СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Планета знаний"
1.Пояснительная записка
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации № 273-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
Приказа Министерства образования и науки РФ № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений внесённых в федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
Письма Министерства образования Ульяновской области №73-иогв-01/ 6203исх от 11.08.2016 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016-2017учебном году»;
7.Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышкий район» Ульяновской области;
8.Учебного плана МОУ СОШ с.Новая Бекшанка МО «Барышский район» Ульяновской области на 2016-2017 учебный год; . 9.Примерной программы по окружающему миру, (УМК «Планета зна ний»).Москва АСТ:Астрель 2012 г.;.
10. Авторской программы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Планета знаний». УМК «Планета знаний»).Москва АСТ:Астрель 2012 г.;.
11.Положения о рабочей программе учителя – предметника (ФГОС НОО) муниципальной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Цели и задачи:
— формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
3.Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МОУ СОШ с.Новая Бекшанка и примерной программой по предмету «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 учебных часа в неделю. Общий объем 70 часов (35 недель).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы,
равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать
необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить
примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей
между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;
рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать
особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. —создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция;
1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
6.Содержание учебного предмета
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (20ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Природа вокруг нас. | 8 |
2 | Вода, воздух, горные породы и почва. | 16 |
3 | О царствах живой природы. | 16 |
4 | Человек. | 10 |
5 | Человек в обществе. | 18 |
6 | Резервные уроки | 2 |
| Итого: | 70 |
7.Тематическое планирование
Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень практических работ, экскурсий.
№ | Дата | Тема урока | Кол.ч | Тип урока | Виды деятельности |
| Планируемые результаты | Д/З | примечания | |||||||
| Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||
п | ф | |||||||||||||||
|
|
|
|
| Природа вокруг нас (8 ч.) |
|
|
| ||||||||
1 |
| Что нас окружает | 1 | Урок ознакомления с новым материалом
| Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком
| Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы | С.6-7 |
| ||||||
2 |
| Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений
| Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа | Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | С.8-9 |
| ||||||
3 |
| Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений
| Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу | Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком | Способность к самооценке | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
|
| ||||||
4 |
| Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | 1 | Урок ознакомления с новым материалом
| Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца | Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | С.10-11 |
| ||||||
5 |
| Ориентирование по компасу и местным признакам | 1 | Комбинированный урок | Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | С.11-16 |
| ||||||
6 |
| Экскурсия «Ориентирование на местности» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом (индивидуально и в группах) | Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
|
|
| ||||||
7 |
| Свойства тел и веществ. Практическая работа | 1 |
Комбинированный урок | Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей | Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ | Способность оценивать трудность предлагаемого задания Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
| С.17-20 |
| ||||||
8 |
| Явления природы.
| 1 | Комбинированный урок | Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам | Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы | Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | С.15-16 |
| ||||||
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.) | ||||||||||||||||
9 |
| Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа | 1 | Комбинированный урок | Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике | Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления
| Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | С.26-27 |
| ||||||
10 |
| Вода-растворитель. Практическая работа | 1 | Комбинированный урок | Установление опытным путем свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами | Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | С.28-29 |
| ||||||
11 |
| Свойства льда, снега и пара | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое | Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях | Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.30-31 |
| ||||||
12 |
| Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.34-38 |
| ||||||
13 |
| Облака, роса, туман, иней, изморозь | 1 | Комбинированный урок | Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации | Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства | Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | С.38-41 |
| ||||||
|
| Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды
| 1 | Комбинированный урок | Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды | Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | С.41-46 |
| ||||||
|
| Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала | Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования
| Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
|
| ||||||
|
| Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 1 | Комбинированный урок | Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни | Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы | Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | С.47-50 |
| ||||||
17 |
| Свойства воздуха. Практическая работа | 1 | Комбинированный урок | Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься | Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | С.51-53 |
| ||||||
18 |
| Ветер. Охрана воздуха | 1 |
Комбинированный урок | Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха | Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде | С.54-57 |
| ||||||
19 |
| Почва. Охрана почвы | 1 |
Комбинированный урок | Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения | Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде | С.68-69 |
| ||||||
20 |
| Горные породы | 1 | Комбинированный урок | Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе | Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы
| С.60-63 |
| ||||||
21-22 | 19.11
23.11 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | 2 |
Комбинированный урок | Установление связи деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Выделение эстетического аспекта этого взаимодействия | Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | С.60-61 |
| ||||||
23-24 | 26. 11
30 11 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа | 2 | Комбинированный урок | Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые» | Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования | Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе | С.63-65 С.66-67 |
| ||||||
О царствах живой природы (16 ч.) |
| |||||||||||||||
25 | 3.12 | Четыре царства живой природы | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания | Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | С.78-79 |
| ||||||
26 | 7.12 | Строение растений. Практическая работа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений | Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
| С.80-84 |
| ||||||
27 | 10. 12 | Разнообразие растений | 1 |
Комбинированный урок | Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений | Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
|
| С.85-86 |
| ||||||
28 | 14.12 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
Комбинированный урок | Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений | Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
| С.87-88 |
| ||||||
29 | 17. 12 | Жизнь растений | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений | Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | С.89-92 |
| ||||||
30 | 21. 12 | Размножение и развитие растений | 1 | Комбинированный урок | Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян | Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка | Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | С.93-94 |
| ||||||
31 | 24. 12 | Развитие растения из семени. Охрана растений
| 1 | Комбинированный урок | Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу |
| Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | С.95-98 |
| ||||||
32 |
| Строение животных. Практическая работа
| 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности |
| Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.99-100 |
| ||||||
33 |
| Разнообразие животных | 1 |
Комбинированный урок | Расширение знаний об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Выявление существенных признаков | Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.101-105 |
| ||||||
34 |
| Домашние и дикие животные | 1 | Комбинированный урок | Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных | Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.106-108 |
| ||||||
35 |
| Как животные воспринимают мир | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств | Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков | С.109-111 |
| ||||||
36 |
| Передвижение и дыхание животных | 1 | Комбинированный урок | Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | С.112-115 |
| ||||||
37 |
| Питание животных | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания | Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | С.116-119 |
| ||||||
38 |
| Размножение и развитие животных | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп | Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | С.120-123 |
| ||||||
39 |
| Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» | 1 | Комбинированный урок | Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране | Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира | Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений | С.124-125 |
| ||||||
40 |
| Грибы и бактерии
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека | Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы | С.126-129 |
| ||||||
Человек (10 ч.) |
|
| ||||||||||||||
41 |
| Человек — часть живой природы
| 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» |
| Способность к самооценке. Основы экологической культуры | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.6-10 |
| ||||||
42 |
| Кожа — первая «одежда». Практическая работа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи |
| Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | С.11-14 |
| ||||||
43 |
| Скелет. Практическая работа | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования | Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
| С.15-18 |
| ||||||
44 |
| Мышцы. Практическая работа | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц | Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы | Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.19-21 |
| ||||||
45 |
| Кровеносная система. Практическая работа | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме
| Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы | Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
| С.22-26 |
| ||||||
46 |
| Дыхание | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыхания | Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | С.26-29 |
| ||||||
47 |
| Питание и выделение | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ | Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | С.30-34 |
| ||||||
48 |
| Органы чувств. Практическая работа | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом | Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены | Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать | Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | С.35-37 |
| ||||||
49 |
| Нервная система | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Представления о нервной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения | Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.38-40 |
| ||||||
50 |
| Эмоции и темперамент. работа. | 1 |
Комбинированный урок | Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах | Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием | Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.41-43 |
| ||||||
Человек в обществе (18 ч.) |
| |||||||||||||||
51 |
| Народы нашей страны | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом
| Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России | Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.50-52 |
| ||||||
52 |
| Традиции народов нашей страны | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны | Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | С.53-56 |
| ||||||
53 |
| Путешествие по ленте времени | 1 | Комбинированный урок | Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время» | Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы | С.57-60 |
| ||||||
54 |
| Города и села | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан | Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.61-64 |
| ||||||
55 |
| Названия городов | 1 | Комбинированный урок | Представление о появлении названий у городов | Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города | Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.65-68 |
| ||||||
56 |
| Кремль — центр города | 1 | Урок ознакомления с новым материалом
| Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города | Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | С.69-75 |
| ||||||
57 |
| Улицы города | 1 | Комбинированный урок | Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов | Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.76-79 |
| ||||||
58 |
| Герб — символ города | 1 |
Комбинированный урок | Знакомство с одним из символов города — гербом | Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль | С.80-83 |
| ||||||
59 |
| Памятные места городов | 1 |
Комбинированный урок | Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) | Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте
| Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности | С.84-87 |
| ||||||
60 |
| Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знакомство с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры | Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города | Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы |
|
| ||||||
61 |
| Современный город | 1 |
Комбинированный урок | Знакомство с обликом современного города | Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города | Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.88-91 |
| ||||||
62 |
| Москва — столица России. Проверочная работа | 1 | Комбинированный урок | Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями | Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С92-95 |
| ||||||
63 |
| Что такое государство | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом
| Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России | Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
| С.96-100 |
| ||||||
64 |
| Конституция – основной закон нашей страны | 1 |
Урок ознакомления с новым материалом
| Ознакомление с основным законом государства – Конституцией | Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции
| Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.101-104 |
| ||||||
65 |
| Права ребенка | 1 | Урок ознакомления с новым материалом
| Ознакомление с правами детей | Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка | Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий | С.105-108 |
| ||||||
66 |
| Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | 1 | Урок ознакомления с новым материалом
| Ознакомление с главными символами страны
| Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации
| Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий | С.109-113 |
| ||||||
67 |
| Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа | 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Продолжение знакомства с главными символами страны | Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | С.114-116 |
| ||||||
68
69-70 |
| Государственные награды
Резерв | 1
2 | Комбинированный урок | Ознакомление с наградной системой страны | Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью | С.117-120 |
|
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие
9.Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Критерии оценки проверочных работ учащихся по окружающему миру.
«5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. |
Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. |
Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. |
Верное решение менее 60 процентов заданий. |
13