СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по УМК "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по УМК "Школа 2100"»

Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по ознакомлению с окружающим миром для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. «Окружающий мир. Наша планета Земля»(заключения РАО (№ 01-98/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007) (Образовательная система «Школа 2100».

Важнейшие линии развития личности ученика курса окружающий мир:

-знакомство с целостной картиной мира;

-формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Цель: Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру средствами курса окружающего мира.

Изучение курса направлено на достижение следующих задач:

  • Развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе.

  • Воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств, потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе сохранять и укреплять здоровье.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы: русский язык, литературное чтение, технология. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Деятельностный подход- основной способ получения знаний.Решение проблемных творческих задач- главный способ осмысления мира. При изучении курса окружающий мир используется принцип минимакса.

В учебный курс включен региональный компонент. Цель: создание условий для формирования у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов Республики Коми, Прилузского района и родного села. Региональный компонент вводится на примере изучения природных объектов нашей местности.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.


Особенности организации учебного процесса по предмету.

Урок в «Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использовать следующие образовательные технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;

  • общепредметная технология – формирование типа правильной читательской деятельности;

  • проектная технология;

  • технология оценивания образовательных достижений учащихся.

Формы обучения: фронтальная (общеклассная), групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная

Методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства;

  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля: проверочные и контрольные работы, тест, самоконтроль, взаимоконтроль, тренинг.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

В том числе:

– на написание контрольных работ – 5 часа;

- проверочные работы -10 (по 15-20 мин на уроке)

– проведение экскурсий – 4 часа.

-решение жизненных задач (проектные задачи)–2 часа.

- проведение практических работ и опытов - 5 часов

Учебно-методический комплект.

  1. Учебник «Наша планета Земля»в 2-х частях (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин)-М.: Баласс, 2012 – рекомендовано Министерством образования и науки РФ

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета Земля» (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин)-– рекомендовано Министерством образования и науки РФ

  3. Методические рекомендации для учителя (авторы А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова)-М.: Баласс, 2010

  4. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина) - М.: Баласс, 2012

  5. Мои первые опыты. 1-2 класс(автор И.И.Курапова, под ред. А.А.Вахрушева) - М.: Баласс, 2012

  6. Интернет-ресурсы.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир».







Учебно-тематический план.


Тема раздела

Количество часов

Практическая часть

Региональный компонент

Наша планета

37

12

6

Земля – наш общий дом

27

5

6


Экскурсии

4


2

Всего

68

17

14


№ п/п

Тема урока

Региональный

компонент

Кол-во часов

Использование учебника и рабочей тетради (р.т.), тетради для самостоятельных и итоговых работ, тетради «Мои первые опыты»

1 четверть (16 часов)

1

Как мы будем учиться


1

Как работать с учебником. 1 часть,с.3-6

2

Общие слова-понятия


1

Часть1, тема 1, с.8-9,

Р.т. с.2

Раздел 1. Наша планета Земля. 37 часов

3-4

Из чего состоят все предметы

Проверочная работа №1


2

Тема 2, с.12-15,

с.16-19. р.т.-с.3-5


5-6

Природные часы, календарь, компас

Наблюдение за природными часами

2

Тема 3, с.20-25,р.т.- с.6-8

Практическая работа с компасом.

Ориентирование по компасу в тетради «Мои первые опыты» с 15-16

7

Земля имеет форму шара


1

Тема 4,с.26-31, р.т.- 9

8

Глобус-модель Земли


1

Тема 5,с.32-35, р.т.10-11

9

Повторение. Проверочная работа №2


1


10

Контрольная работа №1


1


11

Земля в космосе


1

Тема 6,с.36-41,р.т.12-13

12

Притяжение Земли


1

Тема7, с.42-49,р.т. 14-15

13-14

Смена дня и ночи

Проверочная работа №3

Особенности продолжительности дня и ночи нашего края

2

Тема 8, с.50-55, р.т.16-17

Практическая работа «Вокруг земной оси»

15-16

Смена времен года

Сезонные изменения в нашем крае

2

Тема 9, с.56-63, р.т.18-19

2 четверть (16 часов)

17

Где на Земле теплее


1

Тема 10,с.64-69, р.т.20-21

18-19

Погода и климат

Климатические особенности Ставропольского края

2

Тема 11,с.70-77,р.т.22-24

Практическая работа «Наблюдение за погодой»

Проведение опыта

Тетрадь «Мои первые опыты»: Как рождается ветер, Движение в комнате. С 16-18

20

Урок-тренинг.

Проверочная работа №4


1

Проведение практической работы

Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воздуха. С 18-19

21

Контрольная работа №2


1

Проведение практической работы Тетрадь «Мои первые опыты»: Термометр и температура. С 20-22

22-23

План и карта

Ставропольский край на карте России

2

Тема 12,с.78-83, р.т.25-26

24

Глобус и карта


1

Тема 13, с.84-89, р.т.27-28

25

Повторение.

Проверочная работа №5


1


26-27

Что изображают на карте


2

Тема 14, с.90-95, р.т.29-30.

28

Материки и океаны


1

Тема 15, с.96-103, р.т 31-32

29

Повторение.

Проверочная работа № 6


1


30

Экскурсия в музей

Краеведческий музей

1


31-32

Реки и озера

Реки и озера Кочубеевского района, Ставропольского края

2

Тема 16, с.104-111, р.т.33-35

Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воды. С 22-24

33

Реки и озера


1

Начало работы над проектом «Мое село»

3 четверть (20 часов)

34- 35

Равнины и горы


Горы Ставропольского края

2

Тема 17, с.112-119,р.т.36-37

35-36

Повторение.

Проверочная работа № 7


2


37

Моря и острова.



1

Тема 18, с.120, р.т.38

38

Проверочная работа №8


1


39

Учимся решать жизненные задачи.



1


40

Контрольная работа №3


1


Раздел 2. Земля - наш общий дом.

41- 42

Экологические системы.

Проверочная работа №9


2

Часть 2. Тема 19

Практическая работа

Тетрадь «Мои первые опыты»: Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода. С 25-26

43

Природная зональность

Природная зона нашего края

1

Тема 20

44

Природные зоны холодного пояса


1

Тема 21, дополнительный материал

45

Леса умеренного пояса


1

Тема 22

Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Жизнь дерева. С 26-27

46

Засушливые зоны умеренного пояса


1

Тема 23

Постановочный опыт

Тетрадь «Мои первые опыты»: Причины разрушения почвы. Образование оврагов с 27-28

47

Путешествие в теплые края

Самостоятельная подготовка докладов

1

Тема 24

48

Горные системы


1

Тема 25

49

Повторение.

Проверочная работа №9


1


50 -51

Люди, города и страны

Города Ставропольского края

2

Тема 26

52

Проверочная работа №10


1


4 четверть (16 часов)

53

Люди, города и страны


1


54

Контрольная работа №4


1


55-56

Путешествие тучки по Европе


2

Тема 27

57

Азия


1

Тема 28

58-60

Путешествие в дальние страны Проверочная работа №12

Сообщения школьников

3

Тема 29


61-62

Россия- наша родина


2

Тема 30

63-64

Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)


Наш край, формы земной поверхности.

2


65-66

Наша маленькая планета


2

Тема 31

67

Урок повторения.

Контрольная работа №5


1


68

Учимся решать жизненные задачи

Проектная задача «Мое село»

1

Приложение1




Содержание учебного курса для 2 класса

«Наша планета Земля» (68 ч)

Введение (4 ч)
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (18 ч)
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Глобус и карта (8 ч)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.
Формы земной поверхности (8 ч)
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водо-сборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (12 ч)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч)
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение изученного материала – 4 ч.




Календарно-тематическое планирование, 2 класс по учебнику «Наша планета Земля»



п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во

часов

задания

Дата

Предметные

Метапредметные





1.

Раздел 1. Наша планета



Как мы будем учиться











Знать:

- как устроен учебник для 2 класса;

- три состояния вещества;

- состав предметов, свойства веществ;

- стороны света;

- Земля имеет форму шара;

- понятие горизонта;

- глобус – модель Земли, вращение Земли;

- цветовые обозначения на глобусе;

- что такое календарь.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- различать 3 состояния веществ;

- определять стороны света с помощью компаса;

- ориентироваться по сторонам света;

- находить полюсы Земли и экватор;

- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии


Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира;

- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом;

- умение контролировать свою деятельность;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»;

- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентироваться с помощью компаса;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Логические:

- уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах

- игры:

«Угадай предмет» (понятия); «Путь человечества» (настольная);

- игры-исследования: «Из чего состоит предмет»;

- опыт-наблюдение: «Вода-пар», «Как меняется тень»;

- групповая работа;

- работа с плакатами:

- «Из чего состоит вещество»;

- наблюдения-исследования за предметом;

- «Описание свойств вещества»;

- игра. «Из чего состоит предмет»;

- работа с плакатом «Природные часы, календарь, компас»;

-ориентирование по компасу (практическая работа с компасом);

- работа с плакатом

«Форма Земли» (из комплекта наглядных пособий для 2 класса);

- работа с иллюстрациями учебника;

- наблюдения «Рассмотри глобус и опиши его»;

- работа с учебником и тетрадью, ИКТ;

- экскурсия «Ориентирование на местности по компасу».


1

с. 3 – 7, р.т. с.1


2.

Общие слова – понятия

1

с. 8 – 12,

р.т. с.2


3 -

4.

Из чего состоят вещества. Проверочная работа № 1

2

с. 12–19,

р.т. с.3-5


5 -

6.

Природные часы, календарь и компас/

Региональный компонент

Практическая работа с компасом.

Ориентирование по компасу в тетради «Мои первые опыты» с 15-16

2

с. 20–25,

р.т. с.6-8


7.

Земля имеет форму шара

1

с. 26–31,

р.т. с.9


8.

Глобус – модель Земли

1

с. 32–35,

р.т. с.10-11


9.

Повторение по теме «Земля – шар». Проверочная работа № 2

1



10.

Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли»

1

к/р № 1 с. 23-26


11.

Земля в космосе









Знать:

- Земля – планета;

- элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды)

- движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси;

- общее представление о форме и размерах Земли;

- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;

- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;

- времена года, их особенности;

- правила безопасного поведения в разное время года;

- особенности природных условий на различных участках земного шара;

- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;

- различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

- круговорот воды в природе.

Уметь:

- оценивать роль науки в познании мира;

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- демонстрировать эти движения на моделях;

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния;

- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.


Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом;

- уметь контролировать свою деятельность;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям;

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»;

- пользоваться глобусом;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня.

Логические:

- характеризовать времена года, погодные климатические условия;

- различать смену времен года и смену дня и ночи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.

Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «Режим дня»

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», «подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»;

- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Логические:

- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков , океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы;

- уметь анализировать рисунок , описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна».

Коммуникативные:

- формулировать вопросы, собственное мнение и позицию при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- выполнять правила работы в парах, группах при создании проектов и изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков.

опыты: «Как вода разрушает горы», «Сила притяжения Земли»;

- исследования: «Мой режим дня»;

- кроссворды: «Земля в космосе», «Времена года»;

- наблюдения за природой;

- выполнение заданий в тетрадях;

- экскурсия: «Наблюдения за погодой»;

- ведение дневника-наблюдений;

- групповая работа, ИКТ;

- просмотр фильмов «Земля в космосе»;

- создание проекта. «Солнечная система» (практикум);

- работа с плакатами из комплекта наглядных пособий для 2 класса;

работа с теллурием.

1

с. 36–42,

р.т. с.12-13


12.

Притяжение Земли.









1

с. 42–49,

р.т. с.14-15


13–

14.

Смена дня и ночи.

Проверочная работа № 3.










2

с. 50–55,

р.т. с.16-17


15-

16.

Смена времен года

Региональный компонент









2

с. 56–63,

р.т. с.18-19


17.

Где на Земле теплее




1

с. 64–369,

р.т. с.20-21


18-

19.

Погода и климат


Региональный компонент

Проведение опыта

Тетрадь «Мои первые опыты»: Как рождается ветер, Движение в комнате. С 16-18

2

с. 70–77,

р.т. с.22-24


20.

Урок – тренинг. Проверочная работа № 4

Проведение практической работы

Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воздуха. С 18-19

1



21.

Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»

Проведение практической работы Тетрадь «Мои первые опыты»: Термометр и температура. С 20-22

1

к/р № 2, с. 21-22, 27-28


22-23

План и карта

Региональный компонент

Знать:

- различать план и карту, иметь представление о масштабе;

- части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;

- условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты;

- название особых точек и линий на глобусе;

- высоты и глубины различных географических объектов;

- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;

- водоемы и их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком;

- водоемы родного края;

- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;

- понятие «бассейн реки»;

- составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток);

- особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные);

- формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги;

- общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте;

- особенности на поверхности родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;

- рождение гор, их превращение в равнины;

- правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;

- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина;

- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;

- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;

- определять направления течения рек по карте и глобусу;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни


2

с. 78-83,

р.т. с.25-26


24-25

Глобус и карта. Проверочная работа № 5

2

с. 84–89,

р.т. с.27-28


26-27

Что изображают на карте

2

с. 90–95,

р.т. с.29-30


28-29

Материки и океаны. Проверочная работа № 6

2

с. 96–103,

р.т. с.31-32


30-31

Реки и озера

Региональный компонент

Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воды. С 22-24

2

с. 104–111,

р.т. с.33-35


32-33

Равнины и горы.

Региональный компонент

2

с. 112–119,

р.т. с.36-37


34.

Повторение «Реки, озера, равнины и горы». Проверочная № 7

1



35-36.

Моря и острова. Проверочная работа № 8

2

с. 120–125,

р.т. с.38-40


37.

Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта»

1

к/р № 3, с. 19-20, 29-30




38-39

Раздел 2. Земля – наш общий дом.

Экологические системы. Проверочная работа № 9

Знать:

- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;

- места обитания организмов;

- части экосистемы;

- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- смену природных зон на поверхности земли;

Личностные:

- устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь контролировать свою деятельность при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»;

- уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Логические:

- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны».

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- выполнять правила работы в парах, группах;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах.

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и тетрадью;

- работа с картой «Природные зоны», политической картой;

- просмотр видео фрагментов из фильма «Как животные делают это», «Горные вершины»;

- решение кроссвордов : «Леса», «Живая и неживая природа», «Экосистема»;

- работа с гербарием;

- выступления с докладами;

- наблюдения в природе;

- составление плана местности.

2

с.3-9, р.т. с.41-43


40.

Природная зональность

1

С. 10-13, р.т. с.44


41.

Природные зоны холодного пояса.

Региональный компонент

Практическая работа

Тетрадь «Мои первые опыты»: Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода. С 25-26

1

С. 14-19, р.т. с. 45


42.

Леса умеренного пояса.

Региональный компонент

1

С.20-25, р.т. с.46-47


43.

Засушливые зоны умеренного пояса

1

С.26-29, р.т. с.48-50


44.

Путешествие в теплые края

1

С.30-41,


45.

Горные экосистемы.

Региональный компонент

Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Жизнь дерева. С 26-27

1

С.42-47, р.т. с 51-52


46.

Повторение по теме «Природные зоны холодного и умеренного пояса». Проверочная работа № 10

Постановочный опыт

Тетрадь «Мои первые опыты»: Причины разрушения почвы. Образование оврагов с 27-28

- закон природной зональности;

- экологические системы


родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года;

- особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли;

- особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных;

- цепи питания в хвойном лесу;

- названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни);

- членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них;

- последствия нарушения экосистемы;

- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;

- горные экосистемы;

- многообразие стран и народов на Земле;

- преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне;

- отличия людей разных частей света.

Уметь:

- характеризовать экосистемы;

- описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения;

- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

- находить на карте изученные природные зоны;

- находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны

1



47-48

Люди, города и страны. Проверочная работа № 11

2

С.48-5, р.т. с.53-56


49.

Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны»

1

к/р с. 17-18, 31-32


50-51.

Путешествие тучки по Европе

Знать:

- многообразие стран, народов на Земле;

- материки: Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду;

- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран;

- Москва – столица России, достопримечательности России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику;

- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;

- положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности);

- правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Уметь:

- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;

- различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте;

- называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей;

- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;

- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;

- характеризовать ( в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

- анализировать влияние современного человека на природу,

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона,села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, села;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом;

- уметь контролировать свою деятельность;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона,села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»

- уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Логические:

- уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира;

- находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками;

- вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами;

- уметь строить план местности, работать с контурными картами;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мое село»,

« Путешествие в дальние страны».

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении стран

-- выполнять правила работы в парах, группах при изучении стран ,своей страны России и своего региона, села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле;

- уметь адекватно оценивать свои знания и умения;

- уметь оценивать правильность поведения в природе, беречь богатства природы в повседневной жизни.













-Игра «Угадай героя»; «Угадай флаг страны»;

- ролевая игра «Путешествие по странам»;

- работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушариев;

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с учебником и рабочей тетрадью;

- выступления с докладами;

- создание проекта «Всемирная выставка», «Путешествие в дальние страны»;

- составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»;

- просмотр видеофильмов о странах;

- работа с энциклопедиями;

- наблюдения в природе.

2

С. 52-57, р.т. с.57-61


52.

Азия

1

С. 58-61, р.т. с.62-63


53.

Путешествие в дальние страны. Африка.

1

С. 62-69, р.т. с.64-65


54.

Путешествие в дальние страны. Америка (Северная Америка, Южная Америка)

1

С. 70-75, р.т. с.66-67


55.

Путешествие в дальние страны. Австралия. Антарктида.

1

С. 76-81, р.т. с.68


56-57.

Россия – наша родина. Проверочная работа № 12

2

С. 82-87, р.т. с.69-71


58-59.

Экскурсии в природу

Региональный компонент

( 1.Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы.

2. Наша природная зона)

2



60-61.

Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа № 13

2

С. 88-93, р.т. с.72-73


62.

Повторение по теме «Наша маленькая планета Земля»

1

Р.т. с. 74-79


63.

Учимся решать жизненные задачи

1

С. 94-95


64.

Контрольная работа № 5 по теме « Земля – наш общий дом»

1

к/р с. 15-16, 33-34


65.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша планета Земля»

2



66.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – наш общий дом»

1



67.

Обобщение по теме «Экологическая система родного края»

Региональный компонент

1



68.

Посещение краеведческого музея.

Региональный компонент

1



























Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки школьника (знать, уметь, таблица требований) содержат «мини»-уровень – то есть обязательные для запоминания и использования факты, понятия, закономерности, правила. При этом в таблице требований они изложены в деятельностной форме, то есть в виде умений по использованию знаний.
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
– элементарные сведения о трех состояниях вещества;
– что Земля имеет форму шара;
– что горизонт – воображаемая линия;
– основные стороны света;
– элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
– закон всемирного тяготения;
– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
– как себя вести при грозе;
– основные этапы круговорота воды в природе;
– элементарные сведения о погоде;
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения глобуса и карты;
– части света, материки и океаны;
– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;
– основные природные зоны;
– географические закономерности размещения хозяйства людей;
– политическую карту, крупнейшие страны и города;
– части света и их основные особенности;
– о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.
Уметь: – использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
– различать утро, день, вечер и ночь;
– различать времена года по основным признакам;
– уметь пользоваться календарем и часами;
– показывать линию горизонта;
– определять стороны горизонта при помощи компаса;
– описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
– определять температуру с помощью термометра;
– владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
– показывать на карте части света, материки и океаны;
– уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
– показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
– распознавать ландшафты основных природных зон;
– перечислять порядок их расположения на планете;
– находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
– находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
– беречь богатства природы в повседневной жизни;
– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Контроль уровня обучения.

Уровень задания в учебнике, рабочей тетради, проверочных и контрольных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы, которые должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. В отличие от этого акцент проверочных работах сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (мини макс), а материал контрольных работ целиком ориентирован на обязательном минимуме знаний.

Проверочные работы носят обучающий характер. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях (тренировочные цели). На выполнение отводится 10-15 минут. В каждом задании указано умение, на проверку которого оно нацелено. Ученик может решить задание на необходимом уровне (правильно решенные задания примерно соответствует отметке «4»), а может далее перейти более высокому программному (что примерно соответствует отметке «5»), а в некоторых случаях – даже максимальному уровню. В работе над ошибками ученик может выполнять те задания другого варианта, которые вызывали затруднения. Отметки за проверочные работы (по одной за каждое умение) рекомендуется выставлять после исправления возможных ошибок. Главный критерий оценки – качество работы ребенка над собой. Проводятся контрольные работы в конце четверти, рассчитаны на весь урок.

Критерии и нормы оценок.

ТЕСТ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.





121