Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №18 пос. РАОС
140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС ____________Постнова Н.В. «____» августа 2016 г. |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
(базовый уровень)
1 класс
Составитель:
Рыбнова Светлана Михайловна
учитель высшей категории

2016 год
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Авторской программы «Окружающий мир 1 - 4 классы» / Автор: Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2016-2017 учебный год
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
к концу 1 класса учащиеся научатся:
называть свой домашний адрес и адрес школы;
правилам поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правилам поведения во время экскурсий по городу и за городом; правила личной гигиены;
основам взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе;
выполнять правила безопасности при переходе улицы;
учащиеся получат возможность научиться:
различать объекты неживой и живой природы;
различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 ч., 2 ч. в неделю)
Введение (3ч.)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Что и кто? (19 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (11 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда? (9 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (20 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Заключение (2 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Формы организации учебных занятий
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков; экскурсии; виртуальные экскурсии; практические работы; проектная деятельность
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Основные виды учебной деятельности
Работа с учебником; работа в тетради с печатной основой; работа в тетради «Тесты»; наблюдение; проблемный вопрос; эвристическая беседа; сократическая беседа; демократическая беседа; опыт; эксперимент; моделирование; упражнение; ЭОР.
Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
№ | Название темы/урока | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
Введение (3 ч) |
1 | Задавайте вопросы! Урок - игра | | |
2 | Экскурсия: «Наша школа. Школьный двор» | | |
3 | Наши помощники. Урок - игра | | |
Раздел I. «Что и кто?» (19 ч) |
4 | Что такое Родина? Виртуальная экскурсия | | |
5 | Что мы знаем о народах России? Виртуальная экскурсия | | |
6 | Что мы знаем о Москве? Виртуальная экскурсия Проект «Моя малая Родина» | | |
7 | Что у нас над головой? | | |
8 | Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней. | | |
9 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | | |
10 | Что растет на подоконнике? | | |
11 | Что растет на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника | | |
12 | Что это за листья? Экскурсия. | | |
13 | Что такое хвоинки? Практическая работа. Определяем хвойные деревья | | |
14 | Кто такие насекомые? | | |
15 | Кто такие рыбы? | | |
16 | Кто такие птицы? Практическая работа. Исследуем перья птиц | | |
17 | Кто такие звери? Что такое зоопарк? Практическая работа. Исследуем шерсть зверей | | |
18 | Что нас окружает дома? | | |
19 | Что умеет компьютер? | | |
20 | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
21 | На что похожа наша планета? | | |
22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | | |
Раздел II. «Как, откуда и куда?» (11 ч) |
23 | Как живет семья? Проект «Моя семья». | | |
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа. Выполняем опыты с водой | | |
25 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи (конструирование) | | |
26 | Как путешествует письмо? | | |
27 | Куда текут реки? Практическая работа. Готовим «морскую» воду | | |
28 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа. Выполняем опыты со снегом и льдом | | |
29 | Как живут растения? Практическая работа. Учимся ухаживать за комнатными растениями | | |
30 | Как живут животные? | | |
31 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц | | |
32 | Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа. Учимся сортировать мусор | | |
33 | Откуда в снежках грязь? Практическая работа. Исследуем снежки и снеговую воду | | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | | |
Раздел III. «Где и когда?» (9 ч) |
35 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | | |
36 | Когда придет суббота? | | |
37 | Когда наступит лето? | | |
38 | Где живут белые медведи? | | |
39 | Где живут слоны? | | |
40 | Где зимуют птицы? | | |
41 | Когда появилась одежда? | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | | |
Раздел IV. «Почему и зачем?» (20 ч) |
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | | |
48 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучаем возникновение звуков | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | | |
51 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | |
52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | |
53 | Зачем мы спим ночью? | | |
54 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | |
55 | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? Практическая работа. Как правильно чистить зубы | | |
56 | Областная диагностическая работа | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | | |
59 | Зачем нужны поезда? | | |
60 | Зачем строят корабли? | | |
61 | Зачем строят самолеты? | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | |
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | |
| ИТОГО: | 66 часов | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
____________________/Рыбнова С.М/
От «___» августа 2016 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ ООШ №18 пос. РАОС
_____________/Волкова С.В./
«___» августа 2016 года
9