Рабочая учебная программа по ознакомлению с окружающим миром для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. «Окружающий мир. Наша планета Земля»(заключения РАО (№ 01-98/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007) (Образовательная система «Школа 2100».
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы: русский язык, литературное чтение, технология. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Деятельностный подход- основной способ получения знаний.Решение проблемных творческих задач- главный способ осмысления мира. При изучении курса окружающий мир используется принцип минимакса.
В учебный курс включен региональный компонент. Цель: создание условий для формирования у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов Республики Коми, Прилузского района и родного села. Региональный компонент вводится на примере изучения природных объектов нашей местности.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Урок в «Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использовать следующие образовательные технологии:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
– проведение экскурсий – 4 часа.
-решение жизненных задач (проектные задачи)–2 часа.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир».
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата |
Предметные | Метапредметные |
1. | Раздел 1. Наша планета Как мы будем учиться | Знать: - как устроен учебник для 2 класса; - три состояния вещества; - состав предметов, свойства веществ; - стороны света; - Земля имеет форму шара; - понятие горизонта; - глобус – модель Земли, вращение Земли; - цветовые обозначения на глобусе; - что такое календарь. Уметь: - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради; - различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе; - различать 3 состояния веществ; - определять стороны света с помощью компаса; - ориентироваться по сторонам света; - находить полюсы Земли и экватор; - ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии | Личностные: - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира; - ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя; - умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом; - умение контролировать свою деятельность; - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям. Познавательные: Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»; - пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентироваться с помощью компаса; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Логические: - уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их; - уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах | - игры: «Угадай предмет» (понятия); «Путь человечества» (настольная); - игры-исследования: «Из чего состоит предмет»; - опыт-наблюдение: «Вода-пар», «Как меняется тень»; - групповая работа; - работа с плакатами: - «Из чего состоит вещество»; - наблюдения-исследования за предметом; - «Описание свойств вещества»; - игра. «Из чего состоит предмет»; - работа с плакатом «Природные часы, календарь, компас»; -ориентирование по компасу (практическая работа с компасом); - работа с плакатом «Форма Земли» (из комплекта наглядных пособий для 2 класса); - работа с иллюстрациями учебника; - наблюдения «Рассмотри глобус и опиши его»; - работа с учебником и тетрадью, ИКТ; - экскурсия «Ориентирование на местности по компасу». | 1 | с. 3 – 7, р.т. с.1 | |
2. | Общие слова – понятия | 1 | с. 8 – 12, р.т. с.2 | |
3 - 4. | Из чего состоят вещества. Проверочная работа № 1 | 2 | с. 12–19, р.т. с.3-5 | |
5 - 6. | Природные часы, календарь и компас/ Региональный компонент Практическая работа с компасом. Ориентирование по компасу в тетради «Мои первые опыты» с 15-16 | 2 | с. 20–25, р.т. с.6-8 | |
7. | Земля имеет форму шара | 1 | с. 26–31, р.т. с.9 | |
8. | Глобус – модель Земли | 1 | с. 32–35, р.т. с.10-11 | |
9. | Повторение по теме «Земля – шар». Проверочная работа № 2 | 1 | | |
10. | Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли» | 1 | к/р № 1 с. 23-26 | |
11. | Земля в космосе | Знать: - Земля – планета; - элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды) - движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси; - общее представление о форме и размерах Земли; - закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления; - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца; - соразмерность ритма в жизни человека с сутками; - времена года, их особенности; - правила безопасного поведения в разное время года; - особенности природных условий на различных участках земного шара; - понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»; - различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер); - круговорот воды в природе. Уметь: - оценивать роль науки в познании мира; - характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления; - сравнивать и различать день и ночь, времена года; - объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; - устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - демонстрировать эти движения на моделях; - самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния; - измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра; - сравнивать погоду и климат; - характеризовать круговорот воды в природе; - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Личностные: - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира; - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру; Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом; - уметь контролировать свою деятельность; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям; Познавательные: Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»; - пользоваться глобусом; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня. Логические: - характеризовать времена года, погодные климатические условия; - различать смену времен года и смену дня и ночи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их; - уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия. Коммуникативные: - правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «Режим дня» Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», «подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»; - пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Логические: - характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков , океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы; - уметь анализировать рисунок , описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать; - уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна». Коммуникативные: - формулировать вопросы, собственное мнение и позицию при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - выполнять правила работы в парах, группах при создании проектов и изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков. | опыты: «Как вода разрушает горы», «Сила притяжения Земли»; - исследования: «Мой режим дня»; - кроссворды: «Земля в космосе», «Времена года»; - наблюдения за природой; - выполнение заданий в тетрадях; - экскурсия: «Наблюдения за погодой»; - ведение дневника-наблюдений; - групповая работа, ИКТ; - просмотр фильмов «Земля в космосе»; - создание проекта. «Солнечная система» (практикум); - работа с плакатами из комплекта наглядных пособий для 2 класса; работа с теллурием. | 1 | с. 36–42, р.т. с.12-13 | |
12. | Притяжение Земли. | 1 | с. 42–49, р.т. с.14-15 | |
13– 14. | Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3. | 2 | с. 50–55, р.т. с.16-17 | |
15- 16. | Смена времен года Региональный компонент | 2 | с. 56–63, р.т. с.18-19 | |
17. | Где на Земле теплее | 1 | с. 64–369, р.т. с.20-21 | |
18- 19. | Погода и климат Региональный компонент Проведение опыта Тетрадь «Мои первые опыты»: Как рождается ветер, Движение в комнате. С 16-18 | 2 | с. 70–77, р.т. с.22-24 | |
20. | Урок – тренинг. Проверочная работа № 4 Проведение практической работы Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воздуха. С 18-19 | 1 | | |
21. | Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения» Проведение практической работы Тетрадь «Мои первые опыты»: Термометр и температура. С 20-22 | 1 | к/р № 2, с. 21-22, 27-28 | |
22-23 | План и карта Региональный компонент | Знать: - различать план и карту, иметь представление о масштабе; - части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте; - условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты; - название особых точек и линий на глобусе; - высоты и глубины различных географических объектов; - растительность и животных, обитающих на том или ином материке; - водоемы и их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком; - водоемы родного края; - правила безопасного поведения на водоеме в разное время года; - понятие «бассейн реки»; - составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток); - особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные); - формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги; - общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте; - особенности на поверхности родного края; - правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года; - рождение гор, их превращение в равнины; - правила безопасного поведения при землетрясении. Уметь: - характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; - находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина; - сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности; - находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название; - определять направления течения рек по карте и глобусу; - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения; - применять полученные знания и умения на уроках в жизни | | 2 | с. 78-83, р.т. с.25-26 | |
24-25 | Глобус и карта. Проверочная работа № 5 | 2 | с. 84–89, р.т. с.27-28 | |
26-27 | Что изображают на карте | 2 | с. 90–95, р.т. с.29-30 | |
28-29 | Материки и океаны. Проверочная работа № 6 | 2 | с. 96–103, р.т. с.31-32 | |
30-31 | Реки и озера Региональный компонент Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Свойства воды. С 22-24 | 2 | с. 104–111, р.т. с.33-35 | |
32-33 | Равнины и горы. Региональный компонент | 2 | с. 112–119, р.т. с.36-37 | |
34. | Повторение «Реки, озера, равнины и горы». Проверочная № 7 | 1 | | |
35-36. | Моря и острова. Проверочная работа № 8 | 2 | с. 120–125, р.т. с.38-40 | |
37. | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта» | 1 | к/р № 3, с. 19-20, 29-30 | |
38-39 | Раздел 2. Земля – наш общий дом. Экологические системы. Проверочная работа № 9 | Знать: - лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); - отличительные признаки живых организмов от неживых предметов; - места обитания организмов; - части экосистемы; - природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - смену природных зон на поверхности земли; | Личностные: - устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь контролировать свою деятельность при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах. Познавательные: Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»; - уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Логические: - уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их; - уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны». Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - выполнять правила работы в парах, группах; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах. | - работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»; -групповая работа, ИКТ; - работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками; - работа с учебником и тетрадью; - работа с картой «Природные зоны», политической картой; - просмотр видео фрагментов из фильма «Как животные делают это», «Горные вершины»; - решение кроссвордов : «Леса», «Живая и неживая природа», «Экосистема»; - работа с гербарием; - выступления с докладами; - наблюдения в природе; - составление плана местности. | 2 | с.3-9, р.т. с.41-43 | |
40. | Природная зональность | 1 | С. 10-13, р.т. с.44 | |
41. | Природные зоны холодного пояса. Региональный компонент Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода. С 25-26 | 1 | С. 14-19, р.т. с. 45 | |
42. | Леса умеренного пояса. Региональный компонент | 1 | С.20-25, р.т. с.46-47 | |
43. | Засушливые зоны умеренного пояса | 1 | С.26-29, р.т. с.48-50 | |
44. | Путешествие в теплые края | 1 | С.30-41, | |
45. | Горные экосистемы. Региональный компонент Практическая работа Тетрадь «Мои первые опыты»: Жизнь дерева. С 26-27 | 1 | С.42-47, р.т. с 51-52 | |
46. | Повторение по теме «Природные зоны холодного и умеренного пояса». Проверочная работа № 10 Постановочный опыт Тетрадь «Мои первые опыты»: Причины разрушения почвы. Образование оврагов с 27-28 | - закон природной зональности; - экологические системы родного края; - правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года; - особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли; - особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных; - цепи питания в хвойном лесу; - названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни); - членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них; - последствия нарушения экосистемы; - зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса; - горные экосистемы; - многообразие стран и народов на Земле; - преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне; - отличия людей разных частей света. Уметь: - характеризовать экосистемы; - описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон; - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения; - объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон; - находить на карте изученные природные зоны; - находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны | 1 | | |
47-48 | Люди, города и страны. Проверочная работа № 11 | 2 | С.48-5, р.т. с.53-56 | |
49. | Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны» | 1 | к/р с. 17-18, 31-32 | |
50-51. | Путешествие тучки по Европе | Знать: - многообразие стран, народов на Земле; - материки: Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду; - территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран; - Москва – столица России, достопримечательности России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. - карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику; - природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края; - положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности); - правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Уметь: - называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду; - различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте; - называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей; - называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город; - различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города; - характеризовать ( в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности; - анализировать влияние современного человека на природу, - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Личностные: - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона,села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; - позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, села; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом; - уметь контролировать свою деятельность; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям. Познавательные: Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона,села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; - уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты» - уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач. Логические: - уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их; - уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира; - находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками; - вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами; - уметь строить план местности, работать с контурными картами; - уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мое село», « Путешествие в дальние страны». Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; - оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении стран -- выполнять правила работы в парах, группах при изучении стран ,своей страны России и своего региона, села; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах; - уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле; - уметь адекватно оценивать свои знания и умения; - уметь оценивать правильность поведения в природе, беречь богатства природы в повседневной жизни. | -Игра «Угадай героя»; «Угадай флаг страны»; - ролевая игра «Путешествие по странам»; - работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушариев; - работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»; -групповая работа, ИКТ; - работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками; - работа с учебником и рабочей тетрадью; - выступления с докладами; - создание проекта «Всемирная выставка», «Путешествие в дальние страны»; - составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»; - просмотр видеофильмов о странах; - работа с энциклопедиями; - наблюдения в природе. | 2 | С. 52-57, р.т. с.57-61 | |
52. | Азия | 1 | С. 58-61, р.т. с.62-63 | |
53. | Путешествие в дальние страны. Африка. | 1 | С. 62-69, р.т. с.64-65 | |
54. | Путешествие в дальние страны. Америка (Северная Америка, Южная Америка) | 1 | С. 70-75, р.т. с.66-67 | |
55. | Путешествие в дальние страны. Австралия. Антарктида. | 1 | С. 76-81, р.т. с.68 | |
56-57. | Россия – наша родина. Проверочная работа № 12 | 2 | С. 82-87, р.т. с.69-71 | |
58-59. | Экскурсии в природу Региональный компонент ( 1.Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы. 2. Наша природная зона) | 2 | | |
60-61. | Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа № 13 | 2 | С. 88-93, р.т. с.72-73 | |
62. | Повторение по теме «Наша маленькая планета Земля» | 1 | Р.т. с. 74-79 | |
63. | Учимся решать жизненные задачи | 1 | С. 94-95 | |
64. | Контрольная работа № 5 по теме « Земля – наш общий дом» | 1 | к/р с. 15-16, 33-34 | |
65. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша планета Земля» | 2 | | |
66. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | | |
67. | Обобщение по теме «Экологическая система родного края» Региональный компонент | 1 | | |
68. | Посещение краеведческого музея. Региональный компонент | 1 | | |
Уровень задания в учебнике, рабочей тетради, проверочных и контрольных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы, которые должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. В отличие от этого акцент проверочных работах сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (мини макс), а материал контрольных работ целиком ориентирован на обязательном минимуме знаний.
Проверочные работы носят обучающий характер. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях (тренировочные цели). На выполнение отводится 10-15 минут. В каждом задании указано умение, на проверку которого оно нацелено. Ученик может решить задание на необходимом уровне (правильно решенные задания примерно соответствует отметке «4»), а может далее перейти более высокому программному (что примерно соответствует отметке «5»), а в некоторых случаях – даже максимальному уровню. В работе над ошибками ученик может выполнять те задания другого варианта, которые вызывали затруднения. Отметки за проверочные работы (по одной за каждое умение) рекомендуется выставлять после исправления возможных ошибок. Главный критерий оценки – качество работы ребенка над собой. Проводятся контрольные работы в конце четверти, рассчитаны на весь урок.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.