СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру (планирование). 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании:

- ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО»; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 года №373»; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 года №373»; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 года №373»);

- образовательной программы организации (утверждена приказом директора

от 31 августа 2015 года №110);

- примерной программы по учебному предмету:

Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.



Для реализации программного содержания используется следующий УМК:


1.Плешаков А.А.,Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.


2.Плешаков А.А.,Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2015.


3. Наглядные пособия.







Общая характеристика учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культу­рологические принципы, понятия, категории, которые гармо­нично объединяют естественно-научные знания и опыт гумани­тарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть при­роды, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже при­родно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явле­ние, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить свое место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для вос­приятия и изучения младшими школьниками явления «окру­жающий мир»:

- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внеш­нее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выпол­няет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразитель­ного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно со­четаются с данной программой факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», фа­культативные курсы М. Ю Новицкой «Введение в народоведе­ние» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы пред­полагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдель­ной тетради ОБЖ В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школь­ников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых на­ходится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, кото­рые представлены в разделе «Содержание курса». Так посте­пенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир» Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества;

- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всем многообразии ее форм;

- наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и обще­ства;

- человечество как многообразие народов, культур, религий,

- семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества;

- труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности;

- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное;

- нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существова­ния живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохране­ние жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро­здания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребён­ка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преем­ственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия чело­веческой жизни, состояния нормального человеческого существова­ния.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила­ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необ­ходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • называть планеты Солнеч­ной системы;

  • определять стороны горизонта;

  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни не­дели, выстраивать их последовательность;

  • перечислять времена года в правильной последователь­ности;

  • измерять температуру;

  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, пред­ставленных в учебнике;

  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года;

  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

  • узнавать вечнозелёные хвойные растения средней поло­сы России;

  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

  • различать перелётных и зимующих птиц;

  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды;

  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;

  • определять дату зимнего солнцестояния (22 декабря);

  • находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Ма­лой Медведицы и Полярную звезду;

  • называть несколько лекарственных растений и опреде­лять, какие их части используют для лечебных целей;

  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

  • называть дату весеннего равноденствия и основные ве­сенние природные явления (таяние снега, ледоход, поло­водье, первые грозы).

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообра­зием природы в годовом цикле сезонов;

  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни чело­века и природы в течение года;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступаю­щей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, жи­вотным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;



  • установка на здоровый образ жизни через формулирова­ние и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные зна­ния и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последова­тельность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудов­летворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относить­ся к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составлен­ным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

• понимать и толковать условные знаки и символы, ис-­
пользуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи
информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информа­цию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том чи­сле схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, ри­сунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) кри­териям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по этало­ну, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-ап­пликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явле­ниями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рас­сказов.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учи­телем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжела­тельное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Изви­ни, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (пар­ной, групповой), распределять роли при выполнении за­даний;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалоги­ческой формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.





Содержание учебного предмета


За счёт резерва (10 ч.) было увеличено количество часов по разделам:


«Осень» - на 3 ч;

«Зима» - на 2 ч;

«Весна и лето» на 5 ч.

Вселенная, время, календарь (14 ч). Многообразие субъектов Российской Федерации.Строение Вселенной.Планеты в солнечной системе. Небесные тела. Горизонт. Стороны горизонта. Компас и его устройство. Определение сторон горизонта по компасу. Форма Земли. Глобус – модель Земли. Устройство глобуса и условные обозначения на нём. Время. Единицы измерения времени. Прошлое, настоящее и будущее. Сутки. Неделя. Движение земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Месяц и год. Движение Земли вокруг солнца. Изменения в природе от весны до весны. Времена года. Важнейшие сезонные явления природы. Погода. Термометры. Измерение температуры. Календарь. Старинные и современные календари. Праздники для всех. Общегражданские праздники современного российского календаря. Народный календарь. Экологический календарь.

Осень (19 ч).Признаки осенних явлений природы. Осень в картинах художников. Осенние изменения в неживой природе. Осеннее равноденствие. Быт и хозяйственная жизнь осенью. Звёзды и созвездия Большой Медведицы и Лебедя. Листопад. Вечнозелёные хвойные растения.Цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Перелётные и зимующие птицы. Как животные готовятся к зиме. Осенний труд. Правила здорового образа жизни в осенний период. Охрана природы осенью.

Зима (15 ч). Признаки зимних явлений природы. Зимние народные приметы. Зимнее солнцестояние. Созвездия Малой медведицы, Ориона. Полярная звезда и звезда Сириус. Распознание растений по плодам, шишкам, силуэтам. Зимние новогодние праздники. Лекарственные растения и их свойства. Зимняя жизнь птиц и зверей. Февраль. Проводы зимы. Зимний уход за растениями и животными. Правила здорового образа жизни в зимний период. Охрана природы зимой. Кормушки для птиц.

Весна и лето (20 ч). Признаки весенних явлений природы. Раннецветущие растения. Весеннее пробуждение насекомых, птиц, зверей. Весеннее равноденствие. Народные традиции встречи весны. Звёздное небо весной. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Правила здорового образа жизни в весенний период. Охрана природы весной. Страницы Красной книги. Признаки летних явлений в природе. Летние праздники и труд.































Тематическое планирование курса «Окружающий мир» 2 класс (68 часов)

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Вселенная, время, календарь (14ч)

Мы — союз народов России

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим на­родам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъ­ект РФ, в котором находится город (село) и школа.

Называть некоторые его природные и историко-культур­ные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями.

Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассни­ки. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках.

Высказывать на основе своего опыта мо­тивированное суждение о роли русского языка в РФ.

Мы — жители Вселенной

Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли.


Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны.

Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о дви­жении Земли и Луны в космическом пространстве.

Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравни­вать размеры планет.

Перечислять небесные тела в порядке увеличения их раз­меров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию.

Наш космический корабль — Земля

Стороны горизонта. Компас. Глобус — модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.


По своим представлениям рисовать Землю — наш косми­ческий корабль.

Находить на фотографиях в учебнике и на местности ли­нию горизонта. Анализировать схему в учебнике и уста­навливать способ определения сторон горизонта по Солн­цу. Определять по схеме способ обозначения сторон гори­зонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.

Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку.

Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Время

Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

По рисунку учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать свое решение.

По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображенных событий.

Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.

Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов

Сутки и неделя

Сутки и неделя как единица измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность.



По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».

Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи.

Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Работать с взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.

Месяц и год

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Прослеживать по схеме изменение блика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления: моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц.

Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.

Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку.

Работать с взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Времена года

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления.

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы.

По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времен года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать его рисунком.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года.

Работать с взрослыми: наблюдать и определять реаль­ную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках на­родов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Погода

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр — прибор для измерения темпе­ратуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.


Конструировать определение понятия «погода», сравни­вать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.

Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воз­духа, воды, своего тела, зафиксировать результаты измере­ний в таблице.

Объяснять назначение метеорологических приборов, осу­ществлять самопроверку.

Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.

Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

Календарь — хранитель времени,

страж памяти

Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.



Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, му­сульманском, буддийском, иудейском календарях.


Красные дни календаря

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравствен­ных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов свое­го края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, осо­бенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Между­народный день учителя, День народного единства, День Конституции.



Определять различие между государственными праздника­ми России и международными праздниками. Характеризо­вать содержание общегражданских государственных празд­ников современного российского календаря.

Составлять устный рассказ о праздниках в своем городе (селе).

Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).

Народный календарь

Народный календарь — сокровищница опыта общения на­рода с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие ка­лендарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяй­ства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях




Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и нежи­вой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню - погодоуказателю.

Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением жи­вотных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в кален­даре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реаль­ные наблюдения и данные народных примет своего края

Экологический календарь

Что такое экология. Экологический календарь — проявле­ние культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического кален­даря.




Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки.

Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в соб­ственном рисунке.

Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-сим­волы к каждой дате.

Работать с взрослыми: организовывать праздники, по­свящённые экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой; беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений»; проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы

Осень (19ч)

Осенние месяцы

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведе­ниях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.

Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к празд­никам осеннего времени.


Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготов­ления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать об­щее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяй­ственной жизни разных народов России.

Осень в неживой природе

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равно­денствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.


По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.

Устанавливать причинно-следственные связи между поло­жением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений.

Сравнивать иллюстрации учебника, определять по харак­терным признакам периоды осени.

Играть в старинную детскую игру по правилам, описан­ным в учебнике.

Работать с взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравни­вать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Народные праздники как выражение благодарности приро­де за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных празд­ников с сезонными изменениями в природе.


Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных празд­ников.

Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов.

Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради.

Устанавливать связь народных праздников с осенними из­менениями в природе. Осознавать значение осенних на­родных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.

Звёздное небо осенью

Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старин­ных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы


На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба.

Сравнивать древние и современные представления о со­звездиях.

Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки.

Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника.

Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появ­лению на нeбe Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.

Работать с взрослыми: наблюдать звёздное небо, ис­пользуя атлас-определитель, фиксировать результаты на­блюдений в виде записей в рабочей тетради.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий.

Трава у нашего дома

Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значения для человека.


Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Устно описывать внешний вид наиболее распространенных травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам).

Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Работать с взрослыми: определять с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать сведения из книги «Зеленые страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении.

Старинная женская работа

Работа со льном в жизни народов России. Последователь­ность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома.


Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотно­сить эти операции с образами загадки. Сравнивать и от­мечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовле­нию игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы.


Деревья и кустарники осенью

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (измене­ние окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.


Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарни­ков (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и ку­старники до плодам.

Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осе­ни.

Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к неблаговидным по­ступкам людей в природе, формулировать соответствую­щие правила экологической этики.

Работать с взрослыми: определять деревья и кустарни­ки в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради.

Чудесные цветники осенью

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветни­ков.


Знакомиться с растениями цветника по материалам учеб­ника и натуральным образцам.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понра­вившиеся растения, объяснять причины своих предпочте­ний.

Определять растения школьного цветника (2—3 предста­вителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.

Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культур­ным традициям, связанным с растениями.

Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему.

Работать с взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать ре­зультаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Грибы

Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие гри­бов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съе­добные и несъедобные


Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, са­мостоятельно рисовать схему строения гриба, осущест­влять самопроверку.

Устанавливать связи грибов с растениями и животными.

Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость береж­ного отношения к грибам, формулировать соответствую­щие правила экологической этики

Шестиногие и восьминогие

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отно­шения к насекомым и паукам


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.

По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насе­комых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскраши­вать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых.

Прослеживать по рисункам-схемам превращения различ­ных насекомых, осуществлять самопроверку, моделиро­вать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры на­секомых различных групп.

Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость береж­ного отношения к паукам, формулировать соответствую­щие правила экологической этики.

Использовать атлас-определитель, книги «Зеленые страни­цы», «Великан на поляне» для написания собственных рас­сказов о насекомых и (или) пауках

Птичьи секреты

Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с пти­цами


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах.

Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисун­ке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелетные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, выска­зывать предположения, отвечая на них, осуществлять са­мопроверку

Отгадывать народные загадки о птицах. Работать с взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя, результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисун­ков, фотографий

Как разные животные готовятся к зиме

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособле­ний животных к сезонным изменениям в природе


Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособитель­ное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных

По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окра­ску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с це­лью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков.

Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприят­ности» из книги «Великан на поляне», формулировать со­ответствующие правила экологической этики

Невидимые нити в осеннем лесу

Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы


Извлекать из текста и иллюстраций учебника информа­цию о связях в природе.

Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать вы­воды: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях.

Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем - аппликаций и графических схем.

Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» формулировать соответствующие правила экологической этики.

Осенний труд

Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в не­которых видах осенних работ своего края


Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы

Будь здоров

Правила здорового образа жизни в осенний период Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья


Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Охрана природы осенью

Правила поведения в природе, направленные на сбереже­ние растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России


По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (услов­ные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охра­ны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою лю­бовь к природе.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокра­щения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представите­лей Красной книги России.

Работать с взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц.

Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке



Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края

Зима (15 ч)

Зимние месяцы

Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето


Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних меся­цев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рас­сказ по картине, сочинять и записывать произведение лю­бого жанра (на выбор) о зиме.

Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето

Зима — время науки и сказок

Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл формулировать их нравственное значение для современ­ной жизни

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнце­стояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней при­роды. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними из­менениями в неживой природе


По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений.

Выражать свое отношение к красоте зимней природы.

Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе

Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять са­мопроверку

Работать с взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравни­вать их, делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Звёздное небо зимой

Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью Созвездие Малая Медведица Полярная звезда Созвездие Орион и его легендарная исто­рия Сириус — самая яркая звезда на небе


Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия.

Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде.

Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, со­относить ее со старинным рисунком. Достраивать схему со­звездия Орион в рабочей тетради.

Работать с взрослыми: наблюдать звездное небо по за­даниям рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звезд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради.

Зима в мире растений

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травя­нистых растений. Особенности распознавания растений зимой.


По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних из­менениях в жизни растений

Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой.

Используя, атлас-определитель, распознавать деревья и ку­старники по плодам, шишкам, силуэтам и другим призна­кам.

Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными.

Работать с взрослыми: определять растения ближайше­го природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены рас­тения.

Зимние праздники

Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшения хвой­ных деревьев и др.)

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего ка­лендарного цикла, в том числе народов своего края


Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцесто­яния и солнцеворота

Различать общее и особенное в зимних праздниках, опи­сывать картину Б. Кустодиева «Елочный торг».

Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.


Растения в домашней аптечке

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства раз­личных растений и их частей.


На основе собственного жизненного опыта отвечать на во­просы о лекарственных растениях.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распро­страненных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предло­женные лекарственные растения и изготовленное из них сырье, заполнять таблицу.

Работая в парах, распознавать растения по изготовленно­му из них лекарственному сырью, осуществлять самопро­верку, извлекать из текста учебника информацию о целеб­ных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений.

Работать с взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь.

Зимняя жизнь птиц и зверей

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.


Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника.

Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенно­стями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Используя текст учебника, готовить сообщения об особен­ностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям.

Работать с взрослыми: наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью атласа-определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблю­дений написать рассказ, проиллюстрировать его рисун­ком (фотографией).

Невидимые нити в зимнем лесу

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.


Извлекать из текста и иллюстраций учебника информа­цию о связях в природе.

Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебни­ке, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными.

Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе.

Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невиди­мых нитях.

Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.



В феврале зима с весной

встречается впервой

Зимние праздники народов своего края. Новый год по вос­точному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать об­ход дворов на Масленицу по традициям своего края.
Планировать реальное проведение зимних праздников на­родов своего края.

Зимний труд

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашни­ми животными, комнатными растениями и т.д.

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в ста­рину, соотносить с видами работ в настоящее время в го­роде (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о до­машних растениях и животных зимой в родном доме.


Будь здоров

Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Формулировать правила здорового образа жизни зимой.

Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Охрана природы зимой

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.


По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (услов­ные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охра­ны природы.

Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы, формулировать соответствую­щие правила экологической этики.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокра­щения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представите­лей Красной книги России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради.

Проектные задания (выполняются с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето (20ч)

Весенние месяцы

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору ве­сеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края

Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних ме­сяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рас­сказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего рав­ноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия

Весна в неживой природе

Весенние явления в неживой природе. День весеннего рав­ноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с ве­сенними изменениями в неживой природе.

По своим наблюдениям рассказывать о весенних измене­ниях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между поло­жением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описан­ным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе.

Работать с взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравни­вать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Весна — утро года

Народные традиции встречи весны. Образ птицы — люби­мое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.


Знакомиться по материалам учебника с народными тради­циями встречи весны, инсценировать характерные празд­ничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семей­ный альбом», устно описывать представленные на них со­бытия.

Работая в группах, изготавливать (по схеме-инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы.

Работать с взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунок праздника.

Звёздное небо весной

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и совре­менных звездных картах.


Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выяв­лять различия.

Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со ста­ринным рисунком.

Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотно­сить схему созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради.

Определять с помощью атласа-определителя другие созвез­дия и их главные звёзды.

Работать с взрослыми: наблюдать звёздное небо по за­даниям рабочей тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

Весеннее пробуждение растений

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходи­мые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим рас­тениям.


По своим наблюдениям рассказывать о весенних измене­ниях в жизни растений.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.

Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисун­ках и в природе.

Характеризовать признаки весеннего пробуждения дере­вьев и кустарников.

Обсуждать необходимость бережного отношения к ран­нецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики.

Работать с взрослыми: наблюдать за весенним цветени­ем растений по картинному плану, представленному в ра­бочей тетради, фиксировать сроки цветения. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии.

Использовать книгу «Зеленые страницы» и (или) другие источники информации для написания собственного рас­сказа о любом раннецветущем растении

Чудесные цветники весной

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и ле­генды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

Знакомиться с растениями цветника по материалам учеб­ника и натуральным образцам.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от вос­приятия растений цветника, выделять наиболее понравив­шиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 предста­вителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изучен­ные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культур­ным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему.

Работать с взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать ре­зультаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для на­писания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Весна в мире насекомых

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.


Знакомиться по материалам учебника с весенними изме­нениями в жизни насекомых.

Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимо­связи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказы­вать о них, достраивать схемы в рабочей тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Работать с взрослыми: наблюдать весеннее появление на­секомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетра­ди, определять насекомых в природе с помощью атласа-опре­делителя.

Весна в мире птиц и зверей

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависи­мость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в ве­сеннее время.


По своим наблюдениям рассказывать о весенних измене­ниях в мире птиц и зверей.

Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последователь­ность возвращения перелётных птиц из тёплых краев, фик­сировать её в рабочей тетради.

Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по прави­лам, описанным в учебнике.

Работая в паре, придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки.

Работать с взрослыми: наблюдать за птицами города (села), слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией.

Невидимые нити в весеннем лесу

Примеры связей между растениями и животными в весен­нем лесу. Значение этих связей в жизни природы.


Извлекать из текста и иллюстраций учебника информа­цию о связях в природе.

Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с по­мощью различных видов схем.

Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу.

Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Весенний труд

Работы людей весной в старину и в настоящее время (ве­сенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткаче­ство и беление холстов и т. д.)

Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе).

Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои на­блюдения с народными приметами.

Старинные весенние праздники

«Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов.


Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; сравнивать традиции от­ношения к берёзе в культуре разных народов России; опре­делять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.

Будь здоров

Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.


Охрана природы весной

Правила охраны природы весной. Устройство искусствен­ных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России.


По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила эко­логической этики.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокра­щения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представите­лей Красной книги России.

Работать с взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подхо­дящем месте.

Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке



Лето красное

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и ху­дожников.

Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с при­родными особенностями весенних и летних месяцев и со­бытиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних ме­сяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рас­сказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние праздники и рабо­ту в старину.

Работать с взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравни­вать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.

Летние праздники и труд

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Соотносить летние праздники с видами работы в настоя­щее время в городе (селе). Сопоставлять между собой тра­диции празднования летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл кален­дарных праздников в культуре народов России и мира.



Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии; подготовка и проведение весенних праздников по тради­циям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами.



Резерв учебного времени (10ч)


























Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Вид контроля

Примечание

Вселенная, время, календарь (14 ч)

1

Мы – союз народов России




2

Мы – жители Вселенной



фронтальный опрос

3

Наш «космический корабль» - Земля



взаимоконтроль

4

Модель Земли – глобус. Материки



индивидуальный опрос

5

Время




6

Сутки и неделя



проект

7

Месяц и год



фронтальный опрос

8

Времена года



тест

9

Погода



индивидуальный опрос

10

Как предсказывают погоду




11

Календарь – хранитель времени, страж

памяти



самоконтроль

12

Праздники для всех



фронтальный опрос

13

Народный календарь




14

Экологический календарь. Обобщение по разделу «Вселенная, время, календарь»



тематический проект


Осень (19 ч)




15

Осенние месяцы



тест

16

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в природу. Осенние изменения в природе нашего края




17

Осень в неживой природе



самоконтроль

18

Народные праздники в пору осеннего равноденствия



фронтальный опрос

19

Звёздное небо осенью




20

Трава у нашего дома



индивидуальный

21

Старинная женская работа




22

Деревья и кустарники осенью



фронтальный опрос

23

Чудесные цветники осенью




24

Грибы



взаимоконтроль

25

Шестиногие и восьминогие



индивидуальный опрос

26

Птичьи секреты




27

Как разные животные готовятся к зиме



самоконтроль

28

Невидимые нити в осеннем лесу




29

Контрольная работа за первое полугодие



итоговый

30

Осенний труд




31

Будь здоров!



взаимоконтроль

32

Охрана природы осенью



проект

33

Обобщение по разделу «Осень»



тематический проверочная работа


Зима (15 ч)




34

Зимние месяцы



тест

35

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в природу. Зимние изменения в природе нашего края




36

Зима – время науки и сказок




37

Зима в неживой природе



индивидуальный опрос

38

Звёздное небо зимой




39

Зима в мире растений



взаимоконтроль

40

Зимние праздники




41

Растения в домашней аптечке



индивидуальный опрос

42

Зимняя жизнь зверей и птиц




43

Невидимые нити в зимнем лесу




44

В феврале зима с весной встречается

впервой



фронтальный опрос

45

Зимний труд




46

Будь здоров



индивидуальный опрос

47

Охрана природы зимой



проект

48

Обобщение по разделу «Зима»



тематический проверочная работа


Весна и лето (20 ч)




49

Весенние месяцы



тест

50

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в природу. Весенние изменения в природе нашего края



самоконтроль

51

Весна в неживой природе



индивидуальный

52

Весна – утро года




53

Звёздное небо весной



фронтальный опрос

54

Весеннее пробуждение растений




55

Чудесные цветники весной



индивидуальный

56

Весна в мире насекомых



взаимоконтроль

57

Весна в мире птиц




58

Весна в мире зверей



индивидуальный опрос

59

Невидимые нити в весеннем лесу




60

Весенний труд




61

Старинные весенние праздники



фронтальный опрос

62

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в природу «Трава у нашего дома»



самоконтроль

63

Будь здоров!



взаимоконтроль

64

Охрана природы весной.




65

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.



итоговый контрольная работа

66

Летние праздники и труд.




67

Обобщение по разделу «Весна и лето»



тематический

68

Игра – конкурс «Времена года»






Итого-68 часов





Методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир»


1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.


2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2015.


3. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс/М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова, Ю.В.Саркисян и др. – М.: Просвещение, 2013.


4. Наглядные пособия

  1. Компьютер, проектор, экран, ЭОР.