СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс  УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29

протокол №_______ по УВР ___________М.Б. Светлова

от «__» _____2018г. ________И. В. Батракова «_____»_________2018 г.

Руководитель МО «____»__________2018г.

______О.А.Кажанец



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(общеобразовательный уровень)

Класс: 3 Ж

Учитель: Халтурина Е.Д.



На I полугодие - 32 ч

На II полугодие - 36 ч

Всего: из расчета на 34 учебные недели – 68 ч

В неделю: 2 ч






Плановых

практических работ:

на I полугодие: 4



на II полугодие: 1





на 2018- 2019 учебный год

г. Сургут

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

Учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;

  • устанавливать взаимосвязь между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха);

  • различать растения разных видов, описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • составлять описательный рассказ о животном;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох.

  • Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя, отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • Работать с географической и исторической картами, контурной картой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена, возникновение ремесел, научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


Метапредметные

Личностные универсальные учебные действия

Учащиеся получат возможность для формирования :

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы учебные действия:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Учащиеся получат возможность для формирования

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы учебные действия:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять

существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

Учащиеся получат возможность для формирования

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы учебные действия:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

Учащиеся получат возможность для формирования

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициямипартнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐтаинтересов и позиций всех участников;

с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд-ничества с партнѐром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей


Содержание учебного предмета

Земля – наш общий дом

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Царства природы

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей)

Животные – живые тела(организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные(голосеменные), цветковые, их общая характеристика.


Наша Родина: от Руси до России

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.


Как люди жили в старину

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Как трудились в старину

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.


Учебно-тематический план


п\п

Содержание программного материала

Количество часов

Практические работы

Проверочные (тестовые) работы

1

Земля - наш общий дом


8

2

-

2

Царства природы.


24

2

2

3

Наша Родина: От Руси до России.

8

1

1

4

Как люди жили в старину?

11

-

1

5

Как люди трудились в старину?

17

-

1


Всего

68

5

5































Приложение к рабочей программе

  1. Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;

с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

на основе: - Авторская программа «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой УМК «Начальная школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29


  1. Описание УМК по предмету

Учебно-методический комплекс:

Учебники

- Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях - М.: Вентана – Граф, 2014

Для составления программы использовались методические пособия

-Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана – Граф, 2014


  1. Место в учебном плане.

По учебному плану: 2 часа в неделю,

в том числе

по федеральному базисному плану - 2ч.

Кол-во часов по программе за год - 68ч,

в том числе

по федеральному базисному плану - 68 ч.













  1. Изменения, внесённые в содержание рабочей программы по предмету

В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс «Мы - дети природы» изучается интегрировано за счет выделения 15% учебного времени в программах учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология». (Распоряжение ХМАО-Югры от 07.08.2015г. №451-рп ( с изменениями на 10.06.2016г.) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО–Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации.)


Реализация регионального компонента курса «Мы – дети природы»

в учебном предмете «Окружающий мир»

урока КТП

Тема курса

1

Наш край ХМАО-Югра

11

Югорские леса и лесные чудеса

16

Югорское разнотравье

20

Животный мир Югры

26

Рыбы реки Обь

32

Заповедники Югры

42

Коренные народы Югры – ханты и манси

46

Жилище народов Севера раньше и теперь.

56

Игры и игрушки детей Югры.

57

Искусное мастерство северян

68

Моя Родина-Югра













































5. Особенности классного коллектива

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором осуществляется образовательный процесс.

В 3 ж классе -25 обучающихся

В конце 2017-218 учебного года успеваемость во 2Ж классе составила - 100%,

качество обученности – 90%.

Результаты мониторинга обучения по окружающему миру за курс 2 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабоусвоенные элементы знаний:


№п/п

Учебные элементы

Количество обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы

Процент обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы

1

Умение называть планеты Солнечной системы,

4

17%

5

Умение различать представителей животного и растительного мира водоёма.

4

17%

6

Умение различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

3

13%

7

Умение различать представителей животного и растительного мира поля.

4

17%

8

Умение различать представителей животного и растительного мира луга.

4

17%

10

Умение устанавливать основные признаки различных сообществ; сравнивать сообщества;

5

21%

11

Умение моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания

5

21%




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Основные вопросы

Планируемые результаты обучения

Примечание

план

факт

план

факт

Предметные

Метапредметные


Личностные



Земля – наш общий дом (8 ч)

Где и когда ты живёшь. Наш край ХМАО-Югра

1


1.09


Материки, история, счёт лет в истории, век, тысячелетие. Римские и арабские цифры

Понима­ние того, что значит находиться в пространстве. Сравнение арабских и римских циф­р. Использование римских цифр для записи ве­ков. Работа с «лентой времени». Работа с тек­стом.

Ориентирование в понятии «историческое время». Различие понятия «век», «столетие», «эпо­ха».

Сотрудничество в совме­стном решении пробле­мы. Успешное осуществ­ление учебной деятель­ности.


Солнечная система

1


4.09


Тела природы: живые и неживые тела, явления природы, природные и искусственные тела.

Солнце, звезда, планета, астрономия.

Отличие природных тел и природных явле­ний.

Ха­рактеристика главной звезды Солнечной системы.

Оформление информации в виде таблицы. Составление не­большого сообщения о лю­бой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

Успешное осуществ­ление взаимодействия с участниками учебной деятельности.


Солнце – звезда. Планета Земля - шар.

1


8.09


Солнечная система, планеты, горизонт, линия горизонта

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

Характеристика формы и размера Земли. Название основных условий жизни на Земле; причины сме­ны дня и ночи; причины смены времен года.

Анализ объектов окружаю­щего мира. Классификация объектов окружаю­щего мира по разным основаниям.

Умение проводить на­блюдения, делать вы­воды. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации.


Условия жизни на Земле. Практическая работа№1 «Смена дня и ночи»

1


11.09


Солнечная система, планеты, экватор, полюса

Составление таблицы «Характеристика Земли». Вывод на основе длительных наблюдений (по проращи­ванию семян). Понимание того, что

та­кое «сутки» и «год».

Реализация в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности.

Уме­ниеискать нужную ин­формацию. Умение дово­дить работу до конца. Адекватное оценивание результата своей дея­тельности.


Водная оболочка Земли.

1


15.09


Вода, источники пресной воды, водяные пары, осадки


Понимание значения воды для жизни на Земле. Рассказ о водоеме или вод­ном потоке. Самостоятельное нахождение инфор­мации об охране воды.

Контроль своей деятельности, сле­дуя инструкции учителя.

Поиск информации. Успешное осуществ­ление взаимодействия с участниками учебной деятельности.


Воздушная оболочка Земли

1


18.09


Воздушная оболочка, атмосфера, метеорит, кислород и углекислый газ

Проведение и комментирование опыта, до­казывающего, что кисло­род поддерживает горе­ние,

Применение для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции

Успешное осуществление учебной деятельности. практических за­дач.


Изображение

Земли.

1


22.09


Модель планеты, глобус, географическая карта, масштаб

Работа с глобусом: нахождение эква­тора, полушария, полю­са, меридианов и парал­лелей. Подготовка небольшого сообщения по вопросу «Людям каких профес­сии нужны карты?»

Получение информа­ции при работе с иллю­стративным материалом. Использование информации для решения учебных и практических задач.

Успешное осуществление учебной деятельности. Адекватное оценивание результата своей дея­тельности.


План и карта.

Практическая работа №2 «Географическая карта»

1


25.09


карта, план, масштаб, топографические знаки. Компас

Воспроизведениеуслов­ных обозначений плана и карты. Объяснениеустройства компаса. Опре­деление по нескольким признакам правил ориентирования в незнако­мой местности.

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Умение до­водить дело до конца.

Использование информа­ции для решения учеб­ных и практических за­дач. Умение работать в коллективе.


Царства природы (24ч)




Бактерии.

1


29.09


Бактерии, микроскоп, паразиты

Краткая характеристика особенно­сти жизни бактерий, мес­та их обитания. Объяс­нение значения бактерий в природе и в жизни чело­века.

Работа с иллюстративным мате­риалом.

Успешное осуществление взаимодействия с уча­стниками учебной дея­тельности. Понимание личного затруднения и обращение за помо­щью к учителю.


Грибы.

1


2.10


Грибы, строение гриба, разновидности грибов

Краткая характери­стика особенности внеш­него вида и строения грибов. Ком­ментирование правил сбора грибов. Иллюстрирование своего сообщения по теме «Любимые грибы нашей семьи».

Владение способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).


Уважительное отношение к своей стра­не. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.


Растения. Югорские леса и лесные чудеса


1


6.10


Растения, разнообразие растений

Составление «пас­порта» растению по мате­риалам экскурсии.

Получение информации из разных источников (из презента­ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.


Разнообразие растений на Земле.

1


9.10


Разнообразие растений, флора

Выделение группы расте­ний, отличающиеся строением, внешним ви­дом, условиями произра­стания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.

Владение способами ор­ганизации, планирования групповой работы. Распределение обязанностей в группе.

Успешное осуществление учебной деятельности. Умение доводить работу до конца.


Практическая работа №3 «Работа с живыми растениями и гербарием».

1


13.10


Растение, части растений

Составление короткого со­общения по теме «Как живёт растение». Краткая харак­теристика органов расте­ния, их значение для роста и развития. Особенности пита­ния и размножения рас­тений. Объяснение последовательности развития жизни растения.

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Умение до­водить дело до конца.

Использование информа­ции для решения учеб­ных и практических за­дач. Умение работать в коллективе.


Распростране­ние плодов и семян.

Практическая работа №4 «Плоды»

1


16.10


Плоды, семена, распространение плодов и семян

Приведение примеровуча­стия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Умение доводить дело до конца.

Использование информа­ции для решения учеб­ных и практических за­дач.


Размножение

растений.

1


20.10


Части растений, размножение растений, способы размножения растений

Сравнение плодов рас­тений. Приме­ры плодов с заданными характеристиками. Примеры вегета­тивного размножения растения (частями, кор­нями, клубнями, корне­вищем, луковицами), размножения семенами.

Владение способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.


Расте­ния дикорас­тущие и культурные.

Югорское разнотравье

1


23.10


Растения, дикорастущие и культурные растения

Приведение примеров дико­растущих и культурных растений и объяснение их принадлежности к той или иной группе.

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретён­ных знаний.


Аде­кватное оценивает своей работы. Проявление интереса к ок­ружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.


Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова.

1


27.10


Земледелие, отрасли земледелия

Анализ и комментарии к рисунку-карте «Как хлеб и овощи к нам на стол попали».

Владение методами пред­ставления полученной ин­формации (моделирова­ние, конструирование, рассуждение, описание

Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природ­ными явлениями.


Красная книга России.

Тест по теме «Растения»

1


30.10


Красная книга, страницы Красной книги

Краткаяхарактеристика страниц Красной книги (чёрные, красные, оран­жевые, жёлтые, белые, зелёные).Пра­вила охраны раститель­ного мира.

Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.).

Умение доводить работу до конца. Адекватное оце­нивание результатов сво­ей деятельности.


Роль животных в природе.

1


3.11


Животные, цепи питания

Краткий рас­сказ о связях жи­вотных друг с другом (звенья одной цепи). Са­мостоятельный подбор информации для книжки- самоделки «Роль живот­ных в природе».

Владение способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой).

Умение работать индивидуально и в ма­лых группах.



Разнообразие

животных. Животный мир Югры

1


12.11


Фауна, разнообразие животных, клетка

Распределение животных по группам: одноклеточ­ные и многоклеточные, беспозвоночные и позво­ночные животные. Клас­сификация животных по принадлежности к клас­су, по величине, форме, внешнему виду и спосо­бам защиты.

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретён­ных знаний.

Проявление интереса к окружающей природе, к наблюдениям за природными яв­лениями. Выражает свои чувства, вызван­ные состоянием природы.


Как животные ориентируются в окружающей среде

1


17.11


Животные, ориентирование животных

Сравнение животных по их умению ориентиро­ваться в окружающем мире. Классификация животных по типу пи­тания (веществами, ко­торые содержатся в рас­тениях или в организмах других животных).

Владение методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение работать инди­видуально и в малых группах.


Питание, передвижение и дыхание животных

1


20.11


Питание животных, передвижение животных, дыхание животных

Краткий рассказ о разнообразии движений и типов дыхания живот­ных.

Умение доводить дело до конца. Принятие и удерживание цели задания в процессе его выполнения.

Успешное осуществление взаимодействия с участниками учебной дея­тельности.


Размножение животных

1


24.11


Размножение животных

Рассказ о способах размножения животных Комментирование ситуации «Что случилось бы на Земле, если бы организ­мы перестали размно­жаться?»

Применение для решения учебных и практических задач различные умствен­ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока­зательства и др.).

Умение работать в кол­лективе.


Как животные приспосабливаются к условиям жизни

1


27.12


Условия жизни, приспособление к условиям жизни

Краткий рассказ как животные по-разному приспосабливаются к условиям жиз­ни: строят гнёзда, впа­дают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведе­ния животных.

Владение способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской).

Самостоятельно мотивирует свою дея­тельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.


Беспозвоноч­ные животные.

1


1.12


Животные, беспозвоночные животные

Выделение группы беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, ось­миноги, насекомые, пау­кообразные).

Участие в тематиче­ских обсуждениях и вы­ражение своего предложе­ния.

Использование информации для реше­ния учебных и практи­ческих задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учеб­ной мотивации, само­контроля и самооценки.


Позвоночные.

Земноводные. Рыбы водоёмов Югры


1


4.12


Позвоночные, рыбы, строение рыб, земноводные,

Сравнение беспозвоночных и позвоночных животных. Классификация позвоночных животных.Характеристика особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Умение до­водить дело до конца.

Успешноеосуществление взаимодействия с уча­стниками учебной дея­тельности. спользование информации для реше­ния учебных и практи­ческих задач.


Пресмыкающиеся (рептилии).

1


8.12


Пресмыкающиеся (рептилии),

Сравнение приспособления животных к среде обитания.

Характеристика особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания

При­нятие и удержание цели задания в процессе его вы­полнения.

Использование информации для решения учебных и практических задач.


Птицы

1


11.12


птицы

Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический режим.

Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения ре-сульфата.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.


Млекопитающие (звери)


1


15.12


Млекопитающие , характе­ристика особенностей млекопитающих.

Характеристика особенностей млекопитающих: внешний вид, место обитания, осо­бенности поведения.

Владение методами пред­ставления полученной ин­формации (моделирова­ние, конструирование, рас­суждение, описание и др.).

Успешное осуществление учебной деятельности. Доведение работы до конца.


Природное сообщество.

Тест по теме «Животные».

1


18.12


Природное сообщество, цепи питания, перегной

Характеристика животных как организма. Установление зависимости между внешним видом, особен­ностями поведения и ус­ловиями обитания жи­вотного.

Описание натуральных объек­тов. Выполнение работы с иллюстративным мате­риалом.

Успешное осуществление взаимодействия с участ­никами учебной деятель­ности.


Почему люди прируча­ли диких животных.

1


22.12


Одомашнивание жи­вотных, заповедник

Рассказ о своем любимом животном. Классификация живот­ных. Составление кластера по теме «Домашние жи­вотные»

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Умение до­водить дело до конца.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Уме­ние работать в коллективе.


Заповедники Югры

1


25.12


заповедник

Рассказ о своем любимом животном. Классификация живот­ных. Составление кластера по теме «Домашние жи­вотные»

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Умение до­водить дело до конца.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Уме­ние работать в коллективе.


Наша Родина: от Руси до России (8 ч)

Древнерусское государство Практическая работа №5 «Восточно- славянские племена»

1




История, Древнерусское государство, восточнославянские племена. Потомки, род, князь, княжества

Краткая харак­теристика потомков восточных славян - рус­ских, украинцев и бело­русов. Понимание причины расселения племен вос­точных славян по бере­гам рек.

Владение способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности, понимает специфику ка­ждой.

Умение дово­дить работу до конца, работать в коллективе


Первые русские князья

1




Древняя Русь, князья, племена,

Работа с лентой вре­мени. Рассказ о возникновении Древне­русского государства.

Владение мето­дами представления по­лученной информации. Сотрудничество в совмест­ном решении проблемы, ищет информацию.

Умение соотносить информа­цию с имеющимися зна­ниями.


Первые русские князья

1




Древняя Русь, князья, племена,

Работа с лентой вре­мени. Рассказ о возникновении Древне­русского государства.

Умение соотносить информа­цию с имеющимися зна­ниями.


Московская Русь. Иван IV Грозный – первый русский царь

1




Работа с исторической картой. Работа с рубриками «Жил на свете чело­век...» и «Картинная га­лерея».

Краткий рассказ о становлении Москвы как столицы.

Применение для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (сравне­ние, обобщение, анализ, доказательства.

Про­явление толерантности к людям, независимо от возраста, национально­сти, вероисповедания.


Российская империя. Петр I Великий

1




Российская империя, держава, император, подданные

Получение информа­ции из рассказа учителя и из текста учебника. Краткий рассказ об образовании Российской империи.

Владение методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составление не­большое сообщения по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.


Екатерина II Великая.

1




Екатерина II, Эрмитаж

Краткая ха­рактеристика деятель­ности царицы на благо России. Сравнение ха­рактеров русских царей, рассказ о характе­ре, интересах Екатерины Великой.

Владение способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).

Умение сотрудничать в группеПроявление толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, веро­исповедания.


Император Николай II.

1




Император, забастовка, революция

Краткийрассказ о последнем российском императоре и его семье. Поиск информации в различных источниках.

Владение способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности , понимает специфику ка­ждой из них.


Умение соотносить ин­формацию с имеющи­мися знаниями. Пони­мание ценности любой жизни.


Советская

Россия.

Тест по теме «Наша Родина: от Руси до России».


1




Советская Россия, СССР, Российская Федерация

Работа с текстом учеб-ника. Схему (лента времени).Поиск информацию о рес-публиках, входивших в состав СССР.

Поиск информации.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.


Как люди жили в старину (11 ч)

Из истории имён


1




Имя, история возникновения имён

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фа­милии. Подбирает ино­странные имена, похо­жие на русские.


Умение доводить дело до конца.

Про­явление толерантности к людям, независимо от возраста, национально­сти, вероисповедания.


Как выглядели наши предки. Коренные народы Югры – ханты и манси

1




Облик, краса-девица, борода окладистая

Описание особенности внешнего вида славяни­на. Самостоятельнаяподго­товка небольшого сооб­щения по теме «Как вы­глядели люди в разные исторические эпохи».

Реализация в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности. Умение крити­чески оценивать резуль­тат своей работы.


Использование ин­формации для решения учебных и практических задач.


Как в старину трудились наши предки.

1





Приведение примеров труда славян в далёкой древ­ности.

Владение методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание


Умение доводить работу до конца. Успешное осуществление учебной деятельности.


Как защищали Родину наши предки.

1





Краткое сооб­щение информации по теме «Как славяне про­водили свободное вре­мя». Объяснение значения пословиц, поговорок, ус­таревших слов.

Владение рассуждением, описанием, повествовани­ем. Владение способами по­лучения, анализа и обра­ботки информации.

Умение искать нужную информацию. Успешное осуще­ствление учебной дея­тельности.



Какие предме­ты окружали русских людей.

1




Изба, хата-мазанка, русская печь по-чёрному

Описание устройства и внешнего вида русского жилища. Пере­числение особенностей крестьянской избы.

Умение проектировать (планировать) самостоя­тельную деятельность в соответствии с предла­гаемой учебной задачей.

Адекватное оценивание ре­зультата своей деятель­ности. Умение работать в коллективе.


О первых каменных постройках.

Жилище народов Севера раньше и теперь.

1





Объяснение различия дет­ской и взрослой одежды. Объяснение способов изго­товления обуви русских людей.

Применение для решения учебных и практических задач различные умствен­ные операции (сравнение, обобщение, анализ, дока­зательства и др.).

Ува­жительное отношение к людям труда, к своей стране. Умение соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.


По одежке встречают…

1




Рабочая и праздничная старинная одежда

Объяснение способов изготовления одежды

(обувь, головные уборы)

Применение для решения учебных и практических задач различные умственные операции.

Адекватное оценивание результата своей деятельности. Умение работать в коллективе.


Русская трапеза.


1




Трапеза, крестьянская еда

Название особенностей трапезы в городе и в сель­ской местности. Объяснение значения пословицы «Хлеб да вода - крестьян­ская еда».

Владеет способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой).

Умение работать инди­видуально и в малых группах. Умение соотно­сить информацию с имеющимися знаниями.


Боги древних славян

1




Древние славяне, боги древних славян

Название языческих богов сла­вян. Объяснение значения пословиц. Рассказ о традиционных масленич­ных играх и забавах.

Использование информации для решения учебных и практических задач.

Успешное осуществление взаимодействия с уча­стниками учебной дея­тельности.


Принятие хри­стианства на Руси.

1




Язычество, христианство, храмы, монастыри, христианские праздники

Объяснение, как происхо­дило принятие хри­стианства на Руси. На­звание некоторых хри­стианских праздников.

Владение способами по­лучения, анализа и об­работки информации.


Адекват­но оценивание результатов своей работы.


Проверочная работа по теме «Как жили наши предки»

1





Выполнение задания проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Принятие и удержание цели зада­ния в процессе его вы­полнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.


Как трудились в старину (17 ч)




Труд в крестьянском хозяйстве

1




Беседовать на основе полученных ранее зна­ний. Обсуждать «Выска­жем предположения». Работать с текстом учеб­ника и иллюстрациями.

Объяснение зависи­мости крестьянского тру­да от природных усло­вий, времени года и по­годы. Перечисляет ору­дия сельскохозяйствен­ного труда.

Умение проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Уважительное отношение к людям тру­да, к своей стране. Уме­ние соотносить инфор­мацию с имеющимися знаниями.


Как трудились крестьянские дети

1




Беседовать на основе полученных ранее зна­ний. Обсуждать «Выска­жем предположения». Работать с текстом учеб­ника и иллюстрациями.

Объяснение зависи­мости крестьянского тру­да от природных усло­вий, времени года и по­годы. Перечисляет ору­дия сельскохозяйствен­ного труда.

Умение проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Уважительное отношение к людям тру­да, к своей стране. Уме­ние соотносить инфор­мацию с имеющимися знаниями.


Труд крепост­ных крестьян.

1




Крепостные, крепостное право, отмена крепостного права, Манифест

Понимание особенностей труда мужчины и жен­щины, детей в крестьян­ской семье. Называет дату от­мены крепостного права.


Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Успешное осуществление учебной деятельности.


Что такое ремесло?


1




Ремесло, ремесленник, артели

Понимание, что такое ре­месло и кого называют ремесленником. Название особенностей труда ремесленника. Краткий рассказ о развитии ремёсел в России.


Умение доводить дело до конца. Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Сотрудничество в группе, в паре; ищет информа­цию. Выражение своих чувств, вызванных со­стоянием природы.


Игрушечных дел мастера. Игры и игрушки детей Югры.

1




Народный промысел, разновидности народных игрушек.

Название традиционных ремёсел: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнение иг­рушки по виду, по мате­риалу.

Умение проектиро­вать (планировать) само­стоятельную деятель­ность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Ведение и поддержание диалога, аргументи­рованное отстаивание собственного мнения.


Маленькие мастера. Искусное мастерство северян

1





Рассказ об особен­ностях изготовления иг­рушек русскими умель­цами. Составление кол­лективной презентации «Мы - мастера».

Владение способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение).

Успешное осуществление взаимодействия с уча­стниками учебной деятельности.


О гончарном ремесле.

1




Гончар, гончарное ремесло, гончарный круг

Название объектов окру-жающего мира, их анализ. Классификация объектов окружающего мира по разным основаниям.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.




Успешное осуществление взаимодействия с уча­стниками учебной дея­тельности.


О труде ткачей.

1




Ткач (ткачиха), ткацкий станок, веретено, прялка

Приведение примеров тка­чества, прядения, шитья в сказках разных наро­дов. Проведение виртуаль­ной экскурсии в музей ткачества.

Соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Реализация в процессе парной работы правил совместной дея-тельности.



Русские

оружейники.

1




Оружейники, доспехи, кольчуга

Краткий рассказ об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле сла­вян. Перечисление «ору­жейных» города России.


Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.




Самостоятельное моти­вирование своей деятель­ности, определение цели работы (задания) и вы­деление её этапов.


Первые

российские

мануфактуры.

1




Мануфактура, мануфактурщик


Владение методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание).

Успешное осуществление взаимодействия с уча­стниками учебной деятельности. Понимание личного затруднения и обращение за помо­щью к учителю.


Железные до­роги в России.

1




Железнодорожный транспорт, конная тяга

Краткий рассказ о первой железной дороге в России. Название даты построения первой же­лезной дороги.

Владение способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности. Поиск информации.

Сотрудничество в совме­стном решении пробле­мы. Понимание ценности любой жизни.


Первые пароходы и пароходство в России.

1




Пароход, пароходство

Краткий рассказ об открытиях, которые из­менили жизнь человека. Понимание значения раз­вития пароходства в России.

В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передача результатовизучения объектов окру­жающего мира.

Понимание личного затруднения и обращаение за помощью к учителю.


Итоговая проверочная работа

1




Автомобиль, автомобилестроение

Клас­сификация автомобилей по назначению перево­зок. Рассказ о раз­витии автомобилестрое­ния в России.

Умение доводить дело до конца. Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Понимание роли челове­ка в обществе. Уважительное отношение к своей стра­не. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы.


Автомобилестрое-ние в России.

1




История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные

Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический

Планирование, контроль и оценка учебных действий;

Способность преодолевать трудности.


Самолёто­строение в России.

1




Самолётостроение, авиация

Составление рассказа о самолетах. Перечисление разных видов самолета. Краткий рассказ о роли современной авиа­ции.

Владение рассуждением, описанием, повествова­нием. Получение информации из разных источников (из презента­ции, иллюстративного материала и текста учебника).

Сотрудничество с другими учениками при совместном реше­нии проблемы.


Время косми­ческих полётов

1





Выполнение задания по изученным в послед­ней четверти темам.

Умение доводить дело до конца.

Адекватное оценивание результата своей дея­тельности.


Урок -КВН "Моя Родина-Югра"

1





Экологический урок-обобщение по курсу «Мы – дети природы»

. Получение информации из разных источников

Сотрудничество с другими учениками при совместном реше­нии проблемы.