СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам экономики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 126 часов для механизации сельского хозяйства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам экономики»

Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Основы экономики, менеджмента и маркетинга






















с. Починки

2015г.

Одобрено методической

комиссией профессионального

цикла

председатель спец.дисциплин

______________Павликова Т.А.



Протокол № _____

от «___»_____________2014 г.


Утверждаю

Зам. директора по УПР

________________С.В.Мартынова

от «_____»______________2014 г.




Рабочая программа учебной дисциплины

Осн6овы экономики, менеджмента и маркетинга»

общепрофессионального цикла

образовательной программы

по специальности СПО 110810 «Механизация сельского хозяйства».





Организация-разработчик: ГОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»



Разработчик:

Сычева Л.А., преподаватель ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум».

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

  1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональной цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения экономической теории;

- принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития отрасли;

- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда;

- стили управления, виды коммуникации;

- принципы делового общения в коллективе;

- управленческий цикл;

- особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 62 часа.























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

20

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Не предусмотрено

виды внеаудиторной самостоятельной работы: Конспектирование текста;

ответы на контрольные вопросы;

выписка из текста; доклады; работа с учебником.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Определение экономики, сущность экономики, основные аспекты экономической деятельности общества.

2

22

Раздел I. Экономика и ее роль в жизни общества


9


Тема 1.1

Назначение и структура экономики

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Закон Энгеля.


2


2

Тема 1.2

Организация хозяйственной деятельности

Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решении хозяйственных задач: какие блага и для кого производить. Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу I. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Эволюция развития экономической науки. Взаимосвязь потребности и блага. Общественное производство и его основные стадии.

5


Раздел II. Микроэкономика


14


Тема 2.1

Структура микроэкономики


Основные формы хозяйственной деятельности: микроэкономика, макроэкономика мировая экономика. Составные части микроэкономики. Домашние хозяйство, предприятие. Особенности отношения собственности, кооперации и разделения труда, организации хозяйства и управления предприятий в микроэкономике. Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках микроэкономики.

2

1

Тема 2.2

Рынок. Спрос и предложение

Рынок как форма экономических связей между специализированными и обособленными товаровладельцами. Современный рынок как единая совокупность особых отраслей торговой деятельности. Свободное развитие рынка и его регулирование .Зарождение рыночного обмена товаров и услуг. Закон спроса и предложения товаров. Изучение кривой спроса и кривой предложения, точки безубыточности.

2

2

Тема 2.3

Эластичность спроса и предложения.

Изучение изменения факторов ведущих к увеличению или снижения спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса и предложения.

2

1

Практическое занятие №1 «Сущность рынка основные элементы рынка».

2



Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу II.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Основные виды рынков;

- Основные признаки рынков;

- Модели современного рынка;

- Основные черты монополистической конкуренции.

6


Раздел Ш. Экономическая эффективность производства


33


Тема 3.1. Производство издержки и прибыль.

Понятие производства. Издержки производства. Виды затрат (постоянные издержки. переменные издержки, валовые издержки). Валовой доход предприятия. прибыль.

2

2

Тема 3.2. Конкуренция и монополия.

Конкуренция ее сущность и формы. Зависимость рыночной цены от массового спроса и массового предложения. Причины образований и виды монополий

2

1

Практическое занятие №2 «Проблемы производственных возможностей экономики».

2


Тема 3.3. Экономические основы бизнеса и распределение доходов

Экономические основы бизнеса. Коммерческое предпринимательство, коммерческий расчет. Процесс создания новой (добавленной) стоимости, экономические и правовые условия бизнеса.

6

1

Экономические основы бизнеса. Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала.

2

Государственное перераспределение доходов. Первичные распределение доходов в свободной рыночной экономике: положительные черты и недостатки. Вторичное распределение государством доходов физических и юридических лиц. Государственное регулирование социально-экономических отношений.

1

Практическое занятие №3 «Прибыль и рентабельность».

2


Тема 3.4. Распределение доходов в микроэкономики.

Заработная плата работников. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата.

4

2

Кредит и процент. Виды кредита. Прибыльность банковского капитала. Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли.

1

Практическое занятие №4 «Рынки производственных ресурсов».

2


Тема 3.5. Налоговая система

Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговые реформы.

2

2

Тема 3.6. Структура экономики страны

Особенности типа собственности, кооперации разделения труда, форм организации хозяйства и управления в государственном секторе. страны. Основные направления экономической политики.

2

1



Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу III.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Себестоимость её состав, структура;

- Факторы и пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции;

- Экономическая эффективность оборотных средств;

- Формы и системы оплаты труда;

- Мотивация труда.


9


Раздел IV. Планирование производственно- хозяйственной деятельности предприятия.


23


Тема 4.1. Сущность менеджмента

Понятие менеджмента, менеджера, принципы менеджмента

2

2

Практическое занятие №5,6,7 «Бизнес- планирование».

6


Практическое занятие №8 «Финансы организации».

2


Практическое занятие №9,10 «Методика расчета основных показателей работы предприятия»

4

Тема 4.2. Функции менеджмента

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Знание и содержание функций менеджмента, Цикл менеджмента. Связующие процессы.

2

1


Контрольная работа

2


Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу IV.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • История развития менеджмента в России

  • Концепции рыночной экономики:

  • Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации.

5


Раздел V. Организационные структуры и механизмы управления.


15


Тема 5.1. Виды организационных структур, их классификация.

Виды организационных структур на предприятии. Принципы построения организационных структур, их классификация. Понятие производственной структуры организации, структуры управления. Вертикальные и горизонтальные связи управления структуры организации.

4

1

Классификация организационных структур. Формирование организационной структуры на предприятии. Характеристика деятельности предприятия. Оценка деятельности организации, оценка существующей технологии менеджмента.

3

Тема 5.2. Характеристика и классификация сложных организационных структур.

Признаки классификации: открытость систем, целенаправленность, сложность, степень организованности. Методы распределения функций в структуре управления: жесткая система, мягкая система, нормальная система.

2

2

Тема 5.3. Эффективность организационных структур.

Методы управления организационными структурами.

4

2

Эффективность организационных структур.

2


Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу V.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Функциональная структура системы организационного управления;

- Преимущество и недостатки функциональной системы управления;

- Дополнительные функции в формировании организационных структур;

- Принципы делегирования полномочий;

- Методы анализа структуры управления.

5


Раздел VI. Менеджер в системе управления.


22


Тема 6.1. Функции и технология организационного менеджмента

Функции управления, стадии управления. Циклы основных функций управления (предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать).

2

1

Тема 6.2 Организация труда менеджера и мотивация персонала

Организация труда менеджера на предприятии.

4

2

Организация и мотивация персонала. Стили руководства персоналом.

2

Тема 6.3 Управление персоналом

Управление персоналом.

2

2

Тема 6.4. Ответственность организации и этика менеджера

Менеджер в системе управления. Виды ответственности.

4



2


2

Ответственность организации и этика менеджера.

Тема 6.5. Управление конфликтами в организации.

Конфликт в менеджменте. Причины конфликта.

2

2


Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу V I.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

- Оперативное планирование предприятия;

- Стадии планирования (учет, контроль, анализ);

- Предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

- Должностная инструкция менеджера по персоналу;

- Стили руководства руководителя;

- Процессуальные теории мотивации труда;

- Средства мотивации поощрения труда;

- Этика бизнеса.

8


Раздел VII. Экономическая основа маркетинга, товар в системе маркетинга.


28


Тема 7.1. Целевой, дифференцированный недифференцированный маркетинг.

Использование трех стратегий маркетинга: целевого (концентрированного), дифференцированного недифференцированного маркетинга.

2

2

Тема 7.2. Сегментация рынка, выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке

Понятие сегментации рынка, разновидности сегментации рынка.

4

2

Выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.

2

Тема 7.3. Экономические субъекты рынка.

Экономические субъекты рынка: государство, банки, промышленные и сельскохозяйственные отрасли, население. Предприятие как хозяйственная организация. Внешняя и внутренняя среда фирмы.

2

2

Тема 7.4. Окружающая среда маркетинга.

Окружающая среда маркетинга. Факторы, контролируемые высшим руководством предприятия. Факторы, контролируемые маркетингом

2

2

Тема 7.5. Маркетинговое понимание товара.

Маркетинговое понимание товара.

4

2

Маркетинговое понимание товара. Классификация товаров.

2

Тема 7.6. Концепция жизненного цикла товара.

Концепция жизненного цикла товара. Этапы жизненного цикла товара.

4

2

Практическое применение результатов изучения жизненного цикла товара.

1


Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу V II.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Конкурентная среда фирмы;

  • Основные факторы внешней среды предприятия;

  • Неконтролируемые факторы маркетингом;

  • Маркетинговая «луковица» товара;

  • Виды жизненных циклов товаров;

  • практическое применение результатов изучения жизненного цикла товара.

10


Раздел VIII. Маркетинговая политика предприятия, управление маркетинговой деятельностью предприятия.


40


Тема 8.1.Товарная политика предприятия.

Товарная политика.

6

2

Инновационная политика.

2

Ассортиментная политика.

2

Тема 8.2. Факторы, определяющие маркетинговую стратегию предприятия.

Факторы, определяющие ассортиментную стратегию предприятия.

4

2

Факторы, определяющие маркетинговую стратегию предприятия.

2

Тема 8.3. Разработка стратегии ценообразования.

Разработка стратегии ценообразования. Виды стратегий и их особенности

4

2

Ценовая тактика, корректировка цен.

2

Тема 8.4. Стратегическое планирование и маркетинговая программа.

Комплексное исследование рынка и изучение собственных производственно - сбытовых возможностей предприятия отобрать наиболее оптимальные для его работы целевые рынки сбыта, по которым разрабатываются маркетинговые программы.

2

2

Тема 8.5. Виды и структура маркетинговых программ.

Разработка маркетинговых программ и стратегических планов по определенной последовательности.

2

2

Тема 8.6. Виды маркетинговой стратегии в зависимости от доли фирмы на рынке, рыночного спроса, товарной политики фирмы.

Виды маркетинговой стратегии. Варианты стратегии.

2

2

Тема 8.7. Контроль маркетинговой деятельности и оценка её эффективности

Рыночные, маркетинговые исследования рынка. Изучение этапов исследования рынков. Эффективность маркетинговых исследований. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта, контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат, стратегический контроль.

2

2

Контрольная работа.


2


Дифференцированный зачет


2



Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий по разделу V III.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Ассортиментная политика предприятия;

  • Оптовая, розничная цена, торговая скидка на товар;

  • Процесс ценообразования;

  • Методы ценообразования

  • Ранжирование целей в маркетинговой стратегии ( «дерево» целей )

  • Линейно - функциональная структура управления предприятием по видам маркетинговой деятельности;

  • Линейно - функциональная структура управления предприятием по продукту.


14



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономики»,

« Менеджмент», «Маркетинг»;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Технические средства обучения

- мультимедиапроектор

- ноутбук

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 224 с. – (Профессиональное образование). ISBN 5-8199-0037-5(ФОРУМ) ISBN 5-16-000955-8 (ИНФРА-М)

2. Основы экономики и управления: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ф. Басова, В.И. Иванов, Н.Н. Кожевников и др.; Под. ред. Н.Н. Кожевникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. ISBN 5-7695-1912-6

3.Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия) : учеб. для ср. спец. учеб. заведений.- М.: Экономистъ, 2005. – 251 с. ISBN 5-98118-003-Х

4. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. для нач. проф. образования / Людмила Николаевна Череданова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. ISBN 5-7695-1182-6

5. Соколова С.В. Основы экономики: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Светлана Владимировна Соколова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия» 2005. – 128 с. ISBN 5-7695-1121-4

6. Авдулова Т.П. Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с. ISBN 5-7695-1435-3

7. Основы менеджмента: В 2 ч. Ч. 1. Менеджмент организации: Учеб./ А.И. Афоничкин. А.Ф. Поляков, С.М. Имяреков и др.; Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; Саран. кооп. ин-т МУПК. – Саранск, 2002. – 272 с. ISBN 5-88842-037-9

8. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пособ. / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 2008 с. ISBN5-7695-2551-7

Дополнительные источники:

1. Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Петранева, А.В., А.В. Мефед, М.П. Тушканов и др.; Под ред. Г.А. Петраневой. – М.: Издательский центр «академия», 2003. – 352с. ISBN5-7695-1158-3

2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник / Александр Федорович Барышев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 2008 с. ISBN 5-7695-1910- X

3. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Сборник практических задач и ситуаций: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.М. Марахтанова, Е.И. Еремина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с. ISBN 5-7695-2406-5


Интернет-ресурсы

www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися контрольных работ и внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


- Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет.

- Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг


контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет.

Знания:


Основные положения экономической теории; принципы рыночной экономики, современное состояние и перспективы развития отрасли; роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; механизмы ценообразования на продукцию (услуги); формы оплаты труда; стили управления, виды коммуникации.

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, дифференцированный зачет.

Принципы делового общения в коллективе; - управленческий цикл;

особенности менеджмента в области сельского хозяйства; сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации


контрольная работа, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!