протокол №_______ по УВР ___________М.Б. Светлова
от «__» _____2018г. ________И. В. Батракова «_____»_________2018 г.
Руководитель МО «____»__________2018г.
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей)
Животные – живые тела(организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные(голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
-Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана – Граф, 2014
В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс «Мы - дети природы» изучается интегрировано за счет выделения 15% учебного времени в программах учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология». (Распоряжение ХМАО-Югры от 07.08.2015г. №451-рп ( с изменениями на 10.06.2016г.) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО–Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации.)
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором осуществляется образовательный процесс.
качество обученности – 90%.
Результаты мониторинга обучения по окружающему миру за курс 2 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабоусвоенные элементы знаний:
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные вопросы | Планируемые результаты обучения | Примечание |
план | факт | план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Земля – наш общий дом (8 ч) |
-
| Где и когда ты живёшь. Наш край ХМАО-Югра | 1 | | 1.09 | | Материки, история, счёт лет в истории, век, тысячелетие. Римские и арабские цифры | Понимание того, что значит находиться в пространстве. Сравнение арабских и римских цифр. Использование римских цифр для записи веков. Работа с «лентой времени». Работа с текстом. | Ориентирование в понятии «историческое время». Различие понятия «век», «столетие», «эпоха». | Сотрудничество в совместном решении проблемы. Успешное осуществление учебной деятельности. | |
-
| Солнечная система | 1 | | 4.09 | | Тела природы: живые и неживые тела, явления природы, природные и искусственные тела. Солнце, звезда, планета, астрономия. | Отличие природных тел и природных явлений. Характеристика главной звезды Солнечной системы. | Оформление информации в виде таблицы. Составление небольшого сообщения о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| Солнце – звезда. Планета Земля - шар. | 1 | | 8.09 | | Солнечная система, планеты, горизонт, линия горизонта Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. | Характеристика формы и размера Земли. Название основных условий жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. | Анализ объектов окружающего мира. Классификация объектов окружающего мира по разным основаниям. | Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. | |
-
| Условия жизни на Земле. Практическая работа№1 «Смена дня и ночи» | 1 | | 11.09 | | Солнечная система, планеты, экватор, полюса | Составление таблицы «Характеристика Земли». Вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Понимание того, что такое «сутки» и «год». | Реализация в процессе парной работы правила совместной деятельности. | Умениеискать нужную информацию. Умение доводить работу до конца. Адекватное оценивание результата своей деятельности. | |
-
| Водная оболочка Земли. | 1 | | 15.09 | | Вода, источники пресной воды, водяные пары, осадки | Понимание значения воды для жизни на Земле. Рассказ о водоеме или водном потоке. Самостоятельное нахождение информации об охране воды. | Контроль своей деятельности, следуя инструкции учителя. | Поиск информации. Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| Воздушная оболочка Земли | 1 | | 18.09 | | Воздушная оболочка, атмосфера, метеорит, кислород и углекислый газ | Проведение и комментирование опыта, доказывающего, что кислород поддерживает горение, | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции | Успешное осуществление учебной деятельности. практических задач. | |
-
| Изображение Земли. | 1 | | 22.09 | | Модель планеты, глобус, географическая карта, масштаб | Работа с глобусом: нахождение экватора, полушария, полюса, меридианов и параллелей. Подготовка небольшого сообщения по вопросу «Людям каких профессии нужны карты?» | Получение информации при работе с иллюстративным материалом. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Успешное осуществление учебной деятельности. Адекватное оценивание результата своей деятельности. | |
-
| План и карта. Практическая работа №2 «Географическая карта» | 1 | | 25.09 | | карта, план, масштаб, топографические знаки. Компас | Воспроизведениеусловных обозначений плана и карты. Объяснениеустройства компаса. Определение по нескольким признакам правил ориентирования в незнакомой местности. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Умение доводить дело до конца. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Умение работать в коллективе. | |
Царства природы (24ч) |
| Бактерии. | 1 | | 29.09 | | Бактерии, микроскоп, паразиты | Краткая характеристика особенности жизни бактерий, места их обитания. Объяснение значения бактерий в природе и в жизни человека. | Работа с иллюстративным материалом. | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. Понимание личного затруднения и обращение за помощью к учителю. | |
-
| Грибы. | 1 | | 2.10 | | Грибы, строение гриба, разновидности грибов | Краткая характеристика особенности внешнего вида и строения грибов. Комментирование правил сбора грибов. Иллюстрирование своего сообщения по теме «Любимые грибы нашей семьи». | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Уважительное отношение к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
-
| Растения. Югорские леса и лесные чудеса | 1 | | 6.10 | | Растения, разнообразие растений | Составление «паспорта» растению по материалам экскурсии. | Получение информации из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
-
| Разнообразие растений на Земле. | 1 | | 9.10 | | Разнообразие растений, флора | Выделение группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. | Владение способами организации, планирования групповой работы. Распределение обязанностей в группе. | Успешное осуществление учебной деятельности. Умение доводить работу до конца. | |
-
| Практическая работа №3 «Работа с живыми растениями и гербарием». | 1 | | 13.10 | | Растение, части растений | Составление короткого сообщения по теме «Как живёт растение». Краткая характеристика органов растения, их значение для роста и развития. Особенности питания и размножения растений. Объяснение последовательности развития жизни растения. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Умение доводить дело до конца. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Умение работать в коллективе. | |
-
| Распространение плодов и семян. Практическая работа №4 «Плоды» | 1 | | 16.10 | | Плоды, семена, распространение плодов и семян | Приведение примеровучастия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. | Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. Умение доводить дело до конца. | Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
-
| Размножение растений. | 1 | | 20.10 | | Части растений, размножение растений, способы размножения растений | Сравнение плодов растений. Примеры плодов с заданными характеристиками. Примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
-
| Растения дикорастущие и культурные. Югорское разнотравье | 1 | | 23.10 | | Растения, дикорастущие и культурные растения | Приведение примеров дикорастущих и культурных растений и объяснение их принадлежности к той или иной группе. | Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Адекватное оценивает своей работы. Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
-
| Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова. | 1 | | 27.10 | | Земледелие, отрасли земледелия | Анализ и комментарии к рисунку-карте «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание | Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
-
| Красная книга России. Тест по теме «Растения» | 1 | | 30.10 | | Красная книга, страницы Красной книги | Краткаяхарактеристика страниц Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные).Правила охраны растительного мира. | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умение доводить работу до конца. Адекватное оценивание результатов своей деятельности. | |
-
| Роль животных в природе. | 1 | | 3.11 | | Животные, цепи питания | Краткий рассказ о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельный подбор информации для книжки- самоделки «Роль животных в природе». | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). | Умение работать индивидуально и в малых группах. | |
-
| Разнообразие животных. Животный мир Югры | 1 | | 12.11 | | Фауна, разнообразие животных, клетка | Распределение животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классификация животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |
-
| Как животные ориентируются в окружающей среде | 1 | | 17.11 | | Животные, ориентирование животных | Сравнение животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классификация животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Умение работать индивидуально и в малых группах. | |
-
| Питание, передвижение и дыхание животных | 1 | | 20.11 | | Питание животных, передвижение животных, дыхание животных | Краткий рассказ о разнообразии движений и типов дыхания животных. | Умение доводить дело до конца. Принятие и удерживание цели задания в процессе его выполнения. | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| Размножение животных | 1 | | 24.11 | | Размножение животных | Рассказ о способах размножения животных Комментирование ситуации «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умение работать в коллективе. | |
-
| Как животные приспосабливаются к условиям жизни | 1 | | 27.12 | | Условия жизни, приспособление к условиям жизни | Краткий рассказ как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской). | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | |
-
| Беспозвоночные животные. | 1 | | 1.12 | | Животные, беспозвоночные животные | Выделение группы беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). | Участие в тематических обсуждениях и выражение своего предложения. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
-
| Позвоночные. Земноводные. Рыбы водоёмов Югры | 1 | | 4.12 | | Позвоночные, рыбы, строение рыб, земноводные, | Сравнение беспозвоночных и позвоночных животных. Классификация позвоночных животных.Характеристика особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Умение доводить дело до конца. | Успешноеосуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. спользование информации для решения учебных и практических задач. | |
-
| Пресмыкающиеся (рептилии). | 1 | | 8.12 | | Пресмыкающиеся (рептилии), | Сравнение приспособления животных к среде обитания. Характеристика особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания | Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. | Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
-
| Птицы | 1 | | 11.12 | | птицы | Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический режим. | Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения ре-сульфата. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
-
| Млекопитающие (звери) | 1 | | 15.12 | | Млекопитающие , характеристика особенностей млекопитающих. | Характеристика особенностей млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Успешное осуществление учебной деятельности. Доведение работы до конца. | |
-
| Природное сообщество. Тест по теме «Животные». | 1 | | 18.12 | | Природное сообщество, цепи питания, перегной | Характеристика животных как организма. Установление зависимости между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. | Описание натуральных объектов. Выполнение работы с иллюстративным материалом. | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| Почему люди приручали диких животных. | 1 | | 22.12 | | Одомашнивание животных, заповедник | Рассказ о своем любимом животном. Классификация животных. Составление кластера по теме «Домашние животные» | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Умение доводить дело до конца. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Умение работать в коллективе. | |
-
| Заповедники Югры | 1 | | 25.12 | | заповедник | Рассказ о своем любимом животном. Классификация животных. Составление кластера по теме «Домашние животные» | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Умение доводить дело до конца. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Умение работать в коллективе. | |
Наша Родина: от Руси до России (8 ч) |
-
| Древнерусское государство Практическая работа №5 «Восточно- славянские племена» | 1 | | | | История, Древнерусское государство, восточнославянские племена. Потомки, род, князь, княжества | Краткая характеристика потомков восточных славян - русских, украинцев и белорусов. Понимание причины расселения племен восточных славян по берегам рек. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимает специфику каждой. | Умение доводить работу до конца, работать в коллективе | |
-
| Первые русские князья | 1 | | | | Древняя Русь, князья, племена, | Работа с лентой времени. Рассказ о возникновении Древнерусского государства. | Владение методами представления полученной информации. Сотрудничество в совместном решении проблемы, ищет информацию. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| Первые русские князья | 1 | | | | Древняя Русь, князья, племена, | Работа с лентой времени. Рассказ о возникновении Древнерусского государства. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| Московская Русь. Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 | | | | Работа с исторической картой. Работа с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». | Краткий рассказ о становлении Москвы как столицы. | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства. | Проявление толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
-
| Российская империя. Петр I Великий | 1 | | | | Российская империя, держава, император, подданные | Получение информации из рассказа учителя и из текста учебника. Краткий рассказ об образовании Российской империи. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составление небольшое сообщения по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
-
| Екатерина II Великая. | 1 | | | | Екатерина II, Эрмитаж | Краткая характеристика деятельности царицы на благо России. Сравнение характеров русских царей, рассказ о характере, интересах Екатерины Великой. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Умение сотрудничать в группеПроявление толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
-
| Император Николай II. | 1 | | | | Император, забастовка, революция | Краткийрассказ о последнем российском императоре и его семье. Поиск информации в различных источниках. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности , понимает специфику каждой из них. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | |
-
| Советская Россия. Тест по теме «Наша Родина: от Руси до России». | 1 | | | | Советская Россия, СССР, Российская Федерация | Работа с текстом учеб-ника. Схему (лента времени).Поиск информацию о рес-публиках, входивших в состав СССР. | Поиск информации. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
Как люди жили в старину (11 ч) |
-
| Из истории имён | 1 | | | | Имя, история возникновения имён | Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. | Умение доводить дело до конца. | Проявление толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | |
-
| Как выглядели наши предки. Коренные народы Югры – ханты и манси | 1 | | | | Облик, краса-девица, борода окладистая | Описание особенности внешнего вида славянина. Самостоятельнаяподготовка небольшого сообщения по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». | Реализация в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умение критически оценивать результат своей работы. | Использование информации для решения учебных и практических задач. | |
-
| Как в старину трудились наши предки. | 1 | | | | | Приведение примеров труда славян в далёкой древности. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание | Умение доводить работу до конца. Успешное осуществление учебной деятельности. | |
-
| Как защищали Родину наши предки. | 1 | | | | | Краткое сообщение информации по теме «Как славяне проводили свободное время». Объяснение значения пословиц, поговорок, устаревших слов. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Владение способами получения, анализа и обработки информации. | Умение искать нужную информацию. Успешное осуществление учебной деятельности. | |
-
| Какие предметы окружали русских людей. | 1 | | | | Изба, хата-мазанка, русская печь по-чёрному | Описание устройства и внешнего вида русского жилища. Перечисление особенностей крестьянской избы. | Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Адекватное оценивание результата своей деятельности. Умение работать в коллективе. | |
-
| О первых каменных постройках. Жилище народов Севера раньше и теперь. | 1 | | | | | Объяснение различия детской и взрослой одежды. Объяснение способов изготовления обуви русских людей. | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Уважительное отношение к людям труда, к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| По одежке встречают… | 1 | | | | Рабочая и праздничная старинная одежда | Объяснение способов изготовления одежды (обувь, головные уборы) | Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции. | Адекватное оценивание результата своей деятельности. Умение работать в коллективе. | |
-
| Русская трапеза. | 1 | | | | Трапеза, крестьянская еда | Название особенностей трапезы в городе и в сельской местности. Объяснение значения пословицы «Хлеб да вода - крестьянская еда». | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). | Умение работать индивидуально и в малых группах. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| Боги древних славян | 1 | | | | Древние славяне, боги древних славян | Название языческих богов славян. Объяснение значения пословиц. Рассказ о традиционных масленичных играх и забавах. | Использование информации для решения учебных и практических задач. | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| Принятие христианства на Руси. | 1 | | | | Язычество, христианство, храмы, монастыри, христианские праздники | Объяснение, как происходило принятие христианства на Руси. Название некоторых христианских праздников. | Владение способами получения, анализа и обработки информации. | Адекватно оценивание результатов своей работы. | |
-
| Проверочная работа по теме «Как жили наши предки» | 1 | | | | | Выполнение задания проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. | Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |
Как трудились в старину (17 ч) |
| Труд в крестьянском хозяйстве | 1 | | | | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Объяснение зависимости крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Уважительное отношение к людям труда, к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| Как трудились крестьянские дети | 1 | | | | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Объяснение зависимости крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Уважительное отношение к людям труда, к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | |
-
| Труд крепостных крестьян. | 1 | | | | Крепостные, крепостное право, отмена крепостного права, Манифест | Понимание особенностей труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Называет дату отмены крепостного права. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Успешное осуществление учебной деятельности. | |
-
| Что такое ремесло? | 1 | | | | Ремесло, ремесленник, артели | Понимание, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Название особенностей труда ремесленника. Краткий рассказ о развитии ремёсел в России. | Умение доводить дело до конца. Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. | Сотрудничество в группе, в паре; ищет информацию. Выражение своих чувств, вызванных состоянием природы. | |
-
| Игрушечных дел мастера. Игры и игрушки детей Югры. | 1 | | | | Народный промысел, разновидности народных игрушек. | Название традиционных ремёсел: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнение игрушки по виду, по материалу. | Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Ведение и поддержание диалога, аргументированное отстаивание собственного мнения. | |
-
| Маленькие мастера. Искусное мастерство северян | 1 | | | | | Рассказ об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составление коллективной презентации «Мы - мастера». | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| О гончарном ремесле. | 1 | | | | Гончар, гончарное ремесло, гончарный круг | Название объектов окру-жающего мира, их анализ. Классификация объектов окружающего мира по разным основаниям. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
| Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. | |
-
| О труде ткачей. | 1 | | | | Ткач (ткачиха), ткацкий станок, веретено, прялка | Приведение примеров ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проведение виртуальной экскурсии в музей ткачества. | Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Реализация в процессе парной работы правил совместной дея-тельности. | |
-
| Русские оружейники. | 1 | | | | Оружейники, доспехи, кольчуга | Краткий рассказ об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле славян. Перечисление «оружейных» города России. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.
| Самостоятельное мотивирование своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов. | |
-
| Первые российские мануфактуры. | 1 | | | | Мануфактура, мануфактурщик | | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). | Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной деятельности. Понимание личного затруднения и обращение за помощью к учителю. | |
-
| Железные дороги в России. | 1 | | | | Железнодорожный транспорт, конная тяга | Краткий рассказ о первой железной дороге в России. Название даты построения первой железной дороги. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности. Поиск информации. | Сотрудничество в совместном решении проблемы. Понимание ценности любой жизни. | |
-
| Первые пароходы и пароходство в России. | 1 | | | | Пароход, пароходство | Краткий рассказ об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимание значения развития пароходства в России. | В связной, логически целесообразной форме речи передача результатовизучения объектов окружающего мира. | Понимание личного затруднения и обращаение за помощью к учителю. | |
-
| Итоговая проверочная работа | 1 | | | | Автомобиль, автомобилестроение | Классификация автомобилей по назначению перевозок. Рассказ о развитии автомобилестроения в России. | Умение доводить дело до конца. Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения. | Понимание роли человека в обществе. Уважительное отношение к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
-
| Автомобилестрое-ние в России. | 1 | | | | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные | Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический | Планирование, контроль и оценка учебных действий; | Способность преодолевать трудности. | |
-
| Самолётостроение в России. | 1 | | | | Самолётостроение, авиация | Составление рассказа о самолетах. Перечисление разных видов самолета. Краткий рассказ о роли современной авиации. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. Получение информации из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Сотрудничество с другими учениками при совместном решении проблемы. | |
-
| Время космических полётов | 1 | | | | | Выполнение задания по изученным в последней четверти темам. | Умение доводить дело до конца. | Адекватное оценивание результата своей деятельности. | |
-
| Урок -КВН "Моя Родина-Югра" | 1 | | | | | Экологический урок-обобщение по курсу «Мы – дети природы» | . Получение информации из разных источников | Сотрудничество с другими учениками при совместном решении проблемы. | |