СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Чтение" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по предмету "Чтение" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение" 5 класс»




ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат VIII вида

РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5. тел. 830136 53302



УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета

от «___» ________ 2016 г.

Приказ № _________

Директор _______ Будаев С.О.

«___»________________2016г.







Рабочая программа по предмету «чтение»

5 класс



Учитель: Дашиева Д.В.











2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа является рабочей и составлена на основе:


Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по разделу «Чтение» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовнательых учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  1. формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  2. развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

  3. развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  4. нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Тематическое планирование ориентируется на использование учебника для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф. Малышева.- 14-е изд. Москва «Просвещение» 2015 год (рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации).

План предусматривает обучение в 5 классе в объеме 136 часов, по 4 урока в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.



Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Согласно учебно – тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:

  1. Блочно – модульной подачи материала;

  2. Уроки повторения;

  3. Интегрированные уроки;

  4. Сочетание различных форм обучения.


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:


Четверть

Количество часов

I

36

II

28

III

40

IV

32

Год

136


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.


Обучение построено на принципах:

принцип коррекционной направленности в обучении,

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

принцип научности и доступности обучения,

принцип систематичности и последовательности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, музыкальные фрагменты.


Типы урока:


  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи Методы и приёмы обучения:


Инновационные технологии обучения:

1.Игровые технологии.

2.Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

3.Элементы технологии коллективного способа обучения.

4.Здоровьесберегающие технологии

5.Элементы проблемного обучения.

6.Элементы компьютерной технологии

7.Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.


Формы работы:


Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;


Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.


Занятия проводятся в классно-урочной форме.





Содержание программного материала.


Устное народное творчество — коллективное творчество народа.

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Люблю природу русскую

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

Животные в доме

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Они прославили Россию

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Весело всем

Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных.

Вечный свет подвига

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.

Писатели мира детям

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.



Навыки чтения


Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.







Работа с текстом


Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.


Основные требования к умениям учащихся


1-й уровень

• правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;

• читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;

• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

• выучить наизусть 8—10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

2-й уровень

• правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

• находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

• отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

• принимать участие в уроках внеклассного чтения.














Учебно -тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

     Устное народное творчество — коллективное творчество народа

 


12

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».


УДУ:

• читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;

      • читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

      • делить текст на части под руководством учителя;

      • пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

      • определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

      • выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

  • отвечать на вопросы учителя; выделять главную мысль произведения;

      • выучить наизусть 8—10 стихотворений;

      • читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.



УДЗ :

  • Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки

  • Названия рассказов, фамилии писателей

  • 8-10 стихотворений наизусть


И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».


2.

Люблю природу русскую

41

      Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

      


3.

Из прошлого нашего народа




12

      Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6  класса).

О. Тихомиров «На поле Куликовом»,

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».


4.

Животные в нашем доме

      


16

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),

К. Паустовский «Кот Ворюга»,

Б. Житков «Про обезьянку»,

Э. Асадов «Дачники»,

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,

С. Михалков «Будь человеком».


5.

Спешите делать добро.

17

      Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,

О. Бондарчук «Слепой домик»,

В. Осеева «Бабка»,

А. Платонов «Сухой Хлеб»,

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд»,

Р. Рождественский «Огромное небо».


7.

О друзьях - товарищах

      


13

Юмористические произведения разных жанров. Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»,

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В.Медведев «Фосфорический мальчик»,



Л. Воронкова «Дорогой подарок»,

Я. Аким «Твой друг».


9.

  Из произведений зарубежных писателей.


13

      Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки),

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок),

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).


10.

Внеклассное чтение

7

Чтение сказок, о друзьях – товарищах, басни И.А.Крылова, спешите делать добро, рассказы В.Бианки, К.Паустовский «Синий лапоть», о животных, стихи и рассказы о войне, итоговый урок.


 УДУ:

  • читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

УДЗ:

  • Названия рассказов


11

Развитие устной речи

5

Выразительное чтение стихотворений, пересказ по плану.





Изучаемые произведения.


Устное народное творчество.

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О друзьях – товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»,

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),

В. Медведев «Фосфорический мальчик»,

Л. Воронкова «Дорогой подарок»,

Я. Аким «Твой друг».

Спешите делать добрые дела.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,

О. Бондарчук «Слепой домик»,

В. Осеева «Бабка»,

А. Платонов «Сухой Хлеб»,

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд»,

Р. Рождественский «Огромное небо».

О животных.

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),

К. Паустовский «Кот Ворюга»,

Б. Житков «Про обезьянку»,

Э. Асадов «Дачники»,

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,

С. Михалков «Будь человеком».

Из прошлого нашего народа.

О. Тихомиров «На поле Куликовом»,

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Из произведений зарубежных писателей.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки),

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок),

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).










Произведения для внеклассного чтения.


П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».



Произведения для заучивания наизусть.


И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».


Календарно – тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН






Словарь

Примечания



1 четверть – 38 часов.


Должен уметь

Должен знать





Устное народное творчество.

12ч.





1


Считалки. Заклички- приговорки. Потешки.

1ч.

Уметь привести примеры произведений устного народного творчества.

Знать жанры произведений устного народного творчества.


презентация

2


Пословицы и поговорки

1ч.





3


Загадки.

1ч.





4


Никита Кожемяка. (Русская сказка)

1ч.

Уметь назвать признаки сказки как литературного жанра.

Знать признаки сказки, как литературного жанра.

Промысел, неволя, борозда.


5


Как наказали медведя.(тофаларская сказка)

1ч.



сходка


6


Золотые руки. (Башкирская сказка).





7


Морозко. (Русская сказка). Проказы мачехи.

1ч.

Уметь выделять главную мысль сказки.

Знать краткое содержание сказки

кудель


8


Морозко. (Русская сказка). Испытания для падчерицы.





9


Два Мороза (Русская сказка)

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.



10


Три дочери (Татарская сказка)

1ч.





11


Внеклассное чтение. Чтение сказок.

1ч.





12


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Знакомство с произведением.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.

Сочельник

презентация

13


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Гибель царевны.

1ч.

Умение находить в тексте описание характеров главных героев, внешности царевны. Чтение наизусть отрывка сказки.


Сенная девушка


14


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Елисей спасает принцессу.

1 ч.



Рогатка


15


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Добро побеждает зло.

1 ч.





16


Мамин- Сибиряк. Серая Шейка.

Знакомство с произведением.

1ч.

Уметь пересказывать каждую из частей.

Знать смысл словарных слов и устойчивых сочетаний в тексте.

Знать содержание сказки.

Поросль, косяк


17


Мамин- Сибиряк. Серая Шейка. Встреча с зайцем.



Беззащитный, одиночество.


18


Мамин- Сибиряк. Серая Шейка. Опасность Серой Шейки.





19


Мамин- Сибиряк. Серая Шейка. Спасение Серой Шейки.





20


Развитие устной речи. Пересказ по плану

1ч.







Картины родной природы. Лето.





21


Г. Скребицкий. Июнь. Описание.

1ч.





22


И.Суриков. Стихотворение. Ярко светит солнце.

1ч.





23


А.Платонов. Рассказ. Июльская гроза .Страх Антошки.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



24


А.Платонов. Июльская гроза. Забота Наташи о брате.





25


А.Платонов. Июльская гроза .Отчаяние Наташи.





26


А.Платонов. Июльская гроза. Помощь старика.





27


Прокофьев. Берёзка.

1ч.





28


Ю.Гордиенко. Вот и клонится лето к закату. Выбор слов и выражений, описывающих картины природы.

1ч.

Отвечать на вопросы учителя.

Знать понятие «описание».



29


Развитие устной речи и выразительное чтение поэтических текстов.

1ч.







Осень.

7ч.





30


Г.Скребицкий. Рассказ. Сентябрь

1ч.

Назвать приметы осени.


Соня

презентация

31


И.Соколов-Микитов. Золотая осень. На голых полях и огородах.

1ч.





32


И.Соколов-Микитов. Золотая осень. Зимние квартиры.

К.Бальмонт. Осень.

1ч.





Читать выразительно.




33


Г.Скребицкий. Рассказ. Добро пожаловать.

1ч.

Пересказывать текст по плану самостоятельно.


Манок


34


А.Астафьев.Рассказ. Осенние грусти.

1ч.

Читать осознанно, выразительно




35


И.Бунин. Первый снег.

1ч.

Умение описывать картину зимы при помощи слов из стихотворения.

Знать стихотворение наизусть

Пурпур


36


Контрольное чтение.

1ч.







2 четверть – 28 часов








О друзьях-товарищах.

13ч.





37


Ю.Яковлев. Рассказ. Колючка. Секрет Веры.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



38


Ю.Яковлев. Колючка. Поступок Веры.

Отвечать на вопросы учителя.

Знать содержание рассказа.



39


Ю.Яковлев.Рассказ . Рыцарь Вася. Мечты тюфяка.

1ч.

Читать осознанно, правильно, целыми словами.


Ябеда


40


Ю.Яковлев. Рыцарь Вася. Спасение первоклассника.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.




41


Н.Носов.Отрывок . Витя Малеев в школе и дома. Обман ребят.

1ч.





42


Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1ч.





43


В.Медведев. «Фосфорический» мальчик. Увлечение Толи.

1ч.

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.


фосфор


44


В.Медведев. «Фосфорический» мальчик. Победы Толи.

1ч.





45


Л. Воронкова. Дорогой подарок.

Знакомство с произведением.

1ч.

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.




46


Л. Воронкова. Дорогой подарок. Подарок для тёти Нюры.

1ч.





47


Я.Аким. Твой друг.

1ч.




презентация

48


Развитие устной речи и выразительное чтение

1ч.





49


Внеклассное чтение. О друзьях – товарищах.

1ч.







Басни И.Крылова

4ч.





50


И.А.Крылов. Ворона и Лисица. Мораль басни.

1ч.

Понять, что высмеивает и чему учит басня, читать басню по ролям.

Знать басню наизусть.


презентация

51


И.А.Крылов. Басня .Щука и кот.

Мораль басни.

1ч.

Умение понимать смысл басни.




52


И.А.Крылов. Басня. Квартет.

Мораль басни.

1ч.



Квартет, бас, альт, скрипка.

презентация

53


Внекл. чтение И.А.Крылов. Басни.

1ч.







Спешите делать добро.

17ч





54


Н. Хмелик. Рассказ. Будущий олимпиец. Знакомство с произведением.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



55


Н. Хмелик. Будущий олимпиец. Помощь бабушке.

1ч.





56


О. Бондарчук. Слепой домик.

1ч.

Читать осознанно, правильно, целыми словами.

Знать содержание рассказа.



57


В Осеева. Рассказ. Бабка. Знакомство с произведением. Лишний человек.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



58


В Осеева. Бабка. Отношения с бабушкой у Борьки.





59


В Осеева. Бабка.





60


В Осеева. Бабка. Последний бабушкин подарок.





61


А.Платонов. Рассказ .Сухой хлеб. Отношения матери и сына.


1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



62


А.Платонов. Сухой хлеб. Трудолюбие Мити.



Междурядье, мотыжить.


63


А.Платонов. Сухой хлеб.





64


Контрольное чтение.

1ч.







3 четверть – 40 часов






65


В.Распутин. Отрывок. Люся. Отношение Люси к лошади.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.



66


В.Распутин. Люся. Помощь матери.





67


В.Брюсов. Труд.

1ч.





68


Р.Рождественский. Огромное небо.

1ч.

Читать выразительно стихотворение.




69


Развитие устной речи и выразительное чтение

1ч.





70


Внекл. чтение Спешите делать добро.

1ч.







Картины родной природы. Зима.

25ч.





71


Ф.Тютчев. Чародейкою-зимою.

1ч.


Знать стихотворение наизусть.



72


Г.Скребицкий. Рассказ. Декабрь.

1ч.

Пересказывать по плану.



презентация

73


К.Бальмонт. К зиме.

1ч.


Знать стихотворение наизусть.



74


Г. Скребицкий. Рассказ. Всяк по-своему. Опасности зайца осенью.

1ч.





75


Г. Скребицкий. Всяк по-своему.





76


С.Есенин. Поёт зима – аукает…

1ч.


Знать стихотворение наизусть.



77


С.Есенин. Берёза.

1ч.


Знать стихотворение наизусть.


презентация

78


А.С.Пушкин. Зимняя дорога.

1ч.


Знать стихотворение наизусть.

Борзая, вёрсты полосвты.

презентация

79


Г. Скребицкий. Рассказ. Весна.

1ч.




презентация

80


А.Толстой. Вот уж снег последний в поле тает…

1ч.





81


Г. Скребицкий. Рассказ .От первых проталин до первой грозы

1ч.





82


Г. Скребицкий. Рассказ. Весна-красна.

1ч.




презентация

83


Г. Скребицкий. Рассказ. Грачи прилетели.

1ч.





84


Г. Скребицкий. Рассказ. Заветный кораблик.

1ч.





85


Г. Скребицкий. Рассказ. В весеннем лесу.

1ч.





86


А. Толстой.Рассказ. Весенние ручьи.

1ч.





87


А.С.Пушкин.Гонимы вешними лучами…

1ч.

Читать выразительно.




88


А.Блок. Ворона.

1ч.





89


Е. Серова.Подснежник.

1 ч.





90


И.Соколов-Микитов. Рассказ. Весна.

1ч.

Читать осознанно, правильно, выразительно.




91


И.Бунин. Крупный дождь в лесу зелёном…

1ч.





92


С.Есенин. Черёмуха.

1ч.


Знать наизусть отрывок.


презентация

93


Я.Аким. Весна, весною, о весне...

1ч.





94


Развитие устной речи и выразительное чтение стихов

1ч.





95


Внекл . чтение. Рассказы В.Бианки.

1ч.







О животных.

16ч





96


Н.Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка. Неудачная попытка Тёмы.

1ч.





97


Н.Гарин-Михайловский. Тёма и Жучка. Поступок Тёмы.





98


А. Толстой. Отрывок. Желтухин. Страхи птенца.

1ч.

Пересказывать текст по плану с помощью учителя.




99


А. Толстой. Желтухин.





100


А. Толстой. Желтухин





101


К.Паустовский. Рассказ. Кот-ворюга. Проделки кота.

1ч.

Читать осознанно, правильно, выразительно.




102


К.Паустовский. Кот-ворюга. Наказание кота.





103


Внекл.чтение. К.Паустовский. Синий лапоть.

1ч.





104


Контрольное чтение.

1ч.







4 четверть – 32 часов






105


Б.Житков. Рассказ. Про обезьянку. Обезьянка Яшка.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.




106


Б.Житков. Про обезьянку. Наказание Яшки.





107


Б.Житков. Про обезьянку. Проказы Яшки.





108


Э. Асадов. Дачники.

1ч.





109


Ф.Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны.

1ч.





110


С. Михалков..Будь человеком.

1ч.



Эгоист


111


Внекл.чтение. О животных

1ч.







Из прошлого нашего народа.

12ч





112


По О. Тихомирову. На поле Куликовом. Знакомство с произведениями.

1ч.

Отвечать на вопросы к тексту.


Ратник, дань, рать.


113


По О. Тихомирову. На поле Куликовом.



Окрест, сеча.


114


По О. Тихомирову. На поле Куликовом.





115


По С.Алексееву. Рассказы о войне 1812 года.

1ч.

Отвечать на вопросы учителя.




116


По С.Алексееву. Рассказы о войне 1812 года.





117


Н.А.Некрасов.Отрывок «И снится ей жаркое лето…»

Читать выразительно.




118


А.Куприн. Белый пудель. (отрывок). Бродячая труппа.

1ч.



Труппа, шарманка


119


А.Куприн. Белый пудель. (отрывок).Способности Сергея.

Пересказывать по плану.




120


А.Куприн. Белый пудель. (отрывок).Происшествие на даче.



Прописать ижу.


121


По Л.Жарикову. Рассказ. Снега, поднимитесь метелью!


1ч.

Выразительно читать отрывок.




122


Ю.Коринец. У могилы Неизвестного солдата.

1ч.

Выразительное чтение отрывка.




123


Внекл. чтение. Стихи и рассказы о войне

1ч.







Из произведений зарубежных писателей.

13ч.





124


В.Гюго. Гаврош. (отрывок).Маленький Гаврош.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание рассказа.


презентация

125


В.Гюго. Гаврош. (отрывок). Гаврош опекает малышей.





126


М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок).Дети на пикнике.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль

Знать содержание рассказа.

Пикник


127


М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок).Том и Бекки в пещере.





128


М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок).





129


М.Твен. Приключения Тома Сойера (отрывок).Спасение детей.





130


С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Лесной гном.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.



презентация

131


С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Пересказ по плану.

Знать содержание текста.



132


С.Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.





133


Х.Андерсен. Сказка .Русалочка. Спасение принца.

1ч.

Уметь делить текст на части, выделять главную мысль.

Знать содержание сказки.


презентация

134


Х.Андерсен. Сказка. Русалочка. Переживание русалочки.





135


Х.Андерсен. Сказка. Русалочка. Гибель русалочки.





136


Внекл.чтение. Итоговый урок.

1ч.









Литература

Основная

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/З.Ф. Малышева Э.В. –М.: Просвещение, 2015



Дополнительная

Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению/С.В.Кутявина.-М.: Вако,2007

Вакуленко Ю.А. Физкультминутки/Ю.А.Вакуленко.-Волгоград, Учитель,2007

Карасева И.В. Литература 5 класс/И.В.Карасева, В.Н.Пташкина. –Волгоград, Учитель,2010

Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.











Средства обучения

  1. Наглядный учебный материал

1. Подборка материала к урокам русского языка: таблицы по темам, словарные слова с иллюстрацией, игра «Весёлый наборщик», «Угадай букву»

  1. Дидактический материал

  1. Аксёнова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы (с иллюстрациями)/ Э.В.Якубовская,А.К.Аксёнова.-М.: Просвещение, 1999

  2. Грамматическое лото по теме:Безударные гласные в корне слова.

  3. Перфокарты по теме :Звонкие и глухие согласные.

  4. Наглядное пособие :Лето в картинках.

  5. Наглядное пособие: Осень в картинках.


  1. Учебные пособия

Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/З.Ф. Малышева Э.В. –М.: Просвещение, 2015









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!