СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по  предмету

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс»

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

I. Планируемые результаты.

Личностные результаты.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования

Планируемые результаты освоения предметной области включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебному модулю «Основы светской этики» выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


II. Основное содержание учебных предметов на уровне начального общего образования Основы светской этики.

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многонационального народа России.


Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Введение в предмет.

Россия- Родина моя.



Показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; её географическое положение, природа, население;

составлять рассказ с введением в него новых фактов;

характеризовать понятия: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.


2

Добро и зло.

13ч

Благожелательность

выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях;

иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.


3

Истоки морали

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Уважение к матери.



4

Правила морали в школе.

Правила твоей жизни:

Культура общения со

сверстниками и взрослыми,

объяснять правила сознательной дисциплины учащихся в школе;

Уметь выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок;

иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.


5

Обобщение

Итоговое повторение.

Подготовка творческих проектов.

ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания;

готовить в группах творческие проекты.


Итого:

34ч





1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата


Тема урока

НРЭО

Формы текущего контроля

Корректировка


1 четверть(9ч)

Введение(1ч)


1


Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Кучевасова С.Н. «Мы живём на Урале».-Екатеринбург: ООО»Ситипресс»,2017.с.3-8

Фронтальная, индивидуальная работа.



Россия — наша Родина(2ч)

2


Общее на разных языках. Ценности и идеалы.

Рассказ о традициях своей национальности. Кучевасова С.Н. «Мы живём на Урале».-Ектеринбург: ООО»Ситипресс»,2017.с.14-17

Фронтальный и индивидуальный.



3


Духовный мир человека.

Творческая работа.


Фронтальная работа.



Добро и зло(13ч)

4


Граница между добром и злом.


Фронтальная работа



5


Мудрость сказок.

День пожилого человека. Подготовка и поздравление своих бабашек и дедушек.


Фронтальный, индивидуальный.



6


Правила поведения.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: у чебн. пособие.- Екатеринбург: ООО «Веста»,2016.с15-21

Индивидуальная работа, работа в паре.



7


Долг и совесть.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.-Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. с.21-25

Групповой




8


По зову долга.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.-Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. С.41-44

Фронтальная работа, работа в паре.



9


Контрольный тест за 1 четверть.

Стыд и совесть.


Фронтальный, индивидуальный.








2 четверть(7ч)








10


Честь и достоинство. Честь всего дороже!

Экскурсия в школьный музей.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.- Екатеринбург : ООО «Веста»,2016. С. 99-100

Фронтальная, индивидуальная работа.



11


Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Достоинство человеческой личности.

Праздник в классе -Рыцарский турнир.

Фронтальный и индивидуальный




12


Счастье и смысл жизни. Счастье-это когда…

День матери «Мамочка, любимая моя»

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.-Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. с.



Фронтальная, индивидуальная работа.



13


«Смысл жизни»

День Конституции РФ.


Групповая.



14


Справедливость и милосердие. «Золотое правило.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.- Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. С.97-98

Фронтальная, индивидуальная работа.


15


Контрольный тест за 2 четверть.

Ценные качества человеческой души.


Фронтальная, индивидуальная работа.


16


Представление проектов по теме: «Добро и зло»


Фронтальная, индивидуальная работа.




3 четверть(10ч)

Истоки правил морали(9ч)










17


Ценность рода и семьи.

Наша большая семья.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. льм. учебн. пособие. -Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. С.100-102

Фронтальная, индивидуальная работа.


18


Ценность рода и семьи.

Традиции моего рода.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.- Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. с.108-111


Фронтальная, индивидуальная работа.


19


Семейные традиции.

Проект.

Традиции русского народа: «Масленицы».

Информационный ресурс.

infourok.ru


Групповой.


20


Семейные традиции.

Кучевасова С.Н. «Мы живём на Урале».-Екатеринбург:ООО»Ситипресс»,2017.с.31-32

Фронтальная, индивидуальная работа.


21


Образцы культуры народов России.

Национальная культура народов России.

Кучевасова С.Н. «Мы живём на Урале».-Екатеринбург:ООО»Ситипресс»,2017.с.93-94

Фронтальная, индивидуальная работа.


22


Образцы культуры народов России.

Национальная культура народов России.

Фронтальная работа


23


Взгляд светский и религиозный.

Экскурсия в православный храм в Полтавку.

Фронтальный и индивидуальный



24-25


«Истоки правил морали».

Моя семья.

Кучевасова С.Н. «Мы живём на Урале».-Екатеринбург:ООО»Ситипресс»,2017.с.32-35

Фронтальная, индивидуальная работа.



Правила морали в школе(6ч)




26


Контрольный тест за 3 четверть. Правила поведения в школе.


Фронтальная, индивидуальная работа.







4 четверть(8ч)











27


Правила поведения в школе.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.-Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. с.108-111


Фронтальная работ, работа в парах.


28


Этикет-форма для содержания этики.

Л.Васильева «Азбука вежливости» В.Осеева «Синие листья»

Групповая работа


29


Этикет-форма для содержания этики.

Л. Васильва «Азбука вежливости»

«Волшебное слово» В.Осеева.

Фронтальная, индивидуальная работа.


30-31


«Правила морали в школе»

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. пособие.-Екатеринбург: ООО «Веста»,2016. с.83-84


Фронтальная, индивидуальная работа.




Обобщение(3ч)




32


Контрольный тест за год.

День Победы в ВОВ.

Деды –ветераны в семье.

Фронтальная, индивидуальная работа.


33


Представление проектов.

В кругу семьи.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог. альм.: учебн. «Веста»,2016. с.88-90


Фронтальная, индивидуальная работа.


34


Обобщающий и итоговый урок.


Фронтальная работа.






II. Выполнение практической части программы.

Практическая часть


1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

Проект

-

2

1

2

5

Контрольный тест

1

1

1

1

4

Экскурсия

1

-

1

-

2









III. Контрольно- измерительные материалы.

Для организации и проведения текущего контроля используем следующую методическую литературу и дидактический материал:

урока

Форма проверки

Источник



1 четверть



9

Контрольный тест за 1 четверть.

Приложение №1.


10

Экскурсия в школьный музей.




2 четверть


15

Контрольный тест за 2 четверть.

Приложение №2.


16

Проект по теме: «Добро и зло».

Студеникин М.Т.Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2015.




3 четверть



19

Проект: «Семейные традиции»

Семейные фотоальбомы, архивы.


23

Экскурсия

Поездка в храм Иконы Казанской Божией Матери.


26

Контрольный тест за 3 четверть.

Приложение №3.



4 четверть



32

Контрольный тест за год.

Приложение №5.


33

Представление проектов.

Защита творческих работ.


IV. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ.


При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать:

  • систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;

  • оценивание по системе «зачет-незачет»;

  • технологии портфолио;

  • самооценка своей деятельности;

  • самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;

  • анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;

  • качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;

  • различные формы рефлексии.

Оценка должна решать основные задачи:

  • подведение итогов работы;

  • сравнение (с самим собой и другими);

  • оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов.

Следует предусмотреть проверку:

  • достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету;

  • глубину сформированности учебных умений.

Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но зачётный.

В своей работе использую следующие методы оценивания:

1. Педагогическое наблюдение.

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.

Качество усвоения знаний и умений может оценивается следующими видами оценочных суждений:

  • «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

  • «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

  • «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.



2 . Портфолио как один из  способов оценивания достижений планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. 

Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя:

  • разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;

  • мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;

  • создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,

  • выполнение домашнего задания — 2 балла,

  • активное участие в групповой работе — 2 балла,

  • выполнение творческого задания — 3 балла,

  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,

  • составление проекта — 4 балла и т. д.

3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.

Базовые критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

  • Я мог выполнить работу значительно лучше;

  • Я плохо работал на уроке.

Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с учащимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.


Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12




13.09.12




20.09.12




Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.

Критерии оценки

В начале темы (урока)

Я хочу узнать .. или Мне надо научиться …

На уроке мне запомнилось…

Мне захотелось узнать больше о …

Листы самооценки на экскурсии, встрече с представителями религиозных традиции

Критерии оценки

Я работал в группе с ..

Главные задачи экскурсии..

Я увидел… Я услышал… Я узнал … Меня удивило , что… Мне нужно больше узнать о …

Мои вопросы…

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю  разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости,  скорректировать свой учебный план.

4. Метод тестирования.

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

5. Метод эссе.

  Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему. 

6. Исследовательский метод.

Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.

7. Метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода TASC в работе над проектом:

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни.

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.

Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.

Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашением зрителей;

  • в форме конкурса с приглашением жюри;

  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.

Оценка достижений планируемых результатов:

Предметные результаты:

  • тесты;

  • составление словарей терминов и понятий;

  • самостоятельная работа;

  • защита проектов. 

Метапредметные результаты:

  • творческие работы;

  • ролевые игры;

  • тесты.

Личностные результаты:

  • карта наблюдений;

  • портфолио.

В конце учебного года по данному курсу учащиеся получат сертификаты. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо:

  • участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;

  • выполнение тестовых работ, работа со словарем;

  • участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ

  • участие в творческих проектах;

  • участие в празднике;

  • участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ;

  • внеурочной деятельности в рамках предмета.

Приложение№1

Мониторинговая карта ученицы 4 класса «Б»

Даниловой Вероники


Виды работ

Дата

04.09

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

Ведение тетради




!



Тесты






Работа со словарём

!

!

!

!

!

!

Эссе





!


Конкурсы (викторины, олимпиады)







Творческие проекты






Праздники







Выставки работ, фото






Внеурочная деятельность





























«!» - отлично - отлично выполнена работа

«+» - молодец - мог лучше выполнить работу

«-» - есть неточности - плохо выполнена работа


Приложение №1.

«Основы светской этики»

Тест № 1 (1 четверть)


1. Россия, наша Родина – это…

А) планета Земля

Б) часть планеты Земля

В) Российская Федерация

2. На каком рисунке изображен Герб Российской Федерации?

А) Б) В) 

3. Кто такие предки?

А) люди, от которых мы произошли

Б) родители, которые придут на помощь

В) великие люди

4. Что такое этика?

А) наука о добре и зле;

Б) наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения

представлений о добре и зле;

В) обычаи и традиции.

5. Что такое этикет?

А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям

Б) установленный, принятый порядок поведения

В) оказание бескорыстной помощи другим людям

6. Мораль – это …

А) культурные традиции;

Б) верование людей;

В) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

7. Вежливость – это…

А) повседневное уважение и открытая доброжелательность к людям

Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;
В) оказание бескорыстной помощи другим людям

8. Уважение – это…

А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.

Б) почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств

В) установленный, принятый порядок поведения

9. Добро создается из:

А) добрых чувств и мыслей

Б) из благодарности за добрые дела

В) добрых дел

10. Щедрость – это…

А) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости

Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство

Б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества.




Приложение №2.

«Основы светской этики»

Тест № 2 (2 четверть)


1. Дружбы среди людей не может быть:

А) без сдерживания гнева

Б) без умения уступать друг другу

В) без лжи и отречения от друга из-за беды, болезни

2. Избавиться от обиды поможет:

А) умение прощать

Б) месть к обидчику

В) забыть обиду

3. Порядочность – это …

А) строгое соблюдение норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам

Б) привязанность между людьми

В) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости

4. Бескорыстие – это…

А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества

Б) моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.

В) отсутствие стремления к личной выгоде, наживе

5. Честность – это …

А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана и воровства

Б) ) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство

В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения

6. Репутация – это …

А) отсутствие противоречий между чувствами, намерениями и действиями человека
Б) хорошее мнение и добрая слава о человеке
В) оказание бескорыстной помощи другим людям

7. Гордость – это …

А) важничанье, высокомерие, заносчивость, самодовольство
Б) добросовестность, правдивость, надежность
В) самоуважение, уважение других, достоинство

8. Гордыня не может быть:

А) без высокомерия, заносчивости, самодовольства
Б) без добросовестности, правдивости, надежности
В) без самоуважения, уважения других, достоинства

9. Кем гордятся жители России:

А) А.В. Суворов, Наполеон, Л.Н. Толстой
Б) М.И. Кутузов, Ю. Гагарин, А.С. Пушкин
В) Г.К.Жуков, М.Ю. Лермонтов, А. Гитлер

10. Назовите обычаи и обряды Руси:

А) обряд сводов, помолвка, венчание, колядки, Масленица .

Б) Хеллоуин, венчание Рождество

В) помолвка, венчание, Рождество, Рамадан


Приложение №3.

«Основы светской этики»

Тест № 3 (3 четверть)

1. Терпение – это …

А) настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле

Б) черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственные поступки

В) проявление сострадания и любви к ближнему


2. . Закончи пословицу: «На чужой каравай рот не разевай, …»

А) а найдешь - береги

Б) а браниться грех

В) а пораньше вставай да свой затевай

3. Что НЕ относится к правилам этикета?

А) садиться за стол нужно с чистыми руками

Б) на горячие напитки дуют, а не ждут, когда они остынут

В) на стол можно положить только кисти рук

4. Семья – это …

А) дом, родственники и домашние животные

Б) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях

В) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям

5. Род – это …

А) ряд поколений, происходящих от одного предка

Б) ряд поколений, происходящих от разных предков

В) люди, от которых мы произошли

6. Какова главная задача рода и семьи?

А) Построить дом, дать жизнь детям;

Б) Быть достойными гражданами своей страны;

В) Дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

7. . На каком дереве можно увидеть своих предков?

А) родительское дерево

Б) родное дерево

В) родословное дерево

8. В каком году на Руси принято христианство?

А) 988 год

Б) 889 год

В) 898 год

9. Традиция – это …

А) правила поведения человека

Б) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов

В) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций

10. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.» Это…

А) золотое правило нравственности

Б) нравственный поступок

В) Семейный кодекс



Приложение №4.

«Основы светской этики»

Тест № 4 (4 четверть)

1. . Закончи пословицу: «Мать кормит детей …»

А) а младенец матери

Б) а земля людей

В) а браниться грех

2. Что НЕ относится к правилам этикета?

А) сок лимона отжимают чайной ложкой в стакане

Б) булочки берут руками, разламывая на кусочки

В) торт едят руками

3. По каким признакам окружающие оценивают аккуратность человека

А) чистая обувь

Б) вежливость

В) прямая осанка

4. Выберите светсткий государственный праздник

А) праздник Последнего звонка
Б) свадьба
В) Международный женский день

5. Священная книга мусульман

А) Коран

Б) Рамадан

В) Курбан

6. Где зародился буддизм?

А) Россия

Б) Индия

В) Греция

7. Отечество – это …

А) страна, где человек родился и вырос

Б) страна, где человек живет в данный момент

В) дом, который построил человек

8. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …

А) Патриот

Б) Труженик

В) Воин.

9. Защитник Отечества – это …

А) Патриот

Б) Труженик

В) Воин

10. Какие события в истории нашей страны способствовали сплочению и объединению всех граждан?

А) Великая Отечественная война

Б) Ледовое побоище

В) Октябрьская революция

Приложение №5.

Итоговый тест по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса

Модуль «Основы светской этики»

I вариант

1. Среди понятий отметь «Добродетель»:

а) дружелюбие

б) вредность

в) угодничество

2. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) этика

б) культура

в) моральные нормы

3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.

а) свобода б) моральный выбор

4. Преднамеренность - это.....

а) черта характера личности

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) когда человек отвечает только за свои поступки

5. Отметь все моральные обязанности человека

а) исполнять установленные в обществе моральные нормы

б) уважать других людей и их права

в) бескорыстная помощь

г) давать списывать на уроке

6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением

Поступок должен быть оценён по заслугам

Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Уравнивание



7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:

a) совесть

б) долг

в) мораль

8. Продолжите фразу:

Профессиональный долг – это обязанность_________________________

_______________________________________________________________

9. Собери пословицы

Живи для людей,

так и откликнется.

 

Как аукнется,

проживут и люди для тебя.

 

Большая душа, как большой костёр,

 

издалека видна.



10. Впиши слово, которое пропущено

    Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия

11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.

а) Ангелу-хранителю;

б) Петру и Февронии;

в) Подкове.

12. Какой год Указом Президента России объявлен Годом Семьи:

а) 2008;

б) 2003;

в) 2010.

13. Этика – это ________________________________________________

14. Где важно соблюдать правила этикета?

а) дома;

б) в школе;

в) на улице;

г) в транспорте;

д) везде.

15. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.


Модуль «Основы светской этики»

II вариант

1. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) культура

б) этика

в) моральные нормы

2.Среди понятий отметь «Добродетель»:

а) расточительность

б) щедрость

в) скупость

3. Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

а) свобода б) моральный выбор

4. Преднамеренность - это.....

а) когда человек отвечает только за свои поступки

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) черта характера личности

5. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Соразмерность

Поступок должен быть оценён по заслугам

Уравнивание

6. Отметь все моральные обязанности человека

а) давать списывать на уроке

б) уважать других людей и их права

в) исполнять установленные в обществе моральные нормы

г)бескорыстная помощь

7. Принятые личностью обязанности, необходимость подчинять себя и свои желания общественной воле – это:

а) честь б) совесть в) долг

8. Продолжите фразу:

Гражданский долг – это обязанность_________________________

_______________________________________________________________

9. Собери пословицы

Богатый совести не купит,

живи по совести.

Кто служит Родине верно,

тот долг исполняет примерно.

Говори по делу,

а свою погубит.

10. Впиши слово, которое пропущено

       Бабушка, мама, _________. Это  ____________  линия.

11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.

а) Петру и Февронии;

б) Ангелу-хранителю;

в) Подкове.

12. Какой год Указом Президента России объявлен Годом Семьи:

а) 2007;

б) 2008;

в) 2009.

13. Этикет – это __________________________________________________

14. Каким должен быть культурный человек?

а) вежливым;

б)опрятным;

в) благородным;

г) учтивым;

д) все перечисленное;

е) ничего из перечисленного.

15. Подумай и запиши своё мнение.

Почему военные, полицейские, пожарные носят форму? Как ты считаешь, нужна ли школьная форма?


 

Листы наблюдений

 

 Оценка работы в группе

 

 Дата ________________


 Имя, фамилия _________________

-чередует говорение и слушание;

 -задает уместные вопросы по теме;

 -говорит по теме;

 -умеет сделать умозаключение, вывод;

  -пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе.




 ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ.

Оценка устной презентации

 -наглядно передает содержание и структуру сообщения

 -выбирает доступное содержание

 -выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

 -привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

 -использует специальные слова и выражения

 -использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь

  


Лист самооценивания.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что_____________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _______________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________



Критерии оценивания проектных и творческих работ.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка (по пятибалльной системе)

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;





Анкета для оценивания эффективности программы. (Анкета обучающегося, анкетирование проводится в сентябре и в мае)

Какие национальности ты знаешь?

Кто ты по национальности?

Дети, каких национальностей учатся в вашем классе?

Есть ли у вас друг/подруга другой национальности?

Хотелось бы иметь друга другой национальности?

Знаешь ли ты, кто по национальности твои родители?

Люди, каких национальностей живут в России?

Чем отличаются люди разных национальностей?

Какие национальные праздники своего народа ты знаешь?

Чем похожи люди разных национальностей?

Ты предпочитаешь дружить с людьми своей национальности?

Какие ты знаешь сказки, загадки, игры разных народов и каких именно народов ты знаешь?

Зачем нам необходимо знакомиться с культурой других народов?

Анкеты для учащихся и родителей в конце учебного года.


Анкета для учащихся 4-го класса по ОРКСЭ

1. Какой модуль из курса «Основы религиозных культур и светской этики» ты изучаешь?

А) основы православной культуры

Б) основы светской этики

В) основы мировых религиозных культур

Г) основы исламской культуры

2. У тебя есть учебное пособие по выбранному модулю?

А) да

Б) нет

В) другой ответ:

3. Понятны ли тебе тексты учебного пособия?

А) да, всё понятно

Б) не всё понятно

В) ничего не понятно

Г) другой ответ:

4. Нравится ли тебе новый предмет?

А) да, очень интересно

Б) не очень интересно

В) не интересно

5. Что тебе понравилось на уроках по новому курсу?

А) беседы о хороших и плохих поступках детей

Б) изучение праздников и традиций

В) беседы о нравственных качествах человека ( доброта, ответственность и т.д.)

Г) знакомство с памятниками культуры (картины, священные книги, здания и т.д.)

Д) работа на компьютере

Е) игры и театральные инсценировки

Ж) другое

6. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?

А) не понятно, много незнакомых слов

Б) на уроках было скучно

В) я многое уже знал (а)

7. Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, дедушками изученные на уроках темы по новому курсу?

А) да, всегда

Б) иногда

В) нет

8. Хотел бы ты продолжить изучать этот курс?

А) да

Б) нет

В) не знаю

9. Хочешь ли ты в дальнейшем поменять модуль курса?

А) да

Б) нет

В) не знаю


Анкета для родителей

1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

А) положительно

Б) скорее положительно

В) безразлично

Г) скорее отрицательно

Д) отрицательно

Е) затрудняемся ответить

2. В чём Вы видите положительное значение введения курса?

А) расширение кругозора детей

Б) духовное и культурное развитие детей

В) формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

Г) воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

Д) повышение нравственности детей

Е) приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

Ж) формирование уважительного отношения к старшим

З) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни

И) формирование ценности здорового образа жизни

К) формирование патриотизма и гражданской солидарности

Л) снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

М) приобщение молодёжи к вере

Н) другое

О) затрудняемся ответить

3. В чём вы видите риски, связанные с введением курса?

А) дополнительная нагрузка на школьника

Б) принудительное навязывание веры, религии

В) обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

Г) формирование формального отношения к религии, вере

Д) принудительное навязывание одного из модулей

Е) снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

Ж) другое

З) затрудняемся ответить

4. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка?

А) Основы светской этики

Б) Основы мировых религиозных культур

В) Основы православной культуры

Г) Основы исламской культуры

Д) не участвовал(а) в выборе модуля курса

Е) затрудняемся ответить

5. Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?

А) уклад жизни семьи, семейные традиции

Б) интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса

В) мнение классного руководителя или других педагогов

Г) пожелание руководства школы

Д) рекомендации родителей школьников

Е) разъяснительные беседы представителей религиозных организаций

Ж) другое

З) затрудняемся ответить

6. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

А) да

Б) нет

В) затрудняемся ответить

7. Нравится ли Вашему ребёнку изучаемый модуль курса?

А) да

Б) скорее да

В) скорее нет

Г) нет

Д) затрудняемся ответить

8. Какую систему оценивания достижений Вашего ребёнка по данному курсу Вы считаете подходящей?

А) с выставлением оценок

Б) без отметок

В) другую

Г) затрудняемся ответить

9.Как часто задается домашнее задание по новому предмету?

А) каждый урок

Б) один раз в неделю

В) редко

10. Может ли Ваш ребенок справиться с домашним заданием без Вашей помощи?

А) да

Б) нет

В) иногда


Тест за 1 четверть.

  1. Полное название нашей страны –

А) Москва

Б) Российская Федерация

В) Россия

  1. Почему нашу страну мы называем Отечеством?

А) это наш родной дом

Б) наши деды, прадеды и их предки жили здесь, работали. защищали свою землю

  1. Дай толкование слову Родина

А) родная сторона

Б) любимая сторона

В) великая страна

  1. Что вы вносите в понятие «народы России»

А) все люди на Земле

Б) люди всех национальностей, живущие в Москве

В) люди, живущие в России

  1. Что изучает этика?

А) правила поведения в обществе

Б) правила орфографии

В) правила дорожного движения

  1. В каком варианте все слова вежливые?

А) здравствуйте, привет, беспокойной ночи

Б) до свидания, приятного аппетита, спасибо

В) пожалуйста, извините, всего плохого

  1. Мальчик и девочка поднимаются по лестнице. Кто поднимается первым?

А) мальчик

Б) девочка

В) идут рядом


Тест за 2 четверть.


  1. Выбери однокоренные слова к слову добро

А) доброта, сдоба, Добрыня

Б) добавить , добросовестный, Добров

В) добрый, добреть, доброжелательность

  1. Какого человека называют добрым?

А) отзывчивый

Б) оскорблённый

В) озлобленный

  1. Кого можно считать настоящим другом?

А) знакомого во дворе

Б) соседа по парте

В) человека, которому доверяешь

  1. Подбери антонимы к слову порядочность

А) непорядочность, подлость

Б) отзывчивость, нелепость

В) хитрость, бескорыстие

  1. Гордыня – это

А) упрямство

Б) высокомерие

В) скука

  1. Продолжи предложение:

Гордость – это


Тест за 3 четверть.


  1. Как мы должны относиться к традициям своей Родины?

А) соблюдать все традиции

Б) уважать, гордиться и беречь

В) кто как хочет


  1. Приведи примеры традиций, принятых в вашей семье


  1. Кого можно назвать белоручкой?

А) человека с белыми руками

Б) человека, у которого руки в мелу

В) лентяя


  1. то является основой каждой семьи?

А) любовь, прощение, терпение

Б) взаимовыручка, взаимовыгодность

В) вежливость, корысть.


  1. Счастье – это


  1. Выберите праздники христиан:

А) Рамадан, Рамадан-байрам

Б) Масленица, Пасха

В) День всех святых, день Святого Валентина


Анкета «Мои друзья».


  1. Есть ли у тебя друзья?

  2. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями ?

  3. Кого из мальчиков нашего класса вы бы пригласили на свой день рождения?

  4. Кого из девочек нашего класса вы бы пригласили на свой день рождения?

  5. Кого из мальчиков нашего класса вы бы могли назвать «рыцарем»?

  6. Кого из девочек нашего класса вы бы могли назвать «принцессой»?

  7. Кто из класса должен подумать и изменить своё поведение в лучшую сторону?

  8. Как ты думаешь, а тебя уважают ребята нашего класса?

  9. Можно ли назвать наш класс дружным?

  10. Подумай и напиши 3 закона дружбы нашего класса.



Анкета для родителей обучающихся 4-х классов .


Уважаемые родители, ваш ребенок заканчивает изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Нам очень важно ваше мнение. Ответьте на несколько вопросов. ( Ваш ответ отмечаете символом « +» )

  1. Понравился ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) ?

Да

Нет


  1. Вам понятны цели и задачи курса ОРКСЭ?

Да

Нет

Другое

  1. Вы разделяете цели и задачи курса ОРКСЭ?

Да

Нет

Другое

4.Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

Да

Нет

5.Какие результаты личностного развития вашего ребенка Вы ожидаете по итогам освоения курса ОРКСЭ:


формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважения к религиозным традициям русского и других коренных народов России


6.Как, по вашему мнению, повлияло изучение этого курса на поведение Вашего ребёнка в обществе ?

1.Стал доброжелательным, отзывчивым.

2.Стал понимать значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

3.Стал с уважением относиться к другим людям.

4. Стал культурнее.

5. В поведении моего ребёнка ни чего не изменилось.

7.Испытывает ли Ваш ребенок затруднения при изучении курса?

Да

Нет

Не знаю


  1. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Какое?




Успешность изучения курса ОРКСЭ.

I полугодие.






Ф И учащегося


Работа на уроке

Самостоятельная работа

Творческая деятельность

Устные

ответы




Участие в обсуждении

Активность

Поиск доп. материала

Выполнение теста

Выполнение творч работ

Выполнение проекта










1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









8.









9.









10










Анкета

для родителей

по выбору одного из 6-ти модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

(курс ОРКСЭ с 01.09.2012/2013 учебного года включён в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы в объёме 34 часов)



Я,__________________________________________________________________________,

(ФИО родителя, законного представителя)

Подтверждаю выбор для изучения моим ребёнком__________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

_____________________________________________________________________________


Выбор учащимися, их родителями модулей курса ОРКСЭ (по результатам личных заявлений родителей (представителей) учащихся 3 –х классов

Отметка родителя о выборе одного из 6-ти модулей

Примечания

  1. «Основы православной культуры»




  1. «Основы исламской культуры»




  1. «Основы буддийской культуры»




  1. «Основы иудейской культуры»




  1. «Основы мировых религиозных культур»




  1. «Основы светской этики»







___________________ ______________________

Дата заполнения анкеты Роспись








22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!