СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОМРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и календарно-тематическое планирование по ОМРК  по 4 классу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОМРК»

МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МО

__________И.А.Камозина_/_

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________       2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкая СОШ

_____  /_Н.А.Левченкова_/

ФИО

«___» _________       2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  Городецкая СОШ

_____  /Л.А.Коновалова/__

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________       2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этике

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

в 4 классе

на 2017-2018 учебный год

Домасевой Елены Витальевны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории 



2017 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модулю «Основы мировых религиозных культур» разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Городецкой СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Городецкой СОШ.


Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.



Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

  • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

  • самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

  • чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные:

  • – доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • – договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе, в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в

  • истории и современности России;

  • – определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

  • – излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

  • – знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

  • – устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

  • – проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

  • – осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» используется УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы»:учебник для общеобразовательных учреждений / (А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов). - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.­80с.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию стандарта начального общего образования.

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию стандарта начального общего образования.

На изучение курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю ( 34 часа в год).


Содержание курса


 Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.


Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммад. Буддизм. Сиддхартха Гаутама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Типитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитака). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.


Блок 3. Творческие работы учащихся (4 часа).





Тематическое планирование

п\п

Название разделов,тем

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию.



II.

Основы мировых религиозных культур (29 часов)



2.

Культура и религия. Что такое религия? Какие бывают религии?



3.

Культура и религия. Что такое культура?



4.

Возникновение религий. Первые религии. Многобожие.



5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.



6

Священные книги религий мира. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитака). Священная книга ислама. Коран.



7

Священные книги религий мира. Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет.



8.

Священные книги религий мира. Библия. Новый завет.



9.

Хранители предания в религиях мира



10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад.



11.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.



12.

Человек в религиозных традициях мира.



13.

Священные сооружения. Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор.



14.

Священные сооружения. Христианские храмы. Устройство православного храма (алтарь, иконы).



15.

Священные сооружения. Мечеть. Буддийские священные сооружения.



16.

Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре христианства и ислама.



17.

Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре иудаизма и буддизма.



18.

Творческие работы учащихся. Тест, запуск проектов (по выбору). «Христианский храм: виды, устройство», «Религиозные сооружения родного края», «Земная жизнь основателей религий: Иисус Христос».



19.

Защита проектов «Христианский храм: виды, устройство», «Религиозные сооружения родного края», «Земная жизнь основателей религий: Иисус Христос» (по выбору).



20.

История религий в России. Как на Руси выбирали веру? Православное христианство в истории России.



21.

История религий в России. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.



22.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира: христианство и ислам.



23.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира: иудаизм и буддизм.



24.

Что такое паломничество, реликвии и мощи. Главные святыни мировых религий.



25.

Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники иудаизма и христианства.



26.

Праздники и календари. Праздники ислама и буддизма.



27.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира: заповеди иудаизма и христианства.



28.

Религия и мораль. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.



29.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях. 



30.

Семья.



31.

Долг, свобода, ответственность, труд



32.

Любовь и уважение к Отечеству.



33

Подготовка творческих проектов по теме «Наши семейные праздники», групповая работа:

по теме «Священные сооружения». Театрализация:

по теме «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах».



34

Итоговая защита творческих проектов.




Итого: 34 часа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!