

31.10



17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания)

1

07.11



18

Охрана растений (урок «открытия» нового знания).

1

10.11



19

Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания)

1

14.11



II триместр

20(1)

Кто что ест? (урок «открытия» нового знания)

1

24.11



21(2)

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля)

1

28.11



22(3)

Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания)

1

01.12



23(4)

Охрана животных (урок «открытия» нового знания)

1

05.12



24(5)

В царстве грибов (урок «открытия» нового знания)

1

08.12



25(6)

Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания)

1

12.12



26(7)

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля)

1

15.12



Мы и наше здоровье (10 ч)

27(8)

Организм человека.

Практическая работа №5

«Измеряем свой рост и массу тела» (урок «открытия» нового знания)

1

19.12



28(9)

Органы чувств (урок «открытия» нового знания)

1

22.12



29(10)

Надёжная защита организма.

Практическая работа №6

«Исследуем нашу кожу» (урок «открытия» нового знания)

1

26.12



30(11)

Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания)

1

29.12



31(12)

Наше питание.

Практическая работа №7

«Изучаем состав продуктов» (урок «открытия» нового знания)

1

12.01



32(13)

Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля)

1

16.01



33(14)

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа №8

«Учимся измерять пульс» (урок «открытия» нового знания)

1

19.01



34(15)

Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания)

1

23.01



35(16)

Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания)

1

26.01



36(17)

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1

30.01



Наша безопасность(7 ч)

37(18)

Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания)

1

02.02



38(19)

Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания)

1

06.02



39(20)

Дорожные знаки.

Экскурсия №2

«Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания)

1

09.02



40(21)

Опасные места (урок «открытия» нового знания)

1

13.02



III триместр

41(1)

Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания)

1

27.02



42(2)

Экологическая безопасность.

Практическая работа №9

«Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок «открытия» нового знания)

1

02.03



43(3)

Наши проекты: «Кто нас защищает?» (урок развивающего контроля)

1

06.03



Чему учит экономика(12 ч)

44(4)

Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания)

1

13.03



45(5)

Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания)

1

16.03



46(6)

Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания)

1

20.03



47(7)

Растениеводство.

Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания)

1

23.03



48(8)

Животноводство (урок «открытия» нового знания)

1

27.03



49(9)

Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания)

1

30.03



50(10)

Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля)

1

03.04



51(11)

Что такое деньги.

Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания)

1

13.04



52(12)

Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1

17.04



53(13)

Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1

20.04



54(14)

Экономика и экология (урок «открытия» нового знания)

1

24.04



55(15)

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика.

Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1

27.04



Путешествие по городам и странам(6 ч)

56(16)

Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания)

1

08.05



57(17)

Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания)

1

15.05



58(18)

На севере Европы (урок «открытия» нового знания)

1

18.05



59(19)

Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания)

1

22.05



60(20)

В центре Европы (урок «открытия» нового знания)

1

25.05



61(21)

Во Франции и

Великобритании. На юге Европы (урок «открытия» нового знания)

1

29.05





5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основная литература:


  1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2011.


  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.


  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Яценко И.Ф. М. ВАКО 2013.

  2. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.


  1. Н. Ю Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2013.

Интернет-ресурсы:

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru

2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru

3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.it-n.ru

4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru

5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info

6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа : www.pedsovet.su








6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Перечень практических работ:

Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»

Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды»

Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы»

Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов»

Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела»

Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу»

Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов»

Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс»

Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром»

Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые»

Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты»