СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова). В рабочей программе: пояснительная записка, таблица с УУД
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3а класса ГБОУ СОШ №979 разработана на основе примерной образовательной программы по окружающему миру, основной образовательной программы гимназии, требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по окружающему миру под редакцией Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, а также, как предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания».(Л.В.Занков.) В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
Особенностью содержания курса 3-го класса является то, что с этого года обучения в равной мере представлены два раздела программы: «Человек и природа», «Человек и общество». Основное содержание учебника 3 класса- изучение разных природных условий на Земле(природные зоны и сообщества), жизни людей, их занятий в этих условиях в период от зарождения человечества до начала Нового времени.
Основная цель изучения курса: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру. Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи.
Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Способность человека защитить себя формируется на основе двух аспектов системы знаний об опасности, риске и овладении навыками и средствами защиты. Эти знания, умения и навыки необходимы для обеспечения собственной безопасности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, т.е для формирования новой компетенции учащихся. Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт и найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей.
Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Срок реализации программы -2015-2016 учебный год.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены ниже программой.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечение в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения программы курса «окружающий мир» для 3-го класса
Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и срезовое оценивание.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Общая характеристика учебного предмета.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природного и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, истории, литературы и других дисциплин. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «правила безопасной жизни».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе , историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
К окончанию третьего класса обучающие должны уметь и сформировать:
Личностные универсальные учебные действия
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;
Регулятивные универсальные учебные действия
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-об- разным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая
неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
использовать естественно- научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Человек и общество
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Литература
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс-Самара: Издательский дом «Фёдоров»:издательство «Учебная литература»,2015
Наглядные пособия
Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир». 3 класс.
Карты: «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны мира», «Физическая карта мира».
Технические средства обучения
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Аудиторный шкаф для хранения таблиц и наглядных пособий.
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||
I | Природные условия Земли | 8 | 0 |
|
|
|
|
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
II | Человек в далеком прошлом | 14 | 1 |
III | Земли восточных славян | 15 | 1 |
IV | Образование Древнерусского государства | 7 | 0 |
V | Объединение русских земель вокруг Москвы | 12 | 1 |
VI | Какая она, Азия? | 11 | 0 |
VII | Россия в VII веке | 5 | 1 |
Рефлексивная фаза | |||
VIII | Итоговое повторение | 2 | 0 |
|
|
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
| 68 | 4 |
№ | п/п | Тема урока(тип урока) | Основное содержание темы, термины и понятия | Вид контроля, измерители | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
| ||||||||||
Природные условия земли (8ч) | ||||||||||
1 | 1 | Приглашение к путешествию (постановочный, вводный) | Географическая карта, компас, стороны света, ориентирование, пространство, время, природные условия, тепловые пояса | Творческая работа | Научится ориентироваться в учебнике: различать элементы книги; делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; понимать систему знаков, условных обозначений; объяснять понятия «стороны света», «времена года», «дни недели», «год» | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания, больше узнать | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике | Задавать вопросы, дополнять ответы других, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
2 | 2 | Что такое погода (постановка учебной задачи) | Погода, температура, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, прогноз погоды, метеорология, показатели погоды | Устный опрос | Научится проводить наблюдения за погодой и природой родного края; выделять основные показатели погоды и фиксировать их с помощью знаков; использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе; выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края | Понимание необходимости научного прогресса и процесса обучению всему новому | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи | Вести диалог, слушать собеседника |
3 | 3 | Народные приметы погоды (решение учебной задачи) | Народные приметы, Гидрометцентр, разнообразие погодных условий на Земле | Творческая работа | Научится определять признаки хорошей и плохой погоды; устанавливать связи между изменениями в живой природе и погодными условиями; составлять устную характеристику погоды | Проявление ценностного отношения к труду, осознание важности всех профессий | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной форме | Формулировать и удерживать учебную задачу | Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками |
4 | 4 | Климат. Климатические пояса (освоение нового материала) | Климат, основные климатические пояса при сопоставлении с тепловыми поясами; экваториальный, тропический, умеренный, полярный (арктический и антарктический) пояса; показатели климата; причины образования климатов | Устный опрос | Научится использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе; сравнивать явления и понятия (климат и погода), показатели погоды с показателями климата, карты климатических поясов с картой тепловых поясов; различать характерные признаки сезонов года; объяснять причины неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре | Осознание себя жителем планеты Земля | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Узнавать, определять и называть объекты по их описанию, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений в соответствии с учебной задачей | Работать по предложенному плану, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Формулировать собственные мнение и позицию |
5 | 5 | Почва. Состав почвы (освоение нового материала) | Почва, состав почвы | Устный опрос | Познакомится с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Научится проводить опыт по определению состава и свойств почвы; планировать свою деятельность, наблюдать за ходом работы и фиксировать результаты | Проявление положительного отношения к процессу познания | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Пользоваться таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
| Доносить свою позицию до собеседника |
6 | 6 | Образование почв. Плодородие(решение учебных задач) | Почва, состав почвы, плодородная почва, перегной, разнообразие почв, охрана почв | Устный опрос | Научиться определять понятие «плодородие», устанавливать связь между неживой природой и живыми организмами, сравнивать различные типы почв с использованием текста и рисунков в учебнике; представлять последовательность круговорота веществ в природе | Проявление познавательной активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Устанавливать соответствие результата с поставленной целью | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
7 | 7 | Защита почв (решение учебной задачи) | Почва, овраг, глинисто-каменистая почва пустыни, чернозем степи, дерново-подзолистая почва леса, охрана почв | Исследовательская работа | Научится оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов; осуществлять поиск иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Учитывать другие мнение и позицию |
8 | 8 | Природные зоны суши Земли (решение учебной задачи) | Климат, почва, растения, животные, природная зона. тундра, лес, степь, арктическая пустыня, полупустыня | Устный опрос | Научится устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой; объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон; проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять синтез как составление целого из частей | Соотносить правильность выполнения с конечным результатом | Проявлять активность во взаимодействии |
Человек в далёком прошлом (13ч) | ||||||||||
9 | 1 | Где зародилось человечество? Географическое положение Африки (постановка учебной задачи) | Жаркий пояс, Африка, географическое положение, Нил, вулкан Килиманджаро, Нигер и Конго, озеро Виктория, Танганьика, Ньяса | Устный опрос | Познакомится с особенностями рельефа Африки. Научится определять географическое положение материка с помощью физической карты, использование условных обозначений на карте, находить на физической карте географические объекты, наносить их на контурную карту | Осознание своей значимости для народа, страны, науки и человечества | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Работать в группе, готовить сообщения и выступать перед классом |
10 | 2 | Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Животные экваториального леса (решение учебной задачи) | Экваториальный лес, климат, географическое положение, карта природных зон Африки, животные и растительность Африки | Творческая работа | Научится работать с климатической картой, картой природных зон, определять по карте границы климатических поясов и природных зон, соотносить местоположение климатических поясов с природными зонами, составлять на основе текста описание природной зоны по плану | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Задавать вопросы, дополнять ответы других |
11 | 3 | Африканская степь саванна (решение учебной задачи) | Африканская степь – саванна, баобаб | Устный опрос | Получит представление о растительном и животном мире природных зон Африки, Научится выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей, осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Проявление интереса к исследовательской деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
12 | 4 | Пустыни (изучение нового материала) | Пустыня, лиана, арбуз, оазис, Сахара | Устный опрос | Научится отличать пустыню от других климатических поясов, называть обитателей пустыни | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | Выполнять учебные действия в устной речи | Дополнять ответы других |
13 | 5 | Средиземноморская природная зона (решение учебной задачи) | Природные зоны, средиземноморская природная зона, Сочи, Кавказское побережье Черного моря | Устный опрос | Научится определять и показывать на карте средиземноморскую зону | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | Проявлять активность во взаимодействии |
14 | 6 | Родина человечества. Как появился человек? Жизнь древних людей (решение учебной задачи) | Человечество, человек, древние люди, родовое общество, одомашнивание животных, земледелие, версии о происхождении человека, племя, освоение огня | Творческая работа | Познакомится с различными теориями появления человека на Земле. Научится объяснять причины возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества, сравнивать условия жизни в различных природных зонах Африки; устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Задавать вопросы, дополнять ответы других |
15 | 7 | Самые древние государства (освоение нового материала) | Древние государства (Египет, Шумер, Вавилония, Индия, Китай), наскальные рисунки, клинопись | Устный опрос | Получит представление о государстве, его функциях. Научится устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Строить понятные для партнёра высказывания, учитывать другое мнение |
16 | 8 | Античность (решение учебной задачи) | Античность, Древняя Греция, Платон, Аристотель, Афины, демократия, Александр Македонский, Древний Рим, Тибр, Ромул | Устный опрос | Познакомится с понятием «античность». Научится ориентироваться в самых значимых исторических событиях Древней Греции и Рима, анализировать географические преимущества государства | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным материалами | Учитывать другое мнение и позицию |
17 | 9 | Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света (решение учебной задачи) | Лента времени, древнейший мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время, материки, континенты, части света | Устный опрос | Получит представление о ленте времени, делении истории человечества на крупные периоды. Научится различать прошлое, настоящее и будущее, материки и части света; соотносить изученные исторические события с датами | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять синтез как составление целого из частей | Принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач |
18 | 10 | Что там, за горизонтом? (решение учебной задачи) | Питей, отлив, прилив, Норвегия, варвары, Исландия | Устный опрос | Научится находить место изученных событий на ленте времени, отслеживать по тексту и карте в учебнике маршрут путешественника Питея, выделять качества личности, необходимые путешественнику того времени | Осознание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | Выбирать действие в соответствии с поставленной целью | Аргументировать свою позицию, учитывать другое мнение и позицию |
19 | 11 | Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад (освоение нового материала) | Македония, Александр Македонский, Китай, шелк, бумага, фарфор, компас | Устный опрос | Научится соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату – с веком, отслеживать по тексту и карте в учебнике маршрут А.Македонского, сравнивать историческую карту местности с географической | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи | Составлять план и последовательность действий | Учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре) |
20 | 12 | Первые шаги в изучении природы (решение учебной задачи) | Горизонт, шарообразность Земли, Аристотель, Фернан Магеллан | Устный опрос | Научится понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения, объяснять значение технических изобретений Архимеда для современной жизни, выявлять значение и использование других изобретений, сделанных в Древних государствах | Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Принимать и сохранять учебную задачу | Проявлять активность в совместной работе, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками |
21 | 13 | Духовная жизнь древнего человека (решение учебной задачи, обобщение и систематизация знаний) | Язычество, боги Древней Греции, жрецы, искусство, театр, форум | Устный опрос | Получит представление о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. Научится выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей, строить сообщение в устной и письменной форме | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Строить понятные для партнёра высказывания |
Земли восточных славян (15ч) | ||||||||||
22 | 1 | Географическое положение Европы (постановка учебной задачи) | Европа, Азия, граница Европы и Азии, Уральский горный хребет | Устный опрос | Научится читать условные обозначения; находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение; называть и находить на карте материки и части света | Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи | Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
23 | 2 | Первые люди на нашей Земле (решение учебной задачи) | Причерноморье, индоевропейские племена, санскрит | Практическая работа | Научится понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины | Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
24 | 3 | Восточно-Европейская равнина (изучение нового материала) | Физическая карта, Восточно-Европейская равнина, рельеф, климат, река | Устный опрос | Научится определять местоположение Восточно-Европейской равнины, климатические пояса и природные зоны, находить крупные реки, наиболее крупные географические объекты в пределах равнины, выявлять особенности рельефа | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи | Формулировать и удерживать учебную задачу | Строить понятные для партнёра высказывания |
25 | 4 | Степи. Растительный мир (решение учебной задачи) | Степь, растительность, многолетние, раннецветущие, засухоустойчивые растения, географическое положение зоны степей | Устный опрос | Научится понимать особенности природных условий степной зоны; выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи; приводить примеры растений степи | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Ориентироваться на карте полушарий, находить и правильно показывать изучаемые объекты | Задавать вопросы, дополнять ответы других |
26 | 5 | Степи. Животный мир степей (решение учебной задачи) | Степь, волк, зимующие и перелетные птицы | Устный опрос | Научится устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой; приводить примеры животных степной зоны; определять приспособленность животных к жизни в степи | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Собирать информацию из разных источников | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Согласованно работать в паре |
27 | 6 | Люди в степи (решение учебной задачи) | Степь, кочевые племена, особенности жизни людей в степях | Устный опрос | Научится устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями; осознавать и оценивать последствия к которым приводит влияние человека на природные сообщества | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Обрабатывать и анализировать информацию | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Аргументировать свою позицию |
28 | 7 | Лесостепь. Лесная зона (освоение нового материала) | Ландшафт, рельеф, водоёмы, лесостепь, лесная зона | Устный опрос | Научится различать природные условия основных и переходных природных зон; выделять существенные признаки лесостепной зоны; сравнивать изучаемые природные зоны | Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной форме | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Договариваться, приходить к общему решению |
29 | 8 | Лесная зона. Смешанные леса. Растительный и животный мир лесов (решение учебной задачи) | Смешанный лес, растения и животные смешанного леса, орешник, раннецветущие растения, ива, липа, ветреница; кабан, лось, медведь, лиса, сова, сойка, бобры | Устный опрос | Научится классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса; выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон; называть наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Выполнять различные действия в разных формах | Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
30 | 9 | Сезонные изменения в лесу (решение учебной задачи) | Времена года, перелётные птицы, спячка, травоядные животные | Творческая работа | Получит представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Научится составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки; сравнивать причины раннего цветения растений в лесу и степи | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Выбирать адекватные речевые средства |
31 | 10 | Экскурсия в природу (решение учебной задачи) | Дикие животные, смешанный лес, животные смешанного леса, перелетные птицы, зимовка | Практическая работа | Научится вести наблюдения в природе; фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире; выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края | Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков | Принимать и сохранять учебную задачу | Проявлять активность в совместной работе |
32 | 11 | Контрольная работа (обобщение и систематизация знаний) | Контрольная работа, самостоятельное выполнение заданий, самопроверка, самооценка | Контрольная работа | Научится выполнять задания контрольной работы, осуществлять самопроверку | Оценивание собственной учебной деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением признаков | Выстраивать алгоритм решения и последовательность исполнения поставленных задач при выполнении работы | Договариваться, приходить к общему решению |
33 | 12 | Как жили наши далёкие предки (постановка учебной задачи) | Славяне, удмурты, марийцы, Днепр, собирательство, охота, ловля рыбы, Черное море | Устный опрос | Научится устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян); сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Формулировать собственные мнение и позицию |
34 | 13 | Расселение славян. Создание макета посёлка в лесу (изучение нового материала) | Русь, Днепр, торговля, расселение | Устный опрос | Научится понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины; устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в различных природных зонах | Оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Учитывать другое мнение и позицию |
35 | 14 | Путь «из варяг в греки» (решение учебной задачи) | Исток, русло, устье, приток, левый и правый берег, Днепр, Киев, топонимика, путь «из варяг в греки», лента времени, историческая карта | Устный опрос | Научится соотносить текстовое описание пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике; определять понятия «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки» | Проявление мотивации к учебной деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи и расширения знаний по данной теме | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач, формулировать собственные мнение и позицию |
36 | 15 | Обожествление природы (решение учебной задачи) | Боги древних славян: Род, Перун, Сварог, Велес, Мокошь; пращур | Устный опрос | Научится устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта; понимать понятие «язычество»; проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени | Осуществление самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной форме | Выстраивать четкий алгоритм выполнения практической работы | Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе) |
Образование Древнерусского государства (7ч) | ||||||||||
37 | 1 | Первые русские князья (постановка учебной задачи) | Киевское княжество, князья Игорь, Олег, Святослав, Рюрик, княгиня Ольга; Древнерусское государство, страна | Устный опрос | Получит представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях. Научится осознавать понятие «государство»; определять признаки и значение государства; соотносить историческую карту с физической и картой природных зон | Проявление самостоятельной и личной ответственности за свои поступки | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Добывать новые знания из других источников самостоятельно, с помощью учителя, ориентироваться в понятиях | Выстраивать логическую цепь рассуждений и действий | Формулировать собственные мнение и позицию |
38 | 2 | Принятие Русью христианства (изучение нового материала) | Язычество, религия; мировые религии: христианство, буддизм, ислам | Устный опрос | Получит представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире. Научится понимать значение понятия христианства для Руси; соотносить историческое событие (крещение) с датой, веком | Проявление познавательной активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | Формулировать собственные мнение и позицию |
39 | 3 | Расцвет Древнерусского государства (решение учебной задачи) | Подвиг Кожемяки, Владимир, Ярослав Мудрый, печенеги | Устный опрос | Получит представление о выдающихся российских государственных деятелях (князьях Владимире, Ярославе Мудром). Научится понимать значение сильного государства; выделять существенные характеристики Древнерусского государства | Соблюдение экологической культуры | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
40 | 4 | Древнерусская культура (решение учебной задачи) | Строительство, кокошник, устное народное творчество, былины, «Слово о полку Игореве», летописи, азбука, Владимир Мономах | Творческая работа | Научится сравнивать крестьянский дом и боярский двор по рисунку; определять устное народное творчество как источник информации об истории Древней Руси; понимать изречения в летописях и сборниках того времени | Приобретение навыков сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Воспринимать смысл познавательных текстов в соответствии с учебной задачей | Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с одноклассниками | Доносить свою позицию до других |
41 | 5 | Ослабление Древнерусского государства (освоение нового материала) | Древнерусское государство, дробление государства, раздоры, междоусобные войны | Устный опрос | Научится устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствия; определять понятие «натуральное хозяйство» | Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением признаков | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Строить свою мысль четко и ясно, излагая гипотезы и предположения по теме |
42 | 6 | Ордынское нашествие (освоение нового материала) | Орда, нашествие, Чингисхан, хан Батый, Евпатий Коловрат, иго, дань | Устный опрос | Научится соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность исторических событий России; называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый) | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Высказывать свое предположение на основе иллюстраций, своих знаний | Принимать и сохранять учебную задачу | Формулировать собственные мнение и позицию |
43 | 7 | Угроза с Запада. Ледовое побоище (освоение нового материала) | Швеция, Александр Невский, Чудское озеро, Нева, лента времени, карта Древнерусского государства | Устный опрос | Научится соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность событий в России, строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский); приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства | Проявление интереса к истории своего народа, родной страны | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
Объединение русских земель вокруг Москвы (12ч) | ||||||||||
44 | 1 | Залесская земля (постановка учебной задачи) | Лес, степь, природная зона | Устный опрос | Научится определять последовательность важных событий в истории России, определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства; местонахождения Залеской земли на физической карте; сравнивать условия жизни человека в лесу и степи | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач |
45 | 2 | Что такое природное сообщество? Законы лесной жизни (решение учебной задачи) | Экологические проблемы, природное сообщество | Творческая работа | Познакомится с понятием «природное сообщество». Научится определять понятие «природное сообщество», осваивать доступные способы изучения природы; соблюдать элементарные правила поведения в природе и социальной среде | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Задавать вопросы, обращаться за помощью |
46 | 3 | Экологические проблемы леса. Законы лесной жизни (решение учебной задачи) | Природное сообщество, лес, луг, поле, водоём, река, озеро, болото | Устный опрос | Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природу; определять значение леса для древнерусского и современного человека | Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
47 | 4 | Природное сообщество луг (решение учебной задачи) | Луг, пищевая цепь, крот, ядовитые растения | Устный опрос | Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи растений и животных луга; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природное сообщество луг; приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | Формулировать собственные мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию одноклассников |
48 | 5 | Природное сообщество озеро. Правило поведения на воде (постановка учебной задачи) | Озеро, пруд, запруда, правила поведения на воде | Устный опрос | Научится находить на карте и называть названия крупных озер России; использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро; выявлять положительное и отрицательное влияния человека на природное сообщество озеро; приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания | Проявление познавательной активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками |
49 | 6 | Природное сообщество поле (решение учебной задачи) | Поле, деревянная соха, плуг, снегозадержание | Устный опрос | Научится находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения; исследовать связи между человеком и природой, растениями и животными; различать природные сообщества поле и луг; сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы | Применение правил делового сотрудничества | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач |
50 | 7 | Возвышение Москвы (изучение нового материала) | Возвышение, Москва, князь Данила, Иван Калита, Золотая Орда | Устный опрос | Научится определять последовательность исторических событий; находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы; определять преимущества географического положения Москвы | Проявление терпимости и доброжелательности в споре | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Перерабатывать полученную информацию, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе) |
51 | 8 | Куликовская битва (изучение нового материала) | Дмитрий Донской, Куликово поле, Куликовская битва, лента времени | Устный опрос | Научится составлять портрет исторического деятеля Дмитрия Донского; приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность; составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию | Проявление интереса к новому учебному материалу и истории своей страны. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию в соответствии с задачей | Работать по предложенному плану | Проявлять активность во взаимодействии |
52 | 9 | Стояние на реке Угре (изучение нового материала) | Московское княжество, Русь, монгольское иго, хан Ахмат | Устный опрос | Научится анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте; определять последовательность важных исторических событий в России; называть причины победы русских войск над захватчиками | Осознание гражданской идентичности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи | Ориентироваться на позицию партнёра в общении |
53 | 10 | Создание Московского государства. «Грозный царь» (изучение нового материала) | Московское государство, «Русская правда», Иван III, Софья Палеолог, Иван Грозный | Устный опрос | Научится отражать важнейшие события истории на ленте времени; ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени; составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного; оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа, роль личности в истории | Соблюдение экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи |
54 | 11 | Развитие русской культуры. Зодчество (решение учебной задачи) | Зодчество, Московский Кремль, Золотое кольцо России, Кострома, Суздаль, Сергиев Посад, Владимир | Творческая работа | Научится понимать особую роль России в мировой истории; находить на карте и фиксировать на контурной карте эти города; обсуждать одежду разных слоев населения по рисунку | Выражение положительного отношения к процессу познания | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять поиск материала в дополнительных изданиях | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Учитывать другое мнение |
55 | 12 | Книжная мудрость и искусство (решение учебной задачи) | «Домострой», «Троица», Андрей Рублев, Царь-пушка, Московский Кремль, «Апостол», «Азбука» | Устный опрос | Научится анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России; сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток | Осознание ответственности за свои поступки | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире | Выполнять учебные действия в устной речи | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
Какая она, Азия? (6ч) | ||||||||||
56 | 1 | Русские первопроходцы (постановка учебной задачи) | Исследователь, первопроходец, путь «из варяг в греки», Баренцево море, Карское море, маршрут новгородцев, путь паломников в Палестину, Афанасий Никитин, Ермак | Устный опрос | Научится находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А.Никитин, Ермак), географические объекты; составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной форме | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками |
57 | 2 | Географическое положение Азии. Природные условия Сибири (решение учебной задачи) | Азия, физическая карта мира, рельеф, горы, плоскогорья, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан | Устный опрос | Научится определять географическое положение Азии; разделять материк на две части света: Европу и Азию; называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница; выделять природные особенности Сибири | Проявление готовности и способности к саморазвитию | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков | Формулировать и удерживать учебную задачу | Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе), ориентироваться на позицию партнёра в общении |
58 | 3 | Тайга (изучение нового материала) | Смешанный лес, тайга, животные тайги | Устный опрос | Научится использовать карты природных зон для составления характеристики тайги; сравнивать изучаемые природные зоны России; приводить примеры животных и растений зоны тайги | Проявление интереса к новому учебному материалу | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков | Принимать и сохранять учебную задачу | Проявлять активность в совместной работе |
59 | 4 | Экологические проблемы тайги (решение учебной задачи) | Тайга, таежный пожар | Устный опрос | Научится составлять в классе правила поведения в лесу, обсуждать меры предотвращения пожаров в тайге | Проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Пользоваться таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Формулировать собственные мнение и позицию |
60 | 5 | Природное сообщество болото (решение учебной задачи) | РасРРРраооооРастительный и животный мир болота, меры безопасного прохождения по болоту | Устный опрос | Научится определять по карте местоположения болот, объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества; приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества | Применение правил делового сотрудничества | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
61 | 6 | Природа Индии «Хождение за три моря» (решение учебной задачи) | Пангея, мировой океан, Индия, Азия, Афанасий Никитин | Устный опрос | Научится находить и демонстрировать на карте путь путешественника А.Никитина; определять по картам географическое положение Индии; представлять сообщения о путешествии А.Никитина, о животных и растениях тропического леса | Соблюдение правил сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Строить небольшие сообщения в устной форме | Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Россия в ХVII веке (7ч) | ||||||||||
62 | 1 | Смутное время. Спасатели земли Русской (постановка учебной задачи) | Лжедмитрий I, боярин Василий Шуйский, Лжедмитрий I I, Иван Болотников, село Коломенское, староста Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Михаил Федорович Романов | Устный опрос | Научится устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т. д.; определять роль Минина и Пожарского в истории России; соотносить события 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября) | Проявление интереса к истории своего народа, родной страны | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи |
63 | 2 | Расширение пределов страны (изучение нового материала) | Поход «встреч солнца», Ермак, Семен Дежнев, Федор Попов (Алексеев), река Индигирка, мыс Дежнева | Устный опрос | Научится находить и демонстрировать на карте путь путешественника С.Дежнева; определять значение экспедиции команды С.Дежнева для страны; использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, находить географические объекты | Соблюдение правил сотрудничества в разных видах деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Перерабатывать полученную информацию, строить небольшие сообщения в устной форме | Составлять план и последовательность действий | Определять общую цель и пути ее достижения |
64 | 3 | Природа тундры (решение учебной задачи) | Травоядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растительноядные, цепь питания, тундра | Устный опрос | Научится использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны для составления характеристики особенностей природных условий тундры; приводить примеры растений и животных тундры, их приспособленности к жизни в тундре | Осознание ценностного отношения к природному миру, соблюдения экологической культуры поведения | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Выполнять учебные действия в устной и письменной речи | Использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач |
65 | 4 | Люди в тундре (решение учебной задачи) | Тундра, дикие и домашние животные, собачья упряжка, осетр, рудознатцы, якуты | Устный опрос | Научится выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; называть основные виды деятельности человека в тундре, используя текст учебника | Проявление познавательной инициативы и активности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Обрабатывать и анализировать информацию, осуществлять синтез как составление целого из частей | Понимать и сохранять учебную задачу | Аргументировать свою позицию |
66 | 5 | Арктическая пустыня (решение учебной задачи) | Арктическая пустыня, белый медведь, тюлень, Земля Франца-Иосифа | Устный опрос | Научится приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособленности к жизни в арктической пустыне; находить на карте зоны арктической пустыни; сопоставлять Арктику и Антарктику | Осознание самостоятельной и личной ответственности за свои дела | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей | Выбирать действие в соответствии с поставленной целью, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | Координировать свое мнение с мнением других |
67 | 6 | Годовая контрольная работа (обобщение и систематизация знаний) | Тестовая работа | Тест | Научится выполнять тестовые задания, осуществлять самопроверку | Осуществление самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Принимать участие в ра боте в паре, в группе, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя | Выбирать адекватные речевые средства |
68 | 7 | Экскурсия в зоологический музей (решение учебной задачи) | Зоологический музей | Творческая работа | Получит представления о животных разных природных зон. Познакомится с условиями их жизни в разные времена года, с правилами поведения в музее | Осознание необходимости следовать нормам здоровьесберегающего поведения | Принимать участие в ра боте в группе, использовать речевые средства и коммуникационных технологий | Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи | Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Учитывать другое мнение |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема урока | 3А класс | |
Дата по плану | Фактически | |||
Природные условия земли | ||||
1 | 1 | Приглашение к путешествию |
|
|
2 | 2 | Что такое погода |
|
|
3 | 3 | Народные приметы погоды |
|
|
4 | 4 | Климат. Климатические пояса |
|
|
5 | 5 | Почва. Состав почвы |
|
|
6 | 6 | Образование почв. Плодородие |
|
|
7 | 7 | Защита почв |
|
|
8 | 8 | Природные зоны суши Земли |
|
|
Человек в далёком прошлом | ||||
9 | 1 | Где зародилось человечество? Географическое положение Африки |
|
|
10 | 2 | Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Животные экваториального леса |
|
|
11 | 3 | Африканская степь саванна |
|
|
12 | 4 | Пустыни |
|
|
13 | 5 | Средиземноморская природная зона |
|
|
14 | 6 | Родина человечества. Как появился человек? Жизнь древних людей |
|
|
15 | 7 | Самые древние государства |
|
|
16 | 8 | Античность |
|
|
17 | 9 | Расширение знаний о мире. Лента времени. Материки и части света |
|
|
18 | 10 | Что там, за горизонтом? |
|
|
19 | 11 | Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад |
|
|
20 | 12 | Первые шаги в изучении природы |
|
|
21 | 13 | Духовная жизнь древнего человека |
|
|
Земли восточных славян | ||||
22 | 1 | Географическое положение Европы |
|
|
23 | 2 | Первые люди на нашей Земле |
|
|
24 | 3 | Восточно-Европейская равнина |
|
|
25 | 4 | Степи. Растительный мир |
|
|
26 | 5 | Степи. Животный мир степей |
|
|
27 | 6 | Люди в степи |
|
|
28 | 7 | Лесостепь. Лесная зона |
|
|
29 | 8 | Лесная зона. Смешанные леса. Растительный и животный мир лесов |
|
|
30 | 9 | Сезонные изменения в лесу |
|
|
31 | 10 | Экскурсия в природу |
|
|
32 | 11 | Контрольная работа |
|
|
33 | 12 | Как жили наши далёкие предки |
|
|
34 | 13 | Расселение славян. Создание макета посёлка в лесу |
|
|
35 | 14 | Путь «из варяг в греки» |
|
|
36 | 15 | Обожествление природы |
|
|
Образование Древнерусского государства | ||||
37 | 1 | Первые русские князья |
|
|
38 | 2 | Принятие Русью христианства |
|
|
39 | 3 | Расцвет Древнерусского государства |
|
|
40 | 4 | Древнерусская культура |
|
|
41 | 5 | Ослабление Древнерусского государства |
|
|
42 | 6 | Ордынское нашествие |
|
|
43 | 7 | Угроза с Запада. Ледовое побоище |
|
|
Объединение русских земель вокруг Москвы | ||||
44 | 1 | Залесская земля |
|
|
45 | 2 | Что такое природное сообщество? Законы лесной жизни |
|
|
46 | 3 | Экологические проблемы леса. Законы лесной жизни |
|
|
47 | 4 | Природное сообщество луг |
|
|
48 | 5 | Природное сообщество озеро. Правило поведения на воде |
|
|
49 | 6 | Природное сообщество поле |
|
|
50 | 7 | Возвышение Москвы |
|
|
51 | 8 | Куликовская битва |
|
|
52 | 9 | Стояние на реке Угре |
|
|
53 | 10 | Создание Московского государства. «Грозный царь» |
|
|
54 | 11 | Развитие русской культуры. Зодчество |
|
|
55 | 12 | Книжная мудрость и искусство |
|
|
Какая она, Азия? | ||||
56 | 1 | Русские первопроходцы |
|
|
57 | 2 | Географическое положение Азии. Природные условия Сибири |
|
|
58 | 3 | Тайга |
|
|
59 | 4 | Экологические проблемы тайги |
|
|
60 | 5 | Природное сообщество болото |
|
|
61 | 6 | Природа Индии «Хождение за три моря» |
|
|
Россия в ХVII веке | ||||
62 | 1 | Смутное время. Спасатели земли Русской |
|
|
63 | 2 | Расширение пределов страны |
|
|
64 | 3 | Природа тундры |
|
|
65 | 4 | Люди в тундре |
|
|
66 | 5 | Арктическая пустыня |
|
|
67 | 6 | Годовая контрольная работа |
|
|
68 | 7 | Экскурсия в зоологический музей |
|
|
Литература, использованная при подготовке программы:
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс-Самара: Издательский дом «Фёдоров»:издательство «Учебная литература»,2015.
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир».3 класс.- : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Галяшина П.А. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 3-4 классы - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова -Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012
6