СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Начальная школа XI век")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс для учителя.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Начальная школа XI век")»


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и примерной программы по окружающему миру с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, учебного плана МОУ «ООШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области» и расписания уроков на 2015-2016 учебный год, задачи формирования у младших школьников умения учиться, УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, по варианту программы «Основы здорового образа жизни». Региональная образовательная программа: 2 – е изд., перераб. и доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008 г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учится осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо-и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

    Задачи курса:

  • воспитывать любовь к своему селу, краю, к своей Родине,

  • формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

  • развивать интерес к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и познанию окружающего мира,

  • осуществлять подготовку к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.


Место учебного предмета в учебном плане.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. (35 недель).



Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека общества.

  • Природа как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человека самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве с оставляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религии России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этнических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умения оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация творческому труду.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерности мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходим для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.






Основное содержание.

Человек и природа.

Природа – это то что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелетные птицы, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – это, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: сахар, соль, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с вещества, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений) . обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) . круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения- пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонные труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество.

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и созидатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций им религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласие, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: государственный герб России, государственный флаг России государственный гимн России.; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальные и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно0нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плакаты или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы.: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы, расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другие народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.. особенности труда людей родного края, их профессий. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохрание и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога отдома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме, в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.


Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

Введение.

Что окружает человека

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»


Универсальные учебные действия

- принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Планируемые результаты обучения

ученик научится

ученик может научиться

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

—называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

проводить несложные опыты и наблюдения (в


соответствии с программой);

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).




Система оценки достижений учащихся.

Во втором классе вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса – проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.

Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. В этот период ученик должен иметь право на ошибку, на подробный совместный с учителем и другими учениками анализ своих успехов, ошибок и неудач. Поэтому нецелесообразна поспешность, злоупотребление цифровой отрицательной оценкой, если умение еще не устоялось, а знание не сформировалось. Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.

Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках окружающего мира. Это связано с особенностями этого вида контролирующей деятельности: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку, более тщательно подготовившись. То есть при тематическом контроле ученик получает возможность «закрыть» предыдущую отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся таким образом 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Со второго класса учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.

Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Очень целесообразно, когда контрольные составлены не как идентичные варианты, а как разноуровневые задания.

Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.

Инструментарий для оценивания результатов.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что еди­ница как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть прирав­нена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно». При оценке контрольных работ используется отметка в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель — о некоторых допущенных промахах, недостатках, погрешностях в работе, которые не влияют на ее результат. Это — общее впечатление от работы. Сущность этой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная в дневник, а в журнал заносится только отметка числителя. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния; к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате­риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.







Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира


№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

план

факт

1

Введение. Что тебя окружает

1

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Дать понятия: живая природа; неживая природа; изделия.

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.



Кто ты такой 14ч.

2

Я, ты, он, она…

Все мы люди..

1

Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Сравнение понятий: настоящее; прошлое; будущее.

Знать, что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.



3-4

Наши помощники-органы чувств

2

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Выполнение заданий в рабочей тетради. Дать понятия: организм; обоняние; вкус.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.



5-6

Что такое здоровье?

2

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.



7-8

Режим дня. Чтобы не уставать.




2

Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная поза». Сравнение понятий: здоровье – болезнь. Составление памятки «Режим дня второклассника». Знакомство с арабской и римской нумерацией.


Знать режим дня школьника, правила гигиены.



9-10

Физическая культура

2

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Дать понятие: физическая культура. «Сочинялки»: «Придумай весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру» Дать понятие: закаливание организма. Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

Знать комплекс ОРУ. Знать и уметь применять на практике виды процедур.



11-12

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

2

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

Дать понятия: здоровая пища; белки; жиры; углеводы. Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» Отработать понятие: режим питания. Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. Знать продукты и содержащиеся в них витамины.



13-14

Почему нужно быть осторожным?

2

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». Дать понятие: Осмотрительность; осторожность; бережность. Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

Знать основы оказания первой помощи.



15

Можно ли изменить себя.

1

Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?»

Дать понятие: характер; темперамент.

Знать правила поведения в различных ситуациях.



Кто живёт рядом с тобой 6 ч.

16

Что такое семья?

1

Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Составление семейного генеалогического древа. Познакомить с понятием: семья; члены семьи; генеалогическое древо.


Знать родственные связи в семье.



17

Домашнее хозяйство.

1

Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощники».

Отработать раннее изученные понятия.

Знать профессии родителей, уметь трудиться.



18

Семейный досуг.

1

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Познакомить с понятиями: отдых; культурный отдых.

Знать места проведения досуга.



19

Правила поведения. Какие бывают правила.

1

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Дать понятия: вежливый; внимательный; приветливый; правила поведения.

Знать правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.



20

Умеешь ли ты дружить?

1

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы». Дать понятия: друзья; дружба; недруг; враг.

Уметь дружить, общаться с людьми.



21

Умеешь ли ты общаться?

1

Знать и применять на практике полученные знания.



Россия — твоя Родина 13 ч.

22

Родина – что это значит?

1

Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: родина; малая родина; родной край.

Знать и понимать значение Родины в жизни человека.



23

Прошлое, настоящее, будущее.

1

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

Дать сравнение понятий: история и случай.

Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая.



24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

1

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: Родина; малая родина; родной край».




25-26

Москва – столица России.

2

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве. Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.

Знать основные достоприме-чательности Москвы. Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.





27

Города России.

1

Игра-путешествие по городам России.

Дать понятия об основных достопримечательностях городов России.

Знать основные достопримечательности городов России.



28

Родной край – частица Родины.

1

Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Отработать понятия: Родина; малая родина; родной край.

Знать историю своего посёлка, родного края.



29

Как трудятся россияне.

1

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

Дать понятия: богатство России; хлебные изделия.

Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий.



30

О занятиях наших предков.

1

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда.

Основные занятия славян:

охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия.



31

Мы – граждане России. Права граждан России.

1

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Дать понятия: граждане; герб, флаг, гимн; права граждан; Конституция РФ.

Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права.



32

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

1

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Закрепить ранее изученные понятия.

Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.



33

Россия – многонациональная страна.

1

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие: национальность; толерантность; содружество.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа.



34

Проверочная работа.

1

Проверка качества освоения планируемых результатов

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.



Мы — жители Земли 9 ч.

35

Твоё первое знакомство со звёздами.

1

Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Земля». Выполнение заданий в рабочей тетради. Введение понятий: небосвод; созвездие; планеты; солнечная система.

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе.



36-37

Земля – планета солнечной системы.

2

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».

Введение понятий: спутник земли; кратер; небесные тела.

Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.



38

Глобус – модель земли.

1

Практическая работа с глобусом.

Дать понятие: глобус; карта.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды?



39

В некотором царстве. Царства природы.

1

Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: Царство; Грибы; Растения; Животные; бактерии.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.



40

Грибы.

1

Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия частей гриба. Составление памятки «Ядовитые грибы»

Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?



41

Какие животные живут на Земле.

1

Познакомить с разнообразными видами животного мира.

Введение понятий: дикие животные; звери; травоядные; млекопитающие.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.



42

Разнообразие растений.

1

Познакомить с разнообразными видами растений на Земле.

Дать понятия: Кустарник; Дерево; Трава; типы листьев, цветки и плоды; гербарий.


Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.



43

Условия роста и развития растений.

1

Беседа «Условия роста растений». Работа с иллюстративным материалом учебника

Все понятия темы.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.



Природные сообщества 23 ч.

44

Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?

1

Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Ввести понятия: среда обитания; природная среда; природное сообщество пищевая цепь.

Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой



45

Лес и его обитатели.

1

Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: ярус; хвойные деревья; лиственные деревья; травы; кустарнички.

Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.



46

Деревья в лесу.

1

Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса». Описание травянистых растений.

Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.



47

Кустарники леса.

1

Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

Все ранее изученные понятия.

Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.



48

Травянистые растения леса.

1

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. Повторить понятие: нижний ярус леса.

Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.



49

Лесная аптека.

1

Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей).

Дать понятие: лекарственные растения.

Знать названия лекарственных растений и их применение.



50

Животные леса.

1

Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Дать понятия: грызуны; звери.

Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.



51

Птицы – лесные жители.

1

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «Заселим лес птицами».

Дать понятия: птицы; название птиц.

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.



52

Пресмыкающиеся леса.

1

Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча»

Дать понятие: пресмыкающиеся.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.



53

Насекомые леса.

1

Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления. Дать понятие: насекомые.

Называть, выделять особенности, знать значение.



54

Правила поведения в лесу.

1

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

Повторить все ранее изученные понятия.

Знать правила поведения в лесу.



55

Проверочная работа.

1

Проверка качества освоения планируемых результатов

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.



56

Что мы знаем о воде.

1

Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ схемы – рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Дать понятия: водоём;

свойства воды.

Знать свойство воды, приводить различные примеры.



57

Круговорот воды в природе.

1

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». Дать понятие: круговорот воды в природе.

Знать о том, что вода в природе совершает круговорот.



58

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

1

Учебный диалог, «Какие бывают водоёмы?», отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки.

Дать понятия: водоём, пресный водоём;

болото; река.


Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоёмов – реки и болота.



59-60

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые. Растения пресных водоёмов.

2

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: водоплавающие; рыбы.

Называть жителей водоёмов, знать их роль в экологической цепи.



61-62

Обитатели солёных водоёмов.

2

Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитающие.

Дать понятия о морских животных.

Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.



62

Луг и его обитатели.

1

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея».

Ввести понятие: луг и его обитатели.

Знать названия растений и животных луга.



64

Поле и его обитатели

1

Беседа с использованием иллюстративного материала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие: поле.

Знать название растений поля. Называть животных поля, знать особенности обитания.



65

Сад и его обитатели

1

Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: сад; Плодовые; культуры.

Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.



66

Итоговая проверочная работа

1

Проверка качества освоения планируемых результатов

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.



Природа и человек 2ч.

67

Природа и человек. Человек – часть природы.

1

Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихотворения «Про всех на свете». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котёнка!».

Отработать раннее изученные понятия.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.



68

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

1

Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассматривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу». Дать понятие: Красная книга.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры



69

Повторение по теме «Природа и человек»

1

Проверка качества освоения планируемых результатов

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.



70

Обобщающее повторение

1





Список литературы (основной и дополнительной).

для учителя:

  1. Е.В. Губанова. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 88с.

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях Ч. 1 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2012.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова . - 3-е изд., испр. – М.: Вентана - Граф, 2015.- 64 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2015.- 48 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

  5. Окружающий мир . 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт – сост. О.А. Исакова. – 2-е изд., перераб. и испр. - Волгоград: Учитель,2014.- 143 с.

  6. Т.Н. Бровкина. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» / авт.-сост. Т.Н. Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 91 с.

  7. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «окружающий мир в произведениях живописи». – М.: Вентана – Граф, 2011. – 80 с.

  8. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с.: ил. (Начальная школа: результаты обучения).

  9. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.-176 с.

  10. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2010. -320 с.- ( Начальная школа XXI века).

  11. Программа Основы здорового образа жизни Ч. 2 Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательных школ / М.М. Орлова, О.П. Аккузина, М.В. Лысогорская, Т.В. Кобзева, М.А. Павлова, М.Ю. Михайлина и др.- Саратов: Научная книга, 2000. – 68 с.

для ученика:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях Ч. 1 – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2012.- 160 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова . - 3-е изд., испр. – М.: Вентана - Граф, 2015.- 64 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2015.- 48 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).





МОУ «ООШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_________/Т.Н. Максутова/

ФИО

Протокол № _____ от

«___»_____________ 2015 г.



«УТВЕРЖДЕНО»

И.о.директора МОУ «ООШ с. Константиновка

Саратовского района Саратовской области»

__________ /Е.А. Бокова/

ФИО

Приказ № _____ от «___»_____________ 2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



КУДАШЕВОЙ

АННЫ АНАТОЛЬЕВНЫ




ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС
















2015-2016 учебный год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!