СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по плаванию для 10-11 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю ознакомиться с рабочей программой по плаванию для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по плаванию для 10-11 классов»

Комплексная программа по плаванию учащихся 10-11 классов Пояснительная записка

В основу программы по физическому воспитанию в условиях плавательного бассейна (при наличии 3-го часа) положена программа по физической культуре средней школы с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния и функциональных возможностей организма учащихся специальных медицинских групп, а также программа по начальному обучению плаванию для детских спортивных школ.

Определение школьников в специальную медицинскую группу проводится в начале учебного года на основании заключения врача. Из учащихся 1–11 классов по приказу директора школы комплектуются учебные группы для занятий физической культурой. Комплектование учебных групп проводится с учетом:

1) возраста (начальное, среднее, старшее звено);

2) заболевания (опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, дыхательной системы, органов выделения и репродукции)..

К занятиям в плавательном бассейне учащиеся допускаются при наличии разрешения лечащего врача. Лечебная гимнастика в воде и плавание противопоказаны при:

- выраженной сердечно-сосудистой недостаточности;

- инфекционных заболеваниях в острый период;

- бронхиальной астме с частыми приступами;

- эпилепсии;

- кожных заболеваниях;

- пиелонефритах (в стадии устойчивой ремиссии с разрешения лечащего врача возможны занятия в бассейне).



  1. Теоретические сведения

Среднее общее образование, 10–11 классы.

1) Роль и значение лечебного плавания в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.

2) Особенности организации двигательного режима и подбор упражнений в зависимости от состояния самочувствия и показателей здоровья.

3) Контроль за физическими нагрузками во время самостоятельных занятий в бассейне.

4) Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации индивидуальных форм занятий на воде.

5) Оказание помощи утопающему.

6) История развития и эволюция плавания.

7) Современное состояния плавания в нашей стране. Достижения российских и советских пловцов на крупнейших международных соревнованиях.


  1. Основные задачи физического воспитания в бассейне


Основными задачами физического воспитания в бассейне учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

2) повышение умственной и физической работоспособности;

3) приобретение жизненно необходимого умения плавать;

4) улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

5) профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания.

Занятия физической культурой в условиях плавательного бассейна имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.

Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.

Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические навыки.

В программу входят специальные комплексы упражнений, плавание (имитация спортивных способов в свободном темпе, с элементами облегчения – ласты, плавательные доски), игры и купание. Упражнения выполняются с применением различных исходных положений: стоя, в полуприсяде, лежа, с неподвижной и подвижной опорой, в безопорном положении, с предметами и без них. В занятиях применяются упражнения по обучению плаванию, упражнения локального воздействия на различные группы мышц, прыжки и соскоки (для некоторых категорий занимающихся), упражнения на растяжение и расслабление, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать возможности для перевода в подготовительную или основную группу. Но следует иметь в виду, что в специальной медицинской группе будут заниматься и такие ученики, состояние здоровья которых длительное время не позволит форсировать их физическую подготовленность. Поэтому таким ученикам целесообразно некоторое время предлагать упражнения более легкие.

В программе учебный материал группируется для следующих категорий занимающихся:

1) с нарушениями функции сердечно-сосудистой системы;

2) с заболеваниями дыхательной системы;

3) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В данной программе, по сравнению с учебной программой для основной медицинской группы, ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшен объем проплываемых дистанций, исключены упражнения в нырянии на дальность и в глубину. Школьники специальных медицинских групп освобождаются от выполнения учебных нормативов и участия в соревнованиях по плаванию.

При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся спец. мед. группы, их пониженные функциональные возможности, а следовательно, и относительно меньшая приспособляемость к физическим нагрузкам.

Занятия по оздоровительному плаванию регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и очень осторожного дозирования физической нагрузки – с учетом возраста, физической подготовленности и диагноза занимающихся. Главное заключается в том, чтобы дозировка была доступной, посильной и не вызывала большого утомления.

В связи с этим общими принципами занятий в специальных медицинских группах являются:

1) осуществление индивидуального подхода в групповом занятии с учетом функциональной подготовленности занимающихся;

2) оздоровительная направленность методики занятий в бассейне;

3) при обучении физическим упражнениям соблюдение принципа от простого к сложному;

4) простота и доступность физических упражнений каждому занимающемуся;

5) соответствие упражнений в подготовительной части занятия решению задач основной части;

6) постепенное повышение кривой физиологической нагрузки в основной части занятия и снижение до исходной или близкой к ней величины в заключительной части;

7) систематическое проведение занятий.



  1. Содержание программы

Среднее общее образование (10-11 классы)

3.1. Вход в воду

1) По трапу бассейна.

2) Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.

3) Спад из положения согнувшись толчком ног.

4) Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

3.2. Плавание кролем на груди и спине

1) Плавание на груди и спине с помощью работы ног кролем и различным положением рук.

2) Плавание на груди и спине с помощью работы ног и рук на задержке дыхания.

3) Плавание кролем на груди и спине с полной координацией.

3.3. Плавание брассом и дельфином

1) Плавание при помощи движений ногами брассом с доской.

2) Скольжение на груди с движениями ногами брассом.

3) Плавание на спине при помощи движений ногами брассом, руки вдоль тела.

4) Плавание брассом со слитной координацией и произвольным дыханием.

5) Плавание брассом в полной координации с удлиненной паузой скольжения.

6) Плавание дельфином с помощью движений ногами.

7) Плавание дельфином с помощью движений ног и укороченным гребком руками.

3.4. Прикладное плавание

1) Плавание на боку.

2) Спасение утопающих: подплывание к тонущему; освобождение от захватов тонущего; транспортировка тонущего; способы оказания первой помощи.

3.5. Общеразвивающие упражнения

1) Маховые движения руками вперед, назад, в стороны; одновременные и попеременные.

2) Наклоны с различным положением рук и дыханием.

3) Приседания с погружением под воду и длинным выдохом через рот.

4) Выпрыгивания из воды с опорой о бортик бассейна и в безопорном положении.

5) Погружения под воду с последующим всплыванием.

3.6. Корригирующие упражнения

3.6.1. При заболеваниях дыхательной системы.

1) Дыхательные упражнения при ходьбе: на 1 шаг – вдох, на 2 шага – выдох; затем на 2 шага – вдох, на 4 шага – выдох.

2) Поднять руки через стороны вверх, приподняться на носки – вдох, свободно наклониться, уронить руки – выдох.

3) Развести руки в стороны – вдох, рывком обнять себя с энергичным выдохом.

4) Поднять руки перед собой, подняться на носках – вдох; присед на корточки, продолжительный выдох, сопровождающийся звуками «ш-ш-ш-а», «ж-ж-ж-а».

5) Диафрагмальное дыхание: активное выпячивание дыхания на вдохе, втягивание – на выдохе.

6) Диафрагмальное дыхание: на счет 1, 2 – вдох; 3, 4, 5 – выдох, 6, 7 – пауза.

7) Упражнения с постепенным удлинением выдоха в воду.

8) Плавание по бассейну с доской в руках. Движения ногами, как при плавании стилем брасс.

9) Стоя в воде в глубокой части бассейна. Выдохи в воду. После каждого выдоха выдерживать дыхательную паузу, продолжительность – 3–4 с.

10) Стоя в воде, ноги на ширине плеч. Движения руками, как при плавании стилем брасс, дыхание произвольное.

11) Плавание брассом с удлиненным скольжением и широким разведением рук в стороны.

12) Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения и долгим выдохом в воду.

3.6.2. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

1) Войти в воду так, чтобы она покрывала плечи, адаптация к воде, подсчет пульса.

2) В наклоне вперед обхватить руками скрестно грудную клетку – продолжительный выдох в воду; пауза, свободное дыхание 15–20 с.

3) Продолжительный выдох через нос в воду; пауза, свободное дыхание 20–30 с.

4) Дыхание, как при плавании, – короткий, энергичный вдох и продолжительный выдох в воду.

5) Равномерное дыхание, как при гребле. При занесении рук над водой – вдох, при проводке – выдох.

6) И. п. – в полуприседе, руки на коленях. Руки в стороны – вдох; нажимая ладонями на нижние ребра и, наклоняясь вперед, – удлиненный выдох в воду.

7) Скольжение на груди с задержкой дыхания.

8) Скольжение на спине, расслабление.

9) Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения и длинным выдохом в воду.

3.6.3. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

При сколиозе:

1) Скольжение на груди и на спине в позе коррекции.

2) Лежа на груди, руки вытянуты вперед. Со стороны выпуклости искривления рука работает брассом, со стороны вогнутости – вытянута вперед. Ноги при выраженном поясничном лордозе работают брассом, при кифозе – кролем.

3) Лежа на груди, руки в позе коррекции. Ноги работают кролем.

4) То же упражнение из исходного положения – лежа на груди на доске. Лежать следует ровно, подбородок плотно прижат к груди, таз не опускать.

5) Лежа на спине. Ноги работают брассом.

6) Лежа на груди. Плавание брассом в полной координации с удлиненной паузой скольжения.

7) Лежа на груди. Плавание брассом в координации с удлиненной паузой скольжения и переходом в индивидуальную позу коррекции.

8) Лежа на боку. Выполняется плавание способом на боку, лежа на стороне выпуклости искривления. Плыть на боку, работая руками и ногами в сочетании с дыханием без выноса рук над водой, контролируя паузу скольжения и работу рук.

9) Восстановление дыхания. Полные выдохи в воду.

10) «Звездочка» в положении лежа на спине, расслабление, отдых.

При плоскостопии:

1) Лежа на груди. Плавание кролем на спине при помощи движений ног.

2) То же упражнение, но в ластах.

3) То же упражнение, но с доской.

4) Плавание кролем на спине: на 8 движений ногами, 1 гребок руками.

5) Плавание кролем на спине в полной координации.














































Тематическое планирование занятий для 10-х классов




Тема

Кол-во часов

ЗУН

КИМ

Сроки

1

Техника безопасности и правила гигиены

1

Техника безопасности при проведении занятий по плаванию. Личная и общественная гигиена


1 неделя сентября

2

Анализ техники ныряния

1

Ныряние в глубину. Ныряние в длину

Проверочная работа

2 неделя сентября

3

Анализ способов освобождения от захватов в воде

1

Освобождение от захватов спереди, освобождение от захватов сзади

Проверочная работа

3 неделя сентября

4

Анализ техники транспортировки пострадавшего в воде

1

Транспортировка пострадавшего на спине. Транспортировка пострадавшего на боку

Проверочная работа

4 неделя сентября

5

Контроль и самоконтроль за состоянием организма в процессе занятий

2

Субъективные показатели самоконтроля. Объективные показатели самоконтроля

Проверочная работа

1,2 неделя октября

6

Техника ныряния

3

Техника ныряния в глубину. Техника ныряния в длину

Зачет

3,4 неделя октября

1 неделя ноября

7

Техника освобождения от захватов в воде

3

Техника освобождения от захватов спереди, техника освобождения от захватов сзади

Зачет

2,3,4 неделя ноября

8

Техника транспортировки пострадавшего в воде

3

Техника транспортировки пострадавшего на спине, техника транспортировки пострадавшего на боку

Зачет

1,2,3 неделя декабря



9

Совершенствование техники плавания кролем на груди

3

Упражнения на совершенствование техники. Движения ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры

Зачет

4 неделя декабря

2,3 неделя января

10

Совершенствование техники плавания кролем на спине

3

Упражнения на совершенствование техники. Движения ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

4 неделя января

1,2 неделя февраля

11

Совершенствование техники плавания брасом на груди

3

Упражнения на совершенствование техники. Движения ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

3,4 неделя февраля

1 неделя марта

12

Совершенствование техники плавания брасом на спине

3

Упражнения на совершенствование техники. Движения ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

2,3,4 неделя марта

13

Совершенствование техники плавания на боку

3

Упражнения на совершенствование техники. Движения ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

1,2,3 неделя апреля

14

Основные принципы оздоровительной и кондиционной тренировки

4

Срочная адаптация. Долговременная адаптация. Специфическая адаптация. Общая адаптация. Принцип сверхнагрузки. Принцип специфичности.

Принцип цикличности. Принцип систематичности. Принцип постепенности

Проверочная работа

4 неделя апреля

1,2,3 неделя мая







Тематическое планирование занятий для 11-х классов




Тема

Кол-во часов

ЗУН

КИМ

Сроки

1

Техника безопасности и правила гигиены

1

Техника безопасности при проведении занятий по плаванию. Личная и общественная гигиена


1 неделя сентября

2

Первая доврачебная помощь

2

Освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца

Проверочная работа

2,3 неделя сентября

3

Лечебное плавание

3

Лечебное плавание как средство физической реабилитации. Плавание в травматологии. Плавание в ортопедии и т.д.

Проверочная работа

4 неделя сентября

1,2 неделя октября

4

Первая доврачебная помощь (практика)

3

Освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца

Зачет

3,4 неделя октября

1 неделя ноября

5

Совершенствование техники плавания кролем на груди

3

Упражнение на совершенствование движений рук, ног, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры

Зачет

2,3,4 неделя ноября

6

Совершенствование техники плавания кролем на спине

3

Упражнение на совершенствование движений ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Игры. Эстафеты.

Зачет

1,2,3 неделя декабря

7

Совершенствование техники плавания брасом на груди

3

Упражнение на совершенствование движений ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

4 неделя декабря

2,3 неделя января




8

Совершенствование техники плавания брасом на спине

3

Упражнение на совершенствование движений ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

4 неделя января

1,2 неделя февраля

9

Совершенствование техники плавания на боку

3

Упражнение на совершенствование движений ног, рук, туловища. Старты. Повороты. Эстафеты. Игры.

Зачет

3,4 неделя февраля

1 неделя марта

10

Совершенствование техники плавания избранным способом

6

Повторное проплывание серии отрезков с учетом времени. Плавание в умеренном и попеременном темпе

Зачет

2,3,4 неделя марта

1,2,3 неделя апреля

11

Лечебное плавание

4

Лечебное плавание как средство физической реабилитации. Плавание в травматологии. Плавание в ортопедии и др.

Проверочная работа

4 неделя апреля

1,2,3 неделя мая