СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33

­­­­­­­­­­__________________________________________________________


«Рассмотрено на заседании методического объединения»


«Согласовано с Методическим советом гимназии»


«Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»





Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 класса

на 2018-2019учебный год





Разработчик:

Корнева Н.С.













2018 г





Содержание учебного предмета


3 класс (2 ч в неделю; 68 часов)

Часть 1

Раздел «Земля – наш общий дом»(12 ч)

    Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

    Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

   Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.

характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (4ч)

       Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

       Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

       Универсальные учебные действия:

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

объяснять назначение масштаба и условных обозначений;

определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (26 ч)

    Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

    Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

    Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

    Как человек одомашнил животных.

    Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

    Охрана растений.

    Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

объяснять отличия грибов от растений, различать  грибы съедобные и ядовитые;

характеризовать роль животных в природе;

приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

проводить несложные опыты по размножению растений;

приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

    Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

    Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия:

воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

узнавать символы царской власти;

знать имя президента современной России;

называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12ч)

    Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

    Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;

объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»);

рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились люди в старину(7 ч)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

     Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

     Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

     Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».



Экскурсии

природные сообщества (с учетом местных условий),

на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения;

в краеведческий (исторический), художественный музеи,

Опыты

распространение тепла от его источника;

смена сезонов, дня и ночи;

роль света и воды в жизни растений;

состав почвы.

Практические работы

работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради);

работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.




Планируемые результаты изучения учебного предмета


Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностныхпредметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  •  высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов  передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность  применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • под коммуникативными действиями понимается  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположенияобсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.















Тематическое планирование

урока по порядку

Тема, раздел


Кол.-во часов

I четверть (18 ч)

Земля — наш общий дом (12ч)

1.

Где и когда ты живешь. Счет лет в истории.

1

2-5.

МОДУЛЬ "ИСКУССТВО ЖИТЬ ВМЕСТЕ"

4

6.

Солнечная система. Природные тела и природные явления.

1

7.

Солнце –звезда. Планета Земля – шар. Тест №1.

1

8.

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

1

9.

Водная оболочка Земли. Экскурсия на водоем.

1

10.

Воздушная оболочка Земли. Тест №2.

1

11.

Как человек изучает Землю. Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. Практическая работа в РТ .

1

12.

Проверочная работа №1 по теме: "Земля — наш общий дом"

1

Царства природы (20ч)

13

Бактерии. Грибы. Проверочная работа №2

1

14.

Растения. Если бы на земле не было растений.

1

15.

Разнообразие мира растений (флоры) . Тест № 3

1

16.

Растения - живые существа (организмы). Органы растения. Практическая работа . Опыт.

1

17

Размножение растений. Как долго живут растения.

Урок-открытие "Час эксперимента"

1

18

Растения дикорастущие и культурные. Проверочная работа №3

по теме: "Растительный мир Земли"

1

II четверть (14 ч)

19.

Какие страницы есть в красной книге. Составление памятки «правила поведения на природе» Тест №4

1

20.

Животные. Разнообразие мира животных (фауны).

1

22.

Животные - живые существа (организмы).

Проверочная работа № 4

1

21.

Беспозвоночные животные. Тест № 5

1

23.

Позвоночные животные: : рыбы, земноводные. Тест № 6

1

24.

Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы.

1

25.

Млекопитающие (звери). Обобщающий урок.

Проверочная работа № 5 по теме: "Животный мир Земли"

1

26.

Природные сообщества.

1

27.

Почему люди приручали диких животных.

1

28-29.

О заповедниках. Проект «Заповедники Бурятии»

2

30

Урок-викторина «Растения и животные»

1

31.

Контрольная работа № 1

1

32

Обобщающий урок.

1

III четверть (20 ч).


Наша Родина: от Руси до России (6ч)


33.

Древнерусское государство.

1

34.

Первые русские князья. Тест № 7

1

35.

Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь

1

36.

Российская империя. Петр I Великий Проверочная работа №6

1

37.

Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II

Тест №8

1

38.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

1

Как люди жили в старину (12ч)

39.

Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

1

40.

Какими людьми были славяне. Тест №9

1

41.

Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…» . О первых каменных постройках.

1

42.

По одежке встречают…. Валенки, валенки… Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. Проверочная работа №7

1

43

Русская трапеза.

1

44

Верования языческой Руси.

1

45

Экскурсия в музей

1

46

Принятие христианства на Руси.

1

47-50.

МОДУЛЬ "РАБОТА С ТЕКСТОМ"

4

Как трудились в старину. (18ч)

51.

Что создавалось трудом крестьянина. Тест №10

1

52.

Контрольная работа № 2

1

IVчетверть (16 ч).

53.

Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. Игрушки делать - тоже ремесло.

1

54.

Маленькие мастера. О гончарном ремесле.

1

55.

О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники.

Проверочная работа № 8

1

56.

Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России

1

57.

О первых железных дорогах. Тест № 11

1

58-60

МОДУЛЬ "РЕШЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАЧ"

3

61.

Изобретения, которые сделал человек в XIX-XX (19-20) веках.

О пароходе. Работа № 10

1

62.

Об автомобиле.

1

63.

О самолете и аэростате.

1

64.

Время космических полетов.

1

65.

Урок – викторина «Как трудились в старину?» (обобщение по теме)»

1

66.

Годовая проверочная работа.

1

67.

Контрольный урок. Контрольный тест.

1

68.

Обобщающий урок.

1






Соотношение обязательной части и неурочных форм организации образовательного процесса

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во обязатель

ной части-80%

20%

Неурочные формы организации образовательного процесса

Проекты, решение проектных задач

Познаватель-

ные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Другое

Земля наш общий дом

12ч

10ч






Модуль Искусство жить вместе 4 ч

Царства природы

20ч

16ч


Урок-открытие « Час эксперимента», 1ч




Наша Родина: от Руси до России






Как люди жили в старину

12ч

10ч





Модуль «Работа с текстом» 4 ч

Как трудились в старину

18ч

15ч





Модуль «Решение метапредметных задач 3 ч

Итого

68

56

12















Система оценки учебных достижений по окружающему миру

учащихся 3 класса МАОУ "Гимназия № 33"

Четверть


Раздел

Форма контроля

Количество отметок по теме

Итого


I четверть

Проверочных работ-3

Земля – наш общий дом.

Проверочная работа №1 “Земля – наш общий дом»

1




6

Тестов-3

Тест № 1

1


Тест № 2

1

Царства природы.


Проверочная работа №2

1

Тест № 3

1

Проверочная работа № 3

1

II четверть

Проверочных работ-2

Царства природы

Тест № 4

1



6

Тестов-3

Проверочная работа № 4

1

Контрольная работа - 1

Тест № 5

1


Проверочная работа № 5

1

Тест № 6

1

Контрольная работа №1

1

III четверть

Проверочных работ-2

Наша Родина : от Руси до России

Тест № 7

1



7

Тестов-4

Проверочная работа №6

1

Контрольная работа - 1

Тест №8

1

Как люди жили в старину.

Тест №9

1



Проверочная рабта № 7

1

Как трудились в старину.

Тест № 10

1

Контрольная работа №2

1

IV четверть

Проверочных работ--2

Как трудились в старину


Проверочная работа № 8

1


6

Тестов-2

Тест № 11

1

Годовая

контрольная работа - 1

Проверочная работа № 9

1

Годовая контрольная работа.

1

Контрольный тест

1



Контрольный тест.

1






Итого: 25