СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Гражданское образование" (для колледжа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа "Гражданское образование" предназаначена для факультативного  предмета "Гражданское образование" Красноярского  педагогического  колледжа № 1 им. М. Горького, специализация "История" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Гражданское образование" (для колледжа)»

Министерство образования и науки РФ

КГОУ СПО Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ




















г. Красноярск,

2006 г.


Утверждена:

Зам. директора КПК№1

__________И.К. Рипинской





« » __________2006г.


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 050401


Одобрена:


Предметно-цикловой комиссией общественно – исторических дисциплин


Председатель: Куриленко В.М.


« » __________2006г




Составитель: Ракова А.А.





Рецензенты:








Пояснительная записка

Программа курса «Гражданское образование» соответствует требованиям Государственного Образовательного Стандарта повышенного уровня.

Целью данной программы является подготовка специалиста среднего педагогического учебного заведения повышенного уровня.


Данный курс разработан на основе Концепции «гражданского образования», что предполагает многостороннее формирование у студентов гражданских компетентностей (определенного знаниевого компонента, навыков коммуникации, толерантности, развитого самосознания, самореализации, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни), а также совокупности позитивных гражданских свойств личности, гражданской активности и ориентации на социально-значимые нравственные и патриотические ценности.

Так как содержание курса тесно связано с содержанием общегражданского политического осознания, то этим обусловлены его функции.

Социальная функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально – политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспективы сильной социальной политики государства, возможности гармонического развития личности.

Культурно – просветительная функция гражданского политического сознания проявляется в его активном содействии обогащению людей духовной культурой в побуждении их к духовному творчеству.

Воспитательная функция заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, требующее от каждого гражданина прямоты и откровенности, честности и внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам в себе и окружающих людях, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело.

Психологическая функция в том, что, развивая политическую сознательность в человеке, она стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и устойчивыми ее направленность, идейно – нравственные устремления и поступки.


Особенностью данного курса является отдача приоритета формированию гражданской позиции, а именно следующих составляющих ее качеств: социально – активной позиции студентов, дисциплинированности, чувства ответственности за собственные действия, определенной гражданской сознательности, гражданского самоопределения и самооценки, развитию коммуникативных способностей студентов.


Основной целью гражданского образования является воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Исходя из этого, основными задачами курса являются задачи следующие:

- ознакомление с понятием демократии и ее основными принципами;

- формирование собственной гражданской позиции;

- формирование чувства патриотизма через изучение символики своей страны;

- рассмотрение модели участия гражданина в жизни современного демократического общества;

- рассмотреть формы активного и ответственного участия в политической жизни страны, что является ключом формирования в личности гражданской позиции;

- сформировать умение пользоваться источниками СМИ, а также правильно интерпретировать и анализировать их;

- развить умение презентировать собственную точку зрения;

- развитие умения выражать свои мысли в правильной письменной и устной форме.

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- формирование толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Курс «Гражданское образование» относится к циклу общих гуманитарных дисциплин.

Данный курс тесно связан с рядом общепрофессиональных и общих гуманитарных дисциплин, такими как: история, политология, социология.


При изучении данного курса наряду с традиционными методами обучения, такими как лекции и семинары, широко используются инновационные образовательные технологии (работа по группам с последующей презентацией наработанных умений и навыков, создание тематических проектов, дискуссии и круглые столы по ключевым проблемам).

При изучении определенных тем курса рекомендуется применение ИКТ.


В соответствии с ГОС на изучение дисциплины отводится 32 часа.

Итоговой формой контроля является зачет, который предполагает создание проекта по выбранной из предложенных студентам тем.


Основным результатом по итогам прохождения данного курса должны стать не знания, умения и навыки сами по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах.

Состоять этот набор компетентностей будет из:

Знаний:

- о смысле гражданского образования;

- о принципах гражданского общества;

- о правах человека во всем мире;

- о политике государства в сфере гражданского воспитания;

- о выборах как форме гражданского участия в политической жизни страны.


Умений:

- критически мыслить;

- анализировать политическую ситуацию;

- сотрудничать с другими людьми;

- делать выводы;

- выявить причинно – следственные связи;

- видеть варианты решения какой – либо проблемы.


Навыков:

- публичного выступления через презентацию собственной точки зрения.


Ценностей:

- уважение к правам других людей;

- толерантность.






Тематический план курса «Гражданское образование»



Наименование разделов и тем

Максимальная уч. нагрузка

Количество аудиторных часов

СРС

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Раздел 1. Введение в курс Гражданского образования.

4

4

2

2


Тема 1.1. Введение.

2

2

2



Тема 2.2. Гражданское образование и процесс социализации.

2

2


2


Раздел 2. Государство, в котором мы живем.

2

2

2



Тема 2.1. Демократическое государство.

2

2

2



Раздел 3. Взаимоотношения молодежи и власти.

4

4

4



Тема 3.1. Молодежь и политика.

2

2

2



Тема 3.2. Молодежные объединения.

2

2

2



Раздел 4. Я – Гражданин своего государства.

8

8

4

4


Тема 4.1.Что значит быть Гражданином?

2

2

2



Тема 4.2. Права человека. Мои права.

2

2


2


Тема 4.3.Политическое участие – выборы.

2

2

2



Тема 4.4. Государственная символика нашей страны.

2

2


2


Раздел 5. Учиться думать об общественных проблемах…

14

14

8

4

2

Тема 5.1.Толерантность – дорога к миру.

2

2

2



Тема 5.2. Социальное проектирование.

2

2


2


Тема 5.3. Гражданский форум.

4

4

2


2

Тема 5.4. Что значит быть грамотным Гражданином?

4

4

2

2


Тема 5.5. Проблемы развития Гражданского образования в Красноярском крае.

2

2

2



Итого

32

32

20

10

2




Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Введение в курс Гражданского образования.

Тема 1. 1. Введение.

Понятие Гражданского образования. Необходимость гражданского образования в России. Цели, задачи курса. Проблемы развития Гражданского образования. Межпредметная связь. Компоненты гражданского образования. Гражданственность. Гражданин. Гражданская активность. Гражданская позиция. Гражданское общество.


Тема 2.2. Гражданское образование и процесс социализации.

Понятие социализации. 3 вида трактовки понятия социализация. Правовая социализация. Концепции правовой социализации. Объективистское понимание общества. Культурно – аналитическое понимание общества. Социализация нравственного поведения. Теория Хабермаса. Теория Л. Кольберга. Социализация через гражданское образование.


Раздел 2. Государство, в котором мы живем.

Тема 2.1. Демократическое государство.


Понятие государства. Понятие демократии. История возникновения и развития демократии. Демократические принципы и ценности. Демократия и образование. Демократия и СМИ. Демократическое общество.



Раздел 3. Взаимоотношения молодежи и власти.

Тема 3.1. Молодежь и политика.

Что такое политика. Понятие «молодежная политика».

Работа с молодежью в области политики. Специфика работы с молодыми людьми в данной сфере. Результаты непоследовательной работы с молодежью. Проблемы, возникающие при работе с молодежью в области политики. Разработка возможных способов решения этих проблем.


Тема 3.2. Общественные молодежные объединения.

Места работы с молодежью в области политики. Клуб «Молодой политик». Цели и задачи работы клуба. Участники клуба «Молодой политик».

Сферы социального и личностного самоопределения молодежи. Категории молодежи с точки зрения социального и личностного самоопределения.


Раздел 4. Я – Гражданин своего государства

Тема 4.1. Что значит быть Гражданином?

Понятие «гражданин». Значения понятия. Правовая трактовка понятия. Гражданская трактовка понятия. Гражданин демократического государства. Статус российского гражданина. Права российского гражданина. Основания получения российского гражданства. Гражданское общество. История гражданского общества.


Тема 4.2. Права человека. Мои права.

Правовая культура человека. Гражданский кодекс РФ (общая характеристика). Избирательные права. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека. Международные документы о правах человека. Международный билль о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция по защите прав человека. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Дискриминация меньшинств. Шовинизм. Ксенофобия. Антисемитизм. Защита прав человека. Уполномоченный по правам человека.


Тема 4.3.Политическое участие – выборы.

Сущность политического участия. Формы политического участия. Избиратель. Участие в управлении государством. Роль выборов в обществе. Избирательное право. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная системы. Избирательный процесс. Избирательная кампания


Тема 4.4. Государственная символика нашей страны.

Понятия: герб, флаг, гимн. Федеральные законы о государственных символах России, официальные документы и мероприятия по популяризации государственной символики. ФКЗ «О Государственном гербе РФ», ФКЗ «О Государственном Флаге РФ», ФКЗ «О Государственном гимне РФ».

Герб государства Российского. Происхождение. История герба.

Российский флаг. Происхождение. История флага.

Государственный гимн России. История гимна. Авторы.



Раздел 5. Учиться думать об общественных проблемах…

Тема 5.1.Толерантность – дорога к миру.

Понятие толерантности. Плюрализм. Гласность. Многообразие. Общественные объединения и организации. Правила толерантности.



Тема 5.2. Социальное проектирование.

Социальный проект. Социальное проектирование. Цели, задачи социального проектирования. Виды социальных проектов. Уровни и масштабы социальных проектов. Принципы социального проектирования. Проект «Гражданин» - новая реальность гражданского образования.


Тема 5.3. Гражданский форум.

Сущность Гражданского форума. Цели и задачи. Осуществление проекта в рамках Гражданского форума.


Тема 5.4. Что значит быть грамотным Гражданином?

Работа с документом. Алгоритм работы. Анализ политических выступлений. Юридический анализ: конституции, кодексы и законы. Анализ СМИ: газетные и журнальные статьи, телевидение. Анализ литературы. Критерии анализа. Работа с фотоматериалами. Работа со справочными материалами: словари, энциклопедии, карты. Анализ статистических данных.



Тема 5.6. Проблемы развития Гражданского образования в Красноярском крае.

Проблема становления. Проблема развития.


Литература:

Аникеев А.С., Болотина Т.В., Основные подходы к развитию гражданского образования в России. М., 2002.

Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

Артамонов В.А., Соболева Н.А., Символы России. Очерки государственной символики России. М.: Панорама, 1993

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

Бегенчева Т.Т. и др. Азбука гражданского образования. Ашгабат. 1996.

Бережнов А.Г., Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. «Социальное проектирование подростка»

В.Н.Болотов, В.В.Сериков. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе. В кн.: Активная школа, М., 2004

Вилинбахов Г.В. Герб России // Родина, 1998, №2

Воскресенская Н., Фрумин И. Гражданское образование. Сб. материалов, разработанный под эгидой совета Европы, 2 издание. М.,2000.

Воскресенская Н.М., Положевцев П.Г., Выборы в демократическом обществе. М.., 1999

Выборы в демократическом обществе. М. 1996.

Гаджиев И.С., Введение в политическую науку. М., 1997.

Герб и флаг России X- XX века // Авт. Кол. Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф. М.: Юридическая литература, 1997.

Гражданское образование в Красноярском крае. Становление Гражданского общества в России: сборник научных работ/ Красноярская краевая организация общества «Знание»; Под ред. Т.В. Романчук. Красноярск, 1996.

Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы/ – М.: Новый учебник, 2003. – 160 с

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ ЗАО «Учительская газета»; Под ред. А. Иоффе, Ч. Уайта. - Москва, 1997. – 190 с.

Гречко П.К., введение в обществознание. М., 1999.

Джонс Дж. К., Методы проектирования. Мир, М., 1986.

Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы. М., 1995

Закон «О Государственном гербе РФ» // Российская газета, 2000, 27 декабря

Закон «О Государственном гимне РФ» // Российская газета, 2000, 27 декабря

Закон «О Государственном флаге РФ» // Российская газета, 2000, 27 декабря

Зевин Дж. Столкновение различных подходов к понятию о гражданственности /Дж. Зевин // СоцИс. 2005. №2,

Ионин Л.Г., Социология культуры, М.. 1996.

Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. М., 1998.

Кларин М.В., Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Арена, М., 2000.

Коваленко Н.С., Комарова К.В., Чуйковой И.И., Якимович И.Г. «Гражданский Форум: от общественного мнения к общественному суждению» в данной книге, в разделе «Воспитание гражданственности».

Конституции зарубежных государств (США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии, Канады). М. 1996.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Лебедев В. Большой государственный герб России // Родина, 1993, №10.

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

Лосото Е. Диалог. М., 1988.

Маленкова Л.И. Человековедение. М. 1993.

Никитин А.Ф., Основы государства и права. М., 1999.

Орлов Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб // Новое время, 2000, №47.

Основы гражданского образования. Н. Новгород. 1996.

Патрик Дж. Гражданское образование в период 3 волны демократии, его значение для гражданского общества/ Дж Патрик //СоцИс. – 2004. - №2, - С.78-84.

Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993.

Положение детей в России. М., 1993.

Права человека в России – международное измерение. М., 1995.

Прутченкова А.С. «Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта»

Риэрдон Э. Б. Толерантность – дорога к миру/ Б.Э. Риэрдон – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.

Романовский В.К. Символы Российской государственности. М., Русское слово, 2002.

Рудиня В., Сарма В., Цатлакс Г. и др. Учение об обществе и государстве. Пособие для учителя. Рига. 1996.

Соболева Н.А. Герб Российского государства // Вопросы истории, 1992, №10.

Соболева Н.А. Герб Российского государства // Наука и жизнь, 1994

Соколов Я., Граждановедение (права и свободы человека и гражданина). М., 1996.

Соколов Я.В. Права человека. М., 1993.

Тадевосян Э.В., Социология. М., 1998.

Френе С., Нравственное и гражданское воспитание. М., 1990.

Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.: Изд-во Московского университета, 1993.

Школьные проекты по гражданскому образованию. Красноярск, 1999.

Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. Избр. Труды. М., 1995.




Internet – страницы и медиа - материалы


Символы Российского Государства, CD – ROM.

http://www.freedomhouse.org - статистика и комментарии по поводу ситуации с демократией и свободой в разных странах мира в разные исторические периоды.






11