СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОМРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОМРК»


















Рабочая программа

комплексного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

модуль «Основы мировых религиозных культур»

в 4 классе

на 2021-2022 учебный год



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Золотые правила нравственности» (2 ч)

«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Программа включает следующие разделы:

    1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ

    2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

    3. Иудаизм

    4. Христианство

    5. Ислам

    6. Буддизм

    7. «Золотые правила нравственности»

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


I четверть- 8 ч

II четверть- 7 ч

III четверть - 10 ч

IV четверть- 9 ч

п/п

Тема

Кол-во часов

п/п

Тема

Кол-во часов

п/п

Тема

Кол-во часов

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство с новым предметом

3

1

Иудаизм

5

1

Христианство

4

1

Буддизм

3

2

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

5

2

Христианство

2

2

Ислам

5

2

Подведение итогов

6








Буддизм

1














Проект

1


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

план

факт

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч

1

Россия – наша Родина.

1

Беседа, комментирование чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



Блок 2. Основы религиозных культур28 ч

2-3

Культура и религия

2

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных верований. Возникновение первой монотеистической религии – иудаизма.



5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных верований



6

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака

1

Возникновение древнейшей письменности. Появление первых рукописных текстов. Первые священные книги.



7

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

1

Возникновение древнейшей письменности. Появление первых рукописных текстов. Первые священные книги.



8

Хранители предания в религиях мира

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

Работа с понятиями добро, зло, грех; выписывание из толкового словаря определения этих понятий. Примеры добрых, злых поступков ( из личного опыта или из литературы).



11

Человек в религиозных традициях мира

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку



12

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?

Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



13

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?

Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



14

Искусство в религиозной культуре

1



15

Искусство в религиозной культуре

1



16

Творческие работы ученика


1

Иметь представление: Искусство в религиозной культуре христианства ислама, иудаизма., буддизма; понять: священные сооружения разных религий можно назвать искусством; что при всем различии их объединяет высокая духовность и высокий художественный уровень.



17

Творческие работы ученика


1



18

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



19

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

Беседа с учащимися по вопросам: В вашей семье существуют традиции, ритуалы? Если да, то отличаются ли они религиозных? Чем? В чем особенности религиозных ритуалов и обрядов?

Подготовка к беседе с членами семьи: о возникновении ритуалов и обрядов



21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1



22

Паломничества и святыни.

1

Работа с иллюстративным материалом. Возможные вопросы: Как вы думаете, какие религиозные праздник здесь изображены?



23

Праздники и календари

1



24

Праздники и календари

1



25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.



26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1



27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

Обсуждение в группах: милосердие в религиях; Можно ли научиться милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Можно ли этому научиться?



28

Семья.

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи



29

Долг, свобода, ответственность, труд.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге. Работа в парах.



Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России- 5 ч

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Работа в парах.



31

Подготовка творческих проектов.

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.



32

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.



33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.



34

Презентация творческих проектов

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.
















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!