Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении Утверждаю:
«Начальные классы» Приказ № _____от________________
протокол № от______________
Директор ___________ Т.П.Шестакова
_____________________________________
Согласовано с заместителем директора по
УВР ________________________________
Рабочая программа
Окружающий мир
2а класс
Составитель:
Ляхманова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
с.Кемля, 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые предметные результаты
В результате обучающийся научится:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы: смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.;
устанавливать связи между сезонными изменениями неживой и живой природы;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие;
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой, определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни;
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура;
знать названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.;
знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
2.Человек и общество (21ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник.
Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
3.Правила безопасного поведения (7ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
№ | Разделы, темы | Количество часов | Экскурсии |
Раздел 1. Человек и природа | 40 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Планеты и звезды. Неживая и живая природа Земли. Свойства воздуха и воды. Солнце, воздух, вода и растения. Разнообразие растений. Культурные растения. Продолжительность жизни растений. Грибы. Животные. Человек разумный – часть природы. | 5 2 4 4 4 8 3 8 2 | 1 |
Раздел 2.Человек и общество | 21 | |
1 2 3 4 5 | Письмо экологов школьникам. Где и как найти ответы на вопросы. Человек и животные. Человек разумный – часть природы. В родном краю. | 1 5 6 2 7 | 2 |
Раздел 3. Правила безопасного поведения | 7 | |
1 2 | Как уберечь себя от беды? Человек разумный – часть природы. | 5 2 | 1 |
Всего: | 68 | 4 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Число часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Письмо экологов школьникам | 1 | | |
| Где и как найти ответы на вопросы | 5 | | |
2 | Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы | 1 | | |
3 | Советы старших | 1 | | |
4 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | | |
5 | Ищем ответы на вопросы в учебнике | 1 | | |
6 | Опыт и наблюдение | 1 | | |
| Планеты и звезды | 5 | | |
7 | Земля. Модель Земли | 1 | | |
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | | |
9 | Звезды и созвездия | 1 | | |
10 | Планеты | 1 | | |
11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | | |
| Неживая и живая природа Земли | 2 | | |
12 | Как связаны неживая и живая природа? | 1 | | |
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | | |
| Свойства воздуха и воды | 4 | | |
14 | Свойства воздуха | 1 | | |
15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | | |
16 | Вода и ее свойства | 1 | | |
17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | 1 | | |
| Солнце, воздух, вода и растения | 4 | | |
18 | Условия, необходимые для развития растений | 1 | | |
19 | Корень, стебель и лист | 1 | | |
20 | Питание растений | 1 | | |
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения» | 1 | | |
| Разнообразие растений | 4 | | |
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | | |
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | | |
24 | Красная книга России. Правила поведения в природе | 1 | | |
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | | |
| Культурные растения. Продолжительность жизни растений | 8 | | |
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | | |
27 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | | |
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | | |
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | | |
30 | Растения сада | 1 | | |
31 | Сколько живут растения? | 1 | | |
32 | Размножение растений своими частями | 1 | | |
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | | |
| Грибы | 3 | | |
34 | Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | | |
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | 1 | | |
36 | Как правильно собирать грибы? | 1 | | |
| Животные | 8 | | |
37 | Разнообразие животных | 1 | | |
38 | Насекомые | 1 | | |
39 | Рыбы | 1 | | |
40 | Земноводные | 1 | | |
41 | Пресмыкающиеся | 1 | | |
42 | Птицы | 1 | | |
43 | Звери | 1 | | |
44 | Как животные защищаются | 1 | | |
| Человек и животные | 6 | | |
45 | Домашние животные | 1 | | |
46 | Живой уголок | 1 | | |
47 | Урок-экскурсия на животноводческую ферму | 1 | | |
48 | Значение диких животных | 1 | | |
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил! | 1 | | |
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» (экскурсия в заповедник или заказник родного края) | 1 | | |
| Человек разумный – часть природы | 6 | | |
51 | Про тебя | 1 | | |
52 | Что умеет человек? | 1 | | |
53 | Расти здоровым | 1 | | |
54 | Питание и здоровье | 1 | | |
55 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | | |
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | | |
| Как уберечь себя от беды? | 5 | | |
57 | Чистота – залог здоровья | 1 | | |
58 | Берегись простуды! | 1 | | |
59 | Твоя безопасность на улице | 1 | | |
60 | Твоя безопасность дома | 1 | | |
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 | | |
| В родном краю | 7 | | |
62 | День Победы | 1 | | |
63 | Имя города, села, поселка | 1 | | |
64 | История Московского Кремля | 1 | | |
65 | Экскурсия в город | 1 | | |
66 | Общий дедушка | 1 | | |
67 | День Конституции России | 1 | | |
68 | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | | |
2