ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3-а класса по окружающему миру
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014 г на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1-4 классов, УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир»: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
На изучение курса отводится ___61_ час из расчета __2_ часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, проверочные работы.
Изучение предмета в 3__классе направлено на достижение следующей цели:
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе.
Изменение общего количества учебных часов с_68 до _ 61 __ обусловлено учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год.
№ п/п | Раздел | Количество часов (авторская программа) | Количество часов (рабочая программа) |
1 | Как устроен мир | 7 | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 10 |
4 | Наша безопасность | 8 | 7 |
5 | Чему учит экономика | 12 | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам | 12 | 6 |
| Итого | 68 | 61 |
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА:
В ходе изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:
● узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
● описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
● сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
● проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
● использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
● использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
● обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
● определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
● понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
● использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
● осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
● пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
● выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:
● различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
● различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
● используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
● использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
● осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
● ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
● наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
● проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
● определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» выпускник научится:
● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
● составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
● следовать правилам здорового образа жизни;
● соблюдать правила противопожарной безопасности;
● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Планируемые Результаты изучения программы у учащихся
Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примеча ние |
По плану | Фактически |
I триместр |
Как устроен мир(7 ч) |
1 | Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия №1 «Природа вокруг нас» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.09 | | |
2 | Человек (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.09 | | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля) | 1 | 08.09 | | |
4 | Общество (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.09 | | |
5 | Что такое экология? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.09 | | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.09 | | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа №1(урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 22.09 | | |
Эта удивительная природа (19 ч) |
8 | Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.09 | | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.09 | | |
10 | Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.10 | | |
11 | Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.10 | | |
12 | Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.10 | | |
13 | Берегите воду (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.10 | | |
14 | Что такое почва? Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.10 | | |
15 | Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.10 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.10 | | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.11 | | |
18 | Охрана растений (урок «открытия» нового знания). | 1 | 10.11 | | |
19 | Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.11 | | |
II триместр |
20(1) | Кто что ест? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.11 | | |
21(2) | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля) | 1 | 28.11 | | |
22(3) | Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.12 | | |
23(4) | Охрана животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.12 | | |
24(5) | В царстве грибов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.12 | | |
25(6) | Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.12 | | |
26(7) | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля) | 1 | 15.12 | | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
27(8) | Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.12 | | |
28(9) | Органы чувств (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.12 | | |
29(10) | Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.12 | | |
30(11) | Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.12 | | |
31(12) | Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.01 | | |
32(13) | Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля) | 1 | 16.01 | | |
33(14) | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.01 | | |
34(15) | Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.01 | | |
35(16) | Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.01 | | |
36(17) | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1 | 30.01 | | |
Наша безопасность(7 ч) |
37(18) | Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.02 | | |
38(19) | Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.02 | | |
39(20) | Дорожные знаки. Экскурсия №2 «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.02 | | |
40(21) | Опасные места (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.02 | | |
III триместр |
41(1) | Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.02 | | |
42(2) | Экологическая безопасность. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.03 | | |
43(3) | Наши проекты: «Кто нас защищает?» (урок развивающего контроля) | 1 | 06.03 | | |
Чему учит экономика(12 ч) |
44(4) | Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.03 | | |
45(5) | Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.03 | | |
46(6) | Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.03 | | |
47(7) | Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.03 | | |
48(8) | Животноводство (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.03 | | |
49(9) | Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.03 | | |
50(10) | Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля) | 1 | 03.04 | | |
51(11) | Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.04 | | |
52(12) | Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.04 | | |
53(13) | Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.04 | | |
54(14) | Экономика и экология (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.04 | | |
55(15) | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика. Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1 | 27.04 | | |
Путешествие по городам и странам(6 ч) |
56(16) | Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.05 | | |
57(17) | Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.05 | | |
58(18) | На севере Европы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 18.05 | | |
59(19) | Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.05 | | |
60(20) | В центре Европы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 25.05 | | |
61(21) | Во Франции и Великобритании. На юге Европы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.05 | | |
5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Яценко И.Ф. М. ВАКО 2013.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.
Н. Ю Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа : www.pedsovet.su
6. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Перечень практических работ:
Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»
Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды»
Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы»
Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов»
Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела»
Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу»
Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов»
Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс»
Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром»
Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые»
Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты»