
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» | «Согласовано с Методическим советом гимназии» | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
на 2018-2019учебный год
Разработчик:
Корнева Н.С.
2018 г
Содержание учебного предмета
3 класс (2 ч в неделю; 68 часов)
Часть 1
Раздел «Земля – наш общий дом»(12 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений;
определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений, различать грибы съедобные и ядовитые;
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
узнавать символы царской власти;
знать имя президента современной России;
называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»);
рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились люди в старину(7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
Экскурсии
природные сообщества (с учетом местных условий),
на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения;
в краеведческий (исторический), художественный музеи,
Опыты
распространение тепла от его источника;
смена сезонов, дня и ночи;
роль света и воды в жизни растений;
состав почвы.
Практические работы
работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради);
работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Тематическое планирование
№ урока по порядку | Тема, раздел | Кол.-во часов |
I четверть (18 ч) Земля — наш общий дом (12ч) |
1. | Где и когда ты живешь. Счет лет в истории. | 1 |
2-5. | МОДУЛЬ "ИСКУССТВО ЖИТЬ ВМЕСТЕ" | 4 |
6. | Солнечная система. Природные тела и природные явления. | 1 |
7. | Солнце –звезда. Планета Земля – шар. Тест №1. | 1 |
8. | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 |
9. | Водная оболочка Земли. Экскурсия на водоем. | 1 |
10. | Воздушная оболочка Земли. Тест №2. | 1 |
11. | Как человек изучает Землю. Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. Практическая работа в РТ . | 1 |
12. | Проверочная работа №1 по теме: "Земля — наш общий дом" | 1 |
Царства природы (20ч) |
13 | Бактерии. Грибы. Проверочная работа №2 | 1 |
14. | Растения. Если бы на земле не было растений. | 1 |
15. | Разнообразие мира растений (флоры) . Тест № 3 | 1 |
16. | Растения - живые существа (организмы). Органы растения. Практическая работа . Опыт. | 1 |
17 | Размножение растений. Как долго живут растения. Урок-открытие "Час эксперимента" | 1 |
18 | Растения дикорастущие и культурные. Проверочная работа №3 по теме: "Растительный мир Земли" | 1 |
II четверть (14 ч) |
19. | Какие страницы есть в красной книге. Составление памятки «правила поведения на природе» Тест №4 | 1 |
20. | Животные. Разнообразие мира животных (фауны). | 1 |
22. | Животные - живые существа (организмы). Проверочная работа № 4 | 1 |
21. | Беспозвоночные животные. Тест № 5 | 1 |
23. | Позвоночные животные: : рыбы, земноводные. Тест № 6 | 1 |
24. | Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы. | 1 |
25. | Млекопитающие (звери). Обобщающий урок. Проверочная работа № 5 по теме: "Животный мир Земли" | 1 |
26. | Природные сообщества. | 1 |
27. | Почему люди приручали диких животных. | 1 |
28-29. | О заповедниках. Проект «Заповедники Бурятии» | 2 |
30 | Урок-викторина «Растения и животные» | 1 |
31. | Контрольная работа № 1 | 1 |
32 | Обобщающий урок. | 1 |
III четверть (20 ч). |
| Наша Родина: от Руси до России (6ч) | |
33. | Древнерусское государство. | 1 |
34. | Первые русские князья. Тест № 7 | 1 |
35. | Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 |
36. | Российская империя. Петр I Великий Проверочная работа №6 | 1 |
37. | Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II Тест №8 | 1 |
38. | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. | 1 |
Как люди жили в старину (12ч) |
39. | Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия. | 1 |
40. | Какими людьми были славяне. Тест №9 | 1 |
41. | Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…» . О первых каменных постройках. | 1 |
42. | По одежке встречают…. Валенки, валенки… Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. Проверочная работа №7 | 1 |
43 | Русская трапеза. | 1 |
44 | Верования языческой Руси. | 1 |
45 | Экскурсия в музей | 1 |
46 | Принятие христианства на Руси. | 1 |
47-50. | МОДУЛЬ "РАБОТА С ТЕКСТОМ" | 4 |
Как трудились в старину. (18ч) |
51. | Что создавалось трудом крестьянина. Тест №10 | 1 |
52. | Контрольная работа № 2 | 1 |
IVчетверть (16 ч). |
53. | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. Игрушки делать - тоже ремесло. | 1 |
54. | Маленькие мастера. О гончарном ремесле. | 1 |
55. | О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники. Проверочная работа № 8 | 1 |
56. | Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России | 1 |
57. | О первых железных дорогах. Тест № 11 | 1 |
58-60 | МОДУЛЬ "РЕШЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ" | 3 |
61. | Изобретения, которые сделал человек в XIX-XX (19-20) веках. О пароходе. Работа № 10 | 1 |
62. | Об автомобиле. | 1 |
63. | О самолете и аэростате. | 1 |
64. | Время космических полетов. | 1 |
65. | Урок – викторина «Как трудились в старину?» (обобщение по теме)» | 1 |
66. | Годовая проверочная работа. | 1 |
67. | Контрольный урок. Контрольный тест. | 1 |
68. | Обобщающий урок. | 1 |
Соотношение обязательной части и неурочных форм организации образовательного процесса
Тема | Общее кол-во часов | Кол-во обязатель ной части-80% | 20% | Неурочные формы организации образовательного процесса |
Проекты, решение проектных задач | Познаватель- ные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | Другое |
Земля наш общий дом | 12ч | 10ч | 2ч | | | | | Модуль Искусство жить вместе 4 ч |
Царства природы | 20ч | 16ч | 4ч | | Урок-открытие « Час эксперимента», 1ч | | | |
Наша Родина: от Руси до России | 6ч | 5ч | 1ч | | | | | |
Как люди жили в старину | 12ч | 10ч | 2ч | | | | | Модуль «Работа с текстом» 4 ч |
Как трудились в старину | 18ч | 15ч | 3ч | | | | | Модуль «Решение метапредметных задач 3 ч |
Итого | 68 | 56 | 12 | | | | | |
Система оценки учебных достижений по окружающему миру
учащихся 3 класса МАОУ "Гимназия № 33"
Четверть | | Раздел | Форма контроля | Количество отметок по теме | Итого |
I четверть | Проверочных работ-3 | Земля – наш общий дом. | Проверочная работа №1 “Земля – наш общий дом» | 1 | 6 |
Тестов-3 | Тест № 1 | 1 |
| Тест № 2 | 1 |
Царства природы. | Проверочная работа №2 | 1 |
Тест № 3 | 1 |
Проверочная работа № 3 | 1 |
II четверть | Проверочных работ-2 | Царства природы | Тест № 4 | 1 | 6 |
Тестов-3 | Проверочная работа № 4 | 1 |
Контрольная работа - 1 | Тест № 5 | 1 |
| Проверочная работа № 5 | 1 |
Тест № 6 | 1 |
Контрольная работа №1 | 1 |
III четверть | Проверочных работ-2 | Наша Родина : от Руси до России | Тест № 7 | 1 | 7 |
Тестов-4 | Проверочная работа №6 | 1 |
Контрольная работа - 1 | Тест №8 | 1 |
Как люди жили в старину. | Тест №9 | 1 |
| Проверочная рабта № 7 | 1 |
Как трудились в старину. | Тест № 10 | 1 |
Контрольная работа №2 | 1 |
IV четверть | Проверочных работ--2 | Как трудились в старину | Проверочная работа № 8 | 1 | 6 |
Тестов-2 | Тест № 11 | 1 |
Годовая контрольная работа - 1 | Проверочная работа № 9 | 1 |
Годовая контрольная работа. | 1 |
Контрольный тест | 1 |
| | Контрольный тест. | 1 |
| | | | | Итого: 25 |