Рабочая программа составлена для ученика 1 класса надомного обучения.
Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 2011года.
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 и согласованы с родителями.
Особенностью программы является то, что они решают в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программы раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего часов |
Математика | 3 | 99 |
Письмо и развитие речи | 2 | 66 |
Чтение и развитие речи | 1 | 33 |
Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности | 1 | 33 |
Изобразительное искусство /трудовое обучение | 1 | 33 |
Количество часов в неделю | 8 | |
Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.
Возраст : ученика – 8 лет.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.
Ожидаемые результаты:
-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;
- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2011год.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Цель: выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв.
Задачи:
- формировать навык письменной речи;
- формировать каллиграфические навыки;
- обогащать и уточнить словарь;
- пробудить познавательный интерес к родному слову;
- корректировать внимание.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученицы, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Ученик должен приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой ученицы.
Ученик должен знать:
- написание основных элементов рукописных букв в последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Ученик должен уметь:
- рисовать прямые линии в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключаться с одного направления на другое, соблюдать пределы при штриховке прямыми линиями.
- обводить карандашом на бумаге простейших фигуры по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закрашивать и заштриховывать;
- рисовать прямые линии и несложные предметы из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв);
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Письмо и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.ч | Дата | Словарь | Коррекционные задачи | |
1 четверть | |
1 | Элементы букв. Пользование карандашом. | 1 | | Ученик учитель | Мотивация познав. Деятельности | |
2 | Элементы букв. Пользование ручкой | 1 | | Имя отчество учителя | Развитие фонематического слуха. Развитие зрительного внимания | |
3 | Ручка. Рисование палочек | 1 | | парта | Увеличение объема восприятия | |
4 | Ручка. Рисование геометрических фигур | 1 | | Урок | Развитие процесса обобщения | |
5 | Обведение по шаблону геометрических фигур | 1 | | | Развитие координации движений | |
6 | Рисование несложного орнамента | 1 | | Оконная рама | Увеличение объема запоминания | |
7 | Рисование знакомых предметов и их распределение по цвету, форме, величине | 1 | | Овал Полуовал | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие координации движений | |
8 | Обведение по трафарету знакомых предметов (яблоко, груша, огурец, морковь) | 1 | | Овощи, фрукты | Коррекция личностных качеств | |
9 | Проведение прямых линий по пунктирам в разных направлениях | 1 | | | Формирование положительной Мотивации | |
10 | Проведение прямых линий, непрерывных линий по наклонной | 1 | | | Развитие и коррекция памяти | |
11 | Орнамент из палочек и их сочетаний | 1 | | Неделя | Развитие мелкой моторики пальцев рук | |
12 | Орнамент из геометрических фигур | 1 | | | Увеличение объема запоминания | |
13 | Рисование по линейке: линии, палочки наклонные и вертикальные. Соединение палочек в разных сочетаниях | 1 | | Линейка | Развитие логического мышления | |
14 | Обведение клеток по образцу, точкам самостоятельно | 1 | | Месяц | Развитие координации движений | |
15 | Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур | 1 | | | Развитие навыков самостоятельности | |
16 | Рисование геометрических фигур, на их основе знакомых предметов | 1 | | | Коррекция речи | |
2 четверть | |
17-18 | Элементы букв А, О | 2 | | Близко-далеко | Развитие словаря и фразовой речи | |
19 | Написание буквы А, а | 1 | | | Активизация словаря | |
20 | Написание быквы О.о | 1 | | | Коррекция и развитие познав. деятельности | |
21 | Элементы буквы У | 1 | | Удочка | Развитие фонематического слуха | |
22 | Написание букву У.у | 1 | | | Развитие мелкой моторики пальцев рук | |
23 | Элементы буквы М, м | 1 | | | Развитие фонематического слуха | |
24-25 | Написание буквы М,м | 2 | | понедельник | Развитие зрительного внимания | |
26 | Написание слогов -ма, -му, -мо | 1 | | среда | Коррекция личностных качеств | |
27 | Элементы и написание буквы С.с | 1 | | четверг | Коррекция и развитие памяти | |
28 | Слоги -са, -су, -со. | 1 | | пятница | Развитие долговременной памяти | |
29 | Написание слов ма-ма, са-ма | 1 | | суббота | Развитие координации движений | |
30 | Элементы и написание буквы Х,х | 1 | | воскресенье | Коррекция внимания | |
31 | Слоги -ха, -хо, -ах, -ох | 1 | | | Коррекция речи | |
3 четверть | |
32 | Элементы и написание буквы Л,л. Слоги -ла, -ло, -лу | 1 | | | Развитие словаря и фразовой речи | |
33 | Элементы и написание буквы Ы,ы. Слоги –мы, -сы | 1 | | Сыр | Коррекция памяти | |
34 | Написание слов мал, малы | 1 | | | Развитие кратковременной памяти | |
35 | Буквы Н, н. Слоги –на, -но, -ну | 1 | | | Коррекция мышления | |
36 | Буква Р, р. Слоги –ра, -ро, -ру | 1 | | Рубль | Развитие координации движений | |
37 | Чередование букв р – л | 1 | | Хорошо-плохо | Активизация словаря | |
38 | Буква П, п Слоги -па, -по, -пу | 1 | | | Развитие зрительного внимания | |
39 | Буква К, к. Слоги –ка, -ко, -ку | 1 | | Копейка | Развитие фонетического слуха | |
40 | Написание слов мо-ло-ко, ко-ро-ва | 1 | | | Мотивация познавательной деятельности | |
41 | Написание буквы Т, т. Слоги –та, -ту, -то. | 1 | | | Развитие навыков самоконтроля | |
42 | Написание буквы И, и. Слоги с буквой и. | 1 | | | Развитие словаря и фразовой речи | |
43 | Написание буквы З,з. Слоги с буквой З,з. | 1 | | забор | Развитие зрительного внимания | |
44 | Буква В, в. Написание слогов с буквой в. | 1 | | литр | Развитие слухового внимания | |
45 | Буквы ж, ш. Слоги –жи, -ши | 1 | | метр | Коррекция и развитие памяти | |
46 | Буква Б, б. Слоги с буквой б. | 1 | | сантиметр | Развитие мелкой моторики | |
47 | Буква Г,г. Слоги с буквой г. | 1 | | грамм | Развитие и коррекция памяти | |
48 | Буква Д, д. Слоги с буквой д | 1 | | Килограмм | Коррекция речи | |
49 | Буква Й . Слоги с буквой Й | 1 | | йод | Развитие зрительного внимания | |
50 | Буква Е.е. Слоги с буквой е | 1 | | ель | Коррекция речи | |
51 | Буква ь. Слоги с буквой ь | 1 | | | Развитие понимания словесных конструкций | |
52 | Буква Ё,ё. Слоги с буквой ё | 1 | | | Развитие понимания фразовой речи | |
4 четверть | |
53 | Буква Я.я. Слоги с буквой я | 1 | | | Развитие навыков самостоятельности | |
54 | Буква Ю.ю. Слоги с буквой ю | 1 | | | Развитие мелкой моторики пальцев рук | |
55 | Буква Ц, ц. Слоги с буквой ц | 1 | | | Увеличение объема запоминания | |
56 | Буква Ч, ч. Слоги с буквой ч | 1 | | | Развитие логического мышления | |
57 | Буква Щ, щ. Слоги с буквой щ | 1 | | | Развитие координации движений | |
58 | Буква Ф, ф. Слоги с буквой ф | 1 | | | Развитие навыков самостоятельности | |
59 | Буква Э, э. Слоги с буквой э. | 1 | | Эхо | Коррекция речи | |
60 | Буква ъ. Слоги с буквой ъ | 1 | | | Мотивация познав. деят-ти | |
61-62 | Написание простых словосочетаний | 2 | | | Повышение уровня концентрации внимания | |
63-64 | Написание коротких предложений под диктовку | 2 | | | Развитие процессов анализа, синтеза и обобщения | |
65-66 | Списывание коротких предложений с книги | 2 | | | Развитие навыков самоконтроля | |
67 | Повторение и обобщение знаний | 1 | | | Развитие навыков самоконтроля | |
Список используемых учебно-методических источников
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / ред. В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2011.
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012.
Алышева Т.В. Математика для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1,2 части. М.: Просвещение, 2013.
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994.
Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.
Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.
Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение/ Автор-составитель А.А. Шабанова.- Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.