1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка оренбургской области.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего и среднего общего образования от 30.08.2013 г. №1015.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008.
5. Постановление от 10 июля 2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.2013 №1008.
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка Оренбургской области.
7. Положение о порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса ГБОУ «СКШИ», утверждена приказ № 29/5 от 31.08.2013.
Актуальность и целевое назначение программы.
Обучающимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Общая характеристика предмета:
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с ТМНР затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в программе уделяется серьезное внимание звуко-буквенному анализу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких двойных и др.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 7 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к жизни, к общению.
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Формы и методы реализации.
практические методы (упражнения, учебная практика);
наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия);
работа с книгой (чтение, выполнение заданий);
видеометоды (просмотр видеофильмов, презентации).
2. Содержание учебного курса.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Содержание учебной программы.
Раздел | Краткое содержание раздела | Требование к уровню подготовленности обучающихся |
Звуки и буквы. | Слог. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак (ь) на конце слова. | Делить слова на слоги, выделять ударный слог. Переносить слова по слогам. Различать парные звонкие и глухие согласные. Различать шипящие и свистящие согласные. Различать твердые и мягкие согласные на конце слова. |
Слово. | Название предметов. Название действий. Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными. | Называть и различать предметы, отвечающие на вопросы кто? и что? Различать сходные предметы и их названия. Различать слова, обозначающие один или несколько предметов. Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных. Называть действия предметов, отвечающих на вопрос что делает? что делают? Выделять предлог, как отдельное слово. |
Предложение. | Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | Выделять предложение из текста. Знать правила записи предложения. Составлять схему предложения. Составлять предложения по картинкам. |
Повторение. | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак (ь) на конце слов. Названия предметов. Название действий. | Подбирать к звонким согласным парные глухие согласные. Определять с какого согласного начинается слог – с твердого или мягкого. Мягко произносить конечный согласный с мягким знаком. Называть предметы и их части. Подбирать действия предметов по вопросам что делает? что делают? |
Форма проверки результатов освоения программы.
Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся по четвертям безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:
• Материал усвоен;
• Частично усвоен;
• Не усвоен.