Пояснительная записка
к рабочей программе
по окружающему миру
Рабочая программа по математике для 1 а класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.09. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.14. № 5);
- примерной программы начального общего образования по окружающему миру.
- программы "Окружающий мир" А.А. Плешакова. 1-4 классы под редакцией Е.С. Галанжиной.-2-е издание., стереотип.- М.: Просвещение, 2015.- 224 с. - (Образовательный стандарт).
Данная рабочая программа является частью основной образовательной программы начального общего образования (1-4 классы) (ФГОС) МАОУ Свердловская СОШ № 2 ЩМР МО.
Программа ориентирована на работу по учебнику Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков. В 2-х частях. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают учащийся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в разной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;
Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Содержание программы (66 часов)
1.Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Вода. Свойства воды, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения. Условия, необходимые для жизни растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина – Россиия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная Площадь, Большой театр и др. расположение Москвы на карте.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здоровогообраза жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Перечень практических работ
№ урока | Тема | Вид работы |
7 | Что у нас под ногами | Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. |
8 | Что общего у разных растений? | Нахождение у растений их частей, показ и название. |
9 | Что растёт на подоконнике? | Определение комнатных растений с помощью атласа определителя |
10 | Что растёт на грядке? | Определение растений цветника с помощью атласа определителя. |
11 | Что это за листья? | Определение деревьев по листьям. |
15 | Кто такие птицы? | Исследование строение пера птицы. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. |
27 | Откуда берётся снег и лёд? | Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов. |
28 | Как живут растения? | Наблюдение за ростом и развитием растений. |
30 | Как зимой помочь птицам? | Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма. |
32 | Откуда в снежках грязь? | Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. |
38 | Где живут белые медведи? | Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные УУД
Учащийся научится:
использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины.
Учащийся получит возможность научиться:
бережному отношению к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Учащийся получит возможность научиться:
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Учащийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки.
Учащийся получит возможность научиться:
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
| Итого | 66 |
График проведения проверочных работ
Календарно-тематический план по окружающему миру в 1а классе на 2015-2016 учебный год
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности | Плановые сроки прохож- дения | Скоррек тирован- ные сро- ки про- хождения |
1 четверть (18 часов) |
1 | Задавайте вопросы! | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем).Знакомство с постоянными персонажами учебника- Муравьем Вопросиком Мудрой Черепахой. | | |
2 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | Знакомство со школой, с учебными кабинетами, библиотекой. Правила поведения в столовой, раздевалке. | | |
3 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | Знакомство со школьным двором и правилами поведения на нем. | | |
4. | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | Знакомство с наиболее удобной и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути. | | |
Раздел «Что и кто?» (20 часов) |
5 | Что такое Родина? | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | | |
6 | Что мы знаем о народах России? | Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. | | |
7 | Что мы знаем о Москве? | Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия блаженного, метро, зоопарк и т.д.). | | |
8 | Проект «Моя малая Родина». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | |
9 | Что у нас над головой? | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | | |
10 | Что у нас под ногами? | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков 9форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | | |
11 | Что общего у разных растений? | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | | |
12 | Что растет на подоконнике? | Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. распознавание комнатных растений в классе. | | |
13 | Что растет на клумбе? | Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | | |
14 | Что это за листья? | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | | |
15 | Что такое хвоинки? | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев. | | |
16 | Кто такие насекомые? | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых- шесть ног. Разнообразие насекомых. | | |
17 | Кто такие рыбы? | Рыбы-водные животные, тело которых ( у большинства) покрыто чешуей. Морские и речные рыбы. | | |
18 | Кто такие птицы? | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья - главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | | |
19 | Кто такие звери? | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | | |
20 | Что окружает нас? | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | | |
21 | Что умеет компьютер? | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | | |
2 четверть (14 часов) |
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | | |
23 | На что похожа наша планета? | Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус- модель Земли. | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) |
25 | Как живет семья. Проект «моя семья». | Семья- это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | |
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды. | | |
27 | Откуда в наш дом приходит электричество. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | | |
28 | Как путешествует письмо? | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | | |
29 | Куда текут реки? | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | | |
30 | Откуда берутся снег и лед? | Снег и лед. Исследование свойств снега и льда. | | |
31 | Как живут растения? | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | | |
32 | Как живут животные? | Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | | |
33 | Как зимой помочь птицам? | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкорма птиц. | | |
34 | Откуда берется и куда девается мусор? | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | | |
35 | Откуда в снежках грязь? | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты от ее загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | | |
3 четверть (18 часов) |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | | |
Раздел «Где и когда?» (10 часов) |
37 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | |
38 | Когда придет суббота? | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | | |
39 | Когда наступит лето? | Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года. | | |
40 | Где живут белые медведи? | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | | |
41 | Где живут слоны? | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | | |
42 | Где зимуют птицы? | Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследование учеными маршрутов перелета птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | | |
43 | Когда появилась одежда? | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). | | |
44 | Когда изобрели велосипед? | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | | |
45 | Кода мы станем взрослыми? | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | | |
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | | |
Раздел «Почему и зачем?» (20часов) |
47 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва. | | |
48 | Почему луна бывает разной? | Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | | |
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных. | | |
50 | Почему звенит звонок? | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | | |
51 | Почему радуга разноцветная? | Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | | |
52 | Почему мы любим кошек и собак? | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | | |
4 четверть (16 часов) |
53 | Проект «Мои домашние питомцы». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | | |
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | | |
55 | Зачем мы спим ночью? | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. | | |
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. | | |
57 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук. | | |
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. | | |
59 | Зачем нужны автомобили? | Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль будущего. | | |
60 | Зачем нужны поезда? | Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. | | |
61 | Зачем строят корабли? | Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. | | |
62 | Зачем строят самолеты? | Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета. | | |
63 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | | |
| Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | | |
Итого: 66 часов |